Автор: Моисеева Ирина Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: г Усолье-Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: К вопросу о значении формированности звуко-слоговой структуры слова в социальном развитии умственно отсталых дошкольников
Раздел: дошкольное образование
К вопросу о значении формированности звуко-слоговой структуры
слова в социальном развитии умственно отсталых дошкольников
Моисеева И.С.
В мире современных тенденций российское образование претерпевает
значительные изменения, которые касаются не только нормально развивающихся
детей, но и детей с умственной отсталостью. Такой ребенок в отличие от своих
нормально
развивающихся
сверстников
адаптируется
и
социализируется
в
обществе более медленно и качественно по иному, а чтобы обеспечить более
быстрое включение ребенка в работу и взаимодействие с окружающими ему
необходимо обладать определенными навыками и умениями, где одними из
главных будут речевые умения. Но развитость речи зависит от многих физических
и психических показателей. К ним будут относиться: состояние слухового
восприятия,
артикуляционного аппарата ребенка, развития связной речи,
словарного запаса, владение языковыми и речевыми нормами, а так же состояние
звуко-слоговой структуры слова ребенка. (Филичива, Чиркина, Левина, Агранович,
и т.д.) Поэтому речевое развитие рассматривается как один из показателей
умственно отсталых детей. Овладение звуко-слоговой структурой слова может
способствовать более успешному социальному развитию умственно отсталых
детей в период дошкольного возраста.
Чтобы преступить к рассмотрению вопроса необходимо понимать что такое
«звуко-слоговая структура слова». Это понятие объединяет в себе два понятия
«звук», «слог». Звук рассматривают как минимальную, не членимую единицу
звучащей речи (Литневская е.и.), а слог - как минимальную произносительную
(артикуляционную) единицу речи, состоящую из одного или нескольких звуков,
которые
образуют
тесное
фонетической
единство
на
основе
единого
выдыхательного толчка. (большая советская энциклопедия - Виноградов в.а.)
Под
понятием
“слоговая
структура”
слова
принято
подразумевать
взаиморасположение и связь слогов в слове. (Четверушкина н.с.). Так же «слоговая
структура слова» рассматривается как количество и порядок слогов внутри слова.
А «звуконаполняемость» как количество и порядок звуков внутри каждого слога.
(Чиркина Г.В.) Следовательно, под понятием звуко-слоговая структура слова будет
подразумеваться взаиморасположение и связь звуков и слогов в слове.
Проблемой состояния звуко-слоговой структуры слова у детей старшего
дошкольного возраста занимались многие ученые и логопеды. Так А.Р. Лурия дал
нейропсихологическое обоснование формирования слоговой структуры слов. Б.М.
Теплов писал о том, что чувство ритма является основой слогосложения. Н.С.
Жукова дает периодизацию формирования слоговой структуры слов, как в норме,
так и у детей с ОНР.
З.Е. Агранович, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина, Н.В.
Курдвановская,
Л.С.
Ванюкова
и
Н.С.
Четверушкина
и
др.
разработали
практические аспекты логопедической работы по коррекции нарушений звуко-
слоговой структуры слова у детей с речевой патологией.
Процесс усвоения слоговой структуры слова и ее отдельных компонентов
происходит постепенно. Дети с нормальным речевым онтогенезом, как правило,
испытывают определенные затруднения при ее овладении. Однако нарушения
слоговой структуры слова в норме являются временным этапом и преодолеваются
к концу преддошкольного периода (Бельтюков В.И., Гвоздев А.Н., Маркова А.К.,
Цейтлин С.Н..).
В
норме
после
трех
лет
слоговая
структура
в
основном
является
сформированной, но в ряде случае нарушения слоговой структуры после трех лет
coxpaняются и проявляются стойко. Сочетаясь с нарушением звукопроизношения,
звуконаполняемости слов часто делают речь непонятной для окружающих.
Осложняется развитие ее основной функция - коммуникативной, что осложняет не
только овладение разными видами деятельности, но и социальное развитие детей.
Нарушения звуко-слоговой структуры слова у дошкольников проявляется в
изменении количества слогов, нарушении последовательности слогов в слове,
искажении структуры отдельного слога, уподоблении слогов, персеверации
(циклический
повтор,
настойчивое
воспроизведение),
антиципации
(замена
предшествующих звуков последующими), контаминации (смешение слов) и
другие.
Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении
слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка.
Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу,
сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение
артикуляционной сферы. (Четвертушкина Е.И.)
