Напоминание

"Учебно-опытный участок на территории ДОО"


Автор: Федорова Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 22
Населённый пункт: Г. Салават
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для педагогов
Тема: "Учебно-опытный участок на территории ДОО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад № 22»

городского округа город Салават Республики Башкортостан

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для педагогов МБДОУ №22 г.Салавата

«Учебно-опытный участок на территории ДОО»

Разработали:

старший воспитатель Латышева А.А.

воспитатель высшей категории Родионова С.Г.

воспитатель высшей категории Владимирская А.Н.

воспитатель высшей категории Федорова Г.А.

Содержание

1. Положение учебно – опытного участка на 2020-2021 год ……………..стр.4

2. Паспорт учебно – опытного участка на 2020-2021 год …………….стр.8

2.1. План работыи учебно – опытного участка на 2020-2021 год…………...стр.

10

2.2.Карта-схема учебно – опытного участка на 2020-2021 год ………...стр.13

2.3.Технологическая карта по выращиванию сельскохозяйственных

культур....................стр.17

2.4. Экологическое состояние учебно – опытного участка на 2020-2021

год..стр. …………18

2.5. Календарно – тематический план наблюдений и опытов…………. стр. 19

2.6.Инструкции по охране труда……….стр. 20

2.7. Материально-техническое обеспечение учебно – опытного участка на

2020-2021 год……………………..стр. 22

2.8. Структура и содержание отделов учебно – опытного участка на 2020-2021

год …………стр.…

3. Содержание работы и организация образовательной деятельности……стр. 24

3.1. Перспективное планирование ООД на учебно – опытном участке 2020 –

2021 год………..…стр. 24

3.2. Организация учебно-опытнической и исследовательской деятельности

…………….стр. 28

4. Социально-культурная деятельность (экологическая тропа, Эко квесты

«знатоки природы»)……………………………………..стр.36

4. Рациональное использование возможностей УОУ, итоги

работы…………… ..стр. 57

5. 4.1. Фактические цифровые показатели результатов работы в

конкурсном году

по сравнению с предыдущим годом…………………………………………………

стр. 57

4.2. Хозрасчётная деятельность...

…………………………………………………….стр.58

4.3. Благотворительная помощь…………….

………………………………………...стр.58

4.4. Изготовление демонстрационного и раздаточного материала

для использования на

занятиях……………………………………………………….стр. 58

4.5. Участие в международных, всероссийских, региональных,

массовых мероприятиях ………………………………………………………………

стр. 59

4.6. Публикация в научных журналах, СМИ,

репортажи по радио и

телевидению………………………………………………….стр. 59

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ № 22

г. Салавата

_______ Г.М.Мартынова

Приказ ______

«____»__________20____г.

Положение

об учебно – опытном участке

муниципального бюджетного дошкольного учреждения

«Детский сад № 22» городского округа город Салават

Республики Башкортостан

Принято на Педагогическом совете

Протокол №_______ от «____»______20___г.

Общие положения.

1.

Учебно-опытный участок дошкольного учреждения функционирует

в целях обеспечения озеленения территории детского сада, организации

воспитательно-образовательного

процесса

и

опытно-экспериментальной

деятельности с воспитанниками учреждения и направлен на:

-приобретение

каждым

ребенком

личного

опыта

взаимодействия

с

природой;

-участие в исследовательской и опытнической деятельности совместно с

педагогами

детского

сада;

-выполнение посильной работы по уходу за растениями.

2.

Деятельность участка регламентируется настоящим положением,

принятым

на

Педагогическом

Совете

и

утверждается

руководителем

образовательного учреждения.

Цели и задачи учебно-опытного участка:

1.

Формирование

у

детей

осознанно-правильного

отношения

к

природным явлениям и окружающим природным объектам.

2.

Развитие интереса воспитанников к изучению растений;

3.

Формирование экологической культуры детей;

4.

Формирование интеллектуальных и практических умений связанных

с проведением наблюдений и опытов, с оценкой состояния окружающей среды;

5.

Способствование расширению представлений детей об овощах,

плодовых деревьях, лекарственных и пр. растениях;

6.

Формирование практических умений по выращиванию растений и

уходу за ними;

7.

Формирование у воспитанников ответственного отношения к труду,

к окружающей среде, к деятельности по её сохранению и улучшению;

8.

Развитие эстетических чувств дошкольников;

9.

Привлечение детей к посильному труду на природе.

10.

Развитие интереса дошкольников к профессиям, связанным с

выращиванием растений.

Основные направления деятельности на учебно-опытном

участке в соответствии с ФГОС ДО:

1. Выращивание овощных, фруктовых, цветочно-декоративных культур для

наблюдений, экспериментирования, опытнической деятельности, эстетического

озеленения территории детского сада.

2. Воспитание любви к земле, уважения и интереса к сельскохозяйственному

труду.

3. Экологическое воспитание.

4. Эстетическое воспитание.

Организация работы учебно-опытного участка:

1. Работа учебно-опытного участка осуществляется в соответствии с летне-

оздоровительным перспективным планом (проектом) детского сада.

2. На учебно-опытном участке могут быть организованы отделы:

• полевых культур,

• лекарственных растений,

• овощных культур,

• плодово-ягодных культур,

• цветочно-декоративный и др.

3. Учебно-опытный участок обеспечивается сельскохозяйственным инвентарем

(детским и взрослым)

4.Участок обеспечивается водой для полива растений.

