Автор: Демина Елена Олеговна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ - лицей №2
Населённый пункт: ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ, ТУЛА
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка"
Раздел: среднее образование
ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Термин «здоровье сбережение получил широкое распространение в педагогической
литературе и повседневной жизни. Под этим понимают систему мер , направленных на
улучшение здоровья участников образовательного процесса.
Использование здоровье сберегающих технологий в школе может быть направлено на
улучшение ситуации со здоровьем подрастающего поколения. Так называемые
«школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением
характера учебной нагрузки, а также усложнения характера взаимоотношений «ученик-
учитель» и межличностных отношений внутри класса.
Одной из важных задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей.
Здоровье ученика в норме, если:
- в физическом плане умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справиться с
учебной нагрузкой
- в интеллектуальном плане – проявлять хорошие умственные способности,
наблюдательность, воображение
- в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор
- в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться, восхищаться.
Не менее важна строгая организация учебной деятельности: строгая дозировка учебной
нагрузки, построение урока с учетом работоспособности учащихся, соблюдение
гигиенических требований: свежий воздух, хорошая освещенность, чистота,
благоприятный эмоциональный настрой.
Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психологического здоровья детей в
норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.
У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь
на том, что ему интересно, нравиться. Поэтому задача учителя – преодолеть усталость,
уныние, неудовлетворенность. Очень важно с первых минут урока создать обстановку
доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.
1
Одним из главных направлений здоровья сбережения является создание здорового
психологического климата и повышения интереса к предмету.
Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-
соревнование, урок-путешествие. Более активно используется «физкультминутка» в
структуре урока.
К здоровье сберегающим технологиям относятся: игровые технологии, технологии
уровневой дифференциации, коллективный способ обучения, технология проектного
обучения.
Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение, т.е.
обучение каждого на уровне его возможностей, приспособление обучения к
особенностям различных групп учащихся. Это дает возможность работать с трудными
детьми, помогать слабым учащимся, не забывать уделять внимание сильным.
Распределение на уроке учебного материала, использование карточек с
индивидуальными заданиями при работе с текстом, различными разговорными
ситуациями при обучении диалогической и монологической речи, выполнение разно
уровневых грамматических упражнений.
При повторении, обобщении и контроле применяется работа по группам ( рядами,
командами, в диалогах), консультации при подготовке к экзаменам, олимпиадам,
конкурсам по языкам, зачетную систему.
Игровые технологии чаще применяются в начальной школе. Включая элементы игры в
учебный процесс, получается направить эмоциональную и умственную активность
учащихся на овладение языковым материалом, с тем, чтобы учебный материал был
доступен, а приемы и виды работы интересны.
Использование на практике подвижных игр способствует развитию у учащихся
коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания,
воображения.
2
Использование на уроках игрушек и картинок способствует развитию различных видов
деятельности: образной, словесно-логической. Элементы театрализации на уроках, а
также постановка театральных постановок является прекрасным средством снятия
психоэмоционального напряжения. Так, дети участвуют в постановках при подготовке к
предметной неделе, к празднованию Нового Года, окончанию учебного года.
Разучивание и использование стихов и песен на английском языке играет особую роль,
ученики всех классов занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием. В
процессе работы используются драматизации песен, стихов, считалок.
Здоровье сберегающие технологии находят свое отражение и в проектной деятельности
учащихся. Проектная работа – это самостоятельная индивидуальная или групповая
творческая деятельность учащихся, направленная на реализацию собственных идей.
Выполнение проектных работ ведет к развитию мышления, логики, воображения.
Научить детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять сохранять свое и чужое
здоровье, усилить мотивацию учения поможет применение в педагогическом процессе
здоровье сберегающих технологий.
Здоровье сберегающие технологии являются составной частью и отличительной
особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к
образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень
педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия
проведения учебного процесса – все это имеет отношение к проблеме здоровья детей.
3