Автор: Минько Елена Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБ ДОУ " Детский сад №125"
Населённый пункт: Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование современных программ и технологий музыкального воспитания, образования и развития детей в практике работы ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Использование современных программ и технологий музыкального
воспитания, образования и развития детей в практике работы ДОУ»
Минько Елена Сергеевна, музыкальный руководитель
МБ ДОУ «Детский сад №125», г.Новокузнецк
Существование различных видов искусства связано со стремлением человека
воспроизвести и отразить мир как можно полнее. У каждого искусства есть свои
специфические особенности. У музыки это:
Музыка
является
искусством
выразительным
-
она
выражает
чувства,
настроения, переживания, отношения и т.д., эмоциональную реальность. Этим она
значительно отличается от изобразительных искусств (живопись, скульптура и др.),
от понятийных (литература), изобразительно-понятийных (театр, кино). Однако в
музыке есть и изобразительная сторона (шум волн, пение птиц и т.д.), но и эти
явления не являются обычными звукоподражаниями, они эмоционально окрашены.
Музыка - искусство временное, благодаря этому она отражает смену эмоций,
настроений. Произведения музыкального искусства расположены во времени, а не в
пространстве. Этим музыка отличается от от пространственных искусств (живопись,
скульптура, архитектура и др.) и от пространственно-временных (танец, театр, кино).
Как и все временные искусства, музыка развивает прогнозирующую функцию
мышления.
Музыка оперирует звуками и обращена ко слуху человека. Музыку принято
обозначать как интонационно - мелодическое искусство. Интонация (основная
единица музыки, ее «кирпичик», «зерно») несет информацию, понимаемую разными
людьми схожим образом (интонации торжественности, плача и пр.) Из интонаций
строится мелодия, которая является цельным, завершенным построением.
Музыка - это искусство исполнительское. Она требует посредника между
создателем и слушателем, которым является исполнитель, как бы «расшифровывая»
заложенные композитором в музыкальном произведении чувства и смыслы. От
качества и контекста исполнения во многом зависит восприятие произведения,
интерес к нему.
Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на
ребенка, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Он находит в музыке отзвуки
того, что пережил, прочувствовал. Имея широкий диапазон содержания, музыка
обогащает эмоциональный мир ребенка, формирует основы его музыкальной
культуры.
Полноценное восприятие музыки состоится, если при его организации педагог,
во-первых,
учитывает
закономерности
самого
процесса
музыкального
восприятия (от целостного к дифференцированному и вновь к целостному)
во-вторых, использует разнообразные методы и приемы, активизирующие
восприятие.
В
организации
восприятие
музыкального
произведения,
как
правило,
придерживаются следующих этапов:
1.
Первичное восприятие музыки (целостное).
А) эмоциональная настройка на восприятие произведения (беседа, рассказ,
сюрпризный момент, загадка, игрушка и т.п.). При этом, как правило, сообщается
название произведения и его автор.
Б) выразительное исполнение музыки (ТСО или живое звучание).
В) беседа о прослушанной музыке. Основной вопрос: «Какие чувства
выражены в музыке?”, “Каков характер музыки, ее настроение?” В ходе беседы могут
использоваться (особенно с младшими дошкольниками) методы уподобления
характеру
звучания
музыки:
мимическое,
тактильное,
интонационное.
Далее
музыкальный образ раскрывается посредством обсуждения вопроса “О ком (о чем)
рассказывает музыка?»
2.
Повторное восприятие (дифференцированное).
А) повторное исполнение (целиком, а затем и по частям) с акцентированием
различных особенностей произведения (смена динамики, тембров, частей и др.).
Используются методы уподобления характеру звучания музыки: вокальное, моторно-
двигательное,
тембровое,
цветовое;
другие
виды
музыкальной
деятельности:
музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах, в которых
не стоит цель выработки новых умений, а имеющиеся у детей навыки исполнения
необходимы для более глубокой дифференциации восприятия, поддержания интереса
детей;
Б) параллельно с исполнением отрывков - беседа о музыке, главный вопрос в
которой «Как рассказывает музыка?»
3.
Узнавание и осознанное восприятие (целостное):
А) узнавание произведения по отрывку;
Б) уточнение, пояснение характера музыки и образа, средств музыкальной
выразительности;
В) сравнение произведения с другим произведением (знакомым или новым), по
принципу контраста либо сходства (по названию, жанру). Например:
Э.Григ
«Шествие гномов», «В пещере горного короля» и М.П.Мусоргский «Гном»;
П.И.Чайковский «Баба Яга», А.Лядов «Баба Яга», М.П.Мусоргский «Избушка на
курьих ножках»; Э.Григ «Утро» и М.П.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»; Циклы
«Времена года» А.Вивальди и П.И.Чайковского.