5. Выбор культур для выращивания определяется потребностями учебно

воспитательного процесса, условиями и возможностями детского сада.

Содержание и организация деятельности на учебно-опытном

участке:

1. Основные направления деятельности воспитанников на учебно-опытном

участке: наблюдение за ростом и развитием растений, проведение опытов,

посильный труд под непосредственным контролем, участием педагогического

персонала детского сада.

2. Содержание и уход за учебно-опытным участком осуществляется

непосредственно сотрудниками детского сада.

3. Старший воспитатель несет ответственность за состояние учебно-опытного

участка, осуществляет общее руководство работой на нем.

4. Заведующий хозяйством принимает меры по своевременному обеспечению

учебно-опытного участка инвентарём, посевным и посадочным материалом,

водой для полива растений.

5. Педагогический персонал в совместной деятельности с детьми на учебно

опытном участке, обучает их правильным и безопасным приемам работы,

обеспечивает соблюдение правил техники безопасности и санитарно

гигиенических норм, а также осуществляют надзор за исправным состоянием и

безопасностью эксплуатации оборудования, инвентаря.

6. Непосредственно образовательная деятельность на участке может иметь

следующие формы:

• Наблюдения: поиск ответов на вопросы, высказывания, суждения.

• Практические занятия: обогащение самостоятельного опыта практической

деятельности и освоение способов ухода за растениями.

• Экскурсии: обогащения представлений детей о многообразии растительного

мира.

• Работы по уходу за растениями.

• Экспериментирование: несложные опыты, проведение интересной,

познавательно-исследовательской деятельности.

• Работа по уходу за растениями, очищению пруда, приведение в порядок

объектов экологической тропы ДОО.

• Различная деятельность по созданию безопасных условий на УОУ ДОО.

• Работа по сбору урожая, подготовке семенного материала на следующий

год.

Подведение итогов работы УОУ:

Ежегодно

осенью

после

окончания

уборки

урожая,

подводятся

итоги

работы на УОУ, организуются выставки продукции урожая, праздник «Урожая»,

организуются

творческие

конкурсы

подделок

из

выращенных

овощей.

Результаты работы воспитанников и результаты сотворчества взрослых и детей

используются в оформлении групповых помещений детского сада. Лучшие

экспонаты направляются на городские выставки, оформляются в качестве

учебно-наглядных пособий.

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад № 22»

городского округа город Салават Республики Башкортостан

ПАСПОРТ

Учебно – опытного участка

муниципального бюджетного дошкольного учреждения

«Детский сад № 22»

городского округа город Салават Республики Башкортостан

Учебно-опытный участок (УОУ)

«Знатоки природы»

Дата создания УОУ (число,

месяц, год)

28.08.2020

Район

Республика Башкортостан

Образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад №22» городского

округа город Салават

Размер участка

0,02 га

Количество воспитанников в

ДОУ

272

в том числе членов УОУ

102 чел. (воспитанники старших,

подготовительных групп, педагогический

состав, работник по благоустройству

территории, заведующий хозяйством)

Заведующий дошкольного

образовательного учреждения

(Ф.И.О. -полностью)

Мартынова Гульнара Мусаевна

Руководитель УОУ

(Ф.И.О., должность)

Латышева Алена Алексеевна – старший

воспитатель

Методическое обеспечение

исследовательской работы

на УОУ (руководитель - Ф.И.О.,

должность)

Латышева Алена Алексеевна – старший

воспитатель

Адреса, № телефонов

(телефаксов):

Республика Башкортостан, город Салават, б-р

С.Юлаева, 56

Нормативно-правовая основа УОУ

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

- СанПиН 2.4.3648-20;

- Нормативные документы Министерства образования РФ;

- Нормативные документы Министерства образования Республики

Башкортостан;

- Устав ДОУ;

- Положение об учебно-опытном участке

2.1.

План годовой работы на УОУ

муниципального бюджетного дошкольного учреждения

«Детский сад № 22»

городского округа город Салават Республики Башкортостан

Месяц

Содержание работы

Декабрь-

Январь

1. Подготовка семенного материала.

2. Наблюдение за растениями и животными в зимнее время,

подкормка птиц в «Птичьей столовой».

3. Праздник «Зимушка-зима»

Февраль-

Март

1. Посадка семян на рассаду овощных и цветочных культур.

2. Наблюдение за растениями, животными весной.

Апрель

1. Пикировка рассады перцев.

2. Проведение наблюдений за растениями и животными.

3. Проведение праздника «День птиц».

4. Массовые мероприятия

5. Музыкальный праздник «День цветов».

6. Проведение Праздника юных любителей природы.

май

1. Подготовка почвы для высадки рассады, посева семян.

2. Закладка экологической тропы.

3. Высадка перцев, капусты, цветочных культур (однолетников),

посев свёклы, моркови, петрушки.

Посадочный и посевной материал предоставлен бесплатно, в

качестве безвозмездной помощи от родителей (рассада петунии),

работников д/с (рассада, семена цветов, овощных культур), а

также приобретён воспитателями ДОО.

Июнь

1. Работа по уходу за опытными, цветочно-декоративными

культурам: прополка, полив, рыхление, подкормка.

2. Проведение наблюдений за растениями, животными.

3. Экскурсия по экологической тропе ДОУ.

Июль

1. Уход за растениями, прополка, полив, рыхление, подкормка.

2. Проведение наблюдений за растениями, животными.

