Напоминание

"Использование современных программ и технологий музыкального воспитания, образования и развития детей в практике работы ДОУ"


Автор: Минько Елена Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБ ДОУ " Детский сад №125"
Населённый пункт: Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование современных программ и технологий музыкального воспитания, образования и развития детей в практике работы ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование современных программ и технологий музыкального

воспитания, образования и развития детей в практике работы ДОУ»

Минько Елена Сергеевна, музыкальный руководитель

МБ ДОУ «Детский сад №125», г.Новокузнецк

Существование различных видов искусства связано со стремлением человека

воспроизвести и отразить мир как можно полнее. У каждого искусства есть свои

специфические особенности. У музыки это:

Музыка

является

искусством

выразительным

-

она

выражает

чувства,

настроения, переживания, отношения и т.д., эмоциональную реальность. Этим она

значительно отличается от изобразительных искусств (живопись, скульптура и др.),

от понятийных (литература), изобразительно-понятийных (театр, кино). Однако в

музыке есть и изобразительная сторона (шум волн, пение птиц и т.д.), но и эти

явления не являются обычными звукоподражаниями, они эмоционально окрашены.

Музыка - искусство временное, благодаря этому она отражает смену эмоций,

настроений. Произведения музыкального искусства расположены во времени, а не в

пространстве. Этим музыка отличается от от пространственных искусств (живопись,

скульптура, архитектура и др.) и от пространственно-временных (танец, театр, кино).

Как и все временные искусства, музыка развивает прогнозирующую функцию

мышления.

Музыка оперирует звуками и обращена ко слуху человека. Музыку принято

обозначать как интонационно - мелодическое искусство. Интонация (основная

единица музыки, ее «кирпичик», «зерно») несет информацию, понимаемую разными

людьми схожим образом (интонации торжественности, плача и пр.) Из интонаций

строится мелодия, которая является цельным, завершенным построением.

Музыка - это искусство исполнительское. Она требует посредника между

создателем и слушателем, которым является исполнитель, как бы «расшифровывая»

заложенные композитором в музыкальном произведении чувства и смыслы. От

качества и контекста исполнения во многом зависит восприятие произведения,

интерес к нему.

Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на

ребенка, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Он находит в музыке отзвуки

того, что пережил, прочувствовал. Имея широкий диапазон содержания, музыка

обогащает эмоциональный мир ребенка, формирует основы его музыкальной

культуры.

Полноценное восприятие музыки состоится, если при его организации педагог,

во-первых,

учитывает

закономерности

самого

процесса

музыкального

восприятия (от целостного к дифференцированному и вновь к целостному)

во-вторых, использует разнообразные методы и приемы, активизирующие

восприятие.

В

организации

восприятие

музыкального

произведения,

как

правило,

придерживаются следующих этапов:

1.

Первичное восприятие музыки (целостное).

А) эмоциональная настройка на восприятие произведения (беседа, рассказ,

сюрпризный момент, загадка, игрушка и т.п.). При этом, как правило, сообщается

название произведения и его автор.

Б) выразительное исполнение музыки (ТСО или живое звучание).

В) беседа о прослушанной музыке. Основной вопрос: «Какие чувства

выражены в музыке?”, “Каков характер музыки, ее настроение?” В ходе беседы могут

использоваться (особенно с младшими дошкольниками) методы уподобления

характеру

звучания

музыки:

мимическое,

тактильное,

интонационное.

Далее

музыкальный образ раскрывается посредством обсуждения вопроса “О ком (о чем)

рассказывает музыка?»

2.

Повторное восприятие (дифференцированное).

А) повторное исполнение (целиком, а затем и по частям) с акцентированием

различных особенностей произведения (смена динамики, тембров, частей и др.).

Используются методы уподобления характеру звучания музыки: вокальное, моторно-

двигательное,

тембровое,

цветовое;

другие

виды

музыкальной

деятельности:

музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах, в которых

не стоит цель выработки новых умений, а имеющиеся у детей навыки исполнения

необходимы для более глубокой дифференциации восприятия, поддержания интереса

детей;

Б) параллельно с исполнением отрывков - беседа о музыке, главный вопрос в

которой «Как рассказывает музыка?»

3.

Узнавание и осознанное восприятие (целостное):

А) узнавание произведения по отрывку;

Б) уточнение, пояснение характера музыки и образа, средств музыкальной

выразительности;

В) сравнение произведения с другим произведением (знакомым или новым), по

принципу контраста либо сходства (по названию, жанру). Например:

Э.Григ

«Шествие гномов», «В пещере горного короля» и М.П.Мусоргский «Гном»;

П.И.Чайковский «Баба Яга», А.Лядов «Баба Яга», М.П.Мусоргский «Избушка на

курьих ножках»; Э.Григ «Утро» и М.П.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»; Циклы

«Времена года» А.Вивальди и П.И.Чайковского.