В дошкольном возрасте закладываются предпосылки для развития
музыкального, эстетического вкуса, появляются первые музыкальные предпочтения.
Очень важно, чтобы дошкольники воспитывались на музыкальных образцах, которые
являются
общепризнанными
музыкальными
шедеврами,
что
не
исключает
использование и современной, популярной музыки, которая не противоречит этому
требованию.
В музыкальном репертуаре должны присутствовать как произведения фольклора,
так и классической музыки, лучшие образцы современной и специфически «детской»
музыки. Наличие произведений разных стилей, эпох позволит обогащать слуховой
опыт дошкольников, расширять их кругозор, сделает их восприимчивыми к
разнообразным «музыкальным языкам».
В практике своей профессиональной деятельности использую современные
концепции, программы, технологии музыкального воспитания, образовании и
развития детей
О.П. Радынова. Программа «Музыкальные шедевры»
Цель
программы – формирование основ музыкальной культуры детей
дошкольного возраста. Возраст – 3-7 лет. Ведущий вид музыкальной деятельности –
восприятие.
Задачи:
1.Накапливать опыт восприятия мировой музыкальной культуры разных эпох и
стилей, нородной музыки.
2. Вызывать сопереживание музыкальным образам.
3. Развивать музыкальное мышление детей (осознание эмоций, языка музыки,
жанров и форм).
4.Развивать творческое воображение.
5. Побуждать выражать свои впечатления в исполнительстве, творчестве,
рисунках, инсценировках и др.)
6.Расширять знания о музыке.
7. Развивать интерес к музыке, начала вкуса, умения оценивать произведения.
Принципы построения программы:
Тематический. Это основной принцип программы. Суть его в том, что восприятие
музыки организуется с учетом следующих тем: «Чувства в музыке», «Песня, танец,
марш», «Музыка рассказывает о животных и прицах», «Природа и музыка», «Сказка в
музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки».
Концентрический. Он предполагает повторяемость тем на новом музыкальном
материале во всех возрастных группах
Контрастного сопоставления произведений. Суть в том, что в каждой теме
музыкальные произведения подобраны с учетом возможности их сравнения:
произведения с похожими названиями, одного жанра, в различном исполнении.
Синкретизма. Суть во взаимосвязи разных видов музыкальной и художественно-
эстетической деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого
слышания» музыки.
Адаптивности. Суть в гибком применении содержания и методов развития детей в
зависимости от индивидуальных особенностей.
Методы: наглядные (наглядно-слуховой и наглядно-зрительный), словесные,
практические, контрастного сопоставления произведений и уподобления характеру
звучания музыки (своеобразного «подстраивания» под звучание музыки). Это
мимическое,
тактильное,
интонационное,
моторно-двигательное,
тембро-
инструментальное, вокальное, цветовое, полихудожественное.
Формы: музыкальные занятия, музыка в повседневной жизни д/у, в семье.
Методическо обеспечение: пособие «Музыкальное развитие детей», комплект
из 7-ми кассет по темам, комплект из 3-ех кассет «Беседы о музыкальных
инструментах».
Подходы программы «Музыкальные шедевры» включены в белорусскую
программу воспитания и образования «Пралеска», О.П.Радынова – соавтор раздела
«Музыкальная деятельность».
А.И.Буренина.
Программа по ритмическо пластике детей «Ритмическоя
мозаика».
Цель: развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических
движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Ведущий вид
деятельности – движение под музыку. Возраст – 3-9 лет.
Задачи:
Развитие музыкальности и интереса к музыке (эмоциональной отзывчивости,
музыкальной памяти и мышления, музыкального слуха и чувтва ритма)
1.
Развитие двигательных качеств и умений (развитие ловкости, точности,
координации движений, гибкости, силы, выносливости, правильной осанки и
походки, умения ориентироваться в пространстве, обогащение двигательного опыта
различными видами движений).
2.
Развитие творческих способностей (воображения и фантазии, способности
к импровизации).
3.
Развитие и тренировка психических процессов (умения выражать эмоции
в движении, тренировка лабильности нервных процессов, развитие воли, внимания).
Развитие
нравственно-коммуникативных
качеств
(умение
сопереживать,
действовать в коллективе).
Особенности программы:
1.