3. Экскурсия по экологической тропе ДОУ, наблюдение за

изменениями, произошедшими с объектами за месяц.

Август

1. Уборка овощных культур.

2. Сбор лекарственных трав.

3. Сбор плодовых культур.

4. Работа по отбору семян цветочно-декоративных культур.

5. Участие в выставках с/х продукции.

Сентябрь

1. Экскурсия на УОУ. Определение задач на будущий учебный

год, разработка тем опытническо-исследовательской

деятельности.

2. Уборка корнеплодов.

3. Экскурсия по экологической тропе, наблюдение за осенними

изменениями в природе.

Октябрь-

Ноябрь

1. Организация выставки.

2. Проведение праздника «День урожая».

3. Оформление результатов опытной работы. Приготовление

учебно-наглядных пособий.

4. Учет урожая.

2.3. Технологическая карта агротехнических работ по

выращиванию сельскохозяйственных культур

Виды работ

Особенности работ

Сроки

проведения

Подготовка почвы

Перед посевом площадь

овощного отдела перекопать

на глубину 20-25 см. и

выровнять граблями.

1-10 мая

Разбивка участка

Овощной отдел разбивается

на грядки.

1-10 мая

Посев семян

Посеять на глубину 2 см. –

морковь, на глубину

3 см. – свёклу.

Расстояние между рядами 70

см. Заделать перегноем на

глубину 1,5 – 2см.

15-20 мая

Высадка рассады в

грунт

Рассаду ранней капусты

высадить на расстоянии 50*50

см, для поздней – 70*70см.

Рассаду перца высадить на

расстоянии 40*30 см.

с 1 по 10 июня

28 мая

после 10

июня.

Прополка и рыхление

У моркови и свёклы рыхление

произвести, когда появятся

всходы, вручную полоть

сорняки. Рыхлить мелко, не

повреждая посева.

У капусты, перца, рыхление

произвести на 4-5 сутки после

пересадки в грунт. По мере

роста сорняков и появления

корки рыхление повторить.

июнь-июль

Полив

Поливать по вечерам в

засушливую погоду. В период

образования кочана, налив

плодов, образования завязи

полив усилить.

июнь-июль

Первое прореживание

После появления первого

настоящего листочка

оставить по одному лучшему

растению на расстоянии 2 см.

– у моркови и 3 см. – у свёклы

( одна грядка не

разреживается в целях

начало июня

опытнической работы).

Подкормка

Произвести подкормку

раствором минеральных

удобрений (сульфат аммония,

суперфосфат, калийная соль)

с 15 по 20

июня

Второе прореживание

Когда морковь будет иметь

корнеплод толщиной 1 см.,

растения проредить.

Расстояние между растениями

6 см. При вторичном

прореживании свёклы

расстояние между растениями

в рядке оставить 8 см.

середина

июля

Пасынкование

Удалить все побеги в пазухах

листьев, оставить на кусте 1-2

стебля. Пасынкование

произвести несколько раз по

мере образования новых

пасынков.

июль

Уборка

Уборку урожая произвести по

мере созревания

овощей и корнеплодов.

август

сентябрь

Сбор семян

Отобрать хорошо созревшие

перцы. Выпустить из них

семена. Собрать

сухие соцветия цветов

отднолетников с

последующим разбором на

семена

2.4. Экологическое состояние

УОУ расположен на территории МБДОУ «Детский сад №22». По

периметру растут ели, березы, кедры, каштаны и липы. Овощной и цветочный

отделы находятся на западе от здания МБДОУ в 70 метрах от дороги, что

исключает

загрязнение

почвы

в

этих

отделах

тяжелыми

металлами

и

пылью.

Почвенно-климатические условия

Территория города Салават относится к климатической зоне с умеренно

жарким летом, расположена в зоне умеренного увлажнения, на первую половину

вегетационного

периода

приходится

около

200-210

мм

осадков,

что

положительно сказывается на росте и развитии сельскохозяйственных культур.

Амплитуда температур за период активной вегетации от 5 до 35 градусов.

Безморозный период 120 дней. Почвы представляют собой деградированный

чернозем.

Имеется

небольшое

содержаниесерых

лесных

почв.

Среднее

содержание гумуса составляет 5,6%, содержание фосфора и калия – среднее.

Почвы отзывчивы на внесение органических и минеральных удобрений.

В целом природные условия благоприятны для выращивания всех культур,

районированных в этой зоне.

2.6. Инструкции по охране труда

2.6 ИНСТРУКЦИИ

по организации охраны жизни и здоровья детей и взрослых

на дошкольном УОУ

2.6. Инструкции по охране труда

ИНСТРУКЦИЯ

по организации охраны жизни и здоровья детей

на дошкольном УОУ

1. Общие требования безопасности

1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

1.1.1.Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и

здоровья детей.

1.1.2.Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской

помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах,

кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до

прибытия медицинского работника.

1.1.3.Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом

России.

1.1.4.Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.

1.2. Требования безопасности к оснащению территории:

1.2.1.Оборудование, расположенное на территории УОУ должно быть в

исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и

выступающих болтов.

2. Требования безопасности перед выходом на УОУ

2.1. Заведующий хозяйством обязан:

2.1.1.Ежедневно осматривать территорию УОУ, не допускать наличия на

ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев,

металлических предметов, битого стекла и др.

2.1.2.Ежедневно проверять исправность и устойчивость оборудования,

находящегося на УОУ.

