Напоминание

Изучение особенностей коммуникативных умений у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста


Автор: Гараева Елена Евгеньевна
Должность: студент
Учебное заведение: ПГГПУ
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Изучение особенностей коммуникативных умений у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Изучение особенностей коммуникативных умений у

слабослышащих детей старшего дошкольного возраста

Вопросы организации инклюзивного обучения детей с недостатками

слуха

достаточно

дискуссионные

в

научных

кругах.

Очевидно,

что

совместное

воспитание

и

обучение

детей

дошкольного

возраста

с

пониженным слухом и их здоровыми сверстниками полезное, поскольку

стимулирует речевую активность, и возможно оно только при условии

соответствующем уровне психофизического и речевого развития ребенка с

пониженным

слухом

и

умело

организованным

психолого-медико-

педагогическим сопровождением.

Речевое развитие детей с нарушениями слуха (обеих категорий: глухих

детей и детей с пониженным слухом) является одним из важнейших

предпосылок и показателей коммуникативной и социальной компетентности,

что в значительной степени определяют возможность личностной реализации

и

разностороннего

развития.

Языковая

и

речевая

компетентности

подразумевают решение как чисто познавательных (знание языка как

универсального средства передачи информации и умение использовать это

коммуникативное средство с целью получения знаний), так и социальных

(настройка разветвленных социальных контактов) и морально-этических

(умение

налаживать

взаимоотношения

и

общую

деятельность,

гармонизировать отношения, выражать свою позицию) задач.

Анализ последних исследований и публикаций. Интеграция детей с

нарушением слуха в общеобразовательном пространстве рассматривается как

одно из важнейших направлений подготовки детей к самостоятельной жизни.

Сегодня идут поиски новых путей адаптации, направлений работы по

сближению детей с проблемами слуха и их слышащими сверстниками.

Изучение данной проблемы нашло свое отражение в работах отечественных

и зарубежных ученых (Засенко В.В., Зыков А.А., Колупаева А.А., Малофеев

М,

Леонард

Е.И.).

Благодаря

данным

многочисленных

публикаций

названных авторов и ученых-исследователей методики обучения языку

глухих и слабослышащих детей (Дьяков А.И., Михаленкова И.А., Слезин

Н.Ф., Сухова В.Б. и другие) были определены факторы развития речевых

процессов в условиях активизации познавательной деятельности.

Цель статьи - обобщить подходы к развитию речи дошкольников с

недостатками слуха и определить его специфику в условиях инклюзии.

Сегодня осуществлять работу по развитию речи детей с нарушениями

слуха можно в специально организованных инклюзивных заведениях.

С

целью обеспечения качественного формирования речевой деятельности

глухих детей, проводится подготовительная работа с ними, в основу которой

положен метод непосредственного подражания. Когда устно сообщают детям

материал, они смотрят на губы и в это время самопроизвольно подражают

языковые движения, рефлекторно повторяют слова-слоги. Сначала это

лепетный язык, но и он способствует тому, что дети начинают понимать, что

каждый

предмет

или

действие

имеет

словесное

обозначение.

При

многократном повторении знакомых слов дети учатся узнавать их по губам

человека, который говорит и проговаривает вслух.

Воспитанию внимания у детей способствуют подготовительные

упражнения,

которыми

начинают

работу

по

языку.

Они

помогают

воспроизводить простые движения рук, головы, ног пальцев. Усвоения таких

движений способствует овладению детьми дактильной азбуки. Для головы

дают такие простые упражнения: наклонить голову вправо, влево, вперед,

назад, делать круговые движения головой слева направо и наоборот; для рук:

поднять руки вверх, отвести в разные стороны, спрятать за спину, поднимать

и опускать поочередно то правую, то левую руки и тому подобное. Эти

упражнения можно делать сидя за столом, стоя, можно их сочетать с

движениями ног.

Дети быстро учатся воспроизводить большие движения и тогда

переходим к подражанию движений пальцев. Цель этих упражнений -

подготовить ребенка к распознаванию дактильных знаков, а его пальцы - к их

воспроизведению. Упражнения на подражание малых движений рук могут

быть самыми различными, например: сжать пальцы в кулак и раскрыть;

сжать кулаки, а затем отводить поочередно пальцы (сначала по одному

пальцу, потом по два, три, четыре и все пять) раздвинуть и сомкнуть пальцы

при вытянутых ладонях; имитировать игру на пианино, трубе и тому

подобное.

Важно, чтобы у него не снизился интерес к выполнению упражнений.

Чтобы предотвратить это, создают игровую ситуацию и используют

поощрения или награды, а также чередуют разные упражнения. Важное

значение для развития словесной речи ребенка с расстройствами слуха имеет

общение, включенное в общую со взрослыми предметную и познавательную

деятельность [4].