В дошкольном возрасте закладываются предпосылки для развития

музыкального, эстетического вкуса, появляются первые музыкальные предпочтения.

Очень важно, чтобы дошкольники воспитывались на музыкальных образцах, которые

являются

общепризнанными

музыкальными

шедеврами,

что

не

исключает

использование и современной, популярной музыки, которая не противоречит этому

требованию.

В музыкальном репертуаре должны присутствовать как произведения фольклора,

так и классической музыки, лучшие образцы современной и специфически «детской»

музыки. Наличие произведений разных стилей, эпох позволит обогащать слуховой

опыт дошкольников, расширять их кругозор, сделает их восприимчивыми к

разнообразным «музыкальным языкам».

В практике своей профессиональной деятельности использую современные

концепции, программы, технологии музыкального воспитания, образовании и

развития детей

О.П. Радынова. Программа «Музыкальные шедевры»

Цель

программы – формирование основ музыкальной культуры детей

дошкольного возраста. Возраст – 3-7 лет. Ведущий вид музыкальной деятельности –

восприятие.

Задачи:

1.Накапливать опыт восприятия мировой музыкальной культуры разных эпох и

стилей, нородной музыки.

2. Вызывать сопереживание музыкальным образам.

3. Развивать музыкальное мышление детей (осознание эмоций, языка музыки,

жанров и форм).

4.Развивать творческое воображение.

5. Побуждать выражать свои впечатления в исполнительстве, творчестве,

рисунках, инсценировках и др.)

6.Расширять знания о музыке.

7. Развивать интерес к музыке, начала вкуса, умения оценивать произведения.

Принципы построения программы:

Тематический. Это основной принцип программы. Суть его в том, что восприятие

музыки организуется с учетом следующих тем: «Чувства в музыке», «Песня, танец,

марш», «Музыка рассказывает о животных и прицах», «Природа и музыка», «Сказка в

музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки».

Концентрический. Он предполагает повторяемость тем на новом музыкальном

материале во всех возрастных группах

Контрастного сопоставления произведений. Суть в том, что в каждой теме

музыкальные произведения подобраны с учетом возможности их сравнения:

произведения с похожими названиями, одного жанра, в различном исполнении.

Синкретизма. Суть во взаимосвязи разных видов музыкальной и художественно-

эстетической деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого

слышания» музыки.

Адаптивности. Суть в гибком применении содержания и методов развития детей в

зависимости от индивидуальных особенностей.

Методы: наглядные (наглядно-слуховой и наглядно-зрительный), словесные,

практические, контрастного сопоставления произведений и уподобления характеру

звучания музыки (своеобразного «подстраивания» под звучание музыки). Это

мимическое,

тактильное,

интонационное,

моторно-двигательное,

тембро-

инструментальное, вокальное, цветовое, полихудожественное.

Формы: музыкальные занятия, музыка в повседневной жизни д/у, в семье.

Методическо обеспечение: пособие «Музыкальное развитие детей», комплект

из 7-ми кассет по темам, комплект из 3-ех кассет «Беседы о музыкальных

инструментах».

Подходы программы «Музыкальные шедевры» включены в белорусскую

программу воспитания и образования «Пралеска», О.П.Радынова – соавтор раздела

«Музыкальная деятельность».

А.И.Буренина.

Программа по ритмическо пластике детей «Ритмическоя

мозаика».

Цель: развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических

движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Ведущий вид

деятельности – движение под музыку. Возраст – 3-9 лет.

Задачи:

Развитие музыкальности и интереса к музыке (эмоциональной отзывчивости,

музыкальной памяти и мышления, музыкального слуха и чувтва ритма)

1.

Развитие двигательных качеств и умений (развитие ловкости, точности,

координации движений, гибкости, силы, выносливости, правильной осанки и

походки, умения ориентироваться в пространстве, обогащение двигательного опыта

различными видами движений).

2.

Развитие творческих способностей (воображения и фантазии, способности

к импровизации).

3.

Развитие и тренировка психических процессов (умения выражать эмоции

в движении, тренировка лабильности нервных процессов, развитие воли, внимания).

Развитие

нравственно-коммуникативных

качеств

(умение

сопереживать,

действовать в коллективе).

