Автор: Перунова Юлия Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО МЭЦ
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проведения праздников в учреждении дополнительного образования детей"
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
на тему
«Художественно-эстетическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста
посредством проведения праздников в учреждении дополнительного
образования детей»
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
II. Методическое описание работы с детьми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
2.1. Цель и задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3-4
2.2. Методы и приемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-11
2.3. Перспектива на будущее . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
III. Научно-концептуальное обоснование методической разработки . . . 11
3.1.Педагоги и психологи о художественно-эстетическом воспитании детей
старшего дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
3.2. Содержание и типология праздников в дошкольном учреждении . . . . .
. . . . . . . ……………………………………………………….....………….. .14-17
IV. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 17-18
V. Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2
I. Введение
Хороший, умный праздник – яркое событие в жизни детей, которое
запоминается своей сюрпризностью, необычностью. Дети любят праздники
за то, что они дарят радость, вызывая яркие эмоциональные переживания.
Поэтому уважительное, терпеливое отношение к детям, их
предложениям, предпочтениям, желаниям и нежеланиям, реальным и
потенциальным возможностям – не только залог успеха любого праздника,
но и средство создания всех возможностей для расцвета творческой
музыкальной деятельности детей, развития их эмоционального и
художественно-эстетического восприятия.Это помогает ребенку вырасти
добрым, отзывчивым, милосердным, уметь творить добро и сопереживать,
радоваться и от души смеяться. Сегодняшняя модель проведения
мероприятия – это концертно-музыкальный подход к музыкальному
развитию детей. Активное участие в торжествах помогает ребенку в
формировании эмоционального восприятия мира, является средством
художественно-эстетического воспитания. Праздник запоминается надолго.
Он дарит радость, вызывая яркие эмоциональные переживания.
Как сделать так, чтобы активное участие в торжествах не вредило
ребенку, а помогало в формировании эмоционального восприятия мира,
являлось средством художественно-эстетического воспитания? Как сделать
так, чтобы яркие впечатления детства надолго остались в памяти, чтобы
праздник запомнился надолго, став ярким, творческим и познавательным
событием, ведь отказаться от одной цели во имя другой невозможно.
В Российской системе дошкольного образования произошли
определенные положительные перемены в плане обновления содержания
образования и воспитания детей. Наряду с типовой программой воспитания
детей, появились новые комплексные образовательные программы:
"Развитие", "Радуга", "Детство" и многие другие, где разделы музыкального
воспитания получили обновленное содержательно-методическое
обеспечение. Разработка занятий должна быть сделана с учетом физических
и психических возможностей детей.
II. Методическое описание работы с детьми
2.1. Цели и задачи
Целью данной методической разработки является:
Формирование основ эмоционально-ценностного отношения к
искусству и эстетического вкуса ребенка как будущего взрослого человека.
3
Задачи:
Воспитывать интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость и
восприимчивость.
Воспитывать интерес к разнообразным видам музыкальной
деятельности.
Развивать музыкальный вкус, оценочное отношение к исполняемым
произведениям.
Формировать способность действовать осознанно, непринужденно,
выразительно.
2.2. Методы и приемы
Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания
дошкольников методы и приемы музыкального воспитания можно
определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей,
направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ
музыкальной культуры. В этом сложном педагогическом процессе ведущая
роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности,
интересы и опыт ребёнка, организует его деятельность.
Методы работы направлены на воспитание эстетического отношения к
музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости,
оценочного отношения, выразительного исполнения. Выбор тех или иных
методов осуществляется в зависимости от задач, от характера видов
деятельности, обстановки и источника информации:
1. Первоначальное ознакомление с музыкальным произведением в
процессе слушания музыки, пения, музыкально-ритмического движения.
2. Последовательное разучивание песен, хороводов, плясок, танцев,
упражнений и усвоение знаний, навыков, умений.
3. Закрепление знаний, умений, навыков; отработка выразительности
исполнения песен, танцев, игр.
4. Проверка выученного репертуара и качества усвоения знаний,
навыков и умений.
5. Выразительное исполнение взрослым; пояснение характера
произведения, сведения о музыке; беседа с детьми; применение наглядных
художественных средств.
4
6. Показ взрослым приёмов исполнения песен, танцев; пояснения и
указания детям во время их исполнения; упражнения детей в усвоении
навыков (индивидуальные, групповые).
