Напоминание

"Развитие творческих способностей учащихся на уроках родногоказахского языка и литературы в процессе изучения произведений Абая Кунанбаева"


Автор: Жалелова Людмила Сапидуллаевна
Должность: учитель русского языка и литературы, учитель родногоказахского языка и литературы
Учебное заведение: МКОО "Калининская СОШ имени академика Ережепа Мамбетказиева"
Населённый пункт: с.Калинино Астраханская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках родногоказахского языка и литературы в процессе изучения произведений Абая Кунанбаева"
Раздел: среднее образование





Назад




МКОО«Калининская СОШ имени академика Ережепа Мамбетказиева»

Статья на тему

«Развитие творческих способностей учащихся на

уроках родного(казахского) языка и литературы

в процессе изучения произведений

Абая Кунанбаева»

Подготовила : учитель русского языка,

родного (казахского) языка и литературы

Жалелова Людмила Сапидуллаевна

Февраль 2020 год

« Развитие творческих способностей учащихся на уроках

родного(казахского) языка и литературы в процессе изучения

произведений Абая Кунанбаева»

Актуальность темы.

Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей

задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы

развития

личности

ребенка,

пробуждает

инициативность

и

самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному

самовыражению, уверенность в себе. Истинная цель обучения - это не

только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие

воображения,

наблюдательности,

сообразительности

и

воспитание

творческой личности в целом. Что же такое творчество? Это всегда

воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это

возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру.

Однако потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека,

обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью. Условия

максимального

проявления

творческих

способностей

учащихся

предполагают

активизацию не

только

эмоциональной,

волевой,

интеллектуальной сферы,

но и сферы воображения,

интуиции,

образного мышления. Уроки родного (казахского) языка и литературы,

как и уроки русского языка и литературы , пожалуй, как никакие другие,

открывают возможности для развития творческих способностей.

Творческое начало в деятельности учителя и учащихся, возможно, и

есть то искомое, которое способно вскрыть внутренние резервы

обучения.

Я думаю , что задатки творческих способностей присущи любому

ребёнку, независимо от того, какой он национальности и в какой

местности живет. Нужно только суметь раскрыть и развить их.

Именно в школе начинается процесс становления творческой

личности. И очень важно правильно организовать его.

Уроки родного языка и литературы , прежде всего, должны быть

направлены на формирование и совершенствование навыков грамотного

письма, обогащение словарного запаса учащихся, развитие умении

строить высказывания на любую тему и четко, логически верно излагать

свои

мысли.

Значительную

роль

при

этом

играют

не

только

разнообразные

учебные

упражнения,

но

и

задания

творческого

характера. Нельзя предварительно не сказать о том, что соответственно

методам и приемам применяются и технологии – игровая, проблемного

обучения,

проектная,

исследование,

современные

информационные

технологии, развивающая.

Сделала вывод о том, что творческие задания повышают интерес детей

к учению, развивают их наблюдательность, и, естественно, проявляют

индивидуальные качества личности и характер

учащихся. Приведу

примеры

заданий

на основе изучения биографии и творчества

замечательного

казахского

поэта,

просветителя,основоположника

казахской письменной литературы - Абая Кунанбаева.

Так, на уроках родного языка и литературы я использую игровые

технологии, которые создают благоприятный морально-психологический

климат, положительное

эмоциональное поле, пробуждает интерес к

предмету,

способствует

коммуникативной

активности,

развивает

творческие

способности.

Именно

поэтому,

игра

не

только

деятельность

младших

школьников,

но

и

необходимый

вид

деятельности для подростков и старшеклассников как на уроке, так и вне

её.

Некоторые

игры

помогают

дать

первоначальное

понятие о

строении произведения: это задание с деформированным текстом и игра

с рассыпанными иллюстрациями (предметными картинками) Так, на

уроке, используя набор иллюстраций (картинок), даю такое задание: по

предложенным иллюстрациям или предметным картинкам рассказать

эпизод, вспомнить строки из стихотворения А.Кунанбаева, подобрать

рассыпанные

иллюстрации

в

такой

последовательности,

чтобы

восстановить

содержание

произведения.

На

уроках

литературы

уместны и КВН, и литературные

викторины, конкурсы, аукционы,

инсценирования и т.д. Задачи этих уроков побудить интерес к чтению.

