Медиаобразовательные технологии в обучении английскому языку
Автор: Гукасова Татьяна Валерьевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: ГБОУ СОШ №80 с углубленным изучением английского языка Петроградского района Населённый пункт: г.Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Медиаобразовательные технологии в обучении английскому языку Раздел: среднее образование
Медиаобразовательные технологии в обучении английскому языку
Формирование информационной компетентности школьника
посредством метода “Mind Maps”(интеллект-карт) в процессе обу-
чения английскому языку
Гукасова Татьяна Валерьевна,
ГБОУ СОШ №80,
учитель английского языка
В современном быстро меняющемся мире перед человеком встает множество новых за-
дач, к которым нельзя подготовиться заранее. В неожиданной ситуации полезна целостная
система знаний, а в еще большей степени - сформированное умение постоянно получать,
анализировать, систематизировать и хранить приобретаемую информацию, обнаруживать
новые связи и отношения. Федеральный государственный образовательный стандарт на-
чального и среднего общего образования определил в качестве главных результатов лич-
ностные и метапредметные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы
образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих
школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».
Научить учеников учиться мне помогает метод интеллект-карт, в основу которого по-
ложены исследования английского психолога Тони Бьюзена (Тони Бьюзен, «Работай голо-
вой», 1974). Ранее систематически использовалось составление различных графических
схем практически для всех видов работы на уроках английского языка. Но метод интел -
лект-карт особенно эффективен и универсален для ученика любого уровня обученности.
Суть метода
В основу метода положены основные принципы работы человеческого мозга. Мысли
на физическом уровне отображаются как деревья “биохимических” импульсов. При по-
строении «дерева мышления» левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядочен -
ность мыслей; правое – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов,
размеры, пространственные соотношения. Установлено, что в процессе обучения при
освоении
информации
преимущественно
используются
левополушарные
ментальные
способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину,
способность ассоциативного мышления. Встает проблема: как заставить работать оба по -
лушария? Решением является применение метода интеллект-карт.
Интеллект-карта - это графическое выражение процесса радиантного ассоциативного
мышления (от radiant -испускающий свет, лучистый) и сходна по виду с нейроном. Ассо-
циации представлены на карте в виде лучей, исходящих из центра звезды - главной идеи.
Интеллект-карта позволяет эффективно структурировать информацию; мыслить, исполь-
зуя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. При ее построении формируют-
ся учебно-познавательные компетенции учащихся, развиваются мыслительные и творче-
ские способности.
Свойства интеллект-карт
• привлекательность. Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт.
• запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга информация легко запомина-
ется.
• наглядность. Проблему можно окинуть одним взглядом.
Правила и шаги построения интеллект-карты
С трогих правил нет, неправильных карт нет; вырабатывая свой стиль, менять можно все,
лишь бы мышление становилось продуктивнее.
Шаг 1. Готовим цветные ручки , карандаши и фломастеры. Лист кладем горизонтально;
в центре страницы заглавными печатными буквами пишем и выделяем рамкой главную
тему (1-2 ключевых слова).
Шаг 2. От центральной темы рисуем ветки разными цветными карандашами; каждую
ветку подписываем 1-2 словами, на каждой ветке (не меняя цвет) рисуем веточки, подпи-
сываем их;
Шаг 3. Устанавливаем связи между понятиями.
В интеллект-карте не только пишем слова, но и иллюстрируем их: рисунки, схемки, сим-
волы и т.д
Методика использования метода
Интеллект-карты внедряем в процесс обучения поэтапно.
На первом этапе интеллект-карта может использоваться в качестве наглядного пособия,
составленного учителем с целью изучения или закрепления нового материала. При этом
учитель не просто представляет законченный вариант карты, а создает ее на глазах учени-
ков, тем самым стараясь включить их в процесс создания .
Вторым этапом должна стать групповая работа по их созданию. Для этого необходимо
ознакомить детей с алгоритмом построения интеллект-карты. Учитель должен направлять
и корректировать работу учеников.
Третий этап-составление индивидуальных интеллект-карт, возможен при сформированном
навыке составления интеллект-карт. Вначале тоже будет происходить под руководством
учителя.
Применение метода
•для работы с лексическим материалом (введение ,закрепление и контроль усвоения новой
лексики)
• для работы с грамматическим материалом (мыслительные карты по изученному грамма-
тическому материалу)
•для работы с текстовым материалом (составление планов пересказов текстов при помощи
мыслительных карт)
• для обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных
опор( мыслительная карта- вербальная опора высказывания).
На уроках английского языка метод используется, чтобы
•конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями уча-
щихся
•организовывать проектную деятельность учащихся
• создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения
•организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся
• организовывать самостоятельную работу учащихся с картами (изготавливается мысли-
тельная карта для каждой из спорящих сторон, которая помогают объективно и эффектив-
но исследовать разногласия. В итоге создаётся третья мыслительная карта, на которой бу-
дут запечатлены совместные выводы, решения, результаты работы и достигнутые уступки
по проблеме)
• осуществлять дифференцированный подход к учащимся
• для контроля знания новой лексики эффективно составление мыслительных карт учащи-
мися индивидуально на уроке и дома
•научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками пись-
менной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки сло-
варных обозначений
• развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память
•проявлять интуитивные способности.
Использование интеллект-карт как метода обучения позволяет эффективнее решать об -
разовательные задачи, связанные
с информационной компетентностью учеников: само-
стоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необ -
ходимой информации; применение методов информационного поиска, формирование по-
нятий, установление причинно-следственных связей между ними, структурирование зна -
ний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и пись-
менной форме; коммуникативной деятельностью учеников: общение и взаимодействие
,учебное сотрудничество, умение дискутировать ; личностным развитием учеников: само-
познание, самопонимание ,развитие креативности; самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.