Автор: Гарифзянова Нурзалия Фаековна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Шишинерская ООШ" Балтасинского района РТ
Населённый пункт: с.Шишинер
Наименование материала: ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Тема: "Функциональная грамотность школьников как показатель качества образования"
Раздел: среднее образование
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Функциональная грамотность - понятие широкое. Это способность человека использовать
приобретенные знания, умения, навыки в повседневной жизни, возможность вступать в
контакт с внешней средой, легко адаптироваться и взаимодействовать в ней. Основы
функциональной грамотности закладываются еще в начальной школе, затем человек
расширяет свои знания и возможности и использует их в различных сферах деятельности,
общения и социальных отношений. Функциональная грамотность - способность человека
использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами
основного общего образования метапредметные результаты включают освоенные
обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные). В основной школе на всех предметах
будет продолжена работа по формированию и развитию читательской компетенции,
учащиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией, опыт
проектной и исследовательской деятельности.
В работе над функциональной грамотностью обучающихся необходимо использовать и
традиционные, и современные технологии. Исследовательская деятельность на уроках
литературы, я думаю, это один из лучших методов совмещения информационных
технологий, личностно - ориентированного обучения, самостоятельной работы
обучающихся в формировании функциональной грамотности.
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь» - гласит
известная китайская мудрость. Приучать обучающихся мыслить, находить ответы на
интересующие их вопросы, уметь работать самостоятельно с дополнительным материалом
- основные составляющие исследовательской деятельности. Исследование - не
предполагает создание какого-то запланированного объекта. Именно в результате поиска
нового обучающиеся полно реализуют свои читательские возможности: опору на текст
(найти и извлечь информацию; интегрировать и интерпретировать) и опору на
внетекстовое знание (осмысление и оценка содержания текста и формы текста).
Основную роль в исследовательской деятельности играет работа с текстом. Это не просто
беглое чтение, это осознанное, изучающее чтение. Чтение - это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда,
когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словом. Именно работа над словом - ключевое
понятие в исследовательской деятельности обучающихся 5 класса, которое способствует
формированию функциональной грамотности.
Так, при изучении в 5 классе на уроках литературы устного народного творчества,
включаем элементы исследовательской деятельности. На страницах русских народных
сказок ребята часто встречают слова «указ», «слово», «письмо», «надпись». Проводим
исследование темы «Роль слов «указ», «слово», «письмо», «надпись» в русских народных
сказках». Вместе с ребятами выдвигаем гипотезу о том, что данные ключевые слова
играют важную роль в развитии сюжета сказки и в жизни героев. Цель работы: на основе
анализа русских народных сказок выяснить, какую роль играют данные слова в сказках,
поступках героев. В исследовании ставим следующие задачи:
чтение русских народных сказок, в которых встречаются слова «указ», «слово»,
«письмо», «надпись»;
выявление ключевых слов;
анализ и способы употребления ключевых слов;
чтение и изучение справочной литературы.
Данная работа интересна для обучающихся. За время исследования они перечитывают
известные и не известные им ранее сказки, обращая внимание на ключевые слова,
обращаются к справочной литературе для толкования слов (словари В. Даля, С. Ожегова,
Д. Ушакова); анализируют, в каком значении они употребляются в данной сказке. На
уроках изобразительного искусства работа продолжается. Ребята иллюстрируют
фрагменты сказок с использованием ключевых слов. Хочется отметить, что по сюжетам
многих русских народных сказок сняты мультфильмы. Предлагаю пятиклассникам дома
посмотреть такие современные популярные мультфильмы. Ребят удивило, что создатели
анимационных фильмов придерживаются тех же принципов в словоупотреблении, что и в
сказках: ключевые слова несут ту же смысловую нагрузку, что и в сказках, делаем вывод:
ключевые слова - одни из самых часто встречающихся;
одни и те же ключевые слова встречаются в разных сказках, но несут в себе
различную смысловую нагрузку и используются в разных целях;
ключевые слова могут быть употреблены в устной и письменной речи;
использование ключевых слов требует неукоснительного их выполнения, так как
от этого зависит иногда судьба героя;
данные слова играют важную роль в жизни и в судьбе героев русских народных
сказок, помогают им справиться с трудностями и выполнить с честью
поставленную перед ними задачу.