использование
движений
из
гимнастики,
хореографии,
пантомимы,
ритмики и др.)
2.
использование целостных произведений.
3.
Усиленное внимание внутренним процессам, регулирующим движение
под
музыку (развитие
внимания,
воли,
памяти,
подвижности
мыслительных
процессов), а не просто внешнему выполнению движения.
Условия реализации:
1.
Использование интенсивных методов обучения.
2.
Обеспечение психологического комфорта детей и педагогов в процессе
выполнения движений под музыку.
3.
Выбор оптимальной системы занятий (сначала треннинговые занятия-
освоение ряда движений без специального разучивания, широкое использование их
на
зарядке,
различных
занятиях,
затем
подгрупповые
и
индивидуальные
с
разучиванием специально подобранного репертуара).
4.
Объединение усилий всего педагогического коллектива.
Этапы работы с детьми:
1-ый. Подражательный. Опора на способность детей к подражанию и освоение
на этой основе видов движений.2-ой. Самостоятельного исполнения выученных
упражнений, движений и композиций. 3-ий. Этап творческой интерпретации и
самовыражения.
Формы:
музыкальные и физкультурные занятия (другие также), зарядка,
гимнастика после сна, досуги, прогулки, в самостоятельной деятельности детей.
Методическое обеспечение: рекомендации по использованию (расписаны более
100 композиций), комплект из 4-ех аудиокассет.
Программа – часть российской программы «Гармония развития».
Система и методика «Солнышко» Е. Р. Ремизовской
Ядром «солнышка» является художественно-игровой образ, а его лучики –
виды деятельности, направления работы: слушание музыки, музыкально-ритмические
движения, пение, пение с движением, игра на инструментах и нотная грамота;
танцевальное,
песенное,
инструментальное
творчество;
песенно-игровое,
танцевально-игровое, песенно-инструментальное, музыкально-игровое творчество;
музыкально-сенсорное воспитание, игровая деятельность. Поэтому основная черта –
комплексность с акцентом на творческой деятельности.
Задачи:
воспитывать интерес, любовь к музыке, художественный вкус;
развивать музыкальные и творческие способности;
приобщать к разнообразным видам музыкальной деятельности;
Специфические черты: раннее обучение нотной грамоте (с младшего возраста,
ноты
до
и
ре),
широкое
использование
метода
моделирования
(с.33-35),
использование сюжетности в занятиях и постановка мини опер и балетов (Муха-
цокотуха, Теремок, Репка и др).
Игровая
продуктивная
технология
развития
музыкального
творчества
дошкольников (ИПТ) Л. С. Ходонович
Задачи:
Приобщение детей 3-6 лет к музыкальной культуре; Овладение
навыками
разных
видов
музыкальной
деятельности;
Овладение
средствами
музыкальной выразительности; Воспитание качеств творческой личности;
Концептуальные положения:
Каждый ребенок способен к созданию собственной импровизации: однородной
или синтетической; Музыкальное творчество развивается с опорой на игровую
музыкальную творческую деятельность (музыкально-дидактическая игра и сюжетные
игровые комплексы); Активное, созидательное освоение музыкального искусства;
Этапы в развитие творчества: обучающе-творческий, сотворческий, творческий.
Принципы: Ориентации на творческую индивидуальность, эмоционального
сопереживания
образу,
интеграции
видов
искусства
и
видов
эстетической
деятельности.
Средства
технологии:
Сюжетные
музыкально-дидактические
игры
Музыкальные
сюжетно-игровые
комплексы
(3
серии
игр
и
комплексов).
Индивидуальные тетради.
Формы:
занятия,
досуги
и
развлечения,
праздники,
самостоятельная
музыкальная деятельность, музыкальное воспитание в семье.
Предложена диагностика и методика коррекции в соответствии с ее данными.
Технология
формирования
музыкальной
культуры
старших
дошкольников
средствами белорусского фольклора О. Н. Анцыпирович
Задачи: Приобщение детей 5-6 лет к фольклорной музыкальной культуре
белорусов, формирование интереса к ней; Развитие музыкальных и творческих
способностей
с
учетом
национальной
специфичности
музыкального
языка;
Формирование навыков музыкально-исполнительской и творческой деятельности;
Концептуальные положения:
музыкальная культура личности – степень
присвоения ею музыкальной культуры общества; музыкальный язык – знаковая
система и осваивается ребенком рано и в единстве всех компонентов; освоение
национальной
культуры
осуществляется
в
соответствующих
видах
детской
деятельности;
Принципы:
тематический
(7
тем):
принцип
синкретизма
музыкального
материала и видов деятельности (+ речь, ИЗО, игра), развивающего обучения
(ускоренное изучение материала, теоретическая емкость и др.) и творческого
усвоения музыкального языка (через создание собственных вариантов образцов
фольклора).