3. Требования безопасности во время нахождения на УОУ

3.1. Педагог дошкольного учреждения обязан: 3.1.1. Обеспечить

комфортные условия пребывания воспитанников на УОУ, исключающие

психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и

развивающего оборудования и материалов.

3.1.2. Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора и

деревьям.

4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

4.1.1.При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию

воспитанников с территории УОУ в безопасное место. Сообщить о случившемся

руководителю учреждения.

4.1.2.При получении воспитанником травмы оказать ему первую

медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.

5. Требования безопасности по выходу с территории УОУ

5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

5.1.1.Организовать гигиенические процедуры воспитанников.

5.1.2.В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и

песка.

5.1.3. Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить

легкие головные уборы, при выполнении посильных трудовых поручений руки

воспитанников должны быть защищены перчатками.

Инструкция по техники безопасности взрослых во время работы

на учебно-опытном участке ДОО.

1.

Приходи на работу на участок в перчатках.

2.

Переноси заостренные сельскохозяйственные орудия (лопаты, грабли) в

вертикальном положении так, чтобы их рабочая часть была направлена вниз: это

предохранит от травмы.

3.

Вскапывая почву лопатой, работай попеременно то с правой, то с левой ноги (по

5 минут). Это предупредит искривление позвоночника.

4.

При переноске тяжестей равномерно нагружай обе руки.

5.

Во избежание переутомления делай в работе десятиминутные перерывы через

каждые 10 минут.

6.

Во время работы граблями не направляй их рабочую часть на окружающих.

7.

При прополке работай обязательно в перчатках.

8.

По окончании работы на участке очисти инвентарь, сдай его и тщательно вымой

руки с мылом.

9.

В случае какой – либо травмы сейчас же обратись к руководителю.

2.7. Материально – техническое обеспечение

учебно-опытного участка ДОО.

Земельная площадь УОУ (в га), структура отделов,

их назначение и размеры.

Наш учебно-опытный участок функционирует с 2020 года.

Общая площадь – 0,02 га (363,6 м²).

На УОУ сформированы следующие отделы:

1.Отдел овощных культур, площадь - 23,7 м²

В этом отделе выращиваются и ставятся опыты с овощными культурами,

которые характерны для нашего региона. Отдел предназначен для знакомства

воспитанников с основными овощными культурами, условиями их

произрастания, использования в качестве продуктов питания.

2. Отдел цветочно-декоративных растений, площадь – 223,7 м²

Представляет собой коллекцию травянистых, однолетних и многолетних

цветочно-декоративных растений. Представлен клумбами, на которых

выращиваются такие растения, как: пионы, петунии, тагетесы, цинии

и др. Все цветочно-декоративные растения размещаются в различных

отделах УОУ. Здесь ребята знакомятся с различными цветочно-декоративными

растениями, ухаживают и наблюдают за растениями, тем самым учатся

приёмам озеленения территории.

3.Дендрарий, площадь – 115 м²

Включает деревья и кустарники, произрастающие на территории нашей

области. Это тополь, береза, клён, рябина, кедр, ель, можжевельник, каштан и

др.

Отдел предназначен для изучения деревьев и кустарников, их биологии,

приспособленности к жизни в различных условиях, изготовления наглядных

пособий и коллекций. Всего на территории ДОО произрастает 29 деревьев и 2

кустарника.

Перечень сельскохозяйственного инвентаря

Наименование

Количесто,

шт.

1

Лопаты

12

2

Грабли

12

3

Вилы

10

4

Секатор

4

5

Шланг

4(по 30 м)

6

Мотыги

10

7

Ведра

18

8

Лейки

16

9

Рыхлители

12

Детское оборудование экологического профиля

Наименование

Кол-во

Ведро пластмассовое детское ёмкостью 1,5 л

4

Совок детский

4

Лейка детская ёмкостью до 1 л

6

Флюгер, другие игрушки, приводимые в движение ветром

5

Скворечник

8

Кормушка для птиц

8

Лопата пластмассовая детская

4

Грабли пластмассовые детские

4

Тачка пластмассовая детская

1

Сельскохозяйственный инвентарь хранится в подсобном помещении на

территории УОУ.

На территории ДОО имеется метеоплощадка, на которой дети ведут

наблюдения за изменением погоды и природными явлениями.

Водоснабжение водопроводное. На участке 4 крана, расположены

рационально.

Участок огорожен металлической изгородью.

2.8. Структура и содержание отделов.

п/п

Название

отдела

Описание

Оборудование

1

Метеостанция

Комплекс различных

приборов измеряющие

погодные условия и с

помощью которых

возможно предсказать

погоду на ближайшее время.

Здесь дети снимают данные

с приборов и заносит их в

календарь наблюдения.

Солнечные часы, флюгер, дождемер

(осадкомер), вертушки, термометр,

компас

2

Отдел овощных

культур

«Весёлый огород»

Специально сделанные

грядки на отдельно

созданном участке для

проведения опытов и

экспериментов с овощными

растениями

(морковь, капуста, лук,

салат, укроп, свекла, перец)

Паспорт овощных культур,

оборудование для обработки почвы

(лопаты, грабли, ведра, палочки для

рыхления), оборудование для полива

(лейки и стаканы разных размеров),

оборудования для измерения

влажности почвы, образцы семян.

3

Отдел художественной

литературы «Библиотека

Мудрой Совы»

Отдел предназначен для

ознакомления

дошкольников с

художественными

произведениями

экологической

направленности, для

закрепления полученных

знаний через дидактические

игры, для создания

декоративных панно и

поделок из природного

материала.