Содержание любой игры определяется особенностями произведения.

Так, изучение произведения, в котором встречается много новых слов,

начинаю со словарной игры, игрой - конкурсом на лучшего толкователя

слов или сама даю толкование новых слов, а учащиеся называют это

слово. Например, в работе над стихотворением «Ғылым таппай

мақтанба...» « Не хвастай,коль не приобрел знаний» можно провести

словарную игру - конкурс на лучшего толкователя слов,где автор

называет врагами человека : сплетни - өсек, ложь - өтірік, хвастовство -

мақтаншақ, лень - еріншек, расточительство - бекер мал шашпақ;

добродетелями-рвении : труд - еңбек, глубокомыслие - терең ой,

умеренность- қанағат, сочуствие - рақым

Значения трудных слов

дает учитель и сопровождается записью в

тетрадь или ребята сами работают парами, группой с толковыми

словарями. На этапе знакомства с биографией и творчеством поэта, дети

также проявляя творческую инициативу берут для домашнего задания –

сообщение, проект

на эту тему, т.е проводят поисковую работу из

различных

доступных

источников:

интернет,

библиотека

и

др.

Оформляют свои работы письменно и в классе выступают перед

одноклассниками в роли учителя или автора, рассказывая о жизни

великого казахского поэта, просветителя. В стихотворении « Ғылым

таппай мақтанба» - « Не хвастай,коль не приобрел знаний» роль

науки , знания в формировании личности проходит как основная идея.

В размышлениях поэта о науке вырисовывается образ человека.

Стихотворение « Ғылым таппай мақтанба»

«Ғылым таппай мақтанба,

Орын таппай баптанба.

Құмарланып шаттанба

Ойнап босқа күлуге…

Бес нәрседен қашық бол,

Бес нәрсеге асық бол,

Адам болам десеңіз,

Тілеуің, өмірің алдыңда,

Оған қайғы жесеңіз,

Өсек, өтірік, мақтаншақ,

Еріншек, бекер мал шашпақ

Бес дұшпаның білсеңіз.

Талап, еңбек, терең ой,

Қанағат, рақым ойлап қой -

Бес асыл іс көнсеңіз…

Такую же работу можно проводить при изучении и других

стихотворений Абая Кунанбаева.На уроках родного языка были бы

уместны работы с деформированным текстом на основе изученных

произведений по родной литературе.

Например, восстановить текст , вставляя подходящие по смыслу слова:

__ (ақ)__ киімді денелі, _(ақ)__сақалды

Соқыр мылқау танымас _(тірі)__ жанды

Үсті - басы _(ақ)_ қырау, түсі _(суық)_.

Басқан жері сықырлап келіп қалды.

(Табылған сөздер қандай сұраққа жауап береді? Олар қандай сөз

таптары?) На какие вопросы отвечают подходящие слова? Какой частью

речи они являются?( Қандай ? сын есім.- какой?какие? какая? какое? –

имя прилагательное)

Одним из видов работ в развитии творческих способностей учащихся

являются сочинения, изложения (шығарма, мазмұндама)

Детское

сочинение

это

своеобразная

форма

самовыражения,

самосознания

ребенка.

Посредством

сочинения

дети

делятся

впечатлениями с учителем. Ценность детского сочинения определяется

по тому, насколько в нем нашли отражение мысли ребенка, свежесть

восприятия

им каких-

либо

явлений.

Поэтому необходимо дать

возможность

детям

проявить

инициативу,

показать

свою

индивидуальность.

В

связи

с

этим

большое

внимание

уделяю

сочинениям, как средству развития творческих задатков учащихся.

Особенно предлагаемую работу целесообразно проводить в процессе

изучения поэтических произведений Абая Кунанбаева , посвященным

временам года («Қыс», «Жазғытұрым», «Жаз»,«Күз» - «Зима», «Весна»,

«Лето», «Осень») Развитие творческих способностей ученика - процесс

длительный. Работа начинается в младших классах и постепенно

совершенствуется в старших классах.

Мы часто ходим на экскурсии осенью, весной или зимой. Беседу

строю так, чтобы помочь ребятам

увидеть в обычном

необычное.

Ученикам

предлагаю

рассмотреть

собранные

осенние

листочки,

сравнить. Особое внимание обращается на цвет, форму, запах. « Осень

похожа

на

художницу. Посмотрите на этот листик. Она не успела

разукрасить его, наверное, кто-то отвлек ее, и получился листик

наполовину красный. А здесь осень полила цветным дождиком куст.

