Напоминание

Методы, способствующие развитию навыков самостоятельной работы учеников по иностранному языку


Автор: Фаттахова Гульнара Мунавировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №175"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Методы, способствующие развитию навыков самостоятельной работы учеников по иностранному языку
Раздел: среднее образование





Назад




Методы, способствующие развитию навыков самостоятельной работы

учеников по иностранному языку

Реформирование образования в России привело к смене

образовательной

парадигмы,

к

переходу

от

алгоритмизированных

и

программированных форм и методов обучения к новым формам и методам,

основанным

на

исследовании,

проектировании

и

самостоятельному

овладению знаниями.

Это вызвало потребность в активном применении поисковых,

исследовательских,

проблемных,

проектных

методов

в

организации

самостоятельной работы учащихся. Использование в обучении этих методов

возможно лишь при условии их высокой активности, что достигается не

столько дидактическими приемами, сколько организацией самого процесса.

В соответствии с ФГОС реализация учебного процесса должна

предусматривать проведение занятий в интерактивных и активных формах. В

данной работе раскрываются основные инновационные формы, методы

обучения, способствующие развитию самостоятельности обучающихся в

процессе обучения иностранному языку.

Использование современных методов обучения является основой при

организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Одним из таких

методов можно считать метод проблемного обучения. Он получил своё

распространение в 20-30-х гг. 20в. в советской и зарубежной школах.

Проблемный метод обучения основывается на теоретических положениях

американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи [9, c. 67].

Сущность проблемного обучения заключается в создании перед

учащимися проблемных ситуаций, необходимых для выполнения заданий

определенной трудности, для преодоления которой требуется творческая

мыслительная деятельность. То есть проблемное обучение - это такая форма

организации учебных занятий, при которой знания передаются учащимся не

в готовом виде, а в процессе самостоятельной познавательной деятельности в

условиях проблемных ситуаций [27, c. 34].

А.В. Конышева понимает под проблемным обучением такую

организация

учебных

занятий,

которая

предполагает

создание

под

руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную

деятельность обучающихся по их решению, в результате чего и происходит

творческое

овладение

знаниями,

умениями,

навыками

и

развитие

мыслительных способностей [11, с. 69].

Проблемное обучение предусматривает новую структуру урока, при

которой отводится большое место самостоятельной работе учащихся.

Создание проблемных

ситуаций на

уроке

английского

языка,

будет

способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей

учащихся, более прочным и глубоким знаниям, формированию таких умений

и навыков, с помощью которых учащиеся смогут самостоятельно добывать

новые

знания.

Проблемная

ситуация

один

из

основных

элементов

проблемного

обучения

с

помощью

которого

пробуждается

мысль,

познавательная потребность учащихся, активизируется мышление [30, c. 97].

Проблемная ситуация возникает тогда, когда существует несколько

различных точек зрения или по крайнем мере две взаимоисключения друг

друга. Это столкновение двух разных точек зрения, двух разных видений

подталкивает обучающегося к тому, чтобы в этой ситуации начать самому

конструировать, реконструировать и переконструировать имеющиеся знания

[20, c. 82].

Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем,

что ставит ученика в такое положение, когда он вынужден активно и

интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для

решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в

самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается учеником как

плод его собственного труда.

А.В. Конышева разделяет четыре уровня проблемности в обучении:

1. Учитель сам ставит проблему и сам решает при активном слушании

и обсуждении учащихся.

2. Учитель ставит проблему, учащиеся самостоятельно или под

руководством учителя решают ее. Здесь наблюдается отрыв от образца,

открывается простор для размышления.

3. Ученик ставит проблему, учитель помогает в ее решении.

4. Ученик ставит проблему и сам ее решает [11, c. 74].

Использование

проблемного

метода

способствует

развитию

самостоятельности

учащихся,

включению

их

в

поисковую

и

исследовательскую деятельность, формированию познавательного интереса,

поисковых навыков и умений. Он открывает возможности творческого

сотрудничества учителя и ученика, способствует более глубокому и

прочному усвоению материала и способов деятельности.