Литература экологической

направленности, дидактические

экологические игры, материал для

продуктивной деятельности

(природный материал, и материал

для изобразительной деятельности)

Мобильная полка для оформления

выставки работ, столы и стулья

4

Отдел цветочно-декоративных

культур «В гостях у цветочницы

Розочки»

Данный отдел предназначен

для высаживания, ухода и

наблюдения за ростом

цветущих растений: астра,

бархатцы, петуния, цинния,

ромашка, нарцисс, тюльпан,

космея, бальзамин,

маргаритка, шафран,

сентябринка, рокарии.

Включает в себя цветники,

состоящие из коллекций

травянистых, однолетних и

многолетних цветочно –

декоративных растений,

находящиеся в разных отделах УОУ,

а так же оборудование для обработки

почвы (лопаты, грабли, ведра,

палочки для рыхления),

оборудование для полива (лейки и

стаканы разных размеров),

оборудования для измерения

влажности почвы, образцы семян .

цветочно – декоративных растений.

5

Отдел эколаборатории

«Экспериментариум»

Специально оборудованное

пространство для

организаций совместной с

педагогом и

самостоятельной

деятельности, направленной

на выявление свойств и

качеств объектов природы,

связи и зависимости в

природной среде через

опытно –

экспериментальную и

поисковую деятельность

Оборудование для проведения

опытов на улице: микроскоп,

магниты, емкости различной

величины, и т. д., разнообразный

материал, относящийся к живой и

неживой природе для проведения

опытов (песок, глина, камни, семена

растений, шишки, кора деревьев…),

коллекции семян, камней, гербарий.

6

Отдел воспитания безопасного

поведения в природе «На полянке у

реки…»

Специально оборудованное

пространство для

организаций совместной с

педагогом деятельности,

направленное на изучение

правил ОБЖ у водоемов и в

лесу.

Искусственный водоем,

демонстрационный материал по

темам ОБЖ у водоемов и в лесу,

Мобильный стенд «Так делать

нельзя!»

Дорожка Здоровья (камни, шишки,

песок, трава)

7

Отдел воспитания культуры поведения в природе

«Мой край родной…»

Специально оборудованное

пространство для

организаций совместной с

педагогом деятельности,

направленное на воспитания

любви и бережного

отношения к природе

родного края.

Демонстрацонный материал

«Животные Башкортостана»,

«Зимующие и перелетные птицы

Башкортостана», «Деревья и

кустарники Башкортостана», «Семь

чудес Башкортостана», «Заповедные

места моей Родины», фотоальбомы

«Семейные путешествия по

Заповедным зонам Башкортостана»

2.5. Календарно-тематический план наблюдений и опытов

п/п

Название

опыта

Суть опытническо -

исследовательской

деятельности

Ответственный

Сроки

выполнения

1

Эксперименты с

почвой

Выявление зависимости

состояния почвы от

погодных условий

Федорова Г.А.

июнь

2

Эксперимент с

цветком.

Выяснить, может ли

растение обходиться без

воды; воспитывать

доброе милосердное

отношение к природе.

Владимирская

А.Н.

июнь

3.

Экскурсия к

цветущей липе.

Познакомить с

растениями, растущими

в родном городе,

показать красоту дерева,

дать знания о его пользе,

научить делать и

использовать мешочек с

липовым цветом внутри.

Родионова С.Г.

июль

4.

Эксперимент

«Запах

растений».

Расширение кругозора,

воспитание

любознательности,

формировать умение

Родионова С.Г.

июль

сравнивать,

экспериментировать.

5.

Наблюдение.

«Как растут

растения».

Показать зависимость

роста

травы и деревьев от

освещенности места

обитания

Все педагоги д/с

май-сентябрь

3.

Содержание работы и организации образовательной деятельности.

3.1.

Перспективное планирование на 2020 – 2021 год.

Работа на учебно – опытном участке позволяет детям приобрести полезные трудовые навыки. Именно здесь, на

огороде, формируется отношение к земле – как основному богатству страны, здесь закладывается любовь к земле, к

труду.

Возрастная

группа

Задачи

Культуры

Содержание

труда

педагога

Содержание

деятельности

детей

Содержание

наблюдений и

экспериментов:

Младший

дошкольный

возраст

1.

Обогащать представления детей о

растениях, произрастающих на

учебно-опытном участке

(огороде, цветнике).

2.

Продолжать формировать

представление об общих

признаках растений (корень,

стебель, листья, цветы, семена) и

о потребностях растения во влаге,

тепле, свете.

3.

Воспитывать гуманно-деятельное

отношение к миру природы.

4.

Способствовать развитию

эстетического восприятия

природы.

5.

Формировать познавательный

интерес в процессе изучения

особенностей роста растений на

1.

Цветочные

многолетние:

пионы.

2.

Цветочные

однолетние:

астры, цинии.

3.

Овощные

корнеплоды:

морковь,

свекла.

4.

Овощные:

лук – севок,

перец и

капуста.

5.

Овощные

зелёные

культуры:

петрушка,

Перекапывает

огород,

формирует

грядки,

вносит

удобрения,

рыхлит

почву,

поливает,

пропалывает

грядки,

собирает

урожай.

Наблюдают за

деятельностью

взрослого.

Сеют крупные

семена, лук,

редис.

