Напоминание

"Профориентация на уроках технологии"


Автор: Лямина Марина Александровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №22
Населённый пункт: г. Тамбов, Тамбовская область
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Профориентация на уроках технологии"
Раздел: среднее образование





Назад




Педагогический проект «Хочу быть

робототехником»

Выполнила:

Лямина

Марина

Александровна,

учитель

технологии, МАОУ СОШ №22

Тамбов, 2021

1.

Обоснование необходимости проекта

Все стремительнее развивается наука и техника, образование старается

не отставать. Вместе с тем на подрастающие поколения ложится большая

ответственность в выборе будущей профессии. Информационная политика

государства позволяет любому школьнику при желании подробно узнать об

огромном разнообразии профессий и где можно выучиться на ту или иную

специальность. И для этого порой просто требуется вбить запрос в браузере.

Но что делать, если ребенок пока не определился и не знает, что

искать? В этом случае на помощь приходит школа. В частности, уроки

технологии дают не только информацию о профессиях, но и, как практико-

ориентированный предмет, дают возможность попробовать себя в той или

иной сфере.

Развитие современной образовательной сферы позволяет нынешним

школьникам изучать не только классические направления (кулинария,

металлообработка и т.д.), но и современные технологии (3-д моделирование,

ГИС-технологии, дизайн, робототехника и т.д.), что значительно расширяет

профессиональный кругозор поколения.

Робототехника – это не только модное веяние в образовании, но уже

неотъемлемая

часть

жизни

современного

человека.

Именно

за

робототехническими

системами

стоит

будущее

промышленного

производства, космонавтики, медицины и огромного количества сфер жизни

современного человека. А это значит, что ручной труд и рабочие профессии в

скором времени начнут уходить на задний план. И что останется человеку?

Уметь конструировать, программировать, модернизировать и обслуживать

эти системы.

Профессии, связанные с робототехникой – новые и еще мало кому

известные, хотя уже находятся в ТОП – 50 самых востребованных

профессий. Поэтому разработка и проведение профориентационных занятий

важны как для самих обучающихся (так как помогают в выборе профессии и

самоопределении), так и для страны, в которой будет работать подрастающее

поколение.Именно

поэтому

данный

педагогический

проект

позволит

учащимся познакомиться с основами этого направления в профессиях,

познакомит с местом, где обучают данной профессии в родном городе, даст

на практике опробовать собственные силы в этой сфере.

2.

Цели и задачи проекта

Целью

проекта

является

организация

сопровождения

профессионального самоопределения учащихся с учетом их способностей и

интересов, а также потребности общества.

Проект дает возможность

детального ознакомления школьников с профессией робототехника в

информационном и практическом плане и популяризации инженерных

профессий среди будущих выпускников.

В задачи проекта входит:

Провести вводное тестирование для отбора участников;

Провести презентацию профессии «Робототехник»;

Провести образовательную экскурсию в ВУЗ, в котором можно

получить специальность, связанную с робототехникой;

Обучить основам конструирования и программирования на

уроках технологии на основе ситуационных задач.

3.

Участники проекта

Педагогический проект ориентирован на школьников 8-х классов в

рамках

изучения

предметной

области

«Технология».

8

класс

для

обучающихся – время задуматься о выборе будущей профессии, и школа

должна помогать самоопределиться ребенку информируя, давая попробовать

на практике свои способности в разных областях, но ни в коем случае не

навязывая ту или иную профессию. Для самоопределения в этом возрасте

отлично

подходят

практические

работы,

основанные

на

решении

ситуационных

задач,

связанных

с

тем

или

иным

направлением

профессиональной

деятельности

человека,

а

так

же

образовательные

экскурсии, и мастер-классы.

4.

Описание проекта, механизм реализации

В проекте используются различные методы обучения и формы

работы:

вводное

психологическое

тестирование

на

определение

профориентационной направленности школьников; беседа с использованием

проблемных и репродуктивных вопросов, презентации; образовательная

экскурсия,

мастер-класс;

обучение

через

деятельность,

демонстрация,

мозговой штурм, самостоятельная работа, практическая работа, проектная

деятельность, ситуационные задачи, командная работа; встреча и беседа с

ведущими инженерами региона в области робототехники.

Первый этап. Презентация профессии «Робототехник». На этом этапе

происходит

наглядное

представление

профессии,

рассказывается

об

необходимых навыках и знаниях для осваивания данной сферы, о том, чем

инженер-робототехник занимается на рабочем месте, его обязанностях и

среднем уровне дохода, об актуальных вакансиях. Также на этом этапе

происходит информирование об учебных заведениях, где можно получить

необходимое образование.Цель: заинтересовать в участии потенциальных

участников, а именно обучающихся 8 классов. Продолжительность 2 урока.

Место: 3 корпус МАОУ СОШ №22 «Центр технологического образования».

Второй этап. Отбор участников проекта. Вводное тестирование на

определение профориентационных наклонностей у школьников посредством

теста Климова. Отбор детей с высоким и средним уровнем соответствия типу

«человек - техника», более 60%. А также включение в группу участников

желающих школьников, при наличии свободных мест. Формируется группа в

12 человек. Цель: отбор участников проекта. Продолжительность 2 урока.

Место: 3 корпус МАОУ СОШ №22 «Центр технологического образования».

Третий

этап.

Обучение

основам

конструирования

и

программирования. На базе конструкторов LEGO Mindstorms NXT и Arduino

проходит пять практических занятий, построенных на основе кейсов. На

которых учащиеся смогут не только поработать с конструктором, но также

примерить на себя роли разработчиков роботов, освоят навыки отладки

программ и модернизации моделей посредством выполнения кейсовых задач

«Светофор», «Сортировка», «Снегоуборщик» и «Робот-пылесос». Группа

участников делится на 6 команд и все задания выполняются каждой

командой индивидуально. Также этот этап помимо практических навыков

помогает

развивать

творческое

и

инженерное

мышление,

развивает

командную

работу

и

стратегию

принятия

командных

решений.

