Напоминание

"Мир меняется, а школа?"


Автор: Татьяна Михайловна Гимаева
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МКОУ "Мыскаменская школа-интернат"
Населённый пункт: Мыс Каменный, Ямало-Ненецкий АО, Ямальский район
Наименование материала: статья
Тема: "Мир меняется, а школа?"
Раздел: среднее образование





Назад




Мир меняется, а школа?

Школа составляет громадную силу,

определяющую быт и судьбу народов и

государства, смотря по основным предметам и

по принципам, вложенным в систему

образования.

Д. И. Менделеев

Школа – это первая ступень системы образования. Современные родители, готовя

детей в школу прежде всего интересуются: «Комфортно ли будет чувствовать себя

ребенок

в

школе?».

Тепло,

уют,

просторные

светлые

классы,

мультимедийная

оснащенность, наличие кружков и секций – вот основные требования родителей к

современной школе.

Я считаю, что показателем школы нашего времени является не внешнее,

материально-техническое

оснащение,

а

внутреннее,

содержание

образования,

педагогический коллектив. Главная цель образования современного общества – развитие

личности ученика, способного самостоятельно ставить цели, проектировать пути их

реализации, контролировать и оценивать свои возможности и достижения, то есть «учить

учиться».

Раньше, оканчивая школу, а затем институт, люди получали знания, которые могли

применять в течение всей жизни. Сейчас ситуация другая: мир динамичен, жизнь

представляет все новые и новые запросы. Окружающий мир меняется с огромной

скоростью, эта скорость жизни растет, знания быстро устаревают. От человека требуется

подстраиваться под ситуацию, осваивать и развивать новые компетенции и реагировать на

изменения.

21 век – век цифровизации. Благодаря всеобщему доступу к Интернету

информация стала общедоступной. Найти любой факт можно за минуту, почти на все

школьные задания есть ответы. Учитель в современной школе перестал быть носителем

«абсолютной» истины. У него появились конкуренты – онлайн-курсы и информационные

сайты.

Меняется жизнь, и готовиться к ней надо иначе. А значит, и в современной школе

учитель больше не может исполнять те же самые роли, которые были десять лет назад –

ему нужно формировать у детей основные навыки современного человека. Роль учителя в

школе стала сдвигаться. Информации стало слишком много, и важно учить школьников

ориентироваться в потоках данных, уметь отобрать источники, обработать их. Научить,

как из хаоса информации получить новые знания, как самому найти то, что нужно, как

выстраивать связи между разрозненными позициями, сравнивая и анализируя, как

самостоятельно сформулировать своё мнение.

Классно-урочная система обучения становится неактуальной в современной школе.

Для определенного времени эта была прогрессивная система обучения, когда учитель

учил детей.

Современное образование становится более гибким: для детей проектируются

индивидуальные образовательные маршруты. Дети сами выбирают, что им нужно, какие

навыки им пригодятся в жизни, в деятельности. В связи с этим разумно использование

деление на группы по интересам уже в среднем звене. Но при этом на ступени основного

образования выделяется недостаточное количество часов на углубление предмета, т.к.

учебный план устанавливает определенные рамки. Например, отдельная группа ребят,

которые увлекаются физикой, идёт вперед за рамки школьной программы, а русским и

литературой эти ребята занимаются меньше. Другая группа формируется на базе иных

интересов. К примеру, дети, увлекающиеся творчеством, объединяются в другую группу.

Базовые знания и представления о научной картине мира они все равно будут получать,

но в других формах, к примеру, через курс «Естествознания». В Европе, например, нет

отдельных предметов – химии, физики, биологии и географии –есть Science (наука), на

котором ученики занимаются естественно-научной деятельностью, а педагог помогает

каждому понять, что ему интересно. А дальше, для тех, кто будет углубляться в эту сферу,

организовывают отдельные маршруты. Эту роль в школе выполняет тьютор, или

навигатор. Название «тьютор» возникло в частных университетах в Англии – Оксфорде и

Кембридже несколько столетий назад. Тьютор выстраивал вместе с учениками их личную

образовательную программу и проектировал индивидуальный образовательный маршрут.

Чтобы стать успешным, ученик должен иметь успешного учителя. Поэтому

необходимы существенные шаги к повышению статуса учителя. Путь учителя к успеху

начинается с того момента, когда приходит осознание, что учитель - это не простой

проводник школьника к новым знаниям, а педагог, который идет в ногу со временем,

живо интересуется новинками образовательных методик, смело внедряет инновационные

технологии в процесс обучения. Итак, современный учитель – это человек, который не

только учит детей, но и постоянно учится сам. На сегодняшний день актуальна концепция

непрерывного образования.

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить,

минуя голову учителя», - говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский. Начинать

строить новую школу надо педагогам: начать изменения с себя, не противиться, не

критиковать, не отвергать, а принять как миссию по воссозданию нового, гармоничного

мира и, объединившись, используя свой опыт, профессионализм, заняться построением

обновленной системы образования, используя фундамент достижений, накопленных за

многие столетия педагогической практики.

Образование находится сегодня в центре внимания государства и общественности.

В России внедрены различные проекты, предполагающие успешное развитие школы.

Одним из них является федеральный проект «Образование», который направлен на

развитие цифровой среды в школе, на профессиональный рост педагогов, что должно

повысить конкурентноспособность Российского образования в мире.

Есть еще один

глобальный проект, который сейчас набирает популярность, - это «Большая перемена».

Он дает возможность пробовать силы и развиваться каждому ученику в любых

предметных областях.

Я уверенна, что современное школа, идёт в ногу со временем, в одном темпе со

всеми переменами, которые происходят в мире!



В раздел образования