Напоминание

"Телевидение и нравственность на уроках обществознания"


Автор: Сатанина Любовь Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ "Дубровинская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Мишкинского района Курганской области
Наименование материала: статья
Тема: "Телевидение и нравственность на уроках обществознания"
Раздел: полное образование





Назад




Телевидение и нравственность на уроках обществознания

Сатанина Любовь Сергеевна, учитель истории и обществознания МКОУ «Дубровинская

СОШ» Мишкинского района Курганской области

В настоящее время современное образование трудно представить себе без СМИ,

особенно актуально эта проблема поднимается

на уроках обществознания, когда

зачастую необходимо

обращаться к материалам Интернета, телевидения, чтобы

выполнить проект, привести факты из реальной жизни и т.д. Действительно, в процессе

преподавания обществознания очень много заданий в учебниках, выполнение которых

связано с обращением к источникам СМИ. При подготовке к ЕГЭ по предмету мы также

сталкиваемся с подобными задачами, как аргументация из материалов СМИ.

Что такое современные средства массовой информации (СМИ)? СМИ – это

совокупность органов публичной передачи информации с помощью технических средств.

К видам современных СМИ относят:

печатная пресса, аудиовизуальные средства

массовой коммуникации, информационные службы, Интернет.

Больше всего хотелось бы обратить внимание на аудиовизуальные вид – телевидение,

его связь с изучением детьми обществознания. Какие телепередачи можно смотреть

детям, а какие нет? Какое влияние оказывает телевидение на развитие ребёнка и какое

имеет для него значение?

Опрос обучающихся показал, что дети представляют телевидение по-разному:

- телевидение – это студия, где снимают передачи;

- телевидение - это голубой экран, по которому показывают передачи, фильмы и,

конечно, рекламу.

- телевидение - это команда людей, которые работают, чтобы показывать новости,

развлекательные передачи, фильмы и т.д.

В детских определениях учтены важнейшие функции телевидения – познавательные,

развлекательные, назидательные; и его жанровое своеобразие – сказка, комедия,

приключения и то, что телевидение – это трудная работа. Всё это дети хорошо осознают.

Меня очень затронула проблема негативного влияния СМИ, а именно телевидения на

сознание молодёжи. За последние 10 лет российское телевидение резко опустило планку

эстетических и нравственных критериев общения со своей аудиторией, потчуя ее пошлой

и низкопробной продукцией. Как-то незаметно ушёл из обихода призыв воспитывать

всестороннюю развитую личность. Отказавшись от одной идеологии, общество не

выработало для подрастающего поколения другой.

В этих условиях как никогда возрастает роль массовых библиотек. Призванных

оставаться

подлинными

хранителями

истинной

культуры.

Очень

часто

именно

телевидение обвиняют в том, что современные дети мало читают, и судят о

художественном произведении по фильму.

Действительно, на вопрос: «Чем бы ты хотел заняться в свободное время: прочитать

книгу, посмотреть телевизор, погулять?», 70% обучающихся ответили – посмотреть

телевизор, 25% - погулять и лишь 5% - прочитать книгу. В период отрочетсва и

юношества ищутся герои, кумиры – модели для подражания, особенно подростками. Что

предлагает современное киноискусство?

В целом репертуар однообразен: каждый третий фильм- боевик, каждый пятый – с

элементами эротики. Основные ценностные ориентации героев фильмов – секс, обладание

физической силой или оружием как средством достижения цели, деньги, богатство, месть.

Герои таких фильмов – не только отважные полицейские, но и криминальные личности.

Демонстрация боевиков и триллеров развивают бесчувственность, потерю сопереживания

чужой боли, способствует росту травматизма и смертности на бытовой почве,

увеличивает число преступлений.

Дети смотрят телепередачи, в которых нередко пропагандируется молодежная мода

(шокирующая одежда, выбритые наголо или частями волосы, татуировки), христианские

заповеди

«наоборот»

(мифология

наркотиков,

мистики,

дьявольщины),

реклама

эпатажных «звёзд» (сведения об их гонорарах, девиантных поступках как составной

части жизни). Они видят разрушение табу и общепринятых норм поведения, например,

нецензурная речь, публичный половой акт и т.д.

Возьмем, к примеру рекламу. При изучении темы «Бизнес» в 7 классе, мы обращаемся к

теме «Реклама». Жизнь современного общества невозможно представить без рекламы.

Реклама – динамичная, быстро трансформирующаяся сфера человеческой деятельности.

Уже многие столетия, являясь постоянной спутницей человека, она изменяется вместе с

ним.

Характер

рекламы,

её

содержание

и

форма

претерпевают

кардинальные

метаморфозы вместе с развитием производительных сил общества, сменой социально-

экономических формаций. Роль рекламы в современном обществе ни ограничивается ни

рамками коммерческих коммуникаций, ни даже всей рыночной деятельностью. Значение

рекламы возрастает практически во всех областях общественной жизни. Нельзя не

отметить её значительную идеологическую, образовательную, психологическую и

эстетическую роль.

В обыденной жизни мы редко слышим команды, а телевидение одну за другой

«вколачивает» их в наши головы: покупай дублёнки, пей кофе, выбери меня…..Телевизор

шантажирует: заплати налоги и спи спокойно, а то и вовсе угрожает: голосуй, а то

проиграешь.

Главный

упор

современная

реклама

делает

на

то,

что

человек,

непользующийся рекламируемыми товарами – «непродвинутый», выпадающий из

общества. Взрослые еще могут отделить объективную информацию от того рекламного

«червя», которого нам подсовывают, лишь бы мы «захватили крючок». А дети? Ведь не

секрет, что именно по ним наносится ощутимый удар.

Для подростка беспроигрышным будет использование в рекламе все, что может

отождествлять его с субъектом рекламы: «Вот я приобрету тот же Холс для горла и заеду

всем в нос». Для подростка важен ответ на вопрос «Что я могу? Могу ли я проехать на

роликах, зацепившись за машину? Или как тот парень в рекламе –на горном велосипеде

по кочкам?». Дети в отличии от взрослых некритичны. То, что взрослые воспринимают

как иллюзию, иносказание или иронию, понимают, что актёр ролика тренировался или у

него спецподготовка, или это скорее всего вообще монтаж, то не обладающей жизненным

опытом подросток может понять буквально, как руководство к действию. Разумеется, с

бутылкой «рискованного « напитка в руке.

Надо ли защищаться от рекламы? Безусловно. Простое переключение каналов – это

пассивная защита, и она просто не прийдет ребенку в голову, особенно, если он один

дома. Поэтому нужны активные способы, например, показать на каком-нибудь товаре, что

его качества, о которых рассказывает реклама неправда или полуправда, или разъяснить

ребенку, зачем нужна реклама. Необходимо развивать у детей критическое мышление. И в

этом помогают уроки обществознания. Можно предложить ребёнку создать собственную

рекламу

того

или

иного

продукта,

учитывая

все

вышесказанные

моменты

и

продемонстрировать

ее

перед

обучающимися

класса.

Дети

не

только

усвоят

обществоведческие термины урока по теме «Бизнес. Виды бизнеса», но и научатся

правильно принять их в жизни, сравнивая с тем, что им дает ТВ – мир вымышленный,

иллюзорный.



В раздел образования