Напоминание

К вопросу о значении формированности звуко-слоговой структуры слова в социальном развитии умственно отсталых дошкольников


Автор: Моисеева Ирина Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: г Усолье-Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: К вопросу о значении формированности звуко-слоговой структуры слова в социальном развитии умственно отсталых дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




К вопросу о значении формированности звуко-слоговой структуры

слова в социальном развитии умственно отсталых дошкольников

Моисеева И.С.

В мире современных тенденций российское образование претерпевает

значительные изменения, которые касаются не только нормально развивающихся

детей, но и детей с умственной отсталостью. Такой ребенок в отличие от своих

нормально

развивающихся

сверстников

адаптируется

и

социализируется

в

обществе более медленно и качественно по иному, а чтобы обеспечить более

быстрое включение ребенка в работу и взаимодействие с окружающими ему

необходимо обладать определенными навыками и умениями, где одними из

главных будут речевые умения. Но развитость речи зависит от многих физических

и психических показателей. К ним будут относиться: состояние слухового

восприятия,

артикуляционного аппарата ребенка, развития связной речи,

словарного запаса, владение языковыми и речевыми нормами, а так же состояние

звуко-слоговой структуры слова ребенка. (Филичива, Чиркина, Левина, Агранович,

и т.д.) Поэтому речевое развитие рассматривается как один из показателей

умственно отсталых детей. Овладение звуко-слоговой структурой слова может

способствовать более успешному социальному развитию умственно отсталых

детей в период дошкольного возраста.

Чтобы преступить к рассмотрению вопроса необходимо понимать что такое

«звуко-слоговая структура слова». Это понятие объединяет в себе два понятия

«звук», «слог». Звук рассматривают как минимальную, не членимую единицу

звучащей речи (Литневская е.и.), а слог - как минимальную произносительную

(артикуляционную) единицу речи, состоящую из одного или нескольких звуков,

которые

образуют

тесное

фонетической

единство

на

основе

единого

выдыхательного толчка. (большая советская энциклопедия - Виноградов в.а.)

Под

понятием

“слоговая

структура”

слова

принято

подразумевать

взаиморасположение и связь слогов в слове. (Четверушкина н.с.). Так же «слоговая

структура слова» рассматривается как количество и порядок слогов внутри слова.

А «звуконаполняемость» как количество и порядок звуков внутри каждого слога.

(Чиркина Г.В.) Следовательно, под понятием звуко-слоговая структура слова будет

подразумеваться взаиморасположение и связь звуков и слогов в слове.

Проблемой состояния звуко-слоговой структуры слова у детей старшего

дошкольного возраста занимались многие ученые и логопеды. Так А.Р. Лурия дал

нейропсихологическое обоснование формирования слоговой структуры слов. Б.М.

Теплов писал о том, что чувство ритма является основой слогосложения. Н.С.

Жукова дает периодизацию формирования слоговой структуры слов, как в норме,

так и у детей с ОНР.

З.Е. Агранович, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина, Н.В.

Курдвановская,

Л.С.

Ванюкова

и

Н.С.

Четверушкина

и

др.

разработали

практические аспекты логопедической работы по коррекции нарушений звуко-

слоговой структуры слова у детей с речевой патологией.

Процесс усвоения слоговой структуры слова и ее отдельных компонентов

происходит постепенно. Дети с нормальным речевым онтогенезом, как правило,

испытывают определенные затруднения при ее овладении. Однако нарушения

слоговой структуры слова в норме являются временным этапом и преодолеваются

к концу преддошкольного периода (Бельтюков В.И., Гвоздев А.Н., Маркова А.К.,

Цейтлин С.Н..).

В

норме

после

трех

лет

слоговая

структура

в

основном

является

сформированной, но в ряде случае нарушения слоговой структуры после трех лет

coxpaняются и проявляются стойко. Сочетаясь с нарушением звукопроизношения,

звуконаполняемости слов часто делают речь непонятной для окружающих.

Осложняется развитие ее основной функция - коммуникативной, что осложняет не

только овладение разными видами деятельности, но и социальное развитие детей.

Нарушения звуко-слоговой структуры слова у дошкольников проявляется в

изменении количества слогов, нарушении последовательности слогов в слове,

искажении структуры отдельного слога, уподоблении слогов, персеверации

(циклический

повтор,

настойчивое

воспроизведение),

антиципации

(замена

предшествующих звуков последующими), контаминации (смешение слов) и

другие.

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении

слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка.

Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу,

сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение

артикуляционной сферы. (Четвертушкина Е.И.)