Поливают

овощи.

Подают

педагогу

необходимый

инвентарь.

Отвозят

сорняки в

указанное

место.

Собирают

урожай.

Наблюдают за

появлением

зелёных перьев у

лука, их ростом.

Наблюдают за

появлением

всходов.

Сравнивают

сорняки и

культурные

растения.

Определяют

потребность

растений в

поливе.

Наблюдают за

насекомыми,

рассматривают их

учебно-опытном участке.

укроп.

внешний вид.

Наблюдают за

птицами,

прилетающими на

огород.

Средний

дошкольный

возраст

1.

Продолжать расширять

представления детей о растениях,

произрастающих на учебно -

опытном участке (огороде,

цветнике).

2.

Формировать представление об

общих существенных признаках

растений как живых организмах:

растут, питаются, передвигаются,

дышат и т. д.

3.

Расширять представление о

назначении основных органов и

частей растения (например:

корень всасывает воду и служит

опорой, стебель проводит воду,

листья дышат, улавливаютсвет и

т. д.)

4.

Продолжать формировать

представление о конкретных

трудовых действиях,

направленных на удовлетворение

потребностей растений.

1.

Цветочные

многолетние:

пионы.

2.

Цветочные

однолетние:

астры, цинии.

3.

Овощные

корнеплоды:

морковь,

свекла.

4.

Овощные:

лук – севок,

перец и

капуста.

5.

Овощные

зелёные

культуры:

петрушка,

укроп.

Перекапывает

огород,

формирует

грядки,

вносит

удобрения,

рыхлит

почву,

поливает,

пропалывает

грядки,

собирает

урожай.

Наблюдают за

деятельностью

взрослого.

Посыпают

междурядья

песком.

Сеют семена.

Поливают

овощи.

Рыхлят землю.

Участвуют в

прополке.

Подают

педагогу

необходимый

инвентарь.

Отвозят

сорняки в

указанное

место.

Собирают

урожай.

Наблюдают за

ростом и

развитием

растений.

Рассматривают

проросшие

семена.

Сравнивают

сорняки и

культурные

растения.

Определяют

потребность

растения в поливе

и солнечном

свете.

Наблюдают за

животными и

насекомыми,

которые

встречаются на

УОУ.

5.

Познакомить с процессом

посадки и выращивания лука,

крупных семян растений: бобы,

горох, фасоль, настурция и т. д.

6.

Развивать речь детей за счет

введения в активный словарь слов

– названий растений учебно -

опытного участка и описаний

характерных признаков, развивать

связную речь в процессе

составления описательных

рассказов о растениях города и

цветника, отражать в речи

результаты наблюдений, меру и

качество сравнений (темнее,

светлее и т. д.)

7.

Формировать познавательный

интерес и развивать

познавательные способности в

процессе изучения, исследования

и сравнения особенностей роста

растений.

8.

Воспитывать гуманно-деятельное

отношение.

Старший

дошкольный

возраст

1.

Способствовать расширению и

углублению знаний детей о

многообразии растений,

1.

Цветочные

многолетник

и: пионы.

Освобождает

грядки от

старой травы

Освобождают

грядки от

старой травы и

Наблюдают за

ростом и

развитием

произрастающих на учебно-

опытном участке. (огороде,

цветнике).

2.

Учит сопоставлять изменения

различных растений учебно-

опытного участка.

3.

Продолжать формировать

представление об основных

жизненных функциях и

биологических потребностях и

циклах растений как живых

организмах: растут, питаются,

передвигаются, дышат и т. д., и

различии в проявлении этих

функций.

4.

Учить понимать связь между

средой обитания конкретных

растений и особенностями их

строения: растения с тёмными

листьями - теневыносливые, с

толстыми листьями –

засухоустойчивые и т. д.

5.

Продолжать формировать

представления об основных

потребностях различных растений

учебно-опытного участка: влага,

тепло, свет и способах их

2.

Цветочные

однолетние:

астры, цинии.

3.

Овощные

корнеплоды:

морковь,

свекла.

4.

Овощные:

лук – севок,

перец и

капуста.

5.

Овощные

зелёные

культуры:

петрушка,

укроп.

и ботвы.

Высаживает

рассаду

цветов и

овощей.

Вносит

удобрения.

Прореживает

культуры.

Обрабатывает

культуры от

вредителей.

Собирает

урожай.

Готовит

огород к

зиме.

ботвы.

Осуществляют

вторичную

перекопку

земли.

Сеют мелкие

семена

растений.

Помогают

высаживать

рассаду

овощей.

Поливают.

Пропалывают.

Рыхлят землю.

Делают

бороздки для

посева.

Размечают

расстояние для

посева

крупных семян.

Собирают

урожай.

Готовят огород

к зиме.

растений.

Определяют по

внешнему виду

растения, в каких

условиях оно

нуждается.

Сравнивают сроки

прорастания

замоченных и

сухих семян.

Сравнивают

развитие

растений,

находящихся в

разных условиях:

с поливом и без,

на рыхлой и

плотной почве,

растущие среди

сорняков и без

них.

Наблюдают за

движением

растений за

солнцем в течение

дня.

Сравнивают

удовлетворения.

6.

Формировать умение

использовать наблюдение как

способ познания: принимать или

самостоятельно ставить цель,

выдвигать предположения,

планировать ход исследования,

делать выводы.

7.

