Автор: Мескеева Бибигуль Бауржановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОО "Калининская СОШ имени академика Ережепа Мамбетказиева"
Населённый пункт: село Калинино Володарского района Астраханской области
Наименование материала: статья
Тема: "Профессиональный стандарт педагога – инструмент реализации стратегии образования"
Раздел: начальное образование
«Профессиональный стандарт педагога – инструмент реализации стратегии
образования»
С 1 января 2015 г. вступил в силу профессиональный стандарт «Педагог
(педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем,
среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)».
Вышеупомянутый документ считается первым в истории стандартом учителя,
который определяет перспективные требования к личности, навыкам и способностям
учителя.
Профессиональный стандарт учителя - это рамочный документ, в котором
основное
внимание
уделяется
основным
требованиям,
предъявляемым
к
его
квалификации. Национальные рамки стандарта могут быть дополнены региональными
требованиями, внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии
со спецификой образовательных программ, реализуемых в данном учебном заведении.
Профессиональный стандарт работает в двух измерениях: с одной стороны, он
является основой для анализа и реформирования педагогического образования, а с
другой - основой для регулирования трудовых отношений: требований к работникам,
основы
для
аттестации
учителей,
присвоения
квалификаций
и
званий.
Профессиональный
стандарт
предъявляет
требования
к
нормативным
актам,
регулирующим трудовые отношения и подготовку профессорско-преподавательского
состава.
Вдохновителем
и
главным
создателем
стандарта
является
Евгений
Александрович Ямбург, прекрасный учитель, лидер и философ.
В профессиональном стандарте представлены 3 функции деятельности учителя:
обучающая;
развивающая;
воспитательная.
Содержание и цели данных функций определены следующим образом:
формирование у учеников предметных умений, которые приобретаются с
помощью традиционной предметно-учебной деятельности;
формирование метапредметного опыта связано
с
освоением видов
деятельности, их универсальных способов, что предполагает доступ учителя к
метапредметному
пространству
и,
соответственно,
актуализацию
развивающей
функции;
формирование
надпредметного
опыта-личностного,
ценностно
–
ориентированного, соответственно,
что предполагает актуализацию личностно-
развивающей, воспитательной функции педагога.
Таким образом, с деятельностной направленностью обучения учитель
перестает быть учителем чистого предмета. Это требует качественных новых
компетенций.
Сегодня основное внимание уделяется метапредметной природе образования.
Настоятельная необходимость внедрения метапредметного подхода в массовую
образовательную практику обусловлена тем, что традиционные средства и методы
педагогической работы не позволяют сделать школьное образование адекватным
уровню развития различных областей практики.
Разработка и реализация идей метапредметного обучения особенно важны на
современном
этапе,
поскольку
в
педагогической
науке
остро
ощущается
фрагментарность,
бессистемность,
противоречивость,
механическое
слияние
некоторых компонентов содержания образования, несоблюдение преемственности,
формирующееся в результате чрезмерной дифференциации.
"Метапредметные
технологии
были
созданы
для
того,
чтобы
начать
культивировать другой образ сознания как у обучающихся, так и у преподавателя,
который "застрял" в информационных ограничениях одного учебного предмета, но
работает с взаимосвязями и ограничениями знаний в каждой из дисциплин".
Особое значение в этих условиях имеет проектирование подготовки будущего
учителя к уроку, которое обеспечит ему уверенность в работе.
К сожалению, даже преподавателям вузов неясно, что такое метапредметные
образовательные результаты и как они связаны с учебными предметами, как научить
будущих учителей обеспечивать метапредметные результаты при изучении различных
учебных предметов: русского языка, математики, литературы, истории, физики,
химии, физической культуры и т.д.
В связи с этим необходимо:
сформулировать
концептуальные
подходы
метапредметной
педагогической работы и принципы формирования метапредметного содержания
подготовки будущих учителей;
разработать
дидактические
основы
организации
метапредметного
образовательного
процесса,
найти
конкретные
технологические
приемы
с
обязательным закреплением их на практике;;
выявление метапредметных компонентов в содержании определенных
учебных дисциплин;
создание проблемных лабораторий из преподавателей различных кафедр
для разработки авторских программ по новым метапредметам, которые фактически
позволят преодолеть границы одного предмета, оценить его метапредметный
потенциал.
Таким образом, все последние нормативные и консультативные документы по
качеству и совершенствованию образования в нашей стране свидетельствуют о том,
что в ходе переориентации современной педагогической практики с предметного
центризма
на
образовательные
направления
над
предметной
ориентацией
метапредметный компонент становится необходимым условием проектирования
системы подготовки будущих учителей.