Данную работу можно провести не только на уроках при изучении русских народных
сказок, но и при изучении литературных авторских.
Таким образом, считаю роль исследовательской деятельности на уроках литературы в
формировании функциональной грамотности обучающихся в процессе реализации ФГОС
основного общего, среднего общего образования значимой и своевременной.
Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование
личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные,
производственные, общественные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться
информацией, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения,
систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем
самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Современное образование нацелено на развитие функциональной грамотности
обучающихся, при которой знания из разряда теоретических должны стать прикладными
и использоваться в повседневной жизни. Реформа образования с переходом на 12-летнее
обучение и повышение квалификации учителей по кембриджской Программе уровневых
курсов тоже направлены на формирование функциональной грамотности. Не секрет, что
уроки русского языка и литературы не являются для многих любимыми. Но задача
учителя состоит в том, чтобы нелюбимый учениками предмет сделать интересным,
нужным и востребованным. Во время посткурсовой практики я расспрашивала своих
учеников, как изменилось их отношение к предмету после введения новых подходов в
обучение и преподавание. Трое интервьюеров смело ответили, что у них появился
интерес к предмету, захотелось работать в группе, что перестали бояться высказывать
свое мнение, научились самооценивать и взаимооценивать работу свою и одноклассников,
появилась ответственность перед товарищами, теперь, работая в паре или группе, не
отсидишься и не спрячешься за спины, потому что важен каждый голос, каждая идея.
Интеграция семи модулей Программы в практику обучения помогает отобрать материал,
продумать стратегии, подготовить задания, необходимые для развития функциональной
грамотности. Формирование навыков функциональной грамотности начинается с
самостоятельного определения учениками темы и цели урока. Важно лишь создать
необходимые условия для этого: комфортный психологический настрой, правильно
сформулированный проблемный вопрос или ситуация, способность услышать каждого.
Стратегии «Мозговой штурм», «Моя идея», «Ромашка Блума», «Кроссворд», «Четвертый
лишний», «Горячий стул», «Магический квадрат» направлены на активизацию
мыслительной деятельности учеников, позволяют им сразу включиться в работу,
помогают работать с информацией и отбирать ее. Развивать функциональную грамотность
можно на любом этапе урока, при изучении любой темы по русскому языку или
литературе. Так, например, при изучении моими пятиклассниками темы «Предложения с
прямой речью. Диалог» мы составляли диалоги на темы «В магазине», «В библиотеке»,
«В автобусе», «На рынке» и разыгрывали эти мини-сценки. Важно было не только
правильно составить и употребить вежливые формы обращения, записать правильно,
соблюдая знаки препинания, реплики и предложения с прямой речью, но и проявить
актерские способности при исполнении. Стратегия «Драма» успешно работает и на уроках
русской литературы. Так при чтении наизусть басен И. А. Крылова ученики пятых
классов разыгрывали мини-спектакль. Открытием для одноклассников стало умение
некоторых ребят вживаться в роль, через интонацию, мимику и жесты показать характеры
героев. Различные мини-сочинения, эссе, зарисовки помогают ученикам точно отбирать
материал, развивают их устную и письменную речь, творческие способности. На стадии
Вызова важно отобрать материал таким образом, чтобы через решение лингвистической
задачи, ученик мог пополнить свои практические навыки. Опираясь на жизненный и
знаниевый опыт обучающихся, предлагаю сравнить, сопоставить, проанализировать ту
информацию, которая дается в учебнике, найти самостоятельно в других источниках