Совершенствовать трудовые

действия по уходу за растениями

учебно-опытного участка:

поливать, рыхлить, пропалывать,

выкапывать клубни, луковицы,

корневища, корнеплоды.

8.

Активизировать словарь,

развивать связную речь в

процессе наблюдений и

исследований растений города и

цветника.

9.

Воспитывать гуманно-деятельное

отношение к миру природы.

разные сорта

одного растения.

Рассматривают

части разных

растений: стебель,

листья, цветки,

плоды, корни.

Наблюдают за

животными и

насекомыми,

которые

встречаются на

огороде.

Изучают их

влияние на

развитие

растений.

Цветочные

культуры педагог

может подбирать

сам в зависимости

от климатической

зоны

расположения

региона

3.2. Опытническо-исследовательская деятельность.

Эксперименты с почвой.

Подготовила и провела: воспитатель высшей категории Федорова Г.А.

Дата проведения: 10.06.2021 год.

Количество задействованных групп: 2 (старшая, средняя)

Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.

Ход эксперимента:

В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать

руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет

(светло- коричневая).

Полить землю из лейки (условный дождь) и предложить снова потрогать

ее и рассмотреть (земля потемнела, она стала мокрой, при нажимании на нее,

она липнет, собирается в комочки; от холодной воды почва стала холодной как

от холодного дождя)

Вывод: у почвы меняются свойства (липкость, вязкость, рассыпчатость) в

зависимости от количества влаги, температуры.

Эксперимент с цветком.

Подготовила и провела: воспитатель высшей категории

Владимирская А.Н.

Дата проведения: 23.06.2021 год.

Количество задействованных групп: 1 (младшая группа)

Цель:выяснить, может ли растение обходиться без воды; воспитывать

доброе милосердное отношение к природе.

Ход эксперимента:

В начале прогулки сорвать два цветка, один поставить в стакан с водой,

другой оставить без влаги. В конце прогулки посмотреть, что с ним стало.

Сравнить его с цветком в стакане и на клумбе.

Вывод: растение без воды погибает.

Экскурсия к цветущей липе.

Подготовила и провела: воспитатель высшей категории Родионова С.Г.

Дата проведения: 6.07.2021 год.

Количество задействованных групп: 2 (средняя, старшая).

Цель: познакомить с растениями, растущими в родном городе, показать

красоту дерева, дать знания о его пользе, научить делать и использовать

мешочек с липовым цветом внутри.

Предварительная работа.

1.

Чтение сказки «Медведь – липовая нога».

2.

Выбор объекта для осмотра, продумывание безопасного маршрута

экскурсии.

3.

Просмотр вместе с детьми презентации о липе.

Материал: корзина для собранного липового цвета, кусочки

хлопчатобумажной ткани квадратной формы, размером 15х15см, для каждого

ребенка, ленточки.

Ход экскурсии:

(Ребята средней и подготовительной (гости) групп встают полукругом

около одной из лип УОУ)

1. Организационный момент. Воспитатель загадывает загадку:

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает? (Летом).

2. Чтение стихотворения.

Липа вся под снежным пухом

Ветер ходит по полянам

Облака немые в небе

Умываются туманом.

3. Основная часть. Рассказ воспитателя. Это дерево – липа. Его еще

называют «сладкое дерево», потому что его очень любят пчелы. Они собирают

нектар и делают липовый мед. Когда собирается много пчел, если прислушаться,

кажется будто дерево гудит. Липовый мед очень полезный, его употребляют при

простуде, а еще с липовым цветом заваривают липовый чай, тоже очень

полезный и ароматный.

4. Чтение стихотворений детьми.

(Четыре девочки из подготовительной группы читают стихотворение

под липой)

Посмотрите дети

Это липы цвет,

Ароматы лета,

Нам принёс в привет,

Чай его душистый,

Любит стар и мал,

Очень многим людям

Он здоровье дал:

Сбил температуру,

Горло подлечил,

Горькую микстуру

Детям заменил,

И от кашля средства

Просто лучше нет

Вот какой кудесник

Этот липов цвет!

И. Козленко.

(Все вместе ребята встают в хоровод вокруг липы и любуются деревом,

затем воспитанники отправляются ко второму дереву, большой цветущей

липе, произрастающей в другом уголке УОУ)

5. Осуществление сбора липового цвета в корзиночки.

6. Исследование собранных образцов.

(Следующая часть экскурсии проводится под навесом)

Дети рассаживаются за столом. Каждому предлагается квадратный

кусочек ткани, раздается, собранный липовый цвет. Цветы исследуются на цвет,

аромат, вес, форму соцветия и т. д. В середину ложится горсть липового цвета,

уголки поднимаются, формируется мешочек - узелок, сверху обвязывается

лентой. Все, мешочек готов! Его используют для улучшения сна. Если такой

мешочек положить рядом с подушкой сон будет «сладкий».

Эксперимент «Запах растений».

Подготовила и провела: воспитатель высшей категории Родионова С.Г.

Дата проведения:20.07.2021 год

Количество задействованных групп:1 (младшая, средняя)

Ход эксперимента:

Цель: расширять кругозор, воспитывать любознательность.

Сорванные листочки и бутонов растений(настурции, бархатцев, липы, ели и т.д.)

используя тактильные ощущения и обоняние.

Вывод: каждое растение пахнет по - своему.

Наблюдение «Как растут растения».

Подготовила и провела: воспитатели всех возрастных групп.

Дата проведения: май – сентябрь 2021 года.

