Автор: Чернова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №209 "МОЗАИКА"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород, п. Новинки
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Перспективный план по экспериментированию для детей 4-5 лет"
Раздел: дошкольное образование
Перспективный план экспериментальной деятельности в средней группе.
Тема программного
занятия
Тема экспериментальной
деятельности
Цель эксперимента
Сентябрь
1.Как я провел лето?
2.Знакомство с групповой
комнатой.
3.Лес.(Создание коллажа)
4. Глина.
Глина – песок на речном
берегу.
Лаборатория.
Почему
песок сыплется?
Где вода?
Свойства глины.
Выявить,
какие
свойства
приобретают песок и глина при
смачивании.
Выделить
свойства
песка
и
глины
при
помощи
лупы:
сыпучесть и рыхлость.
Определить, что вода и глина
по-разному впитывают воду.
Составление
алгоритма
описания свойства материала.
Октябрь.
1.Знакомство
с
профессией
младшего
воспитателя.
2. Моя семья.
3. Лес (Создание осеннего
коллажа).
4. Число один. Солнце.
Ткань,
ее
качества
и
свойства.
Почему шарики называют
воздушными?
Как
обнаружить
воздух.
Загадочные
пузырьки.
Морской бой.
Солнце.
Свет.
Теневой
театр.
Научить
узнавать
вещи
из
ткани, определять ее качества и
свойства.
Познакомить с тем, что внутри
человека
есть
воздух
и
обнаружить его.
Учить доказывать при помощи
предоставленных
предметов,
что вокруг нас есть воздух.
Выявить,
что
воздух
легче
воды.
Познакомить
с
источниками
света,
принадлежащими
к
рукотворному
и
природному
миру. Создать с помощью теней
образы.
Ноябрь
1.
Аквариум.
2.Знакомство
с
профессией повара.
3. Знакомство с понятием
последовательности.
4.Части тела человека.
5. Осень.
6. Число два. Вода.
Свойства воды. Кто живет
в воде?
Заплесневелый
хлеб,
дырочки.
Вода
внутри
человека.
Свойства
бумаги,
Волшебная бумага.
Умный
язык.
Язычок
–
помощник.
Тепло - холодно.
Окрашивание
воды
красками.
Найти особенности внешнего
вида
рыб,
позволяющие
приспособиться к жизни в воде.
Установит,
что
для
роста
плесени
нужны
условия.
Познакомить с конденсацией.
Учить
вычленять
свойства
бумаги.
Познакомить
с
последовательностью
изготовления бумаги.
Познакомить со строением носа
и
языка,
их
значением.
Упражнять в определении вкуса
и запаха.
Определять взаимосвязь сезона
и развития растений.
Выявить
свойства
воды,
зависимость
растворяемости
веществ от температуры воды.
Декабрь
1.Экскурсия в природу.
2.Праздник
в
нашей
жизни.
3.Лед.
4.Кто
как
к
зиме
готовится?
Три состояния воды.
Изготовление
цветных
льдинок.
Взаимодействие
воды
и
снега, воды и льда.
Зачем
зайчику
другая
шубка?
Познакомить
с
тремя
агрегатными состояниями воды
Сравнение времени замерзания
теплой и холодной воды.
Сравнение
времени
таяния
снега
и
льда
в
теплой
и
холодной воде.
Выявить
зависимость
изменений в жизни животных
от
изменения
в
неживой
природе.
Январь.
1.
Знакомство
с
профессией врача.
2.Птицы зимой.
3.Число
три.
Металл.
Магнит.
4.Чтение сказки
«Жихарка»
Откуда берется голос?
Почему
птицы
могут
летать?
Волшебный театр.
Свойства дерева.
Плавает-тонет.
Подвести к пониманию причин
возникновения
звуков
речи,
дать понятие об охране органов
речи.
Найти особенности внешнего
вида
птиц,
позволяющие
приспособиться
к
жизни
в
окружающей среде.
Доказать, что только предметы
из металла взаимодействуют с
магнитом.
Вычленить качества и свойства
древесины.
Февраль
1.Домашний труд.
2.Самые любимые.
3.Праздник
смелых
людей.
4.Зима.
Как развиваются растения.
Как согреть руки?
Резина.
Ее
качества
и
свойства. Пластмасса.
Нужен ли растениям зимой
снег?
Выделить
циклы
развития
растений:
семя
–
росток
–
цветок – плод – семя.
Выявить условия, при которых
предметы могут согреваться
(трение, движение, сохранение
тепла)
Узнавать вещи из резины и
пластмассы,
познакомить
с
областью применения.
Подтвердить
необходимость
некоторых
изменений
в
природе.
Март
1.Поздравление
с праздником.
2.Как снеговики правду о
зиме искали.
Как испечь печенье к чаю.
Где снег не тает, а где
быстро тает.
Познакомить
с
технологией
замеса теста и изготовлением
печенья.
Выявить
зависимость
изменений в природе от сезона.
3.Посадка рассады цветов.
Апрель.
1.Моя улица.
2.Знакомство со стеклом.
3.Мои зеленые друзья.
4.Число семь. Радуга.
Май.
1.Совместная
деятельность.
Из чего состоит почва?
Есть
ли
в
почве
вода,
воздух?
Из чего сделан кирпич?
Нагревание стекла в огне.
Любят ли растения соль?
Раскрасим радугу.
Что любят растения.
Внутри растений есть вода.
Растения испаряют воду.
Установить влияние качества
почвы на рост растений.
Доказать, что в почве есть вода
и воздух.
Познакомить с искусственными
камнями.
Состав
кирпичной
массы.
Опытным путем доказать, что
стекло
плавится
при
нагревании.
Свойства соленой воды.
Получить
оранжевый,
фиолетовый, голубой, зеленый
смешением двух цветов.
Установить зависимость роста
и состояния растений от ухода
за ними. Доказать, что растения
дышат.