Автор: Кузнецова Олеся Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 2103
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект НОД с детьми старшей группы по образовательной части "Познание" с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии".
Тема: "Этот волшебный магнит"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД с детьми старшей группы по
образовательной части «Познание» с использованием цифровой
лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
Модуль «Магнитное поле»
«Этот волшебный магнит»
Воспитатель ДО-3
Кузнецова Олеся Вячеславовна
Этот волшебный магнит.
Цель:
1) развитие познавательной активности ребенка в процессе
опытно-экспериментальной деятельности.
2) формирование представлений о магните и его свойстве
притягивать предметы.
Задачи по образовательным областям:
Познание:
Познакомить детей с понятиями «магнит», «магнитные
силы».
Сформировать представление о свойствах магнита.
Формировать у детей умение приобретать знания
посредством проведения практических опытов, делать выводы,
обобщения.
Способствовать развитию познавательной активности,
любознательности при проведении опытов.
Коммуникация:
Активизировать речь детей словами «магнит», «магнетизм»,
«притягивать», «исследование», «эксперимент», «энциклопедия»,
«лаборатория», «информация».
Развивать коммуникативные навыки и самостоятельность.
Социализация:
Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской
деятельности.
Воспитывать дружеское взаимоотношение и взаимопомощь в
ходе проведения опытов.
Физическое развитие:
Развивать двигательные умения, умение сочетать слово с
движением; развивать зрительное и слуховое внимание.
Материал и оборудование: Цифровая лаборатория «Наураша в
стране Наурандия» модуль «Магнитное поле».
Набор магнитов разной величины;
Емкость с водой, с крупой.
Скрепки, магнитная доска, магнитный конструктор, кусочек
ткани. Бумажные, деревянные, пластмассовые, стеклянные игрушки.
Картинки с изображением металлических и неметаллических
предметов (для физкультминутки).
Предварительная работа: Чтение энциклопедии «Большая
энциклопедия дошкольника». Рассматривание магнита. Беседа о свойствах
магнита и о его происхождении. Игры с магнитом, с магнитной доской и
магнитными буквами. Презентация "Использование магнита людьми".
Программное содержание:
Магнит – это камень, у которого есть необыкновенная
способность притягивать к себе железные предметы или прилипать к
железным поверхностям. Магнит – от названия региона, где обнаружили
магнитные залежи – Магнисия. Это в Малой Азии. Мы уже говорили,
что Земля – магнит, даже в человеке тоже существует магнитное поле.
Планеты в Солнечной системе тоже являются гигантскими магнитами.
Еще в древние времена люди обнаружили уникальные свойства
определенных камней - притягивание металла. В наше время мы часто
сталкиваемся с предметами, которые обладают этими качествами. Что
такое магнит? В чем его сила? Об этом я сегодня расскажу.
(Презентация на тему «магнит и его свойства»).
Свойства магнита
Магниты воздействуют на предметы из железа, стали и
некоторых других металлов.
Может ли магнит действовать через
различные материалы? Например, через стекло, картон, дерево ит. д.
Опыт 1: нам понадобится тарелка, крупа пшеничная (можно
любую), магнит, скрепки.
Ход опыта: насыплем в тарелку крупу, положим туда скрепки.
Проводим магнитом по поверхности тарелки.
Результат: все скрепки притянулись к магниту.
Вывод: магнит притягивает сквозь пшеничную крупу, если бы
скрепки находились глубже, то магнит притягивал бы слабее.
Опыт 2: для этого нам понадобится магнит, стеклянный кувшин,
скрепка, вода.
Ход опыта: в кувшин нальем воды, бросим туда скрепку.
Прислоним магнит к кувшину на уровне скрепки. После того как она
приблизилась к стенке кувшина, медленно двигаем магнит по стенке
вверх.
Результат: скрепка следует за движением магнита и поднимается
до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды.
Вывод: значит, магнитная сила действует и сквозь стекло, и
сквозь воду. Если бы стенка кувшина была железной, скрепка все равно
бы передвигалась, но слабее, потому что часть магнитной силы
поглотила бы стенка кувшина.
Опыт 3: действие магнита через картон. Для этого понадобилось:
кусок картона, ножницы, скотч, палочка, стальная гайка, четыре стакана.
Ход опыта: нарисуем на картоне автомобиль, вырежем и
раскрасим его, также вырежем днище. Скотчем прикрепим к днище
автомобиля гайку и приклеим верх. На большом картоне нарисуем
трассу для автомобиля. Возьмем палочку и прикрепим к ней кусочек
магнита. Установим магнит под картоном, где стоит автомобиль.
Двигаем магнит по контуру трассы. Автомобиль начинает двигаться.
Результат: автомобиль двигается по трассе, повторяя движения
магнита, который мы двигали под картоном.
Вывод: магнитная сила магнита проходит через картон.
Опыт 4: возьмем ту же машинку и палочку с магнитом из опыта 3.
Поставим на край стола, толщина которого 5 см, машинку и прислоним
под столом палочку с магнитом. Двигаем палочкой под столом.
Результат: машинка начала движение.
Вывод: сила притяжения магнита зависит от размера магнита и
от толщины материала. Магнит притягивает предмет через тонкий слой
материала, но перестает притягивать, когда слой материала достигает
определенной толщины.
Игра «Притянись ко мне».
Воспитатель - магнит, дети - различные предметы (получают
картинки с изображением металлических и неметаллических предметов).
При появлении магнита (воспитателя) железные
предметы (дети) притягиваются (бегут к воспитателю, преодолевая
препятствия на своем пути, а остальные дети (имеющие карточки с
неметаллическими предметами) остаются на месте и делают наклоны в
стороны.
Итог: После проведенных опытов и экспериментов у детей
появились следующие вопросы «Почему не все магниты притягиваются
между собой?», «Примагнитит ли большой магнит больше предметов,
чем маленький?», «Откуда появились магниты?», «Сможет ли магнит
долгое время удерживать предметы?». Значит, стоит вернуться к этой
теме, когда дети немного подрастут.