Напоминание

"Роль концертмейстера в классе балалайки"


Автор: Матвеева Людмила Владимировна
Должность: преподаватель по классу балалайка, гитара
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Агрыз
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Роль концертмейстера в классе балалайки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования

«Детская Школа Искусств» Агрызского муниципального района Республики

Татарстан

Методическая разработка на тему

« Роль концертмейстера в классе балалайки»

Составила: преподаватель по классу

балалайка Матвеева Л.В.

Агрыз 2021г.

Аннотация

Концертмейстер - важная деятельность музыканта - педагога в детской

музыкальной школе, школе искусств. Наряду с педагогом по классу

балалайки, пианист – концертмейстер является для обучающихся

проводником в прекрасный мир музыкального искусства, который развивает

музыкальные и творческие способности детей.

Данная работа затрагивает как профессиональные (исполнительские), так

и педагогические аспекты деятельности концертмейстера в классе

балалайки.

Методические рекомендации являются результатом анализа опыта

работы концертмейстерской деятельности в классе балалайки. Они

представляют интерес для пианистов, занимающихся концертмейстерской

практикой в ДШИ и ДМШ.

Цель: раскрыть специфику работы концертмейстера в классе балалайки.

Задачи:

Определить основные задачи работы концертмейстера в классе балалайки.

Рассмотреть вопросы специфики аккомпанемента балалаечникам.

Обозначить личностные и профессиональные качества концертмейстера в

классе балалайки.

План:

Пояснительная записка;

Из истории развития инструмента;

Профессиональная деятельность концертмейстера в классе балалайки;

О специфике репертуара для балалайки.

Проблемы и трудности фортепианного аккомпанемента в классе балалайки.

Заключение.

Пояснительная записка

Повышение требований к профессионализму в педагогической и

исполнительской деятельности ставят перед концертмейстером новые

задачи по овладению высоким уровнем исполнительской деятельности,

педагогическими навыками и приемами для умелого применения их на

практике. Также концертмейстер принимает активное участие в учебной,

концертной и воспитательной работе ДМШ и ДШИ по основным

направлениям деятельности образовательного учреждения.

Учебная деятельность: создает условия для получения необходимых

знаний, умений, навыков для удовлетворения потребностей детей в занятиях

музыкой.

Воспитательная работа: создает среду для творческого и личностного

развития обучающихся, профессиональной ориентации.

Внеклассная работа: участвует совместно с детьми в различных

общешкольных и внешкольных мероприятиях, помогает организовывать

содержательный досуг.

1

Методическая работа: принимает участие в написании и реализации

программ, проектов, а также участвует в мастер – классах.

Концертмейстерство является одним из распространенных видов

деятельности педагога – музыканта. Очевидна необходимость

концертмейстера как в классе, так и на концертном выступлении.

Обоснованием актуальности данных методических рекомендаций является

востребованность концертмейстеров в деятельности образовательных

учреждений. Успешность выступления солиста напрямую зависит от

профессионализма концертмейстера, поэтому «Методические

рекомендации для концертмейстеров по классу балалайки в ДШИ и ДМШ»

являются необходимым методическим продуктом.

Основой для методических рекомендаций стал многолетний опыт

автора работы и концертмейстеров в области балалаечного искусства.

Основная цель данных методических рекомендаций оказать

методическую помощь концертмейстерам, работающим с обучающимися по

классу балалайки для достижения высоких профессиональных результатов и

творческих успехов.

Из истории развития инструмента.

Первое упоминание об игре на балалайке относится к концу XVII века. Этот

русский народный инструмент был активно востребован на праздниках,

народных гуляниях, в быту. Однако к концу XVIII века происходит разделение

на фольклорное и академическое исполнение. Об этом можно узнать в

трудах исследователей русского быта данного периода Я. Штелина, М. Гутри,

И.Георги, И. Беллерман. В частности, Я. Штелин описывает две балалаечные

традиции и отмечает «фольклорную и нефольклорную». Нефольклорная

влючает в себя арии, менуэты. А. Банин и А. Пересада считают, что

разделение балалаечного искусства по двум направлениям произошло,

начиная с исполнительской деятельности скрипача и композитора XVIII века

И.Е. Хандошкина. Одним из первых профессиональных исполнителей на

балалайке был В. И. Радивилов, он же сам и сочинял произведения для

балалайки. Подвижническая деятельность В.В. Андреева дала возможность

инструменту выйти на общезначимую европейскую нотную традицию.

