Автор: Некрасова Елена Марковна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 54"
Населённый пункт: город Новокузнецк. Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тематическое планирование образовательной деятельности с детьми старшей группы на учебный год
Раздел: дошкольное образование
Тематическое планирование образовательной деятельности
с детьми старшей группы
на учебный год
Месяц
Тема
Содержание
сентябрь
«День знаний»
(1-я неделя
сентября)
Формирование у детей познавательной мотивации,
активизация и расширение первоначальных
представлений детей о школе. Продолжение
знакомства с детским садом как с ближайшим
социальным окружением ребенка, расширение
представлений о профессиях сотрудников детского
сада (воспитатель, младший воспитатель,
музыкальный руководитель, врач, дворник, повар и
др.). Закрепление знаний о правилах поведения в
детском саду, на участке, правилах
взаимоотношения со сверстниками.
«Овощи. Фрукты.
Ягоды. Грибы» (2-
я неделя)
Закрепление и расширение знаний детей об овощах,
фруктах, ягодах и грибах, их форме, цвете, пользе
витаминов (А, В, С) которые в них содержаться и
блюдах, которые из них можно приготовить.
«Осень»
(3-я и 4-я недели
сентября)
Расширение представлений детей о признаках
осени ((становится холоднее, желтеют листья и
трава, листья опадают и т.д.) сезонными
изменениями в природе, одежде людей, на участке
детского сада). Расширение представлений о
сельскохозяйственных профессиях, о профессии
лесника. Расширение представлений о сборе урожая
овощей. Формирование обобщенных представлений
об осени как времени года, приспособленности
растений и животных к изменениям в природе.
Формирование представлений о чередовании
времен года, частей суток и их некоторых
характеристик. Закрепление умения устанавливать
простейшие связи между явлениями живой и
неживой природы (похолодало – исчезли бабочки,
отцвели цветы и т.д.).
Формирование первичных представлений об
экосистемах, природных зонах.
октябрь
«Я вырасту
здоровым»
(2-я неделя
октября)
Расширение представлений детей о здоровье и
здоровом образе жизни, закрепление знаний о
летних и зимних видах спорта. Расширение
представлений о составляющих компонентах
здорового образа жизни и факторах, разрушающих
здоровье. Формирование представления о
зависимости здоровья человека от правильного
питания. Формирование стремления вести
здоровый образ жизни. Расширение представлений
о роли гигиены и режима дня для здоровья
человека.
Формирование представления о правилах ухода за
больными (не шуметь, выполнять его просьбы и
поручения)., умения характеризовать свое
самочувствие. Закрепление знания детьми
домашнего адреса, имен и отчеств родителей, их
профессий. Расширение знаний детей о себе, своей
семье, о месте работы родителей и важности их
труда для общества.
«День
народного
единства»
(4-я
неделя октября)
Расширение представлений детей о родной стране,
о государственных праздниках, содействие
развитию интереса к истории к истории Родины.
Знакомство с историей России, гербом, флагом,
гимном; с людьми, прославившими Россию.
Формирование представлений у детей о том, что
Российская Федерация огромная –
многонациональная страна, город Москва – столица
нашей страны.
ноябрь
«Мой город, моя
страна» (1-я и 2-я
недели ноября)
Закрепление и расширение представлений о родном
городе. Формирование начальных представлений о
Кемеровской области-Кузбассе, его истории и
культуре. Расширение представлений детей о
профессиях Кемеровской области - Кузбасса,
знакомство с некоторыми выдающимися людьми,
прославившими Кемеровскую область-Кузбасс.
«Транспорт»
(3-я и 4-я неделя
ноября)
Закрепление и расширение знаний детей о видах
транспорта, о профессии водителя, знакомство с
правилами поведения в транспорте. Закрепление
знаний детей о сигналах светофора для пешеходов
и дорожных знаках («Наземный пешеходный
переход», «Подземный пешеходный переход»,
«Надземный пешеходный переход», «Место
остановки трамвая», «Место остановки автобуса и
(или) троллейбуса»), продолжение знакомства с
дорожными знаками («Велосипедная дорожка»,
«Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов
запрещено», «Пункт медицинской помощи»,
«Питьевая вода», «Туалет»). Закрепление и
расширение знаний детей о правилах дорожного
движения.
декабрь
«Зимующие
птицы»
(1-я и 2-я недели
декабря)
Закрепление знаний детей о зимующих птицах
(синица, сорока, воробей, ворона, голубь, сова,
дятел, черная ворона). Расширение знаний детей о
зимующих птицах, их повадках; знакомство со
снегирем, филином, свиристелем, клестом.
«Зима»
(3-я,
4-я
и
5-я
недели декабря)
Закрепление и расширение представлений детей о
признаках зимы, закрепление умения устанавливать
элементарные причинно-следственные связи;
закрепление знаний о свойствах снега и льда.
Расширение и обогащение знаний детей об
особенностях зимней природы (холода, заморозки,
снегопады, метель). Знакомство с таким природным
явлением как туман. Закрепление знаний детей о
зимних видах спорта (хоккей с шайбой, фигурное
катание, горные лыжи, санный спорт).
Продолжение знакомства с зимними видами спорта
(биатлон, прыжки на лыжах с трамплина).
Знакомство с традициями празднования Нового
года в разных странах. Формирование безопасного
поведения в зимний период.
январь
«Мебель. Посуда»
(2-я и 3-я недели
января)
Закрепление и расширение знаний детей о мебели,
ее предназначении, мерах безопасного поведения.
