Автор: Шишкова Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ КВ "Детский сад № 5 "Незабудка"
Населённый пункт: городской округ Дзержинский
Наименование материала: статья
Тема: Театрально-игровая деятельность в жизни дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Театрально-игровая деятельность в жизни дошкольников
«Духовная жизнь ребёнка
полна лишь тогда, когда он
живёт в мире сказок, творчества,
воображения, фантазии, а без
этого он засушенный цветок»
В. Сухомлинский
Мир детства, внутренний мир ребёнка — ключ ко многим волнующим проблемам
нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра
связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если
ребёнок начинает доверять нам, верить — значит можно творить, фантазировать,
воображать. Особое место в жизни дошкольника занимают театрализованные игры.
Классификация театрализованных игр:
1. Игры в кукольный театр
Настольный: театр плоской картинки, конусный, театр игрушки и т. д.;
стендовый: фланелеграф, теневой, магнитный;
на руке: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
верховые куклы: би-ба-бо, на ложках, тростевые;
напольные куклы: марионетки;
театр живой куклы: ростовые, люди-куклы, театр масок.
2. Игры-драматизации:
Инсценирование потешек;
инсценирование песен;
инсценирование небольших сказок;
инсценирование небольших литературных текстов;
творчество детей.
3. Игры-спектакли (игры-сказки):
Драматический спектакль (сказка на фольклорно-обрядовой основе);
музыкально-драматичский спектакль;
спектакль ритмопластики и на хореографической основе.
4. Театрализованное действие:
праздники;
развлечения.
Программы, связанные с развитием творческих способностей, практически всегда
используются отдельно от программ интеграции и интеллектуального развития и
литературного образования дошкольного. Практически единственным исключением
являются парциальные программы, ориентированные на развитие художественно-
речевого творчества детей посредством театрализованных игр и на развитие театрально-
игровой деятельности. Программы «Арт-фантазия» А.Г. Чуриловой, «Музыкальный театр
в детском саду» Т.А. Мининой, а также современные методические разработки (пособия
А.И. Бурениной «От игры до спектакля»; Т.Н. Дороновой «Играем в театр»; Н.Ф.
Сорокиной «Играем в кукольный театр» и др.). Они опираются на опыт много летних
исследований учёных и практиков. Работа по этим программам в процессе интеграции
литературной и театрализованной деятельности проходят в несколько этапов:
1-ый этап: подготовительный. Оптимизация работы по развитию связной и образной
речи, литературному образованию дошкольника.
2-ой этап: основной. Создание оптимальной развивающей предметно-пространственной
и игровой среды для формирования интереса к театрально-игровой деятельности.
3-ий этап: развитие умственных операций (анализа, сравнения, обобщения и д.р.) в
процессе театрально-игровой деятельности.
Типы НОД по развитию литературных и интеллектуальных способностей:
НОД доминантная — здесь доминирует один из
видов
театрально-игровой
деятельности.
Интегрированные, в которых в качестве стержня выступает не только театрально-
игровая деятельность, но и любая другая деятельность;
Тематические, которые включают виды художественной деятельности: театрально-
игровую, ритмопластику, художественно-речевую, объединённые одной темой;
Репетиционные и комплексные;
Заканчивается цикл НОД с детьми — театрализованной мастерской.
В 2014-2015 учебном году в нашей группе велась кружковая работа по теме «Играем в
театр». Целью этой работы явилось формирование творческого мировосприятия жизни,
художественной зоркости, развития воображения, эмоциональной сферы, игровых умений
и речи детей посредством театрализованной деятельности. На факультативных занятиях
дети работали с большим интересом. Они научились ориентироваться в пространстве,
равномерно размещаться по игровой площадке, строить
диалоги на заданную тему, память у детей значительно улучшилась, дети стали много
фантазировать. Научились снимать зажатость и скованность, научились пользоваться
интонациями, выражающими основные чувства, научились импровизировать на темы
знакомых сказок. Словарный запас значительно пополнился. Улучшилась связная речь.
После факультативных занятий дети стали более раскованными и уверенными в себе. Я
считаю, что театрально-игровая деятельность позволяет ребёнку раскрыться и занимает
огромное место в жизни дошкольника.
Таким образом, театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным
средством, формирующим эстетический вкус дошкольника, а также формирующим
креативные качества личности. Участвуя а театрализованных играх, дети знакомятся с
окружающим миром через образы, краски, звуки.
Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас
глазами ребёнка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром, но мы покинули
его, и назад пути нет. Но почему-то почти каждому из нас он кажется внутренним раем,
золотым веком нашей жизни…
Автор: Шишкова Е.В.