7. Неоднократные повторения отдельных «трудных» мест и всего
произведения; оценка выразительности детского исполнения взрослым и
самими детьми; заключительная беседа и оценка исполнения выученного
произведения.
8. Систематическое наблюдение за каждым участником в процессе
коллективного действия; индивидуальный опрос в ходе разучивания;
выборочная проверка усвоенных знаний и навыков за определённый учебный
период; исполнение выученных произведений на праздниках, развлечениях,
наблюдение за самостоятельной деятельностью детей с целью выявления их
интересов и правильности приобретённых ими способов творческих
действий.
Помимо перечисленных используются также методы развития
музыкальных способностей детей:
1. Развитие эмоционального отклика на музыку.
2. Развитие музыкально-сенсорных способностей.
3. Развитие ладо-мелодического слуха, чувства мелодических
интонаций.
4. Развитие чувства ритма.
5. Развитие музыкальной памяти.
6. Развитие музыкального творчества.
7. Выразительное исполнение произведений различного жанра и
тематики; сопоставление музыкальных произведений с произведениями
литературы и изобразительного искусства; образные характеристики
музыкальных произведений.
8. Объяснение и иллюстрация сенсорных свойств музыки
(звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических), их графическое
изображение; упражнения в различении этих свойств; применение сведений в
процессе практических упражнений; самостоятельное использование
музыкально-дидактических игр с сенсорными заданиями.
5
9. Упражнения в определении двух различных по высоте музыкальных
звуков, движения мелодии (вверх-вниз); ознакомление с графическим
изображением мелодической линии; систематическое исполнение певческих
упражнений; пение без сопровождения после настройки в данной
тональности.
10. Упражнения в исполнении метро-ритмических заданий в процессе
движения (игры, пляски); упражнения в определении различных
ритмических рисунков; ознакомление с графическим изображением ритма
(четверти и восьмые).
11. Упражнения в последовательном чередовании пения в слух и про
себя; упражнения в определении названий произведений по их фрагментам;
упражнения в самостоятельном исполнении по слуху простейших мелодий
на детских музыкальных инструментах.
12. Упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий
в пении, игре на детских инструментах, движении; упражнения в
самостоятельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев; обучение
детей поисковым действиям в упражнениях по развитию сенсорных
способностей; творческие задания как метод развития песенного,
музыкально-игрового, танцевального творчества.
Поскольку процесс музыкального воспитания – непосредственное
общение с музыкой, то ее исполнение я стараюсь сделать достаточно ярким,
темпераментным и выразительным. Только тогда можно вызвать у детей
эмоциональный отклик, эстетические переживания и тем самым добиться
нужного педагогического эффекта. Следовательно, выразительное
исполнение музыки является необходимым условием донесения до детей-
слушателей особенностей музыкального произведения.
Ребёнку необходимо понять, о чём рассказывает музыка, что такое её
хорошее звучание, затем надо выполнить те или иные требования в пении,
танце и т.д. Известно, эстетические переживания составляют единство
эмоционального и сознательного.
Музыка – «язык чувств». Она волнует, создаёт определённое
настроение и тем самым вызывает ответно мысли, заставляет думать.
Поэтому считается важным пояснением, словом усилить переживание детей.
Каждый понимает музыку по-своему. Словесным пояснением необходимо
вызвать определённую общность мыслей, переживаний и направить
внимание детей на особенности средств музыкальной выразительности,
которые придают произведению светлый, мечтательный характер и создают
образ, поощрение на правильные реакции на музыку.
6
Чтобы развить эстетическое отношение к музыке, вызвать интерес к
ней, потребность общения со звуковыми образами, я учу детей активно
действовать, внимательно слушать, различать и сравнивать характерные
особенности звучания, своеобразие ритма, улавливать нюансы. Овладение
первоначальными навыками восприятия и исполнения обогащает чувства
прекрасного, развивает инициативу, желание действовать самостоятельно.
Таким образом, применяемые методы обучения и воспитания
развивают музыкальные способности, пробуждают стремление к
самостоятельному творчеству в любом виде музыкальной деятельности.
Методы обучения тесно связаны с методическими приёмами. Приём –
это часть метода и выполняет при нём вспомогательную роль.
Приёмы различаются в зависимости от того, чему учат детей – пению,
слушанию, игре или танцу.