Формы: сюжетные игровые занятия и развлечения;
Предложена диагностика
компонентов музыкальной культуры на основе
фольклорного материала.
Музыкальная деятельность развивает музыкальные и общие способности детей:
мышление,
эмоции,
творческое воображение,
укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание.
Общие способности влияют на формирование музыкальных способностей. Их
развитие требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО , родители становятся
непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о
совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию.
Цель: акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и
дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования.
Задача музыкального руководителя: раскрыть перед родителями важные
стороны
музыкального
развития
ребёнка,
заинтересовать,
увлечь
творческим
процессом
развития
гармоничного
становления
личности,
его
духовной
и
эмоциональной восприимчивости.
Формы работы взаимодействия с семьёй:
Музыкальная НОД (открытые музыкальные занятия).
Мастер-классы, занятия-практикумы.
Совместные
праздники
и
развлечения,
игры,
музыкальные
гостиные
с
элементами театрализации.
Информационно - аналитический стенд, пропагандирующий вопросы по
музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей.
Индивидуальные беседы с родителями.
Консультирование
родителей
по
вопросам
организации
музыкального
воспитания детей в семье.
Папки – передвижки.
Музыкальный руководитель дошкольного учреждения знакомит родителей с
успехами ребенка, с результатами музыкальных диагностик. Может рекомендовать
посещение того или иного музыкального кружка (танцевального, обучения игре на
инструменте и т.д.). В информационном уголке - знакомить родителей различными
детскими музыкальными спектаклями, постановки которых осуществляются в
городских театрах, инициировать их посещение т.д.
Родители, в свою очередь, могут оказывать посильную материальную помощь
через деятельность попечительских советов на приобретение детских музыкальных
инструментов, атрибутов, костюмов; принимать активное участие в подготовке
праздников и развлечений.
Следует помнить, что только при тесном взаимодополняющем взаимодействии
семьи и дошкольного учреждения, возможно достижение таких высоких целей
музыкального воспитания как развитие музыкальных и творческих способностей
детей, формирование начал музыкальной культуры и общей духовной культуры.
Список использованной литературы
1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.:
Просвещение, 2005. 170 с.
2. Деркунская В.А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии
ребёнка" // Справочник музыкального руководителя" - СПБ. Института детства
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -
2014. -№2
3.Даньшова, А. А. Играем и поем вместе : сборник сценариев праздников, игровых
занятий, познавательных досугов с мультимедийным приложением / А. А. Даньшова,
Г. Я. Даньшова, Г. В. Листопадова. – Волгоград : Учитель, 2014 (макет 2015). – 133
с. : нот. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Музыкальному руководителю ДОУ). –
(ФГОС ДО)
4. Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей младшего, среднего
и старшего дошкольного возраста. «Айрис пресс», М., 2004. 120 с.
5.Картушина
М.Ю.
Проблемы
современного
музыкального
воспитания
дошкольников /М.Ю. Картушина //Управление ДОУ. - 2008. - №5. - С. 42-46.
6. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов педагогических
институтов, учащихся колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей
детского сада / Под ред. Радыновой О.П. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2004. 130 с.
7. Музыка в детском саду : планирование, тематические и комплексные занятия /
сост.: Н. Г. Барсукова [и др.]. – Изд. 3-е, перераб. – Волгоград : Учитель, [2014]. – 204
с. : ноты – (Образовательное пространство ДОО). – (ФГОС ДО)
8. Музыкальные занятия по программе «От рождения до школы» : группа раннего
возраста (от 2 до 3 лет) / авт.-сост.: Е.Н. Арсенина. – Волгоград : Учитель, [2014]. –
191 с. : нот. – (Музыкальному Руководителю ДОО). – (ФГОС ДО)
10.Скопинцева, О. А. Развитие музыкально-художественного творчества старших
дошкольников : рекомендации, конспекты занятий / О. А. Скопинцева. – Изд. 2-е,
испр. – Волгоград : Учитель, [2014]. – 111 с. – (ФГОС ДО). – (Образовательное
пространство ДОO)
11. Школяр Л.В. Проблемы развития музыкального образования в условиях
социальных перемен // Учитель музыки. - 2008. - №1. - С. 3-7.