Этот листик-шалун упал на землю, и осень успела окрасить только одну

сторону его. Вот другой листик. Он напоминает золотую монету…»

Во время экскурсий учащиеся наблюдают за небом, погодой, слушают

звуки осени ( ветра,

птиц,

дождя,

шагов). После

совместного

наблюдения

детям

предлагается

самостоятельно

всмотреться

в

окружающий мир, затем рассказать о своих открытиях на родном языке.

Для выражения своего эмоционального состояния в словесной форме

ученику необходимы знания по теории литературы, с чем они знакомятся

на уроках, изучая произведения поэтов и писателей. Чаще всего на уроках

родного языка и литературы обращаюсь к творениям

А.Кунанбаева,

С.Сейфуллина и многих других казахских поэтов и писателей. Выясняем,

что они

сумели

увидеть, наблюдая

осенние

перемены, состояние

природы. Затем учащиеся самостоятельно описывают свои наблюдения -

открытия,

используя

художественные

тексты,

стихи,

сказочные

элементы.

Для

развития

творческих способностей,

необходимо

развивать

чувственную сферу ребенка, учить его осознавать свои чувства. Это,

значит,

развивать умение

учащегося

сопереживать,

почувствовать

внутреннее состояние человека или объекта. Для этого часто использую

приемы описания разного состояния, например, описать хлеб глазами

голодного или сытого; или «что может чувствовать береза, одиноко

стоящая в поле в непогожий день . При осознании своих чувств ученику

необходимо

зафиксировать, что он

испытывает: грусть, жалость,

радость, печаль и т.д. (работа ведется на родном (казахском) языке с

объяснениями на русском. В процессе такой работы учащиеся начинают

понимать, что настроение может

искажать действительность, что

восприятие мира может поменяться, если изменится настроение.

Возможность обогатить эмоциональный опыт учащихся, вызвать

их

к сопереживанию, приобщить к сложному

процессу восприятия

мира помогают мне и такие задания творческого характера:

- сочинить считалку, колыбельную песню, потешку, благопожелание.

- сочинить стихотворение на заданную форму:

…………. сад

……………… листопад

………………….. осень

……………… просинь

- подобрать рифму:

Синее небо, и сумрак, и тишь

Смотрится в воду зеленый …… (камыш)

Полосы света на речке лежат

В золоте тучки над лесом……. (горят).

Также в учебниках предлагаются специальные творческие задания

Примеры. В учебниках «Әдебиеттік оқу» (Литературное чтение) ,авторы:

Б.И.Иманбекова, П.К.Жаманкул, З.Муфтибекова для 2- 3 класса

Абай Кунанбаев «

Ғылым таппай мақтанба

…»

-

Өзің ұқсағың келген адам туралы айтып бер.(кішкене шығарма

жаз)

На кого (какого человека) ты хочешь быть похожим или хочешь брать

пример.(напиши небольшое сочинение)

«Қыс» А.Кунанбаев

-

Өлеңде қыс мезгілі қалай суреттелген.

Ақын қыстағы адамдар өмірін қалай сипаттаған? (шығарма жазу)

Как описана зима в стихотворении. Как описывает поэт жизнь

людей в зимнее время года.

-

подобрать образцы стихов с разным характером рифмовки,

попробовать самим сочинить стихотворения подобной рифмовкой

Приём «синквейн»

Очень интересной формой работы считаю СИНКВЕЙН (от франц.

«пять»), в ходе которой учитель немедленно получает эффективный

результат. За один урок ученики создают тексты, которые они сами

зачастую считают высокохудожественными.

В методике синквейн является быстрым, эффективным для анализа,

синтеза и обобщения понятий и информации.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное

по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым

словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над

созданием синквейна развивает образное мышление.

Творческое задание группам: Написать СИНКВЕЙН.

Работу можно проводить параллельно с двумя вариантами стихотворения

( на русском языке и на казахском языке) Проверка творческого задания.

Чтение детьми своих стихотворений. Например:

Мороз. Аяз.

Румяный, сердитый. Ақ, суық.

Шагает, скрипит, щиплет. Қызарып ажарланды,

қабаттап киген,

сықырлап келіп қалды.