Например, исполняя произведение «Клоуны» Д. Кабалевкого для
слушания в группе старшего дошкольного возраста в начале рассказывают о
весёлых клоунах, всё время находящихся в движении. Но, исполняя тем же
детям для последующей игры русскую народную мелодию «Не опоздай»,
предлагается им узнать, когда надо менять характер движения.
Появляющиеся во второй части акценты подсказывают детям, когда надо
хлопать. Таким образом, ребята различают изменения в характере музыки и
самостоятельно определяют соответствующие им движения. Они готовы к
игре.
Создать настроение, связанное с характером исполняемой песни,
поможет вводное слово. Если я хочу усилить художественное впечатление,
то читаю поэтический отрывок или показываю иллюстрацию.
Методические приёмы дополняют и конкретизируют методы. Пользуясь ими,
я имею возможность проявить своё педагогическое мастерство, выдумку и
творческую инициативу, кроме того, они способствуют развитию
самостоятельной деятельности у детей.
Я не только использую на своих занятиях определенные методы и
приемы, но и стараюсь целиком все занятие посвятить решению
поставленных задач. Для этой цели я разрабатываю – интегрированные и
тематические занятия. Смысл интегрированных занятий в том, что
определенная тематика раскрывается через различные виды детской
деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой,
театрализованной. На занятии дети поют, слушают музыку, играют на
детских музыкальных инструментах, читают стихи, инсценируют сказки,
рисуют, лепят, выполняют аппликации, то есть сочетание нескольких видов
деятельности дает ребенку возможность воплотить свой творческий замысел
наиболее ярко и красочно.
7
Я поступаю следующим образом. По мере накопления материала
(выученные песни и танцевальные композиции) возникает потребность в его
повторении. И для того, чтобы закрепление не превратилось для детей в
изнурительную репетицию, состоящую из нудного пропевания выученных
песен и механического воспроизведения знакомых танцевальных движений,
используется интегрированное занятие.
Заручившись поддержкой всех специалистов: учителя-логопеда,
руководителя изобразительной деятельности, инструктора по
физвоспитанию, психолога, воспитателей, я разрабатываю занятие, в которое
каждый вносит свою лепту.
Бесспорно, проведение интегрированных занятий требует серьезной
подготовки всего педагогического коллектива. Только в этом случае – в
атмосфере всеобщего внимания, заинтересованности, профессионализма
взрослых – ребенок эмоционально воспринимает окружающий мир и
искусство.
Занятия проводятся систематически по мере накопления репертуара, но
не реже одного раза в месяц. Такие занятия носят итоговый, закрепляющий
характер, на них дети вспоминают и пропевают уже выученные песни,
танцуют знакомые танцы.
Особое место в системе художественно-эстетического воспитания
детей занимают праздники. Высокий эмоциональный подъем, ожидание
торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают
и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно-
воспитательную работу более эффективной.
Моя работа по организации праздников включает три этапа:
подготовку, проведение и понимание проведенного праздника. На
этапе подготовки я стараюсь восстановить смысл празднования, в связи с
чем возникает замысел и составляется сценарий праздника, учитывающий
задачу приобщения детей к тематике празднования. Основная тема праздника
пронизывает все проводимые мною занятия, в которые ребенок включен.
Для планирования наиболее удобно использовать следующую таблицу.
Подготовка к
празднику
Мероприятие
(проведение)
Понимание
(обсуждение после
праздника)
1.
Что должны понять
дети о событии.
2.
Как сделать, чтобы
они это поняли.
3.
Какие изменения
надо ввести в
занятия.
1.
Сценарий.
2.
Место проведения.
3.
Музыкальное
сопровождение.
4.
Необходимые
предметы.
1.
На что обратить
внимание детей.
2.
Продумать,
какая форма
позволит
вызвать у детей
заинтересован-
5.
Участники.
ность к
прошедшему
празднику.
Проведение – это этап действенной реализации того замысла, где
каждый участник включается исходя из своего понимания происходящего.
Важным требованием при проведении праздника является «ситуативность».
Все должно происходить здесь и теперь. Это означает, что сценарий
праздника я использую как средство в осуществлении какого-либо события, а
не как самоцель. Если во время празднования происходят отступления от
сценария, то я стараюсь обыграть их и включить в процесс празднования.
Очень важно сделать не заорганизованным само празднование, чтобы не
лишать детей непосредственного, эмоционального восприятия того
красочного действа, в которое они были активно включены.
