Напоминание

"Применение деятельностного метода обучения на уроках в начальных классах"


Автор: Портнягина Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Кличкинская СОШ
Населённый пункт: Забайкальский край, Приаргунский район, п. Кличка
Наименование материала: статья
Тема: "Применение деятельностного метода обучения на уроках в начальных классах"
Раздел: начальное образование





Назад




Обобщение опыта работы «Применение деятельностного метода обучения на уроках в начальных классах» Я, Портнягина Елена Александровна, учитель начальных классов МБОУ Кличкинской СОШ Приаргунского района Забайкальского края. Я работаю учителем начальных классов 25 лет. Веду обучение по Образовательной программе «Гармония». С 2011 года осуществляю процесс обучения по новым образовательным стандартам. Так как в Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, то в связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить
-
становление личности младшего школьника, - раскрытие его индивидуальных возможностей. Развитие личностных качеств и способностей обучающихся начальных классов опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место в обучении отводится деятельностному методу обучения, который в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Его реализация способствует подготовке обучающихся к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Разрабатываются критерии оценивания учебных достижений учащихся по каждому виду деятельности. В процессе работы я пришла к выводу, что чаще всего дети, не овладевшие приёмами учебной деятельности в начальных классах, в среднем звене испытывают затруднения в обучении, в общении, во внеурочной деятельности, в планировании своей деятельности. Правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволяет сделать дальнейшее обучение успешным: ребенок мотивирован, может сам ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, т.е. оптимально организовывать свою деятельность, у него развиты навыки контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. О б у ч е н и е д е я т е л ь н о с т и п р е д п о л а г а е т н а п е р в о м э т а п е
совместную

учебно-

познавательную

деятельность

группы

учащихся

под

руководством

учителя.
Как писал Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Основное требование реализации технологии деятельностного метода на уроках различной целевой направленности -
создание проблемных ситуаций
и, как следствие –
проблемного диалога.
Он используется в большей мере на уроках изучения нового материала и позволяет заменить традиционное объяснение учителя «открытием» знаний. Теоретические исследования показывают, что способность к саморазвитию формируется при организации учебной деятельности в соответствии со следующей структурой: индивидуальная деятельность ученика, затруднение в индивидуальной деятельности, выявление причин затруднения, определение пути выхода из затруднения и осознание собственной деятельности по выходу из затруднения. Это развивающие уроки. Основные этапы деятельностного метода. 1.
Самоопределение к деятельности
(организационный момент). Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.
«Хочу, потому что смогу»
 У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Приёмы работы: - учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; - девизы: Мы умные, мы смелые, Мы дружные и умелые. Мы в 1 классе учимся, Все у нас получится!
2. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося, т.е. возникновение проблемной ситуации.
3. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений -«Почему возникли затруднения?», «Чего мы не знаем?» - проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
4. « Открытие» детьми нового знания.
Цель: по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы и решение проблемы с помощью выбранного метода с помощью диалога, групповой или парной работы;
5. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. Способы: фронтальная работа, работа в парах; Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Письменно выполняется небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий) с последующей проверкой по эталону, самоконтролем и самооценкой.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее. Обучающиеся из набора заданий выбирают только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие и выполняют их.
8.

Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Договаривание предложений: Я сегодня… Мне на уроке было …. Мне нужно ….
9. Домашнее задание.
-Для создания проблемной ситуации можно выяснить разные мнения учеников по данному вопросу, а затем проверить предположения. -Дать задание с затруднением между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. В процессе создания проблемной ситуации с помощью системы посильных вопросов и заданий, выводится тема и цели урока, задачи, которые нужно решить на уроке. Таким образом, ребенок привыкает не пассивно получать знания, а добывать их в процессе деятельности. Повышается мотивация, активность, уверенность в своих силах, желание участвовать в различных олимпиадах и конкурсах.
Всероссийский конкурс по Русскому языку «Отличник» 2012 г
.: Бояркина К. - сертификат участника за занятое 2 место (42 б.).
Международный математический конкурс-игра «Кенгуру» 2013 г
.: Бояркина К. - сертификат участника за занятое 8 место в школе (65 б.).
Всероссийская предметная олимпиада по окружающему миру 2012 г:
Пыхалов Н. -75%, Каргин И. – 70%
Всероссийская предметная олимпиада по окружающему миру 2013 г:
Долина К. – 76 баллов из 100 возможных, 13 место во Всероссийском рейтинге, 10 – в региональном рейтинге. Кузнецова С. – 64 балла, 19 место во Всероссийском рейтинге, 16 – в региональном рейтинге.
В О
бщероссийском конкурсе «Умница»
, 2014 г. получили дипломы участников 3 человека, Каргин Илья –
Диплом Лауреата
за занятое 6 место.
Победители школьной научно-практической конференции «Шажок в науку» 2014 г.

Участники заочной районной научно-практической конференции

«Шаг в науку – Юниор-2014»
Следовательно, можно сделать выводы: 1. Реализация программы УМК «Гармония» через использование деятельностного метода обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем. 2. Повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.
3.
Создаются условия для успешной адаптации и повышения качества обученности в среднем звене .
6. Список литературы.
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. 2. Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. – М.: 2005. 3. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1975. 5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.1977. 6. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения //Образовательная программа и пути её реализации. – Вып.3.- М.: Баласс, 1999. 7. Мельникова Е.Л. Анализ уроков изучения нового материала // – Вып.4. – М.: Баласс, 2000.


В раздел образования