Количество задействованных групп: все возрастные группы.

Цель: показать зависимость роста растений от освещенности растения.

Обратить внимание детей, что на деревьях и кустарниках, расположенных в

хорошо прогреваемых и защищенных от ветра местах, листья и цветы

распускаются раньше, чем на аналогичных растениях, находящихся в тени.

Такая же закономерность отмечается и для трав: в местах, прогреваемых

солнцем, травы появляются раньше и растут быстрее.

Вывод: Чем больше солнца, тем быстрее растет трава и распускается

листва на деревьях,

крупнее плоды.

4. Социально-культурная деятельность.

Экологическая тропа в ДОО.

С целью реализации задач экологического воспитания, развития

экологического сознания дошкольников творческой группой педагогов ДОО

была оборудована экологическая тропа.

Основные задачи экологической тропы:

1.

Формирование элементарных научных экологических знаний,

доступных пониманию детям дошкольного возраста.

2.

Формирование навыков природоохранной деятельности, экологической

грамотного и безопасного для природы и самого ребёнка поведения.

3.

Развитие у детей познавательного интереса к миру природы, чувства

ответственности за её сохранность.

4.

Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования,

наблюдений за объектами и явлениями природы.

5.

Развитие художественно-творческих способностей через участие в

праздниках, фестивалях, творческих конкурсах экологической

направленности.

6.

Осознание каждым ребёнком себя как части природы.

7.

Повышение экологического сознания педагогов, родителей и

воспитанников.

8.

В помощь педагогам разработаны рекомендации по возможным формам

организации работы с детьми, родителями на объектах эко-тропы.

Характеристика тропы:

Вид

тропы

:

экологическая.

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Салават.

Год закладки: май-июнь 2021 года.

Состояние

тропы

:

хорошее.

Режим пользования: познавательные экскурсии, исследования.

Назначение

экологической тропы

:

познавательно – развивающая.

Правила поведения воспитанников на экологической тропе:

1.

Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

2.

Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и

другими звуками природы.

3.

Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых,

бросать мусор.

4.

На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.

5.

С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т. п.

6.

С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее

настроение!

Этапы создания экологической тропы:

1.

Детальное обследование территории детского сада и выделение

наиболее интересных объектов.

2.

Составление маршрута. В помощь воспитателям и детям составлена

схема маршрута эко-тропы. Она содержат небольшое количество

информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок,

указывающих маршрут движения.

3.

Составление паспорта экологической тропы.

4.

Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для

организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.

5.

Составление рекомендаций по использованию объектов тропы для

работы с детьми и родителями.

В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми

объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки

зрения.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:

• Экологические беседы;

• Наблюдения;

• Элементарные опыты;

• Экскурсии;

• Целевые прогулки;

• Экологические конкурсы, викторины;

• Решение экологических ситуативных задач;

• Чтение художественной литературы;

• Обсуждение и проигрывание ситуаций;

• Трудовой десант;

• Труд в природе;

• Коллекционирование;

• Экологические досуги, развлечения, праздники;

• Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные,

сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);

• Театрализации, инсценировки.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе

• Взросло-детские проекты;

• Изготовление рисунков, поделок;

• Субботники по облагораживанию территории ДОУ;

• Участие в конкурсах;

• Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;

• Фотовыставки.

Приложение 1

Маршрут

экологиче

ской

1

2

3

4

5

7

Приложение 2

Объекты для исследования.

Точка №1: «Метеостанция»

Информация:

Специально оборудованная метеоплощадка дает возможность наблюдать

за состоянием погоды и ее изменениями с помощью различных приборов

Рекомендации по организации работы:

Календарь погоды нужен для того, чтобы следить за природными

явлениями.

Термометр нужен для того, чтобы отмечать перепады температуры. Для

его использования нужно знать цифры. Жаркая погода отмечается

сверху 0, мороз – снизу.

Флюгер показывает направление и силу ветра. Наш флюгер в виде

самолета. Куда направлен нос самолета, оттуда и дует ветер. Если

пропеллер крутится сильно, значит и ветер сильный, и наоборот.

Компас. Он помогает понять, с какой из сторон света дует ветер, а

значит и узнать, что он нам принесет. Например, если ветер дует с

севера, то будет похолодание, если с запада – возможно будет дождь

Дождемер, помогает узнать, сколько выпало осадков. Капли дождя

попадают в воронку, затем стекают в емкость, по количеству воды мы и

можем видеть, насколько сильный был дождь.

Точка № 2: «Веселый огород»

Информация:

Дети знакомятся с овощными культурами: лук, морковь, петрушка,

капуста и др. Узнают способы ухода за растения. Работа на огороде позволяет

детям окунуться в мир крестьянской жизни, формирует чувство близости к

природе, желание помогать и заботиться.

Рекомендации по организации работы:

Труд на огороде:

• Подготовка земли к посадке растений;

• Высадка рассады;

• Уход за растениями: полив, рыхление земли, прополка сорняков, сбор

урожая;

• Подготовка земли к зиме.

Наблюдения:

• Биологические особенности овощных культур;

• Сравнение разных овощей по внешнему виду, способам ухода, способам

размножения;

• Связь с насекомыми;

• Сенсорное развитие детей.

Точка № 3: «Библиотека Мудрой Совы»

Информация: Предназначен для ознакомления дошкольников с

художественными произведениями экологической направленности, для

закрепления полученных знаний через дидактические игры, для создания

декоративных панно