Понимание – это заключительный этап, который является наиболее
важным с точки зрения трех составляющих. Понимание праздника
происходит через обсуждение всеми участниками того, что и как
праздновалось. Здесь надо выделить следующие моменты:
Первое – формирование сознания благодаря отношению к происходящему –
это мировоззренчески-индивидуальный момент. Здесь в первую очередь мы
оформляем впечатления через обсуждения того, что поняли, пережили, что
было главным. Наиболее важным здесь является обсуждение детей вместе со
взрослыми. Для организации такой работы подходит методика «Календарь».
Для организации работы с детьми я использую следующее пособие:
круг, расчерченный на сектора: времена года, месяцы, дни –
символизирующий солнцеворот, изменение природы. Праздники,
отмечаемые сообществом, в котором растут дети, по их прошествии должны
быть отражены в календаре (отмечены рисунком-символом), перед детьми
ставится задача – обозначить прошедший праздник. Такая постановка
вопроса превращается в коллективное понимание смысла праздника и ответ
на вопрос, ЧТО ПРАЗДНОВАЛИ и как этот смысл можно передать в знаке.
Часто я замечала, что осознание смысла праздника у ребенка
появляется не в момент празднования, а гораздо позже, когда по контрасту с
обычной жизнью вспоминается яркий день праздника. Когда ребенок видит
расхождение норм повседневной жизни с тем, что было представлено в
празднике, у него появляется представление о самой норме, ее осознание, что
очень важно для формирования детского сознания.
9
Второе – это рефлексия, позволяющая соотнести реализацию с
замыслом. Это возможно при обсуждении мною совместно с детьми того, что
получилось, что не получилось; какие были промахи; чем отличается
праздник в прошлом году от праздника в этом году, чем этот праздник
отличается от других праздников и какое содержание удалось передать через
данный сценарий праздника и т. д. Таким образом, с каждым годом должен
накапливаться организационный и сценарный опыт.
И третье – это анализ прошедших праздников с точки зрения
различных групп участников праздника, мнения которых могут иметь
различные культурные основания. Для той общности, которой важна
неоднородность и которая считает важным иметь в своем составе различные
группы людей – религиозные и атеистические, этнические и другие,
необходимо анализировать праздники с учетом включения этих групп.
Например, Масленица – для верующих есть проводы зимы, для других – это
очищение и восстановление отношений друг с другом.
Следующим важным требованием к организации праздников в детском
саду, исходя из задач формирования общности, я считаю учет реального
разнородного состава детско-взрослого коллектива. Мы можем праздновать с
детьми то, что для взрослых является не фиктивным, бессмысленно
праздновать Рождество с атеистами: это так же нелепо, как празднование Дня
независимости Америки в российском детском саду. В праздничном событии
общность должна быть представлена, она должна присутствовать в лице
своих реальных представителей, а не должна изображаться или замещаться
рассказом о ней.
Еще одним важным моментом, на который я обращаю внимание,
является определение участия детей в замысливании, проведении и
обсуждении праздника. Основной вопрос в этой работе – кто должен быть
привлечен, как и в какой функции. Конечно, это зависит от того, какие
праздники проводятся, но мне не хотелось бы, чтобы они были просто
зрителями или исполнителями того, что придумали взрослые. Способ
участия детей должен соответствовать возрастным возможностям детей, они
могут принимать участие в планировании и организации как помощники
взрослых. Для старших дошкольников это вполне возможно, ведь чем старше
дети, тем больше доверия и ответственности возлагается на них.
Умение видеть, как взрослеют дети – это мастерство педагога. Самым
важным для меня было научиться понимать, кто может удерживать
содержание праздника и участвовать в работе над сценарием, кто может
организовать других детей, а кто – исполнять задуманное. Наиболее
распространенной ошибкой является то, что взрослые устраивают праздники
для детей, а не для себя вместе с детьми.
10
Существенным моментом я считаю включение в празднование
родителей. Обычно их участие в празднике ограничивается подготовкой
костюмов для своих детей, а потом просмотром представления, которое дети
им показывают. Включение родителей в работу с самого ее начала,
проведение и анализ празднования также является одной из важных задач
педагога.
Часто при подготовке к празднику значительная часть коллектива
обнаруживает недостаточность знаний, не понимает его культурного
содержания. В этом случае я стараюсь искать людей, которые являются
носителями этого знания, что приводит к постановке вопроса о границах
актуальной общности, расширении этих границ за пределы отдельного
учреждения. Трудностей может быть много, в том числе и
поликонфессионального, полиэтнического, социального и другого характера.