Наладилось массовое производство балалаек. А хроматизазация балалайки

привела к возникновению оригинального репертуара, учебных пособий,

положила начало процессу системного обучения. Андреевский кружок

любителей балалаечного искусства имел в своем репертуаре как русские

народные, так и классические произведения, потому что его участники

имели консерваторское образование. Неоценимый вклад в развитие

балалаечного искусства внесли выдающиеся мастера Б.С. Трояновский, Н.П.

Осипов. В 1948 г. в Москве в музыкально – педагогическом институте имени

Гнесиных открывается кафедра народных инструментов, что способствует

2

развитию профессионального музыкального образования в области

балалаечного искусства.

Профессиональная деятельность концертмейстера в классе балалайки.

Понятие концертмейстер - состоит из двух слов: концерт и мастер (на

немецком языке meister) и имеет два значения.

1.Это лучший музыкант в оркестре или музыкант, руководящий оркестром.

2. Пианист, помогающий вокалистам и инструменталистам разучивать

партии, умеющий контролировать качество исполнения, знающий специфику

и причину возникновения трудностей, и путь исправления недостатков.

Концертмейстерство, как отдельный вид исполнительства появился в

конце 19 века, с расцветом романтической камерной, инструментальной и

песенно – романсовой музыки. В связи с этим требовалось особое умение

аккомпанировать. Расширению этого вида деятельности также

способствовало возникновение большого количества концертных залов,

музыкальных учебных заведений. В то время концертмейстеры умели делать

многое: читать симфонические и хоровые партитуры, читать ноты в разных

ключах, легко транспонировали. Со временем эта универсальность исчезла в

связи с усложнением и увеличением количества произведений, написанных

для большого количества солистов. В настоящее время понятие

«концертмейстер» используется в применении к фортепианному

исполнительству.

Основные требования к профессионализму концертмейстера:

1.Умение быстро освоить музыкальный текст, контролировать партию

солиста.

2. Знание основ приемов и особенностей игры на балалайке.

3. Владение специальными музыкальными навыками по чтению с листа,

транспонированию.

4. Умение перекладывать неудобные места, не нарушая замысла

композитора.

5. Уметь работать с нотными редакторами.

6. Быть работоспособным, мобильным, находчивым в неожиданных

ситуациях во время концертного выступления.

7. Уметь настраивать обучающегося перед концертным выступлением.

Мастерство концертмейстера включает в себя умение обеспечивать

обучающемуся комфортность в ансамбле. Для этого необходимо

неоднократное повторение как деталей произведения, с остановкой на

сложных местах, так и всего текста в целом. Необходимо проводить

совместный анализ произведения: каков его характер, оговариваются

динамика, фразировка, темповые отклонения, синхронность исполнения.

Чтобы не допустить срывов на концертном выступлении концертмейстеру

необходимо психологически настроиться самому и настроить учащегося. В

3

работе с балалаечниками обязательно использование левой педали, чтобы

дать возможность солисту более ярко представить свою партию.

Работая в классе балалайки, концертмейстер должен иметь

специальные знания, такие как: особенности звукоизвлечения на

инструменте, приемы игры на балалайке, специфику динамических

возможностей каждого приема игры, особенности нотной записи для этого

инструмента. Все это необходимо для наилучшего ансамблевого звучания.

Многообразие приемов игры на этом русском инструменте, а также

специфика нотной записи может вводить концертмейстера в заблуждение,

так как написание мелодии и ее реальное звучание разнятся. Некоторые

приемы игры, например, искусственные или натуральные флажолеты,

тремоло – вибрато, не обладают большой силой, и задача концертмейстера

показать их красоту, а не заглушать. Прием «тремоло» похож по звучанию с

пением, и поэтому необходимо дать ученику – солисту возможность «взять

дыхание», в результате этого могут происходить темповые отклонения.

О специфике репертуара для балалайки.

В отличие от классических инструментов (фортепиано, скрипка)

репертуар классических произведений у балалайки не очень широк, в

основном это переложения фортепианных и скрипичных сочинений, но

переложенный для балалайки с учетом специфики ее возможностей (узкий

диапазон). Основу репертуара для балалайки составляют обработки русских

народных мелодий. В них и проявляется вся красота и самобытность этого

прекрасного русского инструмента.

Проблемы и трудности фортепианного аккомпанемента в классе балалайки.