Закрепление и расширение знаний детей о посуде,
ее предназначении, правилами пользования,
материалах, из которого она изготовлена.
Закрепление умения классифицировать предметы
«Труд взрослых»
(4-я неделя января
и
1-я
неделя
февраля)
Закрепление и расширение представлений детей о
труде воспитателя, младшего воспитателя,
дворника, врача, повара, продавца. Знакомство с
трудом фармацевта, учителя, медицинской сестры.
Знакомство с культурными явлениями (цирк,
библиотека, музей и др.) их атрибутами, значением
в жизни общества, связанными с ними
профессиями, правилами поведения Формирование
бережного отношения к труду.
февраль
«День
защитника
Отечества»
(2-я и 3-я недели
февраля)
Закрепление представлений детей о «военных»
профессиях (летчик, танкист, солдат), военной
технике (танк, самолет). Знакомство с «военными»
профессиями (пограничник, моряк), с военной
техникой (крейсер, авианосец), с флагом России.
Знакомство с трудной и почетной обязанностью
защищать Родину, охранять ее спокойствие и
безопасность, с тем, как в годы войн храбро
сражались и защищали свою страну от врагов
прадеды, деды. Формирование любви к Родине.
Осуществление гендерного воспитания
(формирование у мальчиков стремления быть
сильными, смелыми, стать защитниками Отечества)
«Одежда, обувь,
головные уборы»
(4-я неделя
февраля)
Закрепление и расширение знаний детей об одежде,
обуви и головных уборах. Закрепление знаний
детей классификаций. Закрепление умения бережно
обращаться с одеждой.
«Пассажирский
транспорт»
(5-я неделя
февраля и 1-я
неделя марта)
Закрепление и расширение знаний детей о
пассажирском транспорте (автобус, троллейбус,
трамвай, метро, поезд и др.), о правилах поведения
в нем, о профессии водителя. Закрепление знаний
детей о безопасности на проезжей части дороги и
железной дороги.
март
«Международный
женский день»
(1-я и 2-я недели
марта)
Закрепление и расширение знаний детей о женских
профессиях (врач, повар, воспитатель, учитель,
продавец, воспитатель, фармацевт, парикмахер,
библиотекарь, дизайнер, экскурсовод, актриса).
Воспитание уважение к труду взрослых.
Формирование первоначальных представлений о
празднике «Международный женский день».
«Перелетные
птицы»
(4-я, 5-я недели
марта)
Знакомство с понятием «перелетные птицы»,
формирование понятия у детей, каких птиц
называют перелетными. Знакомство и расширение
знаний детей о птицах (грач, жаворонок, скворец,
дикая утка, трясогузка, лебедь), их строении,
повадках, питании.
апрель
«Весна. Дикие
животные и их
детеныши)»
(1-я и 2-я недели
апреля)
Закрепление и расширение представлений детей о
признаках весны (солнце пригревает, снег тает,
бегут ручьи и др.). Развитие умения устанавливать
простейшие связи между явлениями живой и
неживой природы. Формирование безопасного
поведения в весенний период. Знакомство с
понятиями «лес», «луг», «сад». Закрепление и
расширение представлений детей о диких
животных и их детенышах, их поведении, повадках,
кормах.
«Бытовые
приборы»
(3-я неделя апреля)
Расширение представлений детей о бытовых
приборах, облегчающих труд человека (стиральная
машина, пылесос, чайники др.). Закрепление
представлений детей об элементарных правилах
пожарной безопасности.
Знакомство с
народной
культурой и
традициями»
(4-я неделя апреля)
Продолжение знакомства детей с народными
традициями и обычаями, народным декоративно-
прикладным искусством (Городец, Гжель).
Расширение представлений о народной игрушке
(матрешка – городецкая, богородская; бирюльки).
Знакомство с русской избой, ее убранством,
предметами быта. Продолжение знакомства с
устным народным творчеством, с былинами о
богатырях.
«День Победы»
(5-я неделя апреля
и 1-я неделя мая)
Расширение представлений детей о празднике,
посвященному Дню Победы. Расширение знаний о
героях Великой Отечественной войны, о победе
нашей страны в войне. Знакомство с памятниками
героям Великой Отечественной войны. Воспитание
любви к Родине.
май
«Проезжая часть»
(2-я неделя мая)
Закрепление знаний детей о проезжей части,
транспорте. Формирование безопасного поведения
вблизи проезжей части.
«Насекомые.
Пресмыкающиеся»
(3-я неделя мая)
Закрепление и расширение представлений детей о
разнообразии насекомых (бабочки, жуки, кузнечики
и пр.). Формирование представления у детей о
пресмыкающихся (ящерица, черепаха).
Формирование безопасного поведения в природе
«Лето»
(4-я неделя мая)
Закрепление и расширение представлений детей о
признаках лета (солнце сильно греет, цветы цветут
и др.). Формирование у детей обобщенных
представлений о лете как о времени года.
Расширение и обогащение представления о влиянии
тепла, солнечного света на жизнь людей, животных
и растений), представления о съедобных и
несъедобных грибах. Закрепление представлений
детей о летних видах спорта (футбол,
художественная гимнастика, плаванье, теннис)
Расширение преставлений о летних видах спорта
(прыжки в воду, легкая атлетика, спортивная
гимнастика, синхронное плаванье, волейбол).
Развитие умения устанавливать простейшие связи
между явлениями живой и неживой природы.
Формирование безопасного поведения в природе