Преодоление возникающих обстоятельств, наращивание опыта
взаимодействия как внутри, так и вне коллектива есть одна из сложнейших
задач формирования общности, ее зрелости и устойчивости.
Таким образом, работа складывания празднично-событийного цикла
является механизмом выращивания детско-взрослого сообщества.
Складывание календарного праздничного цикла должно быть связано со
складыванием микрорегиональной общности вокруг образовательного
учреждения.
2.3. Перспектива на будущее
Все описанные методы и приемы, применяемые мною для достижения
основной цели и описанные в данной методической разработке, я использую
в различных формах деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Но ни для кого не секрет, что чем раньше начинать развивать у детей
ценностное отношение к искусству, интерес к музыкальной деятельности и
всем ее видам, тем впоследствии лучше будут результаты. Поэтому свою
дальнейшую задачу я вижу в том, чтобы разработать систему методов и
приемов художественно-эстетического развития детей младшего
дошкольного возраста, что начинать их готовить к пониманию и принятию
музыкального искусства как можно раньше. Этому также будут
способствовать и психологические особенности детей младшего
дошкольного возраста.
III. Научно-концептуальное обоснование методической разработки.
3.1. Педагоги и психологи о художественно-эстетическом воспитании
детей дошкольного возраста.
В художественно-эстетическом воспитании детей самым главным
аспектом является то, чтобы дети не теряли интереса к музыкальной
11
деятельности.
Все упражнения, которые даются для овладения определенными навыками и
умениями, должны носить игровую форму, быть образными. Здесь важны
чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих
действий детей, слушание музыки. Слова Д.Б. Кабалевского о том, что на
уроках музыки в школе не должно существовать никаких правил и
упражнений, требующих многократных повторений, можно отнести и к
занятиям с детьми дошкольного возраста.
Педагог должен чувствовать, видеть реакцию детей, ни в коей мере не
притуплять их интерес к музыкальным занятиям и, следовательно, к музыке.
Художественно-эстетическая и творческая деятельность детей также
отличается от деятельности взрослых. Детское музыкальное творчество—это
сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные.
Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет одну из важнейших
потребностей ребенка — самовыражение. Детское музыкальное творчество
предполагает наличие музыкальных способностей, знаний и умений.
Важнейшую роль в этом процессе играют воображение, интуиция, которые
К.С. Станиславский назвал «сверхсознанием». Как известно, в процессе
музыкального творчества активно участвует и образное мышление.
Особенности и возможности художественного-эстетического
воспитания детей исследовали психологи, искусствоведы, педагоги (Б.М.
Теплов, Л.С Выготский, А.В. Запорожец, Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, А.В.
Кенеман, В. Глоцер, Б. Джеферсон, 3. Фрейд и другие). В теории существуют
два направления. Сторонники одного направления (В. Глоцер, Б. Джеферсон
и другие) утверждают, что роль педагога должна заключаться в том, чтобы
уберечь ребенка от ненужных воздействий со стороны и сохранить
оригинальность и самобытность его творчества. Они утверждают, что
детское творчество возникает спонтанно, интуитивно и ни в каких советах
взрослых дети не нуждаются. Другое направление признает интуитивность и
самобытность художественного творчества детей, но считает нужным
разумное влияние педагога (А.В. Запорожец, НА.Ветлугина, И.Л.
Дзержинская, А.И. Ходь-кова, Т.Г. Казакова, Я. Бирзкопс, СВ. Акишев и
другие).
Обобщая эти выводы, следует подчеркнуть, что вмешиваться в
художественное творчество детей можно по-разному. Если научить ребенка
соответствующим способам действий, положительно оценить то, что он
сочинил, такое вмешательство только поощряет к творчеству.
12
Н.А. Ветлугина обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости
обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в
своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются,
взаимообогащают друг друга. В импровизациях ребенок эмоционально,
непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения.
Творчество детей возникает на основе овладения определенными умениями и
навыками в результате обучения. В свою очередь, обучение обогащается
творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.
Обучение, включающее проблемные, поисковые творческие задания
(начиная с младшего дошкольного возраста), раскрепощает творческие силы
детей, развивает воображение, образное мышление, эмоции. В дошкольном
возрасте ребенок охотно пробует свои силы в различных импровизациях.
