Автор: Макарова Сахая Прокопьевна
Должность: учитель класса со сложным дефектом развития
Учебное заведение: Тыарасинская специальная коррекционная школа-интернат
Населённый пункт: с.Кыйы Таттинский улус Республика Саха Якутия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование мультимедийных технологий на уроках истории в специальной коррекционной школе VIII вида".
Раздел: среднее профессиональное
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА, учителя истории
МКС(К)ОУ «Тыарасинская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Макаровой Сахаяны Прокопьевны
Я, Макарова Сахаяна Прокопьевна, родилась 1975 году. 2000 г.
закончила Якутский государственный университет им.М.К.Аммосова по
специальности преподаватель якутского языка и литературы.
Свою
педагогическую деятельность начала в Тюбяйской средней школе учителем
якутского языка и литературы. С 2005-2006 учебного года начала свою
педагогическую деятельность в Тыарасинской специальной (коррекционной)
общеобразовательной школе-интернат VIIIвида учителем начальных классов.
С 2011 г. преподаю предмет истории в старших классах.
Общий
педагогический стаж-14 лет, стаж работы должности учителя истории - 4
года. В 2013 году прошла аттестацию на квалификационную категорию
соответствующую занимаемую должность, в связи с переходом с учителя
начальных классов на учителя истории.
Главным в своей работе я всегда считала и считаю урок. Специфика
построения и проведения урока истории в специальной (коррекционной)
школе VIIIвида определяется особенностями психофизического развития
учащихся и их особыми образовательными потребностями.
Нарушения последовательности логического высказывания учащихся
приводят к тому, что они не могут воспринимать исторический материал в
большом объеме. Поэтому, требования к уроку предполагают использование
различных подходов в преподавании.
Бедность словарного запаса у учащихся и трудности усвоения ими
исторических терминов требуют тщательной работы на уроке, поэтому
постоянно использую теоретико-практическое пояснение, многократное
проговаривание про себя и вслух, запоминание, многократное использование
понятия в разных частях урока, закрепление игровыми методами и приемами.
Особенности
усвоения
исторического
материала
обусловлены
нарушениями пространственно-временных представлений, что приводит к
трудностям запоминания хронологического материала, ориентировки на
исторической карте. Для коррекции недостатков пространственно-временных
представлений
предусматриваю
определенный
алгоритм
работы,
с
доступным сюжетным материалом. Также применяю основной материал
учебника и дополнительно: наглядно- дидактические материалы- таблицы,
опорные схемы, макеты, иллюстрации и тд, также историческая карта. На
каждом уроке уделяю внимание на конкретизации и трактовке понятий,
фактов,
установлению
причинно-следственных
связей
-
например,
сопоставительный
анализ
исторического
материала
и
современности.
Наиболее успешно применяю такие приемы как сравнение, сопоставления,
анализа, обобщения исторического материала.
Современные требования к уроку предполагают использование новых
подходов в преподавании. Заинтересовать детей становиться всё сложнее.
Поэтому в течении 2 года работаю по теме самообразования
«Использование информационно-коммуникативных технологий на
уроках истории». При подготовке к уроку и его проведении учитель всё
чаще использует информационно- коммуникативные технологии. В школе
есть компьютеры, принтер, сканер, интерактивная доска, выход в Интернет,
то есть возможность для организации образовательного процесса на новом
более качественном уровне. Анализируя свой педагогический опыт, можно
прийти к выводу, что именно системная работа с учащимися в урочное и
внеурочное время способствует развитию познавательных интересов
учащихся и успешности их деятельности. Все это достигается с помощью
новых педагогических технологий.
Актуальность обусловлена современными требованиями к школьному
обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша
новая школа».
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы
научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь
ориентироваться, быть востребованным и успешным.
В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:
принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного
материала, принцип индивидуализации в условиях коллективной работы.
Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность
ученика к самообразованию и самовоспитанию. Использование на уроках
ИКТ позволяет разнообразить работу на уроке, а также использовать такой
немало важный элемент, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски,
безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам в форме игры
легко усваивать учебный материал. Учащиеся перестают отвлекаться от темы
урока, концентрируют своё внимание на отрабатываемом материале. Уроки с
применением ИКТ имеют практические, теоретические и познавательные
результаты, они интересны ученикам.
Концептуальность предлагаемого опыта заключается в применении новых
подходов и методов во взаимодействии с учащимися. При этом применение
ИКТ на уроках повышает статус учителя, который идёт в ногу со временем.
Для этого использую готовые электронные диски, разрабатываю уроки –
презентации.
Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать
следующее:
· повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого
ученика,
· активизация познавательной деятельности и творческой активности
учащихся,
· формирование личностных качеств ученика,
· развитие у школьников операционного мышления, направленности на
поиск оптимальных решений,
· формирование умения организовать сбор информации и правильно ее
использовать,
· формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового
образа жизни.
· Рост познавательного интереса учащихся. Каждый год провожу
тематическую неделю истории с использованием ИКТ, где ученики
принимают активное участие в различных конкурсах, таких как
«Путешествие по страницам истории России», викторинах, также в каждый
четверть организую диспуты-презентации по темам « Правонарушение»,
«Закон и подросток», «Наркомания» и тд, с использованием ИКТ.
Вывод. Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что изучение и
применение современных технологий как один из способов повышения
профессиональной творческой деятельности учителя , играет важную роль в
системе образования. Так как в процессе такого обучения происходит
активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и
формы которой обеспечивают ученику возможность самообразования,
саморазвития в ходе овладения знаниями.
Внеурочная деятельность. Работаю классным руководителем 4 года. Я несу
своим ученикам не только знания, но и стремлюсь формировать у них
нравственные ценности, главное, что совершенствует и развивает ребенка,
делает его личностью. Стараюсь научить их распоряжаться своими мыслями,
направлять их в нужное русло, сдерживать и корректировать свое поведение.
Кружковая деятельность. Руковожу кружок вязания «Волшебный
клубочек» для старшеклассников. Приобщение школьников к вязанию – это
и подготовка учащихся в рамках школы к будущей семейной жизни, и
формирование культуры быта, и развитие таких качеств, как настойчивость,
терпение; формирование хорошего эстетического вкуса, обогащение
собственного досуга.
Распространения педагогического опыта.
Форум работников СПС заречных улусов РС(Я) «О5о дьыл5ата эн
илиигэр» доклад по теме «Индивидуальная программа домашнего
обучения для детей со сложным дефектом», с Ытык-Кель 4-5 декабря
2012г;
Республиканский семинар по организации производственной практики
студентов Вилюйского педагогического колледжа, презентация
воспитательного проекта «Школа, дом, семья», с Кыйы март, 2013г.
Улусный семинар «Личностно-ориентированная социализация детей» в
рамках «Открытых дверей» для родителей коррекционной школы-
интерната с выступлением «Права и обязанности учащихся и
родителей» 18 марта 2014г.
Повышение квалификации.
Фундаментальный курс УМЦ ПИ СВФУ им. М.К.Аммосова
"Воспитание трудолюбия у детей в новых социально-экономических
условиях", 144 часа с 14 октября по 28 октября 2012г. Якутск
Стажировка в Республиканском центре ПМСС РС(Я) по теме
«Психолого-медико-социальное сопровождение детей в условиях
внедрение ФГОС» 27 марта 2014г. Якутск