Автор: Еременко Елена Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ЦТ "Темп"
Населённый пункт: г. Амурск Хабаровский край
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Три кита" декламации
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное чреждение дополнительного образования Центр
творчества «Темп» г. Амурск Хабаровского края
Мастер-класс:
для учителей начального звена общеобразовательных школ.
Подготовила: Еременко Е.Н.,
Педагог дополнительного образования
ЦТ «Темп» г. Амурска Хабаровского края
2021 г.
Здравствуйте, уважаемые учителя! Я постараюсь сегодня подробно
разобрать с вами такой момент: когда же наши дети начнут понимать тексты
стихов, прозы. Я попробую заинтересовать вас некоторыми методическими
советами, которые вы сможете использовать в своей работе.
Фильм 1. (Демонстрируется чтение детей дошкольного возраста) Вот
такими приходят дети из детского сада в школу. В дошкольных
учреждениях, восиптатели, добившись запоминания текста и такого вот его
прочтения, закладывают навыки проговаривания текста. Срабатывает
механическая, мышечная память. Вот такие кивки головой в такт
четверостишия, однородные движения руками в такт слога, однообразная
интонация, чаще всего отсутствие мимики. Все такие чтецы заслуживают
похвалы в детском саду. Но придя в школу мы должны дать им четкое
понятие: такое чтение должно остаться там, в «детстве». В школе мы читаем
по другому: ИНТЕРЕСНО!
Фильм 2. (Демонстрируется прекрасная декламация акутёра Сергея
Шакурова «Весна, весна»)Но и такие прочтения детям, особенно в начальных
классах, включать на уроках не стоит. У детей ещё нет столько жизненного
опыта, чтобы понять глубину воспроизведения. И такие видео скорее всего
отодвинут интерес к чтению. В первом классе, посде детсадовских чтений,
уж точно.
Фильм 3. (Демонстрируется прочтение стихотворения
старшеклассника с интересными средствами выразительности) В более
старших классах желательно демонстрировать чтения сверстников. Как
правило, в хороших работах показано достаточно выразительных средств,
чтобы дети осознали: так я смогу, но надо постараться.
Самое важное, с чего надо начать такую работу, как бы это не звучало
банально, это показ, собственный пример. Если вы не боитесь выглядеть
смешно (а чаще всего дети смеются), надо прочитать какое нибудь
стихотворение так, чтобы вызвать этот интерес. Чтобы дети поняли, что
прочитать текст надо так, чтобы окружающие обратили на это внимание. В
первом классе я читаю стихотворение очень простое, но эмоционально
насыщенное:. Это стихотворение «Зайка». Вам тоже советую взять
сюжетное, которое можно инсценировать, не прибегая к атрибутам.
(Далее проводится работа с учителями, как будто они школьники. Все
приёмы прорабатываются с ними, как в классе)
- Ребята, вы помните стихотворение про зайку, которое вы учили в
детском саду? Написала это стихотворение замечательная поэтесса Агния
Барто. Я его очень люблю, помню всю жизнь, потому что, когда я была
маленькая, у меня тоже была любимая игрушка – зайчик. И однажны я
нечаянно оставила его на улице. Когда мы с моей мамой пошли его искать,
он пропал. Наверное его кто то забрал себе. Но я так плакала….Послушайте,
как я читаю это стихотворение.
- Зайку бросила хозяйка, под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог, весь до ниточки промок.
(Читаем его так, чтобы дети оторопели, запереживали,
заинтересовались таким чтением)
- Ребята, вы представили этот зайчика? Бедненький, он подумал, что
его предали, бросили…Ребята, вам интересно было слушать, как я читаю
стихотворение? Скажите, мои руки помогали мне читать стих так, чтобы вы
представили эту картину? (Ещё раз продемонстрировать работу рук). А глаза
мои были грустные? (Разобрать выражение лица). Это мне помогали мышцы
лица. Прижмие пальчики ко лбу, где у нас переносица. Теперь нахмуртесь.
