Автор: Лямина Марина Александровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №22
Населённый пункт: г. Тамбов, Тамбовская область
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Профориентация на уроках технологии"
Раздел: среднее образование
Педагогический проект «Хочу быть
робототехником»
Выполнила:
Лямина
Марина
Александровна,
учитель
технологии, МАОУ СОШ №22
Тамбов, 2021
1.
Обоснование необходимости проекта
Все стремительнее развивается наука и техника, образование старается
не отставать. Вместе с тем на подрастающие поколения ложится большая
ответственность в выборе будущей профессии. Информационная политика
государства позволяет любому школьнику при желании подробно узнать об
огромном разнообразии профессий и где можно выучиться на ту или иную
специальность. И для этого порой просто требуется вбить запрос в браузере.
Но что делать, если ребенок пока не определился и не знает, что
искать? В этом случае на помощь приходит школа. В частности, уроки
технологии дают не только информацию о профессиях, но и, как практико-
ориентированный предмет, дают возможность попробовать себя в той или
иной сфере.
Развитие современной образовательной сферы позволяет нынешним
школьникам изучать не только классические направления (кулинария,
металлообработка и т.д.), но и современные технологии (3-д моделирование,
ГИС-технологии, дизайн, робототехника и т.д.), что значительно расширяет
профессиональный кругозор поколения.
Робототехника – это не только модное веяние в образовании, но уже
неотъемлемая
часть
жизни
современного
человека.
Именно
за
робототехническими
системами
стоит
будущее
промышленного
производства, космонавтики, медицины и огромного количества сфер жизни
современного человека. А это значит, что ручной труд и рабочие профессии в
скором времени начнут уходить на задний план. И что останется человеку?
Уметь конструировать, программировать, модернизировать и обслуживать
эти системы.
Профессии, связанные с робототехникой – новые и еще мало кому
известные, хотя уже находятся в ТОП – 50 самых востребованных
профессий. Поэтому разработка и проведение профориентационных занятий
важны как для самих обучающихся (так как помогают в выборе профессии и
самоопределении), так и для страны, в которой будет работать подрастающее
поколение.Именно
поэтому
данный
педагогический
проект
позволит
учащимся познакомиться с основами этого направления в профессиях,
познакомит с местом, где обучают данной профессии в родном городе, даст
на практике опробовать собственные силы в этой сфере.
2.
Цели и задачи проекта
Целью
проекта
является
организация
сопровождения
профессионального самоопределения учащихся с учетом их способностей и
интересов, а также потребности общества.
Проект дает возможность
детального ознакомления школьников с профессией робототехника в
информационном и практическом плане и популяризации инженерных
профессий среди будущих выпускников.
В задачи проекта входит:
Провести вводное тестирование для отбора участников;
Провести презентацию профессии «Робототехник»;
Провести образовательную экскурсию в ВУЗ, в котором можно
получить специальность, связанную с робототехникой;
Обучить основам конструирования и программирования на
уроках технологии на основе ситуационных задач.
3.
Участники проекта
Педагогический проект ориентирован на школьников 8-х классов в
рамках
изучения
предметной
области
«Технология».
8
класс
для
обучающихся – время задуматься о выборе будущей профессии, и школа
должна помогать самоопределиться ребенку информируя, давая попробовать
на практике свои способности в разных областях, но ни в коем случае не
навязывая ту или иную профессию. Для самоопределения в этом возрасте
отлично
подходят
практические
работы,
основанные
на
решении
ситуационных
задач,
связанных
с
тем
или
иным
направлением
профессиональной
деятельности
человека,
а
так
же
образовательные
экскурсии, и мастер-классы.
4.
Описание проекта, механизм реализации
В проекте используются различные методы обучения и формы
работы:
вводное
психологическое
тестирование
на
определение
профориентационной направленности школьников; беседа с использованием
проблемных и репродуктивных вопросов, презентации; образовательная
экскурсия,
мастер-класс;
обучение
через
деятельность,
демонстрация,
мозговой штурм, самостоятельная работа, практическая работа, проектная
деятельность, ситуационные задачи, командная работа; встреча и беседа с
ведущими инженерами региона в области робототехники.
Первый этап. Презентация профессии «Робототехник». На этом этапе
происходит
наглядное
представление
профессии,
рассказывается
об
необходимых навыках и знаниях для осваивания данной сферы, о том, чем
инженер-робототехник занимается на рабочем месте, его обязанностях и
среднем уровне дохода, об актуальных вакансиях. Также на этом этапе
происходит информирование об учебных заведениях, где можно получить
необходимое образование.Цель: заинтересовать в участии потенциальных
участников, а именно обучающихся 8 классов. Продолжительность 2 урока.
Место: 3 корпус МАОУ СОШ №22 «Центр технологического образования».
Второй этап. Отбор участников проекта. Вводное тестирование на
определение профориентационных наклонностей у школьников посредством
теста Климова. Отбор детей с высоким и средним уровнем соответствия типу
«человек - техника», более 60%. А также включение в группу участников
желающих школьников, при наличии свободных мест. Формируется группа в
12 человек. Цель: отбор участников проекта. Продолжительность 2 урока.
Место: 3 корпус МАОУ СОШ №22 «Центр технологического образования».
Третий
этап.
Обучение
основам
конструирования
и
программирования. На базе конструкторов LEGO Mindstorms NXT и Arduino
проходит пять практических занятий, построенных на основе кейсов. На
которых учащиеся смогут не только поработать с конструктором, но также
примерить на себя роли разработчиков роботов, освоят навыки отладки
программ и модернизации моделей посредством выполнения кейсовых задач
«Светофор», «Сортировка», «Снегоуборщик» и «Робот-пылесос». Группа
участников делится на 6 команд и все задания выполняются каждой
командой индивидуально. Также этот этап помимо практических навыков
помогает
развивать
творческое
и
инженерное
мышление,
развивает
командную
работу
и
стратегию
принятия
командных
решений.