В подготовительный период выполнению ребенком того или иного

действия должен предшествовать показ соответствующей таблички. В этот

период дети распознают слова по некоторым внешним признакам. И уже в

это время фиксируют внимание детей на словах, учат внимательнее

рассматривать отдельные буквы, сравнивать их. Это дает возможность читать

и запоминать прочитанное. Начинает развиваться не только глобальное

восприятие слова, но и аналитическое. Во время учебы глобального чтения

слов, написанных на табличках, стараются не помогать детям понять их

значение

с

помощью

соответствующего

жеста.

Ведь

ребенок

будет

стремиться воспользоваться этим более легким средством общения и меньше

будет обращать внимание на таблицы со словами. Это будет задерживать

развитие словесной речи ребенка с недостатками слуха.

Жест полезно использовать, если он выступает как дополнение к слову,

что

воспринимается,

или

представляет

собой

средство

проявления

эмоционального состояния. Но ни в коем случае нельзя допускать, чтобы

жест заменял слово. Общение должно осуществляться с помощью устного

слова.

Во время развития слухового восприятия глухих детей: обращают

внимание каждого ребенка на различные звуки, приучают сравнивать их,

определять источник звучания на слух (барабан, бубен), различать голоса,

определять продолжительность звучания (долго ли, коротко), количество

звуков (сколько было ударов в барабан, сколько я произнесла составов «та-

та-та»). Проходит такая работа в форме увлекательной игры, что дает

возможность детям старшего дошкольного возраста лучше осознать значение

многих слов, обозначающих те или иные звуки.

Для занятий по развитию слухового восприятия неречевых звуков

используют различные предметы и игрушки, которые звучат, а также

помогает в работе компьютерный слухоречевой тренажер «Видимая речь».

Важным

направлением

работы

является

применение

упражнений

на

определение направления источника звука, которые способствуют развитию

пространственного ориентирования глухих и слабослышащих детей. Дети

воспринимают и различают на слух разный языковой материал: отдельные

фонемы, слоги, слова, фразы, предложения. В старшей группе они учатся

правильно воспроизводить упор, передавать интонацию.

Специально организованные занятия по языку дают возможность

расширить значение слов, которые дети усвоили в непосредственном

общении в процессе разнообразной деятельности.

На первом году обучения словесная речь формируется на основе

обогащения

чувственного

опыта

ребенка

с

расстройствами

слуха,

предметной деятельности, развития ориентирования в окружающей среде.

Основная задача - научить ребенка различать по табличкам предметы и их

качества, действия.

На втором году - учат детей воспринимать и различать слова по

табличкам, с губ, самостоятельно называть их, последовательно переходить

от одной формы к другой. Используют при этом различные варианты

дидактических игр.

В последующие годы работу над произношением детей направляют на

использование уже сложившихся средств общения с целью автоматизации

приобретенных

навыков,

расширения

словаря,

самостоятельного

практического

использования

языка.

Очень

важно

не

пропустить

благоприятные периоды для развития и становления у слабослышащего

ребенка речевых навыков.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Итак, развитие

речи

дошкольников

старшего

возраста

-

это

важная

психолого-

педагогическая проблема, решение которой является первоочередной задачей

семьи и учебных заведений. Для детей с недостатками слуха развитие речи

заключается не только в потребности для осуществления коммуникативного

взаимодействия, но и в возможности успешной социализации. Работа по

развитию речи слабослышащих детей имеет свою специфику, ее лучше

проводить в условиях инклюзивного обучения, к которому подключены

специалисты. Такой процесс лучше осуществлять поэтапно, системно

выполняя ряд задач и реализуя цель каждого такого этапа. Перспективу

исследования видим в специфике развития речи детей дошкольного возраста

с другими нозологиями, в частности с нарушением зрения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богуш А.М., Гавриш Н.В. Дошкольная лингводидактика: Теория и

методика обучения детей родному языку: Учебник / Под ред. А.М. Богуш -

М.: Высшая школа, 2007. - 542с.

2. Боскис Р.М. Учитель о детях с нарушениями слуха / Р.М. Боскис -

М.: Просвещение, 1975. - 142 с.

3. Воспитание ребенка с нарушениями слуха в условиях семьи / под

ред. Т.В. Сак. - К.: Наукова. мир, 2009. - 216 с.

4. Головчицы Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и

обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. реферат [для студ.

высш. учебн. заведенный] / Л. А. Головчицы. - М.: Гуманит. изд. центр

ВЛАДОС, 2001. - 304 с.

5. Назарин В.В. Как помочь развиваться ребенку, который не слышит /

В.В Назарин // Дети с особыми потребностями: советы родителям / Под ред.

В.И Бондаря, В.В. Засенко. - К.: Наукова. мир, -2004. - 240 с.



В раздел образования