Чувствуете, как работают мышцы? Они находятся подкожей и делают ваши
лица выразительными. Вот так должно двигаться ваше лицо, когда вы
читаете стихоьворения. (Можно ещё пощупать мышцы около носа,
предложив детям улыбнуться. Они должны почувствовать движения
мышц. Понять, как они работают, отзываются на то или иное наше
настроение)
Давайте все вместе прочитаем этот стих. Постарайтесь уже сейчас
сделать его интересным.
Общее чтение.
- Ребята, не у всех получилось с первого раза. Но мы будем читать
всегда всё интереснее и интереснее. Я хочу найти среди вас самого смелого.
Кто же сможет прочитать это или другое стихотворение вот здесь, вместо
меня, перед всеми друзьями? (Если желающего не найдётся, можно дать
как
задание
на
дом:
вспомнить
любое
знакомое
стихотворение
и
подготовиться дома, у зеркала. А на следующий день прочитать его перед
всеми. Кто справиться – получит награду.)
Так как я музыкант, то непроизвольно провела аналогию с музыкой.
Дмитрий Кабалевский разделил всё музыкальное искусство на три жанра и
назвал из китами. Первый кит – песня, второй – танец, третий жанр – марш.
В декламации для школьников я тоже выделила три основные
компонета: мимика, интонация и движение. Все они между собой тесно
связаны. Скажите мне, над каким компонентом мы сейчас работали?
(Мимика) В сказке про музыкальных китов говорится, что они поспорили,
кто из них главнее. И композитор Дмитрий Борисович Кабалевский так
разрешил спор китов: «Все эти жанры, это основные виды музыки, все они
одинаково важны».
Так и в декламации. Только киты называются по другому: мимика,
движение, голос. Только здесь киты дружнее, чем в музыке. Они вообще не
могут существовать друг без друга. Представляете, что получится, если один
кит уплывёт? Думаю, что не стоит и показывать… Это будет очень странное
прочтение, неестественное. Да я и не видела такого ни разу, чтобы ребёнок
выразительно рассказывал стих, а у него ни разу не шелохнулась рука. Или
чтец стоял с каменным лицом, а ярко и активно жестикулировал. Только
одну крайность я вижу почти повсеместно. Это скучное воспроизведение
текста – без мимики, движений и с однообразной интонацией. Мы не
получим интересного чтения произведения, если будем использовать только
один или два из трёх.
Поэтому надо учиться задействовать этих китов декламации
одновременно.
А мы переходим ко второму киту. Это голос. Это умение его
изменять. Изменять его высоту, силу, тембр. Понятие очень обширное. Сюда
бы я включила и умение делать выразительные паузы. Да, да, паузы должны
быть выразительными. Если вы не научите детей делать паузы и изменять
интонацию голоса, они никогда у вас не прочитают красиво стихотворение
Брюсова Валерия Яковлевича «Сухие листья», где это словосочетание
повторяется 10 раз.Я вам немного подскажу, какими фразами вы должны
апелировать, когда дети читают без остановок, без пауз. Если в тексте листья,
значит: «мы не слышим, как они шуршать, ты так спешишь». Если это
голубая даль, то: «мы её не успели рассмотреть и представить, опять же,
потому что ты спешишь». Посложнее вариат с баснями.
Ведь басня это
изначально сатирический материал. И с самых первых строк надо настроить
чтеца на сатирический лад. После первого же слова, однажды не бойтесь
остановить ученика фразой: «а где интрига? Загадка? Юмор?) Покажите
правильную интонацию, с паузой, интригой…
Во втором классе в программе чтения есть стихотворение М. Заходера
«Кискино горе». Как вы думаете, почему такое легкое, маленькое
стихотворение предложено во втором классе? (беседа с учителями). Потому
что юмористические, сатирические нотки в интонации даются детям нелегко.
