Напоминание

" Развитие творческих способностей на уроках и во внеурочное время в начальной школе"


Автор: Евтушенко Наталья Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Вытегорская СОШ№ 2
Населённый пункт: г. Вытегра Вологодской области
Наименование материала: Доклад по теме самообразования
Тема: " Развитие творческих способностей на уроках и во внеурочное время в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Доклад по теме самообразования « Развитие творческих способностей

на уроках и во внеурочное время в начальной школе»

Евтушенко Наталья Валентиновна

Город Вытегра,

«МБОУ Вытегорская СОШ № 2» ,

учитель начальных классов

2021

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Цивилизованному обществу нужны талантливые люди, и задача общества заключается в том,

чтобы рассмотреть и выработать способности всех его представителей. К сожалению, не каждый ребенок имеет

возможность реализовать свои способности и, довольно, важную роль играет в этом семья и школа.

Содействие родных состоит в том, чтобы своевременно распознать, разглядеть способности своего

ребенка, а школы — помочь ему развить свои способности, научить их реализовывать.

Школа, сегодня, стремительно меняется, так как пытается шагать в ногу со временем. Важнейшее

видоизменение в обществе, воздействующее и на обстановку в образовании, — это форсирование темпов

развития. Следовательно, школа обязана подготовить своих воспитанников к нынешней обстановке в жизни. В

наше время очень значительно, чтобы

выпускник школы соответствовал требованиям мобильности,

креативности, способности применять свои знания на практике, уметь мыслить нестандартно. Вследствие этого,

все

учителя уходят от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий и берут

единственно правильный курс - вечно изобретать, требовать, совершенствоваться.

Я, работая в школе учителем начальных классов, отметила для себя, что существенное

формирование творческих способностей учащихся происходит не только на уроках, но и во внеурочной

деятельности.

В своей работе, опираясь на идеи межличностного общения П.Я.Гальперина «Поэтапное

формирование , как метод психологических исследований», опыт Л.С.Выготского «Воображение и творчество в

детском возрасте», методику «Проблемное обучение» М. Махмутова, развивающее обучение А.З. Рахимова,

Л.Н.Азаровой «Как развивать творческую индивидуальность»,Ю.Субботиной «Развитие воображение у детей»

использую элементы игровых технологий, личностно-ориентированного, проблемного обучения. Полагая,

что каждый ребенок от природы наделен разнообразными творческими способностями, стремлюсь создать

условия для их проявления и развития, стимулирую интерес к самостоятельной творческой деятельности. Ведь,

основным стимулом к учебе, должен стать интерес и любознательность, желание познать самого себя.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий,

благоприятствующих их формированию.

Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной

уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика

должен быть ни концом работы, а его началом».

Второе условие развития способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата.

Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка

творческих способностей. Но создание благоприятных условий не достаточно для воспитания ребёнка с

высокоразвитыми творческими способностями.

Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения,

воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят

комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая

важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у

детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих

одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при

выполнении следующих условий:

наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;

реализация творческих заданий как важнейший компонент не только урочной, но и внеурочной

деятельности школьника;

объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внеурочных форм работы, на

которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в

практической деятельности;

творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми,

проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных

ситуациях;

стимулировать родителей и учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей

ребенка, включать родителей в творческие дела школы.

По словам педагога В. А. Сухомлинского, дети

должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.

Для того, чтобы суметь воспитать творческую личность, способную осуществить свои желания, развить

литературный вкус, выработать умение работать с художественным текстом и возбудить устойчивое увлечение

к предмету, применяю современные педагогические технологиии ,т.е. нестандартные формы уроков, такие,

как урок-исследование, урок-размышление, урок-путешествие, урок-творчество, урок-открытие, урок-турнир

(викторина, конкурс), урок-литературная гостиная, интегрированный урок и т.д.

Особый пункт на моих уроках отводится игровым технологиям, так как использование этой

технологии,

пробуждает интерес к предмету, способствует коммуникативной активности, развивает

творческие способности. Часто, на уроках литературного чтения, использую игры различного типа, а жанр

произведения, конкретное содержание, целевые установки урока помогают избрать форму игры. Если возьмем,

к примеру, тему «Загадки о грибах» во 2 классе, то загадывание – это игра-шутка, рассчитанная на

смекалку и догадливость и разгадывая загадки, школьники узнают о своеобразии загадок, о том, с помощью

каких языковых средств они создаются. Основываясь на это, дается задание - сочинить свои загадки о грибах.