В фортепианном аккомпанементе балалаечных произведений

можно выделить несколько проблем. Часто аккомпанементы пишутся

композиторами балалаечниками, которые хорошо владеют знаниями

балалаечной фактуры, а вот фортепианная фактура достаточно

колористически бедна, а порой и неудобна для исполнения. Поэтому

концертмейстер может взять на себя решение задачи по улучшению

аккомпанемента как с технической, так и с художественной стороны. Но

необходимо иметь чувство меры, чтобы не перенасытить звучанием

фортепианную партию, так как акустически балалайка — инструмент

достаточно нежный и соревнование звучности с фортепиано, естественно,

проиграет. Иногда наоборот сопровождение слишком вычурно, насыщено

звучностью - это мешает балансу партий фортепиано и балалайки. Задача

концертмейстера сбалансировать партию фортепиано с солистом, опираясь

на принцип художественной целесообразности и сохранения

композиторского замысла. Наиболее полно концертмейстер может показать

колористические возможности фортепиано и свои исполнительские

4

возможности в классе балалайки с учениками старших классов где фактура

фортепиано имитирует оркестровое звучание.

Желательно, а в некоторых случаях и необходимо обладать такими

умениями, как подбор на слух сопровождения к балалаечной партии,

элементарная импровизация вступления, отыгрышей, заключения,

варьирования фортепианной фактуры аккомпанемента при вариантных

повторениях мелодии. Обучающиеся, как правило, хотят выиграть все ноты

на тремоло. А если они повторяются, то каждая требует отдельного снятия и

взятия, что ведет к необоснованному замедлению темпа, в этом случае

концертмейстер не должен подгонять ученика, а должен точно исполнять

сопровождение. Также при исполнении «тремоло» важно дать солисту

возможность «дыхания». Особенности тембра балалайки требуют от

концертмейстера большого внимания к звукоизвлечению на фортепиано.

Пианисту необходимо знать исполнительские приёмы, штрихи балалайки,

так как приходится имитировать их в своей игре, чтобы создать звуковое

единство. Как известно, многообразие приёмов игры на балалайке основано

на двух способах звук извлечения: ударном и щипковом. Таким образом,

особенностью звучания балалайки является ударность звука, отсутствие

1еgа1о как такового. Поэтому для того, чтобы скрыть этот недостаток,

необходимо порой, особенно в произведениях или эпизодах лирического

характера уметь играть мягкой звучностью, чтобы звуки гармонии возникали

как бы сами собой и было ощущение своеобразной звучащей дымки. При

этом важно чувствовать дыхание мелодии. Следует также добиваться

динамического и колористического соотношения партии фортепиано с

тембром балалайки. Каким образом? В работе концертмейстера в классе

балалайки не подходит привычная игра «на опоре», следует работать над

умеренной звучностью, даже над тихим звуком, играть следует точно и

отчётливо, «острыми» кончиками пальцев, с минимальными движениями,

максимально близко к клавиатуре. То есть играть порой приходится

шепчущей звучностью, «говорком». Иногда необходимо искать на

фортепиано выразительные средства, родственные оркестровому звучанию,

играть полнозвучно, подражая гуслям, или же исполнять изящные переборы

на р, подобно арфе... Вариантов множество. Пианист должен уметь играть

разным звуком, обладать различным туше.

О роли баса и педали. Звуковой диапазон балалайки - средний и

высокий регистры, поэтому роль баса в аккомпанементе сводится не только

к гармонической и ритмической опоре мелодии, но и к восполнению

звукового объёма. Поэтому бас следует брать более ярко, и вести линию

баса выразительно. При использовании педали необходимо учитывать

динамику, протяжённость звука солиста. Правая педаль должна быть очень

лаконичная. Всем известно выражение - «педаль берётся кончиками ушей».

Не следует злоупотреблять левой педалью. Хотя она и помогает выстроить

5

ансамбль, однако нивелирует при этом краски фортепиано, которые бывают

очень необходимы.

Заключение.

На сегодняшний день существует педагогический репертуар для балалайки,

не уступающий по качеству репертуару академических инструментов. В

целом исполнительское мастерство игры на балалайке находится высоком

уровне. Все это говорит о том, что роль фортепианного аккомпанемента все

более возрастает.

Список литературы:

Готлиб А.Д. Основы ансамблевой техники. – М.: Музыка, 1971.

Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе. Размышления педагога. –

М.: Музыка, 1996.

Коган Г.М. У врат мастерства. Работа пианиста. – М., 1969.

Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста –

концертмейстера. Музыка в школе. – 2001. -№4. - С.52 – 55.

Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические

основы. – Л.: Музыка, 1972. – 81с.

6

7



В раздел образования