По
результатам решения всех кейсов учащимся необходимо подготовить общую
презентацию для своих работ. Цель: обучить основам робототехники, дать
возможность опробовать себя в сфере робототехники и освоение базовых
основ профессии инженера робототехника. Продолжительность 8 уроков.
Место: 3 корпус МАОУ СОШ №22 «Центр технологического образования».
Четвертый этап. Образовательная экскурсия. Группа участников
проекта
отправляется
на
экскурсию
на
кафедру
«Мехатроника
и
технологические измерения» института автоматики и информационных
технологий Тамбовского государственного технического университета. Здесь
учащиеся
знакомятся
с
учебной
средой
и
лабораториями
ТГТУ.
Информируются об образовательных дисциплинах, изучаемых при освоении
профессии. Так же преподаватели проводят с учениками мастер-класс по
управлению мехатронными системами на базе кафедры. Цель: углубленное
изучение
школьной
программы,
получение
информации
о
рабочей
программе,
дисциплинах
и
принципах
обучения
на
специальности
«Мехатроника и робототехника», после получения которой можно работать в
сфере
робототехники.
Продолжительность
2
урока.
Место:
кафедра
«Мехатроника и технологические измерения» института автоматики и
информационных технологий Тамбовского государственного технического
университета.
Пятый этап. Подведение итогов. Презентация работ учащимися друг
другу. Обсуждение вопросов модернизации полученных решений кейсов.
Встреча и беседа с ведущими инженерами области, работающими в сфере
робототехники. Цель: Подведение итогов работы группы обучающихся по
окончании проекта. Продолжительность 2 урока. Место: 3 корпус МАОУ
СОШ №22 «Центр технологического образования».
Продолжительность педагогического проекта составляет 16 часов
учебного времени.
5.
Рабочий план реализации проекта
№
п/п
Наименование
мероприятия
Предполагаемая
дата
проведения
Место
проведения
Ответственный
за выполнение
1
Презентация
профессии
«Робототехник»
Апрель 2021
3 корпус МАОУ
СОШ №22
«Центр
технологическог
о образования».
Учитель
технологии,
Лямина М.А.
2
Профориентационно
е тестирование
Апрель 2021
3 корпус МАОУ
СОШ №22
«Центр
технологическог
о образования».
Учитель
технологии,
Лямина М.А.
3
Практические
занятия на уроках
технологии
Апрель-май
2021
3 корпус МАОУ
СОШ №22
«Центр
технологическог
о образования».
Учитель
технологии,
Лямина М.А.
4
Образовательная
экскурсия на кафедру
«Мехатроника и
технологические
измерения»
Май 2021
Кафедра
«Мехатроника
и
технологические
измерения»
Тамбовского
государственного
технического
университета
Заведующий
кафедрой
д.т.н., доцент
Дивин А.Г.
Учитель
технологии,
Лямина М.А.
5
Подведение итогов.
Презентация работ
учащихся.
Май 2021
3 корпус МАОУ
СОШ №22
«Центр
технологическог
о образования».
Учитель
технологии,
Лямина М.А.
6.
Прогнозируемые результаты реализации проекта
Адекватная система представлений учащихся о себе, рынке труда, рынке
образовательных услуг.
Организация
сопровождения
профессионального
самоопределения
учащихся с учетом их способностей и интересов.
Информированность учащихся о профессии «Робототехник».
Получение
учащимися
базовых
навыков
по
конструированию
и
программированию робототехнических систем.
Наличие у учащихся навыков рефлексии, в том числе навыков анализа
своих
интересов,
способностей,
возможностей,
своего
личного
и
профессионального опыта.
Активная личностная позиция учащихся в ситуации выбора, уверенность
в собственных шагах по построению образовательно-профессионального
проекта.
7.
Оценка эффективности реализации проекта
Краткосрочная эффективность проекта оценивается по уровню знаний
учащихся о профессии.
Уровень знаний о профессии:
- высокий уровень знаний (знает суть профессии, какие она предъявляет
требования к человеку, какие есть противопоказания к работе по данной
специальности; знает, какие образовательные учреждения обучают данной
профессии, какой уровень образования нужно иметь и какие экзамены
необходимо сдать для поступления);
- средний уровень (знает, в чем суть профессии, ее требования, но не
знает, какие образовательные учреждения обучают этой профессии или знает
образовательные учреждения, но о профессии знает лишь в общих чертах);
- низкий уровень знаний (не знает практически ничего о ни профессии,
ни об образовательных учреждениях, в которых эту профессию можно
получить).
Долгосрочная эффективность основывается на выборе и причинах
выбора профессии.
Учащийся:
- выбрал профессию робототехника;
-
выбрал
несколько
профессий,
среди
которых
есть
профессия
робототехника (окончательный выбор еще не сделан);
- не выбрал профессию.
Причины выбора профессии:
- профессия интересна самому ученику, ему нравиться заниматься этим
делом;
- главное – престиж профессии, ее высоко оплачиваемость, интерес к
профессии не обязателен;
- ученик выбрал профессию на примере или по совету родителей.
8.
Дальнейшее развитие проекта
В будущем проект необходимо развивать географически и брать за
основу другие профессии. Будут приглашены школьники из сельских школ
для участия в проекте. Есть возможность сделать проект выходного дня,
сократив учебные часа, что будет удобнее учащимся, обучающимся в
удаленных
населенных
пунктах.
Результаты
проекта
могут
быть
использованы для дальнейшего развития и совершенствования проекта.