Важно создавать для этого игровые проблемные ситуации, побуждать детей к
вариативным самостоятельным действиям, развивать способность переноса
усвоенного, применения в новых условиях, в свободной вариативной форме.
Таким образом, творческие импровизации обогащают процесс
обучения: проблемные ситуации способствуют закреплению и свободному
применению усвоенного, возникновению интереса к
музыкальнойдеятельности.
Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство,
обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно
важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не
художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а
наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его
воплощения, вариативности, оригинальности.
Дети очень любят инсценировать песни, придумывать движения к
хороводу. Если им не навязывать готовые движения при инсценировках,
можно наблюдать самобытный, неповторимый мир образов, выраженный в
движениях. Однако надо отметить, что не у всех детей это получается
одинаково успешно. Некоторые дети могут действовать только по показу.
Творческие задания педагога им очень нравятся, но они не способны к
каким-либо ярким самостоятельным и творческим действиям. Им полезно
смотреть, как творческие задания выполняют другие дети, какие движения
демонстрирует педагог.
В инсценировании песен, хороводов движения подсказывают
литературный текст и характер музыки. Иногда педагогу приходится вначале
проанализировать и обсудить с детьми характер будущих движений, чтобы
они отчетливее их представили. В таких случаях движения, как и мелодии на
заданный текст, чаще всего бывают стереотипные, одинаковые у всех детей.
Подобная деятельность не называется творчеством, но она очень полезна дня
развития воображения, образного мышления. Было бы ошибочно
ограничиваться только такими заданиями.
13
Полезнее использовать задания, в которых ребенок действительно мог
бы сам придумать действия и движения для инсценирования, для
танцевальной музыки. Дети способны сочинять ритмические и мелодические
мотивы, импровизировать на заданную тему на детских музыкальных
инструментах. Например, дается задание: «Придумай марш и сыграй на
деревянных палочках» или «Сыграй «дождик» на металлофоне» и т. д.
Следует еще раз подчеркнуть: все задания и упражнения должны
проводиться в игровой форме, чтобы дети не ощущали никакого насилия со
стороны педагога, чувствовали себя свободно и были удовлетворены своими
результатами.
3.2. Содержание и типология праздников в дошкольных учреждениях
Праздник – каждому известно, что это такое. Есть календарь, в
календаре есть «красные» дни. К этому дню нужно подготовить с детьми
концерт для родителей: выбрать песни и танцы или поставить спектакль;
разучить с детьми, отрепетировать и показать. Праздник проведен! Однако
на самом деле празднование обозначает совсем иное.
Восстановление содержания понятия «праздник» позволяет ответить на
вопрос о том, что же такое праздник в образовательном учреждении, в чем
его функция и назначение, а, исходя из этого, и как праздновать.
Праздник как средство восстановления и памятования значимого для
общности события является ключевым средством складывания и
воспроизводства общности. Что-то произошло, событие имело значение для
всех, значимость и смысл произошедшего не случайны, это значение имеет
не временный и не частный характер, если это так, то в определенные
моменты жизни это должно вспоминаться, восстанавливаться,
воспроизводиться, а если это делается для детей, то это должно проживаться
и складываться. Например, День Победы – событие важное и значимое с
точки зрения сохранения самобытности и самостоятельности России. В тот
период в мире и в истории продолжала существовать Советская страна с ее
самобытной культурой и образом жизни, ценностями и ориентирами.
Событие важное и значимое с точки зрения того, каких усилий это стоило и
той степени зрелости народа, страны, государства, которые эти усилия
вложили. Эти значимые для народа России моменты и проживаются 9 Мая.
Можно сказать иначе: тот, кто переживет это еще раз в день 9 Мая, сохраняет
преемственность с теми, кто это совершал, а, следовательно, мы ощущаем
многонациональное единство, и это событие длится, и вместе с этим
событием живет и общность, это историко-общественный смысл
празднования. Кроме того, празднование может иметь и социально-
общественный смысл, т. е. не в истории, а сейчас, в настоящее время можно
понять с кем ты вместе.
14
Праздник – знак общности. Историко-событийный, общественный (или
общностный, что одно и то же) смысл и содержание может быть
восстановлено в любом празднике. Это и должно стать задачей разработки и
экспериментального поиска, для того, чтобы не формально, а реально
отпраздновать то или иное событие.