Отдельные игры помогают получить первичное представление о структуре произведения: это

игры с деформированным текстом или с разбросанными иллюстрациями. Применяя набор иллюстраций по

народным сказкам, дается задание: рассказать эпизод, представленный на иллюстрации; вспомнить сказку,

разложить рассыпанные иллюстрации в таком порядке, чтобы восстановить содержание сказки. На уроках

литературы, мною, так же, проводятся КВНы, литературные

викторины, конкурсы, аукционы, которые

побуждают интерес к чтению. Содержание каждый игры определяется особенностями произведения. Если

это изучение произведения, где мы сталкивается с новыми словами, то начинаю урок со словарной игры,

«Лучший толкователь слов» или сама даю трактовку новых слов, а учащиеся только отгадывают его. Для

обогащения словарного запаса, при анализе произведения, часто употребляю пословицы и поговорки, которые

научат понимать образ, поведение, эмоции того или иного героя. После чего, даю задание: придумать

ситуацию, в которой было бы уместно применение

данной пословицы или

поговорки. Так же, как

дополнение, использую такие игры, как «Подскажи словечко», «Закончи пословицу», «Отгадай пословицу по

данному слову», «Составь пословицу из рассыпанных слов» и т.д.

Групповая работа, занимает важное место на моих уроках, ведь, именно, она позволяет разглядеть те

или иные способности каждого ребенка. В группы учащиеся объединяются с разным уровнем знаний и

задания, так же, достаются различной сложности, чтобы в группе имел возможность работать каждый

ученик. Если на одних уроках группы занимаются поиском, то на других они уже исследователи, на третьих –

критики. Благодаря таким урокам, у детей, в полной мере, раскрываются творческие способности, они учатся

высказывать свое мнение, общаются друг с другом и дают критическую оценку своим ответам.

Методом обучения в организации творческой самостоятельной работы детей выступает проектный метод

обучения.

Многие ребята создают совместные творческие проекты.

При выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у учащихся активной

творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения.

Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной

подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения. Так у школьников возникает

дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта.

Еще немецкий педагог Дистервег (последователь) Песталоцци писал, что больше пользы приносит

рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов

одной стороны.

При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду

образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах

разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную,

досуговую, трудовую и др.) деятельность . Наиболее эффективный путь развития индивидуальных

способностей, а именно творческих, лежит через приобщение всех детей к продуктивной творческой

деятельности с 1 класса.

- Творческий коллективный проект «День матери»

- Творческий коллективный проект « Рыцарский турнир»

- Творческий коллективный проект «Моя счастливая семья»

Индивидуальные проекты по окружающему миру, музыке, математике и т.д.

Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная

деятельность. Этому способствуют уроки литературного творчества и русского языка, музыки,

изобразительного искусства, технологии.

«Учение с увлечением»

(уроки развития речи)

«Из всех...знаний и умений

самым важным, самым необходимым

для жизненной деятельности является,

конечно, умение ясно, понятно,

красиво говорить на своём языке»

В.И. Чернышёв.

Работая в школе , я убеждена, что развитие речи является основным этапом становления младших школьников.

Такие уроки являются составной частью изучения грамматико-орфографических тем, всех видов речевой

деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо). Большое внимание уделяю работе с текстом, которые

подбираю так, чтобы они носили воспитательно-познавательный характер, что позволяет мне воздействовать на

нравственно – этические качества ребёнка, совершенствовать его знания об окружающем мире.

Чтобы ученики приобрели необходимые умения для написания сочинений и изложений, использую в уроках

упражнения, основанные на принципе наращивания трудностей:

1) составление предложений, объединённых одной темой;

2) восстановление деформированного текста;

3) устные ответы на вопросы, объединённые темой;

4) составление небольших рассказов по сюжетным картинкам;

5) устные рассказы по прочитанному;

6) сочини стихотворение или сказку.

Развитие творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности) происходит, к

примеру, при выполнении заданий на уроках математики :

Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур?).