Вопросом изучения звуко-слоговой структуры слова у детей с нарушением
интеллектуального развития уделялось меньшее внимание, чем у дошкольников с
речевым недоразвитием. Общеизвестно, что нарушения речи у умственно отсталых
детей носят системный характер. У них оказываются несформированными все
операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение
потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой
деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация
речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с
предварительным
замыслом,
его
соответствие
мотиву
и
цели
речевой
деятельности. (3, 5,7).
У детей с нарушением интеллектуального развития в различной степени
нарушены операции и уровни порождения речевого высказывания (смысловой,
языковой,
сенсомоторный
уровни);
наиболее
недоразвитыми
оказываются
высокоорганизованные, сложные уровни (смысловой, языковой), требующие
высокой степени сформированности операций анализа, синтеза, обобщения.
Преобладающим
в
структуре
системного
речевого
нарушения
является
семантический
дефект.
Нарушения
речи
у
умственно
отсталых
детей
характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь
вплоть до старших классов вспомогательной школы, что затрудняет их общение и
социальное развитие. (Волкова Л.С., Чиркина Г.В.)
Изучением
звуко-слоговой
структуры
слова
у
умственно
отсталых
дошкольников занимались Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Д.И. Орлова, Л.Г.
Парамонова, М.А. Савченко, М.Е, Хватцев и др. Они отмечали, что нарушения
звуко-слоговой структуры слова характеризуются определенной спецификой и
выражаются в нарушениях количества последовательности слогов и звуков, а
также структуры отдельного слога (искажения структуры отдельного слога со
стечением согласных), пропуски согласных при их стечении, как в начале, так и в
середине слова, частые замены одного из согласных стечением фонетически
сходным звуком, перестановка звуков соседних слогов, пропуски слогов в слове (в
основном в середине или в начале слова). Такие нарушения в звуко-слоговой
структуре слова у умственно отсталых дошкольников встречаются чаще, чем у
нормально развивающихся сверстников, а коррекционно-логопедическая помощь,
оказанная не своевременно, еще больше задерживает процесс речевого развития.
Раннее выявление и своевременно оказанная помощь может стать предпосылкой
для более благополучного речевого развития дошкольников с умственной
отсталостью. Поэтому для успешной работы необходимо совершенствование
специальных методов и приемов работы логопеда по коррекции нарушений звуко-
слоговой структуры слова у умственно отсталых дошкольников.
Преодоление нарушения звуко-слоговой структуры слова у умственно
отсталых старших дшкольников не должно игнорироваться, ведь недооценивание
значения формирования звуко-слоговой структуры слова является одной из причин
возникновения дисграфий и дислексий у школьников, что может осложнить и их
дальнейшее социальное развитие.
Проанализировав литературу, посвящённую вопросу о роли звуко-слоговой
структуры слова в социальном развитии дошкольников, мы пришли к следующему
выводам. У детей с речевыми нарушениями имеются трудности овладения звуко-
слоговой структуры слова, а также осложняется процесс их социализации. У
умственно отсталых дошкольников эти недостатки выражены в еще большей
степени, поэтому их социальное развитие задерживается значительно. В связи с
этим
им
необходима
методически
структурированная
систематическая
логопедическая помощь, в том числе в коррекции недостатков звуко-слоговой
структуры слова. Такая работа логопеда может влиять на повышение уровня
социального развития умственно отсталых дошкольников.
Литература:
1.
Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений
слоговой структуры слов у детей [Текст] : практич. пособие для логопедов,
воспитателей, родителей / З.Е. Агранович. - СПб.: Изд-во «Детство-пресс», 2005. -
48 с.
2.
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование
и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие.
[Текст] / Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина – М.: Книголюб. - 2005. -96 с.
3.
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у
детей: Методическое пособие. [Текст] / С.Е. Большакова .— М.: ТЦ Сфера, 2007.
— 56 с.
4.
Голубева Г. Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова
у дошкольников: Учебно-методическое пособие. [Текст] / Г.Г. Голубева — СПб.:
ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. — 175 с.
5.
Жохова О.В. Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников
[Текст] / О.В. Жохова // Логопед. - 2009. - №8. - с.33-45.
6.
Соломатина Г.Н.Онтогенез звукослоговой структуры слова в норме
[Текст] /Г.Н. Соломатина //
Практическая психология и логопедия. – 2005. -
№3(14). – С. 28-32.
7.
Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система корреционных
упражнений для детей 5-7 лет. [Текст]/ Н.С. Четвертушкина. - М.: «Издательство
Гном и Д», 2001. - 96 с.