Основная направленность праздников в образовательном учреждении
связана с формированием детско-взрослой нравственной общности. Среди
отмечаемых в настоящее время праздников можно выделить:
религиозные праздники (Рождество);
народные праздники (Покровская ярмарка, Масленица, Жаворонки);
государственные праздники (День защиты Отечества, день Победы – 9
Мая);
профессиональные (День учителя);
местные (День города);
семейные (они празднуются всем народом, но у каждой семьи это свой
праздник);
групповые праздники (День рождения группы, выпускной вечер и т. п.)
При правильной работе взрослых с детьми по организации разных
праздников в сознании ребенка появляется различение: понимание данной
ребенка жизни – и исторической жизни народа; представление о государстве
и народе – и понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей,
группы.
Выделенные типы праздников можно условно, с точки зрения их
направленности и масштаба, разделить на две группы – «большие» и
«малые».
Религиозные, народные и государственные праздники являются
большими, общими, которые сами могут лежать в основе самостоятельных
календарей, например церковного календаря, народного календаря.
Государственные праздники отмечают основные вехи его становления,
сложные моменты судьбы всего народа. В процессе празднования такого
типа событий у ребенка появляется образ государства как живого существа,
подвергающегося опасностям, имеющего историю своего роста и
становления, к которому нужно бережно относиться.
Народные праздники имеют функции социальной терапии отношений
внутри общности, обыгрывания норм и принятие норм этих отношений (Д.
Фрезер, М. Мид).
15
Часто бывает, что народные праздники превращают в музейный и
специфически фольклорный экспонат, к которому можно отнестись как к
экзотике, вызывающей просто интерес. Важно не превратить их в
сувенирные формы культуры: ведь народные праздники есть исторической
наследие, закрепленное вековым опытом и жизнью многих людей. В
праздниках происходит осознание того, что отличает нас от всех других
праздников, задается самобытность и ответственность за то, что можем
только мы никто больше. Еще одной характерной чертой народных
праздников является связь их с природным циклом, что было важно при
переходе от одной трудовой деятельности к другой. Для детей младшего
возраста народные праздники являются механизмом осмысления смены
времен года и их повторения, дети осознают, какие изменения в природе
происходят в каждом из времен года; как изменяется жизнь людей (осенью
можно ходить за грибами, собирать урожай на зиму, зимой можно кататься
на коньках, санках, лыжах и т. д.).
«Профессиональные» праздники позволяют детям увидеть множество
людей объединенных общими целями и интересами, выполняющие
определенные функции и обязанности в обществе.
Календарно-событийный цикл «больших» праздников задает форму
идентичности, определяет характер большой исторической общности (т. е.
такой общности, которая существует и живет в истории), к которой
принадлежит человек. Именно в эти праздники может происходить
приобщение детей к истории, вхождение в нее. Это и есть то, что называется
идентичность: человек может осознавать свою принадлежность к большой
общности, а с другой стороны, может действовать от ее лица и в ее
интересах, тем самым продлевая ее в настоящем и давая ей возможность
быть в будущем.
Таким образом, календарь есть знак этой общности. Он транслирует
знание о существенных для общности событиях и их значение для этой
общности (не произвольно устанавливаемых значений, а присвоение
культурного смысла того, что празднуется). Возникновение у детей
понимания значения тех или иных дней и определяет их включение в
общность. это и есть включение в предание или традицию.
У «больших» праздников преимущественно историко-событийно-
общественное содержание, они выполняют функцию идентификации. Их
содержание сверхиндивидуально, заведомо больше круга жизни отдельного
человека. Следовательно, смысл их непосредственно человеку не дан, а
значит, в педагогическом пространстве их направленность «извне –
вовнутрь». Это задает особые требования к методике и стратегии
организации празднования.
16
В центре праздника должны быть «внешние» люди, носители
содержания (как, например, в Дне Победы – приглашенные ветераны войны).
Действие же должно быть построено так, чтобы сделать для детей
доступным его содержание, задать к нему отношение.
Вторая группа – «малые» праздники – имеет совершенно другую
направленность. Она, наоборот связана с кругом событий, которые
непосредственно присутствуют в жизни отдельного человека, в его семье, в
месте, где он родился и живет, в группе, в которую он включен.
