Напоминание

Музыкальная игра-сказка, как инновационный подход к развитию музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста.


Автор: Корбанова Александра Миннихаметовна
Должность: преподаватель хора, вокала
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ №1 им. Э.Бакирова" г.Елабуга
Населённый пункт: Татарстан г. Елабуга
Наименование материала: статья
Тема: Музыкальная игра-сказка, как инновационный подход к развитию музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Корбанова Александра Миннихаметовна

Преподаватель по хору и вокалу

«МБУ ДО ДМШ №1 им.Э.Бакирова»

г.Елабуга

Музыкальная игра-сказка, как инновационный подход к развитию

музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста.

В данной статье рассмотрим музыкальную игру-сказку, как средство

инновационного

подхода

в

развитии

музыкальности

у

младших

школьников.

Сегодня современный мир трудно представить без инновационных

технологий. На данном этапе информационного развития, инновации играют

важную

роль

и

в

образовательной

деятельности.

Можно

смело

предположить, что путь руководителя, владеющего и

использующего

инновационные технологии, будет успешным, интересным и стопроцентным

в достижении цели, которой является - развитие музыкальности и чистому

интонированию школьников. Таким образом, использование интерактивных

технологий и современных компьютерных программ является актуальным и

обоснованным шагом в повышении качества обучения.

Цель статьи состоит в выявлении фактов, которые будут указывать на то, что

музыкальная игра-сказка действительно может носить инновационный

характер.

И

то,

что

музыкальная

игра-сказка

является

средством

формирования и развития музыкальных способностей у детей.

Музыкальная игра- сказка представляет собой развернутую творческую

сюжетно-ролевую игру, являющуюся высшим интегрированным видом игры,

объединяющим

разные

виды

искусства-

музыку,

литературу

,театр.

Музыкальное оформление такой сказки несет в себе ценностное содержание,

если она озвучена классической музыкой разных эпох и стилей или

народной. Всю сложную работу по оформлению сказки, а это и чтение

текста сказки, отбор музыкального сопровождения, чтобы каждый образ

сказки

имел

свою

музыкальную

характеристику,

созвучную

по

эмоциональному содержанию, берет на себя руководитель.

К каждому

персонажу подбирается музыкальная характеристика, которая и предполагает

выбор отдельного вокального номера. По типу лейтмотива( фрагменты

классических произведений разных эпох или народная музыка), таким

образом, что музыка «откликается» на развитие сюжета, кульминации,

драматургию сказки, создает настроение, созвучное переживаемому героями

сказки, передает картины и звуки природы, образы животных и птиц. В такой

непростой подготовительной работе на помощь приходят инновационные

технологии(компьютерные программы):

Microsoft Word – для работы с

текстом; PowerPoint – для создания презентаций;

Adobe Audition – для

работы с музыкальными файлами; Photoshop – для работы с фотографиями;

Nero express – для записи информации на диск; Nero vision – для работы с

видео файлами; Adobe Reader – программа для работы с отсканированным

текстом;

ProShow

Producer

– создание видеоклипов, флэш презентаций;

Movavi – видео конвертер. Транслирование информации через проектор на

экран дает возможность зрительного восприятия и способствует усилению

эмоциональной отзывчивости у детей.

Музыка, являясь эмоциональным стержнем, побуждает ребенка

выразить свое отношение к ней, героям и событиям сказки с помощью

разных видов музыкальной деятельности. По ходу сказки дети слушают

музыку, передавая её характер в ритмопластических импровизациях, в

танцах( с фиксированными движениями и свободных), песнях и песенных

импровизациях. Для того, чтобы данный творческий процесс у детей

проходил

максимально

интересно,

педагог

использует

различные

инновационные технологии. Из этого следует, что музыкальная игра-сказка-

может

являться

инновационным

подходом

к

развитию

музыкальных

способностей у детей.

Особенностью музыкальной игры-сказки является возможность

включения

всех

видов

музыкальной

деятельности(

восприятие,

исполнительство, творчество, образовательная деятельность), а также разных

видов художественной деятельности(рисование под музыку образов сказки,

элементов декораций, художественное слово, театр). В процессе игры дети

накапливают опыт восприятия музыки разных эпох в привлекательной для

них игровой деятельности, что пополняет их музыкальный тезаурус,

«копилку» ценностных впечатлений. По ходу игры дети приобретают

необходимые умения и навыки исполнительской и творческой деятельности,

развиваются музыкальные и творческие способности. Музыкальная игра-

сказка

создает

условия

для

развития

умственной

активности,

эмоционального,

творческого

развития(

эмоциональная

окрашенность

музыкальных образов, возможность проявить себя как солист, «Пробуя» себя

в разных ролях, возможность проявления творческой самостоятельности и

активности в поиске способов выразительного исполнения роли).

Одной из задач музыкальной игры – сказки является развитие

эмоциональной отзывчивости на музыку, которая является основным

механизмом

присвоения

культурных

ценностей

детьми

и

центром

музыкальности. Развиваются все основные музыкальные способности:

ладовое чувство, музыкально- слуховые представления, чувство ритма.

Являясь привлекательной для детей деятельностью, музыкальная игра-сказка

способствует воспитанию ценностных ориентаций личности- развитию

положительного

эмоционально-оценочного

отношения

к

культурным

ценностям, эстетических чувств, интересов, вкусов, представлений о красоте,

то

есть

формированию

основ

музыкально-эстетического

сознания

и

музыкальной культуры в целом, что и является следующей задачей.

В результате различных наблюдений за музыкальной деятельностью

ребят, были выявлены следующие проблемы: дети не достаточно полно

выражают своё эмоциональное отношение к музыке;

слабо развита

музыкальная память, вследствие чего возникают трудности с репродуктивным

мышлением. Как известно, ребенок познает окружающий мир через призму

собственных чувств, прожитых в действии, а музыкальная сказка-игра в

синтезе с инновационными технологиями способствует у дошкольников

развитию

всех

музыкальных

навыков

и

полноценному

развитию

в

социальной среде.

Список используемой литературы:

1.«Теория и методика музыкального воспитания детей младшего школьного

возраста» О.П.Радынова, Л.Н.Комиссарова, Дубна Феникс 2011г.

2. Лунина Г.В.«Воспитание детей на традициях русской культуры».М., 2005

3.ДубровскаяЕ.А, Казакова Т.Г, Юрина Н.Н. «Эстетическое воспитание и

развитие детей дошкольного возраста. М., 2002.

4.Зимина А.Н. Музыкально-ритмическое воспитание детей 6ти лет в детском

саду/ Афтореф. Канд.дисс.М.,1964.



В раздел образования