Напоминание

"Профессиональный стандарт педагога – инструмент реализации стратегии образования"


Автор: Мескеева Бибигуль Бауржановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОО "Калининская СОШ имени академика Ережепа Мамбетказиева"
Населённый пункт: село Калинино Володарского района Астраханской области
Наименование материала: статья
Тема: "Профессиональный стандарт педагога – инструмент реализации стратегии образования"
Раздел: начальное образование





Назад




«Профессиональный стандарт педагога – инструмент реализации стратегии

образования»

С 1 января 2015 г. вступил в силу профессиональный стандарт «Педагог

(педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем,

среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)».

Вышеупомянутый документ считается первым в истории стандартом учителя,

который определяет перспективные требования к личности, навыкам и способностям

учителя.

Профессиональный стандарт учителя - это рамочный документ, в котором

основное

внимание

уделяется

основным

требованиям,

предъявляемым

к

его

квалификации. Национальные рамки стандарта могут быть дополнены региональными

требованиями, внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии

со спецификой образовательных программ, реализуемых в данном учебном заведении.

Профессиональный стандарт работает в двух измерениях: с одной стороны, он

является основой для анализа и реформирования педагогического образования, а с

другой - основой для регулирования трудовых отношений: требований к работникам,

основы

для

аттестации

учителей,

присвоения

квалификаций

и

званий.

Профессиональный

стандарт

предъявляет

требования

к

нормативным

актам,

регулирующим трудовые отношения и подготовку профессорско-преподавательского

состава.

Вдохновителем

и

главным

создателем

стандарта

является

Евгений

Александрович Ямбург, прекрасный учитель, лидер и философ.

В профессиональном стандарте представлены 3 функции деятельности учителя:

обучающая;

развивающая;

воспитательная.

Содержание и цели данных функций определены следующим образом:

формирование у учеников предметных умений, которые приобретаются с

помощью традиционной предметно-учебной деятельности;

формирование метапредметного опыта связано

с

освоением видов

деятельности, их универсальных способов, что предполагает доступ учителя к

метапредметному

пространству

и,

соответственно,

актуализацию

развивающей

функции;

формирование

надпредметного

опыта-личностного,

ценностно

ориентированного, соответственно,

что предполагает актуализацию личностно-

развивающей, воспитательной функции педагога.

Таким образом, с деятельностной направленностью обучения учитель

перестает быть учителем чистого предмета. Это требует качественных новых

компетенций.

Сегодня основное внимание уделяется метапредметной природе образования.

Настоятельная необходимость внедрения метапредметного подхода в массовую

образовательную практику обусловлена тем, что традиционные средства и методы

педагогической работы не позволяют сделать школьное образование адекватным

уровню развития различных областей практики.

Разработка и реализация идей метапредметного обучения особенно важны на

современном

этапе,

поскольку

в

педагогической

науке

остро

ощущается

фрагментарность,

бессистемность,

противоречивость,

механическое

слияние

некоторых компонентов содержания образования, несоблюдение преемственности,

формирующееся в результате чрезмерной дифференциации.

"Метапредметные

технологии

были

созданы

для

того,

чтобы

начать

культивировать другой образ сознания как у обучающихся, так и у преподавателя,

который "застрял" в информационных ограничениях одного учебного предмета, но

работает с взаимосвязями и ограничениями знаний в каждой из дисциплин".

Особое значение в этих условиях имеет проектирование подготовки будущего

учителя к уроку, которое обеспечит ему уверенность в работе.

К сожалению, даже преподавателям вузов неясно, что такое метапредметные

образовательные результаты и как они связаны с учебными предметами, как научить

будущих учителей обеспечивать метапредметные результаты при изучении различных

учебных предметов: русского языка, математики, литературы, истории, физики,

химии, физической культуры и т.д.

В связи с этим необходимо:

сформулировать

концептуальные

подходы

метапредметной

педагогической работы и принципы формирования метапредметного содержания

подготовки будущих учителей;

разработать

дидактические

основы

организации

метапредметного

образовательного

процесса,

найти

конкретные

технологические

приемы

с

обязательным закреплением их на практике;;

выявление метапредметных компонентов в содержании определенных

учебных дисциплин;

создание проблемных лабораторий из преподавателей различных кафедр

для разработки авторских программ по новым метапредметам, которые фактически

позволят преодолеть границы одного предмета, оценить его метапредметный

потенциал.

Таким образом, все последние нормативные и консультативные документы по

качеству и совершенствованию образования в нашей стране свидетельствуют о том,

что в ходе переориентации современной педагогической практики с предметного

центризма

на

образовательные

направления

над

предметной

ориентацией

метапредметный компонент становится необходимым условием проектирования

системы подготовки будущих учителей.



В раздел образования