материал по заданной теме, используя ИКТ, высказать свое мнение, доказать свою точку
зрения. Для учеников, имеющих языковой или психологический барьер использую
разговорные карточки. Так, например, при защите флипчарта «Однородные и
неоднородные определения» восьмиклассникам были предложены формулировки начала
ответов: «Определение — это второстепенный член предложения, который…»,
«Однородные определения имеют следующие признаки…», «Запятые при однородных
определениях ставятся в случаях…». Такие карточки помогают быстрее сформулировать
ответ, учат ученика определенным формулам ответа. Кто-то скажет, что это ответ по
шаблону, согласна. Но! Ученик, слабо успевающий, имеющий языковой или
психологический барьер, быстрее адаптируется, учится преодолевать эти трудности, хоть
и со шпаргалкой. Отсюда уверенность и ситуация успеха. Когда обучающийся выходит за
рамки своей Зоны ближайшего развития (термин Л. Выготского), знания и навыки,
приобретенные во время индивидуальной, парной и групповой работы, становятся его
неотъемлемой частью. Учителю нужно лишь помочь ученику сделать этот шаг, направить
его в нужную сторону. Задания типа «Составь вопрос и задай другому», «Шесть почему»,
«Верно-неверно», «Инсерт», «Знаю-Хочу знать-Узнал» работают на формирование
умений критически отбирать информацию, наблюдать, анализировать и синтезировать ее,
что способствует развитию критического мышления учеников. Так, например задание
«Установи соответствие» при изучении тем раздела «Лексика» необходимо найти
соответствия между 1) синонимами и фразеологическими оборотами; 2)фразеологизмами
и антонимами. Учерта на куличках. За тридевять земель. Рукой подать. Носом ткнуться.
Слова для справок: далеко, близко, рядом. Умение наблюдать, классифицировать,
анализировать и синтезировать — основополагающие методы работы с любым текстом,
лексическим материалом. Решая практические задачи, ученик применяет знакомые ему
формулы решения, отсеивает ненужную информацию, формирует умение логически
выстраивать свой ответ, соотносит известное с неизвестным или со своим жизненным
опытом, учится высказывать и доказывать свое мнение. Часто предлагаю своим ученикам
вопросы такого плана: «Почему Мцыри можно назвать романтическим героем?», «Что
объединяет и делает разными Алеко и Мцыри?», «Представь, что Мцыри добрался до
своих родных мест. Что, по-твоему, он будет делать?». Полюбились ученикам и
некоторые стратегии, такие как: «Фишбоун» (когда требуется найти причинно-
следственные связи), «Ассоциации», «Карусель» (когда работы друг друга анализируются
и дополняются необходимой информацией, или материал объемный, так что приходится
его делить по группам), «Допиши предложение», «Независимое расследование»
(например, когда необходимо сопоставить имеющиеся лексические значения слов с
бытующими в разговорной речи: почему образовалось слово «мазелин», «прихватизация»,
«зряплата» и т. д.). Дифференцированные задания, разработанные с учетом учебных
потребностей и возрастных особенностей — одна из составляющих функциональной
грамотности и залог успеха на уроках. Большую помощь в работе по формированию
функциональной грамотности на уроках оказывает ИКТ: ведь без презентаций,
флипчартов, поиска дополнительной информации из других источников немыслим
современный урок. На стадии Рефлексии часто использую стратегии «Мне сегодня на
уроке…», «Трехминутное эссе», «Чемодан. Мясорубка. Корзина», «Мои достижения».
Эти небольшие высказывания помогают ученикам быстро оценить себя, отметить свой
вклад во время урока, заставляют еще раз критически проанализировать, что важного он
сегодня узнал, а что необходимо повторить.
Литература: Бирибаева Н. Ж. Пути практической реализации «Национального плана на
2012–2016 годы по развитию фунциональной грамотности школьников// Уроки русского
языка и литературы в школе. – № 6–2013. Хасеинова В. А. О подготовке педагогов к
формированию функциональной грамотности и компетентности учащихся на уроках
русского языка и литературы