Вопросом изучения звуко-слоговой структуры слова у детей с нарушением

интеллектуального развития уделялось меньшее внимание, чем у дошкольников с

речевым недоразвитием. Общеизвестно, что нарушения речи у умственно отсталых

детей носят системный характер. У них оказываются несформированными все

операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение

потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой

деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация

речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с

предварительным

замыслом,

его

соответствие

мотиву

и

цели

речевой

деятельности. (3, 5,7).

У детей с нарушением интеллектуального развития в различной степени

нарушены операции и уровни порождения речевого высказывания (смысловой,

языковой,

сенсомоторный

уровни);

наиболее

недоразвитыми

оказываются

высокоорганизованные, сложные уровни (смысловой, языковой), требующие

высокой степени сформированности операций анализа, синтеза, обобщения.

Преобладающим

в

структуре

системного

речевого

нарушения

является

семантический

дефект.

Нарушения

речи

у

умственно

отсталых

детей

характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь

вплоть до старших классов вспомогательной школы, что затрудняет их общение и

социальное развитие. (Волкова Л.С., Чиркина Г.В.)

Изучением

звуко-слоговой

структуры

слова

у

умственно

отсталых

дошкольников занимались Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Д.И. Орлова, Л.Г.

Парамонова, М.А. Савченко, М.Е, Хватцев и др. Они отмечали, что нарушения

звуко-слоговой структуры слова характеризуются определенной спецификой и

выражаются в нарушениях количества последовательности слогов и звуков, а

также структуры отдельного слога (искажения структуры отдельного слога со

стечением согласных), пропуски согласных при их стечении, как в начале, так и в

середине слова, частые замены одного из согласных стечением фонетически

сходным звуком, перестановка звуков соседних слогов, пропуски слогов в слове (в

основном в середине или в начале слова). Такие нарушения в звуко-слоговой

структуре слова у умственно отсталых дошкольников встречаются чаще, чем у

нормально развивающихся сверстников, а коррекционно-логопедическая помощь,

оказанная не своевременно, еще больше задерживает процесс речевого развития.

Раннее выявление и своевременно оказанная помощь может стать предпосылкой

для более благополучного речевого развития дошкольников с умственной

отсталостью. Поэтому для успешной работы необходимо совершенствование

специальных методов и приемов работы логопеда по коррекции нарушений звуко-

слоговой структуры слова у умственно отсталых дошкольников.

Преодоление нарушения звуко-слоговой структуры слова у умственно

отсталых старших дшкольников не должно игнорироваться, ведь недооценивание

значения формирования звуко-слоговой структуры слова является одной из причин

возникновения дисграфий и дислексий у школьников, что может осложнить и их

дальнейшее социальное развитие.

Проанализировав литературу, посвящённую вопросу о роли звуко-слоговой

структуры слова в социальном развитии дошкольников, мы пришли к следующему

выводам. У детей с речевыми нарушениями имеются трудности овладения звуко-

слоговой структуры слова, а также осложняется процесс их социализации. У

умственно отсталых дошкольников эти недостатки выражены в еще большей

степени, поэтому их социальное развитие задерживается значительно. В связи с

этим

им

необходима

методически

структурированная

систематическая

логопедическая помощь, в том числе в коррекции недостатков звуко-слоговой

структуры слова. Такая работа логопеда может влиять на повышение уровня

социального развития умственно отсталых дошкольников.

Литература:

1.

Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений

слоговой структуры слов у детей [Текст] : практич. пособие для логопедов,

воспитателей, родителей / З.Е. Агранович. - СПб.: Изд-во «Детство-пресс», 2005. -

48 с.

2.

Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование

и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие.

[Текст] / Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина – М.: Книголюб. - 2005. -96 с.

3.

Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у

детей: Методическое пособие. [Текст] / С.Е. Большакова .— М.: ТЦ Сфера, 2007.

— 56 с.

4.

Голубева Г. Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова

у дошкольников: Учебно-методическое пособие. [Текст] / Г.Г. Голубева — СПб.:

ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. — 175 с.

5.

Жохова О.В. Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников

[Текст] / О.В. Жохова // Логопед. - 2009. - №8. - с.33-45.

6.

Соломатина Г.Н.Онтогенез звукослоговой структуры слова в норме

[Текст] /Г.Н. Соломатина //

Практическая психология и логопедия. – 2005. -

№3(14). – С. 28-32.

7.

Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система корреционных

упражнений для детей 5-7 лет. [Текст]/ Н.С. Четвертушкина. - М.: «Издательство

Гном и Д», 2001. - 96 с.



В раздел образования