Особенности программы:

1.

использование

движений

из

гимнастики,

хореографии,

пантомимы,

ритмики и др.)

2.

использование целостных произведений.

3.

Усиленное внимание внутренним процессам, регулирующим движение

под

музыку (развитие

внимания,

воли,

памяти,

подвижности

мыслительных

процессов), а не просто внешнему выполнению движения.

Условия реализации:

1.

Использование интенсивных методов обучения.

2.

Обеспечение психологического комфорта детей и педагогов в процессе

выполнения движений под музыку.

3.

Выбор оптимальной системы занятий (сначала треннинговые занятия-

освоение ряда движений без специального разучивания, широкое использование их

на

зарядке,

различных

занятиях,

затем

подгрупповые

и

индивидуальные

с

разучиванием специально подобранного репертуара).

4.

Объединение усилий всего педагогического коллектива.

Этапы работы с детьми:

1-ый. Подражательный. Опора на способность детей к подражанию и освоение

на этой основе видов движений.2-ой. Самостоятельного исполнения выученных

упражнений, движений и композиций. 3-ий. Этап творческой интерпретации и

самовыражения.

Формы:

музыкальные и физкультурные занятия (другие также), зарядка,

гимнастика после сна, досуги, прогулки, в самостоятельной деятельности детей.

Методическое обеспечение: рекомендации по использованию (расписаны более

100 композиций), комплект из 4-ех аудиокассет.

Программа – часть российской программы «Гармония развития».

Система и методика «Солнышко» Е. Р. Ремизовской

Ядром «солнышка» является художественно-игровой образ, а его лучики –

виды деятельности, направления работы: слушание музыки, музыкально-ритмические

движения, пение, пение с движением, игра на инструментах и нотная грамота;

танцевальное,

песенное,

инструментальное

творчество;

песенно-игровое,

танцевально-игровое, песенно-инструментальное, музыкально-игровое творчество;

музыкально-сенсорное воспитание, игровая деятельность. Поэтому основная черта –

комплексность с акцентом на творческой деятельности.

Задачи:

воспитывать интерес, любовь к музыке, художественный вкус;

развивать музыкальные и творческие способности;

приобщать к разнообразным видам музыкальной деятельности;

Специфические черты: раннее обучение нотной грамоте (с младшего возраста,

ноты

до

и

ре),

широкое

использование

метода

моделирования

(с.33-35),

использование сюжетности в занятиях и постановка мини опер и балетов (Муха-

цокотуха, Теремок, Репка и др).

Игровая

продуктивная

технология

развития

музыкального

творчества

дошкольников (ИПТ) Л. С. Ходонович

Задачи:

Приобщение детей 3-6 лет к музыкальной культуре; Овладение

навыками

разных

видов

музыкальной

деятельности;

Овладение

средствами

музыкальной выразительности; Воспитание качеств творческой личности;

Концептуальные положения:

Каждый ребенок способен к созданию собственной импровизации: однородной

или синтетической; Музыкальное творчество развивается с опорой на игровую

музыкальную творческую деятельность (музыкально-дидактическая игра и сюжетные

игровые комплексы); Активное, созидательное освоение музыкального искусства;

Этапы в развитие творчества: обучающе-творческий, сотворческий, творческий.

Принципы: Ориентации на творческую индивидуальность, эмоционального

сопереживания

образу,

интеграции

видов

искусства

и

видов

эстетической

деятельности.

Средства

технологии:

Сюжетные

музыкально-дидактические

игры

Музыкальные

сюжетно-игровые

комплексы

(3

серии

игр

и

комплексов).

Индивидуальные тетради.

Формы:

занятия,

досуги

и

развлечения,

праздники,

самостоятельная

музыкальная деятельность, музыкальное воспитание в семье.

Предложена диагностика и методика коррекции в соответствии с ее данными.

Технология

формирования

музыкальной

культуры

старших

дошкольников

средствами белорусского фольклора О. Н. Анцыпирович

Задачи: Приобщение детей 5-6 лет к фольклорной музыкальной культуре

белорусов, формирование интереса к ней; Развитие музыкальных и творческих

способностей

с

учетом

национальной

специфичности

музыкального

языка;

Формирование навыков музыкально-исполнительской и творческой деятельности;

Концептуальные положения:

музыкальная культура личности – степень

присвоения ею музыкальной культуры общества; музыкальный язык – знаковая

система и осваивается ребенком рано и в единстве всех компонентов; освоение

национальной

культуры

осуществляется

в

соответствующих

видах

детской

деятельности;

Принципы:

тематический

(7

тем):

принцип

синкретизма

музыкального

материала и видов деятельности (+ речь, ИЗО, игра), развивающего обучения

(ускоренное изучение материала, теоретическая емкость и др.) и творческого

усвоения музыкального языка (через создание собственных вариантов образцов

фольклора).