Чем отличаются картинки?

Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются образцы различных фигур и большой

рисунок, который составляют эти фигуры).

Продолжи линию.

Дорисуй рисунки, чтобы они были одинаковыми и т.д.

Для развития воображения:

Нарисуй что хочешь. Составь геометрическое описание своего рисунка.

Дорисуй так, чтобы получился какой-то предмет. Игра «Давай пофантазируем».

Задачи — шутки.

Решение частично-поисковых задач разного уровня. (Здесь я предлагаю детям задания, решение которых они

находят самостоятельно без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя

знания и способы их добывания).

Задания на выявление закономерностей:

Раздели фигуры на группы.

Найди «лишний» рисунок.

Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку.

Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники.

По какому принципу объединили данные фигуры и др.

Решение творческих задач. (Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на

поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний).

При планировании уроков следует продумывать каждый вопрос, на который можно дать неоднозначный

ответ, чтобы каждый ребёнок мог высказаться по поводу своих знаний о предмете, о котором завожу разговор.

На уроках чтения как можно чаще даю учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали,

переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев

произведения, отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев прочитанного

произведения, ученик должен аргументировать свой ответ. Для развития творческого мышления можно

использовать на уроках русского языка и чтения самые разнообразные методы. Например: подобрать слова

сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ; составить памятку; придумать сказку, слова,

словосочетания; составить предложения со словами, из данных слов, по картинке, по схеме, со

словосочетанием; распространить предложение; составить рассказ по вопросам, по содержанию текста, по

картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу; озаглавить рассказ,

части рассказа; стихотворения и т.д.При чтении сказок и рассказов задаю вопрос: “Могла ли быть другая завязка

у сказки или рассказа?”, или “Измени рассказ или сказку так, чтобы конец был радостным”; используем прием

«если бы…», например, «Что случилось бы, если бы…»; прием, связанный с переработкой известной сказки в

связи с введением в нее нового элемента. «Угадай предмет» (выделение признаков предмета); «Необычное

использование» (предлагается перечислить способы использования различных вещей). Данные упражнения

помогают учащимся рассматривать предметы, явления, различные задания с разных точек зрения, учат

рассуждать, доказывать и высказывать оригинальные идеи.

Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечь учащихся в посильную для них

творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств

мышления школьников.

Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:

- реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе;

- вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за

счет подключения семьи учащихся;

- экскурсии, наблюдения;

- творческие мастерские.

Все это позволит конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей младших

школьников через систему творческих заданий.

Уже с первого класса можно выделить группу детей, которые отличаются от других по своим способностям.

После наблюдений, бесед с родителями и проводимой диагностики, составляется план работы с одаренными

детьми.

Такие дети активны не только в учебе, они посещают несколько кружков и секций, выполняют различные

творческие работы.

Большая работа должна проводиться среди учащихся и их родителей о значимости участия в различных

творческих конкурсах, проводимых в классе, школе, районе, округе и т.д. Совместно с родителями помочь

ученику достичь поставленных целей. С каждым годом количество желающих участвовать в конкурсах, я

уверена, увеличится и повысится результативность.

Во внеурочной деятельности одной из самых результативных форм развития творческих способностей,

являются праздники и спектакли! Поистине, каждый ребёнок – это чудо! В них прячется неиссякаемая

возможность фантазировать и творить. Для меня значительно, чтобы каждый мог выразить себя и как

исполнитель, и как организатор. Поэтому эта форма внеклассной работы мне очень близка, поскольку при

подготовке к ней вырабатываются способности, развивающие организаторские навыки, стимулируются

творчество и инициатива, укрепляются межличностные взаимоотношения, определяются благоприятные

ситуации для дружного коллектива. На этом месте моя основная роль – выявить в полной мере дарования и

способности детей, вселить уверенность в свои силы

Кроме этого мы готовились на внеурочных занятиях к конкурсу « Военно-патриотической песни», где

занимали 1 и 2 места.

Современное образование – это единая система, в результате которой выявляется и формируется нечто

новое, свой продукт творчества, позволяющий не пойти ко дну в безбрежном океане, где большую роль играют

способности ученика к творчеству и учителя к их формированию.

Через внеурочную деятельность « В мире книг» , дети готовились к различным конкурсам и

олимпиадам,где одерживали победы .

