"Применение деятельностного метода обучения на уроках в начальных классах"
Автор: Портнягина Елена Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Кличкинская СОШ Населённый пункт: Забайкальский край, Приаргунский район, п. Кличка Наименование материала: статья Тема: "Применение деятельностного метода обучения на уроках в начальных классах" Раздел: начальное образование
Обобщение опыта работы
«Применение деятельностного метода обучения на уроках в начальных классах»
Я,
Портнягина
Елена
Александровна,
учитель
начальных
классов
МБОУ
Кличкинской
СОШ
Приаргунского района Забайкальского края. Я работаю учителем начальных классов 25 лет. Веду
обучение по Образовательной программе «Гармония». С 2011 года осуществляю процесс обучения по
новым образовательным стандартам.
Так как
в Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость
создания новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, то
в связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
Развитие личностных качеств и способностей обучающихся начальных классов
опирается на
приобретение
ими
опыта
разнообразной
деятельности:
учебно-познавательной,
практической,
социальной. Поэтому особое место в обучении отводится деятельностному методу обучения, который
в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Его
реализация
способствует подготовке обучающихся к самообразованию, самоконтролю, формированию умений
планировать, анализировать, делать обобщения. Чаще организуются индивидуальные и групповые
формы работы на уроке. Разрабатываются критерии оценивания учебных достижений учащихся по
каждому виду деятельности.
В процессе работы я пришла к выводу, что чаще всего дети, не овладевшие приёмами учебной
деятельности в начальных классах, в среднем звене испытывают затруднения в обучении, в общении,
во внеурочной деятельности, в планировании своей деятельности.
Правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволяет
сделать дальнейшее обучение успешным: ребенок мотивирован, может сам ставить перед собой цель
и
находить
пути,
в
том
числе
средства,
ее
достижения,
т.е.
оптимально
организовывать
свою
деятельность, у него развиты навыки контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
О б у ч е н и е
д е я т е л ь н о с т и
п р е д п о л а г а е т
н а
п е р в о м
э т а п е совместную
учебно-
познавательную
деятельность
группы
учащихся
под
руководством
учителя. Как
писал
Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он
становится
способен
выполнять
самостоятельно...
Исследуя,
что
ребенок
способен
выполнить
самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить
в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».
Основное требование реализации технологии деятельностного метода на уроках различной целевой
направленности - создание проблемных ситуаций и, как следствие – проблемного диалога.
Он используется в большей мере на уроках изучения нового материала и позволяет заменить
традиционное объяснение учителя «открытием» знаний. Теоретические исследования показывают,
что
способность
к
саморазвитию
формируется
при
организации
учебной
деятельности
в
соответствии
со
следующей
структурой:
индивидуальная
деятельность
ученика,
затруднение
в
индивидуальной
деятельности,
выявление
причин
затруднения,
определение
пути
выхода
из
затруднения и осознание собственной деятельности по выходу из затруднения. Это развивающие
уроки.
Основные этапы деятельностного метода.
1.
Самоопределение к деятельности
(организационный момент).
Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.
«Хочу, потому что смогу»
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Приёмы работы:
- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети
высказываются;
- девизы: Мы умные, мы смелые,
Мы дружные и умелые.
Мы в 1 классе учимся,
Все у нас получится!
2. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление
затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося, т.е. возникновение проблемной
ситуации.
3. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений
-«Почему возникли затруднения?», «Чего мы не знаем?»
- проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
4. « Открытие» детьми нового знания.
Цель: по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы и решение
проблемы с помощью выбранного метода с помощью диалога, групповой или парной работы;
5. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Способы: фронтальная работа, работа в парах;
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Письменно выполняется
небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий) с последующей проверкой
по эталону, самоконтролем и самооценкой.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление
изученного ранее. Обучающиеся из набора заданий выбирают только те, которые содержат новый
алгоритм или новое понятие и выполняют их.
8.
Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности
своей и всего класса. Договаривание предложений:
Я сегодня…
Мне на уроке было ….
Мне нужно ….
9. Домашнее задание.
-Для создания проблемной ситуации можно выяснить разные мнения учеников по данному вопросу,
а затем проверить предположения.
-Дать
задание
с
затруднением
между
необходимостью
и
невозможностью
выполнить
задание
учителя.
В процессе создания проблемной ситуации с помощью системы посильных вопросов и заданий,
выводится тема и цели урока, задачи, которые нужно решить на уроке. Таким образом, ребенок
привыкает не пассивно получать знания, а добывать их в процессе деятельности. Повышается
мотивация, активность, уверенность в своих силах, желание участвовать в различных олимпиадах и
конкурсах.
Всероссийский конкурс по Русскому языку «Отличник» 2012 г .: Бояркина К. - сертификат
участника за занятое 2 место (42 б.).
Международный математический конкурс-игра «Кенгуру» 2013 г .: Бояркина К. - сертификат
участника за занятое 8 место в школе (65 б.).
Всероссийская предметная олимпиада по окружающему миру 2012 г:
Пыхалов Н. -75%, Каргин И. – 70%
Всероссийская предметная олимпиада по окружающему миру 2013 г:
Долина К. – 76 баллов из 100 возможных, 13 место во Всероссийском рейтинге, 10 – в региональном
рейтинге.
Кузнецова С. – 64 балла, 19 место во Всероссийском рейтинге, 16 – в региональном рейтинге.
В О бщероссийском конкурсе «Умница» , 2014 г. получили дипломы участников 3 человека, Каргин
Илья – Диплом Лауреата за занятое 6 место.
Победители школьной научно-практической конференции «Шажок в науку» 2014 г.
Участники заочной районной научно-практической конференции
«Шаг в науку – Юниор-2014»
Следовательно, можно сделать выводы:
1.
Реализация программы УМК «Гармония» через использование деятельностного метода
обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить,
ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.
2.
Повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной
деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению.
Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения
формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.
3.
Создаются условия для успешной адаптации и повышения качества обученности в среднем
звене .
6. Список литературы.
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
2. Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой
направленности. – М.: 2005.
3. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1975.
5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.1977.
6. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения //Образовательная программа и пути её
реализации. – Вып.3.- М.: Баласс, 1999.
7. Мельникова Е.Л. Анализ уроков изучения нового материала // – Вып.4. – М.: Баласс, 2000.