Формы: сюжетные игровые занятия и развлечения;

Предложена диагностика

компонентов музыкальной культуры на основе

фольклорного материала.

Музыкальная деятельность развивает музыкальные и общие способности детей:

мышление,

эмоции,

творческое воображение,

укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание.

Общие способности влияют на формирование музыкальных способностей. Их

развитие требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО , родители становятся

непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о

совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию.

Цель: акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и

дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования.

Задача музыкального руководителя: раскрыть перед родителями важные

стороны

музыкального

развития

ребёнка,

заинтересовать,

увлечь

творческим

процессом

развития

гармоничного

становления

личности,

его

духовной

и

эмоциональной восприимчивости.

Формы работы взаимодействия с семьёй:

Музыкальная НОД (открытые музыкальные занятия).

Мастер-классы, занятия-практикумы.

Совместные

праздники

и

развлечения,

игры,

музыкальные

гостиные

с

элементами театрализации.

Информационно - аналитический стенд, пропагандирующий вопросы по

музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей.

Индивидуальные беседы с родителями.

Консультирование

родителей

по

вопросам

организации

музыкального

воспитания детей в семье.

Папки – передвижки.

Музыкальный руководитель дошкольного учреждения знакомит родителей с

успехами ребенка, с результатами музыкальных диагностик. Может рекомендовать

посещение того или иного музыкального кружка (танцевального, обучения игре на

инструменте и т.д.). В информационном уголке - знакомить родителей различными

детскими музыкальными спектаклями, постановки которых осуществляются в

городских театрах, инициировать их посещение т.д.

Родители, в свою очередь, могут оказывать посильную материальную помощь

через деятельность попечительских советов на приобретение детских музыкальных

инструментов, атрибутов, костюмов; принимать активное участие в подготовке

праздников и развлечений.

Следует помнить, что только при тесном взаимодополняющем взаимодействии

семьи и дошкольного учреждения, возможно достижение таких высоких целей

музыкального воспитания как развитие музыкальных и творческих способностей

детей, формирование начал музыкальной культуры и общей духовной культуры.

Список использованной литературы

1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.:

Просвещение, 2005. 170 с.

2. Деркунская В.А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии

ребёнка" // Справочник музыкального руководителя" - СПБ. Института детства

Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -

2014. -№2

3.Даньшова, А. А. Играем и поем вместе : сборник сценариев праздников, игровых

занятий, познавательных досугов с мультимедийным приложением / А. А. Даньшова,

Г. Я. Даньшова, Г. В. Листопадова. – Волгоград : Учитель, 2014 (макет 2015). – 133

с. : нот. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Музыкальному руководителю ДОУ). –

(ФГОС ДО)

4. Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей младшего, среднего

и старшего дошкольного возраста. «Айрис пресс», М., 2004. 120 с.

5.Картушина

М.Ю.

Проблемы

современного

музыкального

воспитания

дошкольников /М.Ю. Картушина //Управление ДОУ. - 2008. - №5. - С. 42-46.

6. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов педагогических

институтов, учащихся колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей

детского сада / Под ред. Радыновой О.П. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2004. 130 с.

7. Музыка в детском саду : планирование, тематические и комплексные занятия /

сост.: Н. Г. Барсукова [и др.]. – Изд. 3-е, перераб. – Волгоград : Учитель, [2014]. – 204

с. : ноты – (Образовательное пространство ДОО). – (ФГОС ДО)

8. Музыкальные занятия по программе «От рождения до школы» : группа раннего

возраста (от 2 до 3 лет) / авт.-сост.: Е.Н. Арсенина. – Волгоград : Учитель, [2014]. –

191 с. : нот. – (Музыкальному Руководителю ДОО). – (ФГОС ДО)

10.Скопинцева, О. А. Развитие музыкально-художественного творчества старших

дошкольников : рекомендации, конспекты занятий / О. А. Скопинцева. – Изд. 2-е,

испр. – Волгоград : Учитель, [2014]. – 111 с. – (ФГОС ДО). – (Образовательное

пространство ДОO)

11. Школяр Л.В. Проблемы развития музыкального образования в условиях

социальных перемен // Учитель музыки. - 2008. - №1. - С. 3-7.



В раздел образования