Напоминание

Медиаобразовательные технологии в обучении английскому языку


Автор: Гукасова Татьяна Валерьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №80 с углубленным изучением английского языка Петроградского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Медиаобразовательные технологии в обучении английскому языку
Раздел: среднее образование





Назад




Медиаобразовательные технологии в обучении английскому языку Формирование информационной компетентности школьника посредством метода “Mind Maps”(интеллект-карт) в процессе обу- чения английскому языку Гукасова Татьяна Валерьевна, ГБОУ СОШ №80, учитель английского языка В современном быстро меняющемся мире перед человеком встает множество новых за- дач, к которым нельзя подготовиться заранее. В неожиданной ситуации полезна целостная система знаний, а в еще большей степени - сформированное умение постоянно получать, анализировать, систематизировать и хранить приобретаемую информацию, обнаруживать новые связи и отношения. Федеральный государственный образовательный стандарт на- чального и среднего общего образования определил в качестве главных результатов лич- ностные и метапредметные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Научить учеников учиться мне помогает метод интеллект-карт, в основу которого по- ложены исследования английского психолога Тони Бьюзена (Тони Бьюзен, «Работай голо- вой», 1974). Ранее систематически использовалось составление различных графических схем практически для всех видов работы на уроках английского языка. Но метод интел - лект-карт особенно эффективен и универсален для ученика любого уровня обученности.
Суть метода
В основу метода положены основные принципы работы человеческого мозга. Мысли на физическом уровне отображаются как деревья “биохимических” импульсов. При по- строении «дерева мышления» левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядочен - ность мыслей; правое – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Установлено, что в процессе обучения при освоении информации преимущественно используются левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Встает проблема: как заставить работать оба по - лушария? Решением является применение метода интеллект-карт. Интеллект-карта - это графическое выражение процесса радиантного ассоциативного мышления (от radiant -испускающий свет, лучистый) и сходна по виду с нейроном. Ассо- циации представлены на карте в виде лучей, исходящих из центра звезды - главной идеи. Интеллект-карта позволяет эффективно структурировать информацию; мыслить, исполь- зуя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. При ее построении формируют- ся учебно-познавательные компетенции учащихся, развиваются мыслительные и творче- ские способности.
Свойства интеллект-карт


привлекательность. Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт.

запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга информация легко запомина- ется.


наглядность. Проблему можно окинуть одним взглядом.
Правила и шаги построения интеллект-карты

С
трогих правил нет, неправильных карт нет; вырабатывая свой стиль, менять можно все, лишь бы мышление становилось продуктивнее. Шаг 1. Готовим цветные ручки , карандаши и фломастеры. Лист кладем горизонтально; в центре страницы заглавными печатными буквами пишем и выделяем рамкой главную тему (1-2 ключевых слова). Шаг 2. От центральной темы рисуем ветки разными цветными карандашами; каждую ветку подписываем 1-2 словами, на каждой ветке (не меняя цвет) рисуем веточки, подпи- сываем их; Шаг 3. Устанавливаем связи между понятиями. В интеллект-карте не только пишем слова, но и иллюстрируем их: рисунки, схемки, сим- волы и т.д
Методика использования метода
Интеллект-карты внедряем в процесс обучения поэтапно. На первом этапе интеллект-карта может использоваться в качестве наглядного пособия, составленного учителем с целью изучения или закрепления нового материала. При этом учитель не просто представляет законченный вариант карты, а создает ее на глазах учени- ков, тем самым стараясь включить их в процесс создания . Вторым этапом должна стать групповая работа по их созданию. Для этого необходимо ознакомить детей с алгоритмом построения интеллект-карты. Учитель должен направлять и корректировать работу учеников. Третий этап-составление индивидуальных интеллект-карт, возможен при сформированном навыке составления интеллект-карт. Вначале тоже будет происходить под руководством учителя.
Применение метода
•для работы с лексическим материалом (введение ,закрепление и контроль усвоения новой лексики) • для работы с грамматическим материалом (мыслительные карты по изученному грамма- тическому материалу) •для работы с текстовым материалом (составление планов пересказов текстов при помощи мыслительных карт) • для обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор( мыслительная карта- вербальная опора высказывания).
На уроках английского языка метод используется, чтобы
•конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями уча- щихся •организовывать проектную деятельность учащихся • создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения •организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся
• организовывать самостоятельную работу учащихся с картами (изготавливается мысли- тельная карта для каждой из спорящих сторон, которая помогают объективно и эффектив- но исследовать разногласия. В итоге создаётся третья мыслительная карта, на которой бу- дут запечатлены совместные выводы, решения, результаты работы и достигнутые уступки по проблеме) • осуществлять дифференцированный подход к учащимся • для контроля знания новой лексики эффективно составление мыслительных карт учащи- мися индивидуально на уроке и дома •научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками пись- менной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки сло- варных обозначений • развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память •проявлять интуитивные способности. Использование интеллект-карт как метода обучения позволяет эффективнее решать об - разовательные задачи, связанные с информационной компетентностью учеников: само- стоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необ - ходимой информации; применение методов информационного поиска, формирование по- нятий, установление причинно-следственных связей между ними, структурирование зна - ний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и пись- менной форме; коммуникативной деятельностью учеников: общение и взаимодействие ,учебное сотрудничество, умение дискутировать ; личностным развитием учеников: само- познание, самопонимание ,развитие креативности; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.


В раздел образования