Автор: Вокина Александра Игоревна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №1
Населённый пункт: Сахалинская область, гор.Углегорск
Наименование материала: эссе
Тема: Современный руководитель
Раздел: дошкольное образование
Очень много в последние годы появилось людей, которые склонны
воспринимать руководство и власть в качестве средства вседозволенности,
тогда как подобный взгляд является опасным и вредным заблуждением.
Власть и руководство – не вседозволенность, а ответственность.
Ответственность за дело, которое тебе поручено. Ответственность за
сотрудников, которые под твоим началом находятся.
Именно под этим углом зрения и необходимо рассматривать фигуру
современного руководителя детского сада или школы. Присмотримся же к
этой фигуре внимательнее.
Сразу стоит сделать неизбежную оговорку о том, что современный сад
это преимущественно «бабье царство» (да простится мне это просторечное
выражение…). Поэтому не стоит удивляться тому обстоятельству, что и
заведующей сада чаще всего тоже выступает женщина, причем
предпенсионного возраста, умудренная жизненным и профессиональным
опытом. На мужчин в современной школе(саду) – страшный дефицит.
Впрочем, это уже тема другого эссе…
В чем преимущества женского руководства? У женщин имеется тонкий
вкус и чувство прекрасного. Стало быть, когда саду предстоит капитальный
ремонт, женщина-заведующая обязательно станет вникать во все его
тонкости. У нее к тому времени в голове, да и на бумаге будет иметься
проект того, как сад в ближайшей перспективе должен выглядеть.
Совместными усилиями руководитель и строители наверняка смогут
превратить даже аварийное здание в привлекательный внешне и в плане
интерьера корпус, куда захочется приходить и воспитанникам и
соотрудникам.
Женщина-руководитель, если только она еще не испытала пагубное
воздействие профессиональной деформации, способна гораздо глубже
понять рядовых сотрудников, нежели мужчина, поскольку мужчины часто
прямолинейны и резки. Женщина же оставит нуждающегося в помощи
сотрудника после трудового рабочего дня для доверительного разговора тет-
а-тет, за чаем или кофе, все выспросит, подскажет, посоветует. Именно так и
создается то, что на языке научного стиля называется комфортной внешней
средой или психологическим микроклиматом в коллективе.
Однако не будем сбрасывать со счетов и того, что над современным
руководителем детского сада (школы) имеются руководители и другого,
более высокого уровня. Следовательно, заведующих часто ждут годовые или
иного рода отчеты и визиты в кабинеты вышестоящих начальников с
различными просьбами и пожеланиями. Все это, естественно, связано с
нервотрепкой, головной болью, тревогами и переживаниями.
Казалось бы, новое тысячелетие должно было освободить чиновника,
равно как и рядового человека от вала бумажной продукции, заменив
обычные документы их электронными аналогами. Однако именно этого и не
произошло. Отчетности становится все больше, за бумагами уже почти не
разглядишь конкретного человека. Вот и современному руководителю
приходится значительно больше времени проводить за бумагами, чем это
наблюдалось в советские и в первые постсоветские годы. Конечно, на пользу
общему делу эта бюрократия не идет. Ни о какой креативности,
дифференцированном подходе и смелом проектировании и заикаться не
приходится.
Еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться современному
руководителю детского сада, особенно при общении с родителями
воспитанников, - это проблема разграничения функций семьи и детского
сада. Ведь сегодня все чаще раздаются родительские реплики о том, что
пусть сад и учит, и воспитывает ребенка. Впрочем, имеется и
противоположная точка зрения, которая гласит, что сад воспитывать вообще
не должен, его прямая функция – вооружить ребенка первоначальными
знаниями, а углубить и развить их он затем сможет в школе( с помощью
учителя ), а при наличии желания, сможет и сам. Здесь руководителю
необходимо верно расставить все смысловые акценты. Никто с себя
ответственность снимать не должен, тем более перекладывать ее на кого-то
другого. Обучение и воспитание неразрывно связаны. Данный подход,
хочется надеяться, никогда не устареет.