Таким образом,

проблемное обучение, безусловно, повышает

мотивацию обучения, стимулируя учебно-познавательную деятельность

учащихся на уроках английского языка. Проблемный метод соответствует

социальному заказу, природе развивающего научного знания, основным

закономерностям

развития

личности

и

развивающего

обучения.

Использование проблемного метода обучения способствует эффективному

развитию

самостоятельной

работы

учащихся,

принятию

ими

самостоятельных решений по той или ной проблеме.

Следующий метод – это метод проектов.

Одна из технологий

обучения, в том числе иностранному языку, основанная на моделировании

социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса. В ее

основе лежит личностно - деятельностный подход к обучению. Под проектом

понимается самостоятельная планируемая и реализуемая на иностранном

языке работа, например выпуск газеты или журнала, сборник статей,

подготовка спектакля, концерта [25, c. 114].

Одним из инициаторов внедрения метода проектов в практику

преподавания иностранных языков стала профессор Е.С. Полат, которая

утверждала:

«Метод

проектов

суть

развивающего,

личностно-

ориентированного обучения. Он может использоваться на любой ступени

обучении» [33, c. 18].

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков

учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений

ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и

творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных

методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это

дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения

определенной областью практического или теоретического знания, той или

иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса

познания.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия

"проект", его прагматическая направленность на результат, который можно

получить при решении той или иной практически или теоретически значимой

проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной

практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо

научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы,

привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать

результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения

устанавливать причинно-следственные связи [16, c. 66].

Метод

проектов

всегда

ориентирован

на

самостоятельную

деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую

учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод

проектов

всегда

предполагает

решение

какой-то

проблемы.

Решение

проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности,

разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает

необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из

различных областей науки, техники, технологии, творческих областей [25,

c.116].

А.В. Конышева предлагает следующие этапы работы над проектом:

На первом этапе ученикам предлагается в скрытом виде проблема,

которую нужно выявить и сформулировать. В этом случае помогут

наводящие вопросы. Задача учителя - раскрыть ситуацию так, чтобы

учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к ее решению. Итогом

подобной работы должен быть определенный вывод, который учащиеся

обсуждают

коллективно.

Согласно

этому

выводу

разрабатывается

дальнейший план работы по предложенной теме. Учитель делит учащихся на

группы и каждой группе предлагается разработать свой собственный проект

по принятому плану. Как уже указывалось выше, в каждой группе должны

быть

ученики

с

разной

степенью

владения

иностранным

языком.

Желательно, чтобы группы не формировались по половому признаку, т.е. в

каждой группе должны быть и девочки и мальчики. И самое главное,

необходимо учитывать психологическую совместимость учеников группы.

Второй

этап,

который

еще

можно

назвать

подготовительным,

обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим

проводится поэтапная работа над проектом. Тексты из учебников или книг

для чтения (учитель может предложить и какие-то другие тексты, по своему

усмотрению) служат содержательной базой для развития речевых и

исследовательских

умений

учащихся.

Иными

словами,

в

качестве

содержательно-смысловой основы, позволяющей успешно реализовывать

стоящие перед учителем и учениками задачи, выступают тексты различных

функциональных стилей. Мысли, содержащиеся в этих текстах могут

служить поводом к общению. Важно научить своих учеников использовать

тексты в качестве образца для высказывания, применяя к себе то, что

необходимо, и трансформируя текст так, чтобы он соответствовал мыслям и

желаниям учащихся.

Третий этап является заключительным, так как на этом этапе

происходит защита проектов. Каждая группа перед классом защищает свой

проект (или предъявляет тот объем работы, который нужно было выполнить

в рамках общего проекта) по ранее обсужденному плану. После презентации

проектов предполагается общая дискуссия, которая должна быть заранее

продумана учителем. Для того, чтобы дискуссия была эффективной, учителю

необходимо заранее ознакомиться с результатами проекта, чтобы на его

основе организовать обсуждение темы [11, c. 78].

Таким

образом,

применение

современных

методов

обучения

способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей

обучающихся, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации,

самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.



В раздел образования