Напоминание

Рекомендации педагогам и родителям по развитию у детей старшего дошкольного возраста логического мышления.


Автор: Москвитина Инна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №20 "Звёздочка"
Населённый пункт: станица Голубицкая, Темрюкский район
Наименование материала: Рекомендации педагогам
Тема: Рекомендации педагогам и родителям по развитию у детей старшего дошкольного возраста логического мышления.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рекомендации педагогам и родителям по развитию у детей

старшего дошкольного возраста логического мышления.

Процесс мышления очень важен для развития человеческой личности.

Он позволяет овладеть знаниями о предметах окружающего мира,

действиях и явлениях, связанными с этими предметами. В период

дошкольного детства на основе наглядно-действенного мышления начинает

складываться наглядно-образное мышление, а затем и словесно-логическое.

При этом формируются такие мыслительные операции как анализ, синтез,

сравнение,

абстракция,

обобщение

и

классификация,

служащие

«инструментом познания».

Для

эффективного

формирования

мыслительной

деятельности

необходимо

целенаправленное

организованное

обучение,

чему

способствует предметно-развивающая среда ДОО, особенно применение

средств

для

формирования

совместных

игр

дошкольников

и

исследовательской зоны.

Для детей с низким уровнем развития познавательной сферы и

логического

мышления

требуются

дополнительные

занятия

(индивидуальная работа) для развития памяти, внимания, обще учебных

навыков. Желательны индивидуальные задания пониженного уровня

сложности. Стоит одобрять стремление ребенка достичь успеха, отмечать

даже небольшие достижения. Очень важно убедить родителей заниматься

развитием ребенка, рекомендовать развивающие упражнения и игры. В

некоторых

случаях

целенаправленная

развивающая

работа

дает

возможность достичь высоких результатов.

Рекомендации педагогам ДОУ:

1. Развитие логического мышления через овладение действиями

замещения и моделирования в различных видах деятельности.

2. В работе с детьми использовать мнемотехнику, опорные схемы,

моделирование.

3. Рассказывать детям о причинно-следственных связях между

явлениями.

4.Использовать для развития логического мышления мультисенсорный

игровой материал (палочки Кюизенера, блоки Дьёнеша), конструктор,

кубики, мозаику, головоломки и др.

Успех в работе по развитию логического мышления детей может быть

достигнут только при тесном взаимодействии с родителями, поскольку

знания, полученные в детском саду, должны подкрепляться в условиях

семьи.

Несомненным является то, что влияние родителей на уровень развития

мышления ребенка велико, и оно может развиваться путем выполнения

несложных инструкций. Анализ современных психолого-педагогических

исследований дал нам возможность определения следующих психолого-

педагогических условий, способствующих развитию мышления у старших

дошкольников:

1.

Создание

обстановки,

которая

опережает

развитие

детей.

Обогащение окружающей ребенка среды различными, новыми предметами

и стимулами для него в целях развития его любознательности.

2. Обеспечение ребенку свободы в выборе деятельности. Задача

родителей – оказание помощи в организации насыщенной и увлекательной

деятельности.

3. Системность в обучении детей.

4. Обогащение опыта ребенка. Чем ребенок больше слышал, видел и

пережил, чем больше он усвоил и знает, чем большим числом компонентов

деятельности он располагает в собственном опыте, тем существеннее и

продуктивнее при иных равных условиях будет его мышление.

5. Обеспечение хорошей атмосферы.

Доброжелательность от родителей, их отказ высказывать оценку и

критику в адрес ребенка благоприятствует свободному проявлению

дивергентного мышления (оно характеризуется быстротой, гибкостью,

оригинальностью, точностью).

Основные

методики

и

средства,

которые

позволят

родителям

обеспечить грамотное развитие мышления у детей старшего дошкольного

возраста:

1. Дидактические игры: «Сложи картинку», «Продолжи ряд», «Найди

различия» и т. д. Это игры дети используют в повседневной жизни.

2. Развивающие игры: Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики В.

Никитина, «Колумбово яйцо» - самые главные в развитии логического

мышления, так как они заставляют думать, включают воображение, учат

операциям сравнения. обобщения, анализа.

Любая игра имеет широкий диапазон действий: Например, в одну и ту

же игру можно играть от 3 до 7 лет. Это возможно, потому что в ней есть

упражнения как в 1-2 действия для малышей, так и многоступенчатые

задачи для старших детей.

Например, «Угадай, что спрятано», «Пары картинок», «Волшебная

коробочка». Многофункциональность одной игры – может решить

большое количество образовательных задач, незаметно ребенок изучает,

запоминает

цвета,

форму,

тренирует

мелкую

моторику

рук,

совершенствует речь, мышление. Внимание, память, воображение.

Для эффективного развития логического мышления у старшего

дошкольника, необходимо соблюдать некоторые условия при проведении

занятий:

1. Недопустимо, чтобы ребенку было скучно во время занятий. Если

для ребенка учеба интересна, он лучше учится.

2. Старайтесь демонстрировать необходимость знаний, приводите

примеры. Ставьте новые знания в связь с уже усвоенными.

3. Нужно повторять упражнения. Развитие умственных способностей

детей определяется практикой и временем. Если то или иное упражнение

сделать не получается, отвлекитесь, вернитесь к нему позже либо

предложите ребенку более простой вариант.

4. Не будьте слишком тревожными по поводу недостаточных успехов

или малого прогресса. Будьте терпеливыми, не торопитесь, не нужно

давать

ребенку

задания,

которые

существенно

превышают

его

интеллектуальные возможности.

5. В занятиях с ребенком важна мера. Не нужно заставлять ребенка

делать упражнение, если он постоянно вертится, расстроен или устал.

Нужно постараться определить предел выносливости ребенка и повышать

продолжительность занятий каждый раз на весьма небольшой отрезок

времени.

6. Избегайте неодобрительных оценок. Никогда не говорите о его

слабостях

в

сравнении

с

остальными

детьми.

Создавайте

у

него

уверенность в собственных силах.

7. Нужно постараться не воспринимать занятия с ребенком, как

тяжкий труд, важно радоваться и получать удовольствие от общения, а

также никогда не теряйте чувства юмора.

8. Обучите ребенка:

– сравнению и сопоставлению предметов, нахождению их сходств и

различий;

– описанию различных свойств окружающих его предметов;

– узнаванию предметов по заданным признакам;

– делению предметов на классы, группы выделением в данных

предметах каких-либо признаков;

– нахождению противоположных по значению понятий;

определению

родовидовых

отношений

между

понятиями

и

предметами.

Разного рода игры, конструирование, чтение, рисование, лепка,

общение

– являются всем тем, чем занимается ребенок в дошкольный период,

осуществляет развитие у него таких мыслительных операций, как

обобщения,

сравнения, абстрагирования, классификации, установления причинно-

следственных связей, понимания взаимозависимостей, способности к

рассуждению. Ребенок учится пониманию главной мысли предложения,

картинки, текста, объединению нескольких картинок на основании общего

признака, раскладыванию картинок на группы по определенному признаку

и т.д.

Таким образом, выполнение данных простых рекомендаций позволят,

затрачивая всего 10-15 минут ежедневно значительно повысить уровень

мышления старших дошкольников.



В раздел образования