Напоминание

Театрально-игровая деятельность в жизни дошкольников


Автор: Шишкова Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ КВ "Детский сад № 5 "Незабудка"
Населённый пункт: городской округ Дзержинский
Наименование материала: статья
Тема: Театрально-игровая деятельность в жизни дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Театрально-игровая деятельность в жизни дошкольников

«Духовная жизнь ребёнка

полна лишь тогда, когда он

живёт в мире сказок, творчества,

воображения, фантазии, а без

этого он засушенный цветок»

В. Сухомлинский

Мир детства, внутренний мир ребёнка — ключ ко многим волнующим проблемам

нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра

связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если

ребёнок начинает доверять нам, верить — значит можно творить, фантазировать,

воображать. Особое место в жизни дошкольника занимают театрализованные игры.

Классификация театрализованных игр:

1. Игры в кукольный театр

Настольный: театр плоской картинки, конусный, театр игрушки и т. д.;

стендовый: фланелеграф, теневой, магнитный;

на руке: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

верховые куклы: би-ба-бо, на ложках, тростевые;

напольные куклы: марионетки;

театр живой куклы: ростовые, люди-куклы, театр масок.

2. Игры-драматизации:

Инсценирование потешек;

инсценирование песен;

инсценирование небольших сказок;

инсценирование небольших литературных текстов;

творчество детей.

3. Игры-спектакли (игры-сказки):

Драматический спектакль (сказка на фольклорно-обрядовой основе);

музыкально-драматичский спектакль;

спектакль ритмопластики и на хореографической основе.

4. Театрализованное действие:

праздники;

развлечения.

Программы, связанные с развитием творческих способностей, практически всегда

используются отдельно от программ интеграции и интеллектуального развития и

литературного образования дошкольного. Практически единственным исключением

являются парциальные программы, ориентированные на развитие художественно-

речевого творчества детей посредством театрализованных игр и на развитие театрально-

игровой деятельности. Программы «Арт-фантазия» А.Г. Чуриловой, «Музыкальный театр

в детском саду» Т.А. Мининой, а также современные методические разработки (пособия

А.И. Бурениной «От игры до спектакля»; Т.Н. Дороновой «Играем в театр»; Н.Ф.

Сорокиной «Играем в кукольный театр» и др.). Они опираются на опыт много летних

исследований учёных и практиков. Работа по этим программам в процессе интеграции

литературной и театрализованной деятельности проходят в несколько этапов:

1-ый этап: подготовительный. Оптимизация работы по развитию связной и образной

речи, литературному образованию дошкольника.

2-ой этап: основной. Создание оптимальной развивающей предметно-пространственной

и игровой среды для формирования интереса к театрально-игровой деятельности.

3-ий этап: развитие умственных операций (анализа, сравнения, обобщения и д.р.) в

процессе театрально-игровой деятельности.

Типы НОД по развитию литературных и интеллектуальных способностей:

НОД доминантная — здесь доминирует один из

видов

театрально-игровой

деятельности.

Интегрированные, в которых в качестве стержня выступает не только театрально-

игровая деятельность, но и любая другая деятельность;

Тематические, которые включают виды художественной деятельности: театрально-

игровую, ритмопластику, художественно-речевую, объединённые одной темой;

Репетиционные и комплексные;

Заканчивается цикл НОД с детьми — театрализованной мастерской.

В 2014-2015 учебном году в нашей группе велась кружковая работа по теме «Играем в

театр». Целью этой работы явилось формирование творческого мировосприятия жизни,

художественной зоркости, развития воображения, эмоциональной сферы, игровых умений

и речи детей посредством театрализованной деятельности. На факультативных занятиях

дети работали с большим интересом. Они научились ориентироваться в пространстве,

равномерно размещаться по игровой площадке, строить

диалоги на заданную тему, память у детей значительно улучшилась, дети стали много

фантазировать. Научились снимать зажатость и скованность, научились пользоваться

интонациями, выражающими основные чувства, научились импровизировать на темы

знакомых сказок. Словарный запас значительно пополнился. Улучшилась связная речь.

После факультативных занятий дети стали более раскованными и уверенными в себе. Я

считаю, что театрально-игровая деятельность позволяет ребёнку раскрыться и занимает

огромное место в жизни дошкольника.

Таким образом, театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным

средством, формирующим эстетический вкус дошкольника, а также формирующим

креативные качества личности. Участвуя а театрализованных играх, дети знакомятся с

окружающим миром через образы, краски, звуки.

Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас

глазами ребёнка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром, но мы покинули

его, и назад пути нет. Но почему-то почти каждому из нас он кажется внутренним раем,

золотым веком нашей жизни…

Автор: Шишкова Е.В.



В раздел образования