По

результатам решения всех кейсов учащимся необходимо подготовить общую

презентацию для своих работ. Цель: обучить основам робототехники, дать

возможность опробовать себя в сфере робототехники и освоение базовых

основ профессии инженера робототехника. Продолжительность 8 уроков.

Место: 3 корпус МАОУ СОШ №22 «Центр технологического образования».

Четвертый этап. Образовательная экскурсия. Группа участников

проекта

отправляется

на

экскурсию

на

кафедру

«Мехатроника

и

технологические измерения» института автоматики и информационных

технологий Тамбовского государственного технического университета. Здесь

учащиеся

знакомятся

с

учебной

средой

и

лабораториями

ТГТУ.

Информируются об образовательных дисциплинах, изучаемых при освоении

профессии. Так же преподаватели проводят с учениками мастер-класс по

управлению мехатронными системами на базе кафедры. Цель: углубленное

изучение

школьной

программы,

получение

информации

о

рабочей

программе,

дисциплинах

и

принципах

обучения

на

специальности

«Мехатроника и робототехника», после получения которой можно работать в

сфере

робототехники.

Продолжительность

2

урока.

Место:

кафедра

«Мехатроника и технологические измерения» института автоматики и

информационных технологий Тамбовского государственного технического

университета.

Пятый этап. Подведение итогов. Презентация работ учащимися друг

другу. Обсуждение вопросов модернизации полученных решений кейсов.

Встреча и беседа с ведущими инженерами области, работающими в сфере

робототехники. Цель: Подведение итогов работы группы обучающихся по

окончании проекта. Продолжительность 2 урока. Место: 3 корпус МАОУ

СОШ №22 «Центр технологического образования».

Продолжительность педагогического проекта составляет 16 часов

учебного времени.

5.

Рабочий план реализации проекта

п/п

Наименование

мероприятия

Предполагаемая

дата

проведения

Место

проведения

Ответственный

за выполнение

1

Презентация

профессии

«Робототехник»

Апрель 2021

3 корпус МАОУ

СОШ №22

«Центр

технологическог

о образования».

Учитель

технологии,

Лямина М.А.

2

Профориентационно

е тестирование

Апрель 2021

3 корпус МАОУ

СОШ №22

«Центр

технологическог

о образования».

Учитель

технологии,

Лямина М.А.

3

Практические

занятия на уроках

технологии

Апрель-май

2021

3 корпус МАОУ

СОШ №22

«Центр

технологическог

о образования».

Учитель

технологии,

Лямина М.А.

4

Образовательная

экскурсия на кафедру

«Мехатроника и

технологические

измерения»

Май 2021

Кафедра

«Мехатроника

и

технологические

измерения»

Тамбовского

государственного

технического

университета

Заведующий

кафедрой

д.т.н., доцент

Дивин А.Г.

Учитель

технологии,

Лямина М.А.

5

Подведение итогов.

Презентация работ

учащихся.

Май 2021

3 корпус МАОУ

СОШ №22

«Центр

технологическог

о образования».

Учитель

технологии,

Лямина М.А.

6.

Прогнозируемые результаты реализации проекта

Адекватная система представлений учащихся о себе, рынке труда, рынке

образовательных услуг.

Организация

сопровождения

профессионального

самоопределения

учащихся с учетом их способностей и интересов.

Информированность учащихся о профессии «Робототехник».

Получение

учащимися

базовых

навыков

по

конструированию

и

программированию робототехнических систем.

Наличие у учащихся навыков рефлексии, в том числе навыков анализа

своих

интересов,

способностей,

возможностей,

своего

личного

и

профессионального опыта.

Активная личностная позиция учащихся в ситуации выбора, уверенность

в собственных шагах по построению образовательно-профессионального

проекта.

7.

Оценка эффективности реализации проекта

Краткосрочная эффективность проекта оценивается по уровню знаний

учащихся о профессии.

Уровень знаний о профессии:

- высокий уровень знаний (знает суть профессии, какие она предъявляет

требования к человеку, какие есть противопоказания к работе по данной

специальности; знает, какие образовательные учреждения обучают данной

профессии, какой уровень образования нужно иметь и какие экзамены

необходимо сдать для поступления);

- средний уровень (знает, в чем суть профессии, ее требования, но не

знает, какие образовательные учреждения обучают этой профессии или знает

образовательные учреждения, но о профессии знает лишь в общих чертах);

- низкий уровень знаний (не знает практически ничего о ни профессии,

ни об образовательных учреждениях, в которых эту профессию можно

получить).

Долгосрочная эффективность основывается на выборе и причинах

выбора профессии.

Учащийся:

- выбрал профессию робототехника;

-

выбрал

несколько

профессий,

среди

которых

есть

профессия

робототехника (окончательный выбор еще не сделан);

- не выбрал профессию.

Причины выбора профессии:

- профессия интересна самому ученику, ему нравиться заниматься этим

делом;

- главное – престиж профессии, ее высоко оплачиваемость, интерес к

профессии не обязателен;

- ученик выбрал профессию на примере или по совету родителей.

8.

Дальнейшее развитие проекта

В будущем проект необходимо развивать географически и брать за

основу другие профессии. Будут приглашены школьники из сельских школ

для участия в проекте. Есть возможность сделать проект выходного дня,

сократив учебные часа, что будет удобнее учащимся, обучающимся в

удаленных

населенных

пунктах.

Результаты

проекта

могут

быть

использованы для дальнейшего развития и совершенствования проекта.



В раздел образования