Индивидуальное значение и смысл этих событий даны непосредственно, и
действие должно быть направлено в другую, по сравнению с первой группой
праздников, сторону – оно должно выводить на понимание общего смысла
этих событий. Направленность этих праздников «изнутри – вовне», личное и
групповое достижение является значимым для всей общности. Отсюда и своя
стратегия и методика организации. В центре праздника должен быть сам
человек, а действие должно быть направлено на выявление и понимание
общественного, общностного значения его самого и того, что с ним
происходит.
Выделенная типология позволяет поставить вопрос о том, какие
воспитательные функции имеют разные типы праздников и как они влияют
на детское сознание.
В то же время могут быть праздники, в которых эти функции могут
пересекаться. Например, День победы одновременно может нести на себе
несколько функций, так как он одновременно является и государственным, и
народным, и церковным, и личным праздником (в каждой семье есть
погибшие и еще живые люди того поколения, которое принимало
непосредственное участие в войне).
IV. Заключение
Практическая значимость методической разработки определяется тем,
что указанные методы музыкального воспитания и обучения разработаны и
апробированы в практике работы дошкольного учреждения. Их
использование позволяет детям каждый раз подниматься на более высокую
ступеньку в своем развитии, побуждают интерес к знаниям.
Непосредственная образовательная деятельность строится таким
образом, что дети в течение длительного времени не теряют интерес к игре,
так как в ней присутствует эффект неожиданности, состязательности
ощущения положительного результата.
17
Дети стали лучше, эмоционально – выразительнее исполнять
музыкальные произведения, самостоятельно находить в прослушиваемых
произведениях средства художественной выразительности, строить
развернутые ответы на вопросы по характеристике мелодии и текстовому
содержанию произведения, используя наглядные модели. Дети проявляют
активный интерес к музыке и всем видам музыкальной деятельности, их
художественный вкус продолжает развиваться, таким образом, формируются
основы эмоционально-ценностного отношения к искусству.
От каждодневного кропотливого труда музыкального руководителя, от
его веры в возможности каждого ребенка, от его настойчивости, терпения и
умения вовремя прийти на помощь зависят успехи наших детей в трудном
пути познания.
О каких бы целях и задачах музыкального воспитания мы не говорили,
какие бы методы и приемы в соответствии с ними не применяли, самым
главным для меня остается ребенок. Я всегда и во всем иду от детей.
Уважительное, терпеливое отношение к детям, их предложениям,
предпочтениям, желаниям и нежеланиям, реальным и потенциальным
возможностям – залог успеха для расцвета творческой музыкальной
деятельности детей, развития их эмоционального и художественно-
эстетического восприятия.
Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо
научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат
достигать максимального результата.
Ну, а самое главное в нашей работе, по моему мнению, это
бескорыстная, и как бы громко это не прозвучало, беззаветная любовь к
детям. Потому что без ее живительного огня, который нас согревает, все, что
бы мы ни делали, просто не имеет смысла.
18
V. Список использованной литературы.
1.
Бесова М. А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. - Ярославль,
2002.
2.
Боронина Е.Г. Статья «Народные праздники в приобщении детей к
традиционной народной культуре». Музыка в школе 2007.
3.
Ветлугина Н., Дзержицкая И. , Комиссарова Л. Музыка в детском саду.
– М., 1990.
4.
Горькова Л.Г. « Праздники развлечения в детском саду», Москва, 2007.
5.
Детский фольклорный праздник. Учебно-методическое пособие.
Кемерово, 1997.
6.
Журнал «Музыкальная палитра». № 5 за 2008 г.
7.
Журнал «Музыкальный руководитель» №№ 1,3 за 2009 г.
8.
Зарецкая Н.В. «Календарные музыкальные праздники для детей»
Москва 2006.
9.
Кадобнова И. В., Усачева В. О., Школяр Л. В., Кузьмина О. В.
Искусство слышать. – М., 1994.
10.Копылова Т. Сценарии праздников в детском саду. – М., 2001.
11.Коренева Т. В мире музыкальной драматургии. Ритмика. – М., 1996.
12.Крейдини Д. «Фольклор и дети». Москва, 1994.
13.Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н.
Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. –
Владимир, 1995.
14.Науменко Г.И. «Фольклорный праздник» Москва, 2000.
15.Науменко Г., Новлянская З. От зимы до осени. – М., 1999.
16.Овчарук Т.Г. «Праздничная культура в народной педагогике».
Кемерово, 1997
17.Пантелеев И. «Обычаи и традиции русского народа» Москва,1998.
18.Шмаков С. А. Уроки детского досуга. – М., 1993.
19