Через внеурочную деятельность « Декоративно-прикладного искусства» , ученики развивали свои

творческие способности : украшая класс к праздникам, подготавливали стенгазеты, изготовляли эмблемы

«Зарницы»

Достижения учеников, являются свидетельством результативности, применяемых методов на уроках и во

внеурочной деятельности.

Приятно наблюдать за тем, как некоторые ученики пробуют себя в других

направлениях и получается довольно удачно. Так, Маслов Николай ,занял 2 место в городском шахматном

турнире « Белая ладья» .Являемся участниками многих школьных мероприятий, принимаем участие в

проведении предметных недель, что дает возможность реализовать свои творческие способности.

Результативность опыта.

Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников, учителю необходимо

видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой

проявления творческой деятельности каждого ребенка. Формирование положительной мотивации в их

отношении к различным видам деятельности - непременное условие повышения результативности обучения.

п/н

предмет

Процент качества

2 класс

2017 -2018 уч. год

3 класс

2018 -2019 уч. год

4 класс

2019 -2020 уч. год

1

Литературное

чтение

89%

78 %

84 %

2

Русский язык

67%

63 %

72 %

Результатом своей работы считаю - повышение качества знаний по русскому языку и литературному

чтению, уровня сформированности УУД, развитие творческих способностей, рост учебной мотивации,

усовершенствование навыков мыслить, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, создание

благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного классного коллектива.

Диагностика проводилась каждый год у всего класса « Всероссийским Полиатлон-мониторингом», прилагаю

результаты одного ученика за три года обучения в начальной школе

Проводимая работа позволила получать результаты подготовки учащихся,

которые подтверждаются

результатами участия детей в олимпиадах и различных конкурсах.

С развитием творческих способностей развивается и личность ребенка. Дети становятся активными, чаще

проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах.

Самой лучшей оценкой моей

работы считаю то, что мои ученики успешно обучаются в среднем и старшем звене школы, продолжают

активное участие в различных конкурсах и мероприятиях, а, значит, продолжается начатая в начальной школе

работа по развитию творческих способностей каждого ребенка.

Я уверена, что человеку творческому в будущем будет легче адаптироваться в новых условиях, что жизнь

его будет интереснее, он справится с любой сложной ситуацией и реализует себя как личность.

Вывод:

Считаю, что в начальной школе урочная и внеурочная деятельность - единый процесс, направленный на

развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Каждый ученик может реализовать свои

творческие потребности.

2 класс

3 класс

4 класс

Выбранная мной тема очень важна, интересна и всегда актуальна. Именно творческие способности

помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и

интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая

субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные,

конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность,

самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее,

внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

Сейчас у меня первый класс, и снова всё только начинается! Впереди нас ждут новые открытия, новые

горизонты!

Список литературы

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987 .

2. Баев П. М. Играем на уроках русского языка. — М., 1989 .

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб., СОЮЗ, 1997.

4. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя. — М., Вита-Пресс, 1999 .

5. Диденко М.А. Развитие творческих способностей, поисковой и исследовательской деятельности младших

школьников на уроках и внеурочных занятиях. // Интернет.

6. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. — М., Просвещение, 1991 .

7 . Жестков В. В. Как и зачем развивать творческие способности учащихся в процессе внеурочной деятельности

по технологии // Молодой ученый. — 2016.

8. Загурская Е.Л. Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками –

Мозырь, 2006.

9. Карпова Л.Г. Развитее творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности //

Интернет.

10. Козырева А.С. Виды работ над текстом на уроках чтения / Начальная школа. – 1990.

11. Малышева, О. К. Элементы театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе / О. К.

Малышева, Е. А. Жесткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 .

12. Минкин Е. М. От игры к знаниям. — М., 1983.

13.

Проснякова Т.Н.

Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная

литература», 2004.

14. Степановская В.М. Воспитание творчеством // Начальная школа, 2007 г. №6.

15. Сухомлинский В.В. Сердце отдаю детям, М., Политиздат, 1987.

16. Ушачев В.П. «Обучение основам творческой деятельности» – М., 1991.

17. Хуторский А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие

для учителя. — М., Владос, 2005 .



В раздел образования