Но мы должны учить детей разной по жанру декламации. Вот в этом
маленьком стихе, четверостишии, можно показать своё умение пользоваться
интонационной выразительностью, вплодь до юмористического.
Иногда детям совсем не удаётся поменять интонацию во время чтения.
Здесь тоже надо немного показать детям, что их голос может быть разным.
- Ребята, вы замечали, что мы можем, не видя человека, сказать, кто это
говорит? Это потому, что у всех у нас разный тембр голоса. И звучать голоса
могут по разному. Вот например, повторите за мной, какие звуки издаёт сова.
Сидит себе на пеньке, ухает…. (Издаём низкий звук, на доске, внизу, рисует
линию) А как кричит на верхушке дерева филин. (рисуем линию наверху
доски) Слышите, какие разные у них голоса? У одной низкий, у другого
высокий. И вот решила однажды сова посмотреть, кто это так звонко
разговаривает там, наверху? Решила подняться на верхушку дерева.
(соединяем линии диагонально, изменяем высоту голоса в соответствии с
положением линии на доске) Понялась, познакомилась с филином, и
спустилась обратно, вниз (демонстрируем высоту линии голосом) Ну вот,
какой у вам может быть разным голос – и низким, и средним, и высоким. Вот
так мы и будем его использовать, когда начнём учить и читать наизусть
стихи.
Третий кит. Движение.
Движение, жестикуляци… Это не только руки, но и другие части тела:
говорот головы, подача тела. Даже несколько шагов по сцене. Нельзя
инсценировать каждое слово. Как и прочтение информации на экране
презентациии, это считается дурным тоном. Иногда, оценивая конкурсантов,
так и хочется остановить и его и сказать: перестань махать руками. Это
действительно выглядит, как зарядка. Это учитель так перестарался, что в
стихотворении начали инсценировать каждое слово. Если вы хотите показать
бескрайнюю даль, рука показывает горизонты. Но она должна двигаться
естественно, плавно. Пусть глаза ведут кончики пальцев, увидят эту даль.
Ученик может читать текст дальше, рука должна опускаться медленно, или
почти незаметно перейти в другое положение. А это не инсценировка, это
декламация! Здесь смысл должен быть передан СЛОВОМ! Всё остальное –
это помощь слову. Не нужно перебарщивать со средствами выразительности.
Они не должны бросаться в глаза. Не должны ощущаться как что-
тоинородное, мешающее восприятию. Также вычурно, неесттественно
выглядит чтец, когда не общается со зрителями взглядом. Пусть рука
задумчиво «бродит» рядом, а глаза общаются со зрителем.
Конечно же, средств для выразительного чтения намного больше, чем
три. Все они играют огромное значение для умного, выразительного чтения.
Я прекрасно понимаю, что такая декламация не входит в круг ваших
обязанностей. Но кто ещё научить детей читать стихи и прозу? Кружков
такой направленности нет, не все родители понимают, что это один из путей
приобщения ребёнка к искусству. А ведь декламация является синтезом двух
видов искусства: литературы и театра, слова и движения. Это канат,
поддерживающий наш культурный генофон, соединяющий поколения.
В конце своего выступления хочу ещё раз вас сподвигнуть на работу с
детьми по красивому, интересному чтению не только стихов, но и прозы.
Если вы с самой первой своей встречи с детьми, когда представиться такая
возможность обратиться к детям со стихами, заложите в их сознании, что в
школе начинается совсем другая эпоха, эпоха выразительного чтения,
ИНТЕРЕСНОЙ ДЕКЛАМАЦИИ, это поможет Вам в дальнейшей работе.
Желаю Вам первых мест в различных конкурсах. Желаю Вам умных,
интересных лиц ваших юных декламаторов! Спасибо за внимание.
Подготовила: Еременко Е.Н.,
Педагог дополнительного образования
ЦТ «Темп» г. Амурска Хабаровского края