Несет изменения в природе. Табиғатта өзгерістер білінді.

Творец. Жаратушы

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над

созданием синквейна развивает образное мышление.

Зима.

Снежная, морозная.

Заметает, бодрит, радует.

Зимой взрослые и дети начинают верить в чудеса.

Волшебница.

Следующий вид работы , развивающий творческий потенциал учащихся

это рисунок, иллюстрирование.

Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях. Младшие

школьники любят делать иллюстрации к читаемым произведениям.

Рисунки развивают воображение, фантазию, способность применять

знания в иной плоскости, формирует эстетические чувства. Мир в

рисунках ребят ярок, контрастен. Многие ученики даже буквы-надписи

раскрашивают в разные цвета. Поэт обладает даром рисовать словами,

как художник рисовать кистью. А стихи открывают нам красоту родной

природы, призывают её охранять, учат понимать язык природы. Но

откроется это не всякому, а только человеку умному, доброму, чуткому и

внимательному. Постараемся же стать такими!

3 – 4 класс «Жазғытұры» Абай Құнанбаев.

- Өлеңді оқығанда көз алдыңа қаңдай табиғат бейнесі келеді? Айналаңа

зер сала қарап көктемгі табиғаттың суретін сал.(Нарисуй весеннее

время года в природе и жизнь людей весной)

Выразительное чтение произведений развивает глубину восприятия,

творческие способности, обеспечивают самостоятельное вхождение детей

в мир искусства.

Творческая работа

А сейчас, ребята, я предлагаю вам побыть поэтами. Это очень нелёгкая

работа. Поэтому я решила облегчить вам задачу и дать уже готовое

стихотворение. Но не всё так просто. В стихотворении все строчки

перемешались. Вам нужно из предложенных фраз восстановить отрывок

из стихотворения Абая и объяснить, как автор показывает связь природы

с человеком.

Автор стихотворения: Абай Кунанбаев

Перевод стихотворения: Л.Шубин

(отрывок)

На верблюдах товары / привозит купец,

У хозяев двоятся / отары овец;

Тяжек труд у крестьян /- пахота и посев,

Но земля им сторицей / воздаст под конец.

Отношение к окружающей действительности и против зла и насилия

внутренний мир поэта с наибольшей полнотой непосредственностью

выразились в его лирике. Поэзия Абая богата по содержанию: это

стихотворения на социально-политические темы, стихи сатирические,

философские

раздумья, пейзажная лирика, стихи о любви, дружбе,

поэзии, науке. Лирика Абая знакомит нас с его раздумьями о Смысле

жизни, о счастье человека, с его нравственным идеалом.

Большое место в лирике Абая занимает социальная тематика.

Поэт

осуждает

пороки

современного

ему

казахского

общества,

раздираемого межродовой борьбой, распрями. Он обрушивается на

алчность, беззаконие богачей и властвующих чиновников.

В стихотворении «О казахи мои, мой бедный народ!» поэт с болью в

душе говорит о том, что в степи нет единства, порядка, везде разлад, «из-

за денег и власти кипит вражда». Поэт обращается к народу:

О казахи мои, мой бедный народ

жестким усом небритым прикрыл ты рот.

Кровь на правой щеке, на левой жир...

Где же, правда? Твой разум не разберет.

Обнажая социальные противоречия, поэт-реалист смело обличает

корыстолюбие и подлость правящей верхушки. От него ждать нечего,

сила народа - в нем самом:

Всякий подлый, чванливый и мелкий сброд

изуродовал душу твою, народ,

Не надеюсь на исправленье твое,

Коль судьбу свою в руки народ не берет.

Работая с таким произведением учащиеся размышляют, строят гипотезы,

приводят также примеры и сравнивают с другими похожими

стихотворениями.Свои мысли с удовольствием описывают в

сочинениях.

Стихи Абая на казахском языке: (Абай құнанбаевтың өлеңдері)

Жаз

Жаздыгүн шілде болғанда,

Көкорай шалғын, бәйшешек,

Ұзарып өсіп толғанда;

Күркіреп жатқан өзенге,

Көшіп ауыл қонғанда;

Шұрқырап жатқан жылқының

Шалғыннан жоны қылтылдап,

Ат, айғырлар, биелер

Бүйірі шығып, ыңқылдап,

Суда тұрып шыбындап,

Кұйрығымен шылпылдап,

Арасында кұлын-тай

Айнала шауып бұлтылдап.

Жоғары-төмен үйрек, қаз

Ұшып тұрса сымпылдап.

Қыз-келіншек үй тігер,

Бұрала басып былқылдап,

Ақ білегін сыбанып,

Әзілдесіп сыңқылдап…

***

Желсіз түнде жарық ай,

Сәулесі суда дірілдеп,

Ауылдың жаны терең сай,

Тасыған өзен күрілдеп.

Қалың ағаш жапырағы

Сыбырласып өзді-өзі,

Көрінбей жердің, топырағы,

Құлпырған жасыл жер жүзі.

Тау жаңғырып, ән қосып

Үрген ит пен айтаққа.

Келмеп пе едің жол тосып

Жолығуға аулаққа?

Таймаңдамай тамылжып,

Бір суынып, бір ысып,

Дем ала алмай дамыл қып,

Елең қағып, бос шошып.

Сөз айта алмай бөгеліп,

Дүрсіл қағып жүрегі,

Тұрмап па еді сүйеніп,

Тамаққа кіріп иегі?

***

Қыс

Ақ киімді, денелі, ақ сақалды,

Соқыр, мылқау, танымас тірі жанды.

Үсті-басы ақ қырау, түсі суық,

Басқан жері сықырлап, келіп қалды.

Дем алысы - үскірік, аяз бен қар,

Кәрі құдаң - қыс келіп, әлек салды.

Ұшпадай бөркін киген оқшырайтып,

Аязбенен қызарып ажарланды.

Бұлттай қасы жауып екі көзін,

Басын сіліксе, қар жауып, мазаңды алды.

Борандай бұрқ-сарқ етіп долданғанда,

Алты қанат ақ орда үй шайқалды.

Әуес көріп жүгірген жас балалар,

Беті-қолы домбығып, үсік шалды.

Шидем мен тон қабаттап киген малшы

Бет қарауға шыдамай теріс айналды.

Қар тепкенге қажымыс қайран жылқы

Титығы құруына аз-ақ қалды.

Қыспен бірге тұмсығын салды қасқыр,

Малшыларым, қор қылма итке малды.

Соныға малды жайып, күзетіңдер,

Ұйқы өлтірмес, қайрат қыл, бұз қамалды!

Ит жегенше Қондыбай, Қанай жесін,

Құр жібер мына антұрған кәрі шалды.

***

Күз

Сұр бұлт түсі суық қаптайды аспан,

Күз болып, дымқыл тұман жерді басқан.

Білмеймін тойғаны ма, тоңғаны ма,

Жылқы ойнап, бие қашқан, тай жарысқан.

Жасыл шөп, бәйшешек жоқ бұрынғыдай,

Жастар күлмес, жүгірмес бала шулай.

Қайыршы шал-кемпірдей түсі кетіп,

Жапырағынан айрылған ағаш, қурай.

Біреу малма сапсиды, салып иін,

Салбыраңқы тартыпты жыртық киім.

Енесіне иіртіп шуда жібін,

Жас қатындар жыртылған жамайды үйін.

Қаз, тырна қатарланып қайтса бермен,

Астында ақ шомшы жүр, ол бір керуен.

Қай ауылды көрсең де, жабырқаңқы,

Күлкі-ойын көрінбейді, сейіл-серуен.

Кемпір-шал құржаң қағып, бала бүрсең,

Көңілсіз қара суық қырда жүрсең.

Кемік сүйек, сорпа-су тимеген соң,

Үйде ит жоқ, тышқан аулап, қайда көрсең.

Күзеу тозған, оты жоқ елдің маңы,

Тұман болар, жел соқса, шаң-тозаңы.

От жақпаған үйінің сұры қашып,

Ыстан қорыққан қазақтың құрысын заңы.

Заключение.

Работа и личные наблюдения показали, что наличие творческих

способностей у школьников способствует росту их активности на уроках,

качества

знаний,

формированию

положительных

мотивов

учения,

развивают

навыки

межличностного

общения,

дают

импульс

к

творческому началу учения, активной жизненной позиции, что в

совокупности вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Творческая деятельность учащихся находит свое продолжение во

внеклассной работе. Развитие

творческих способностей учащихся

является одним из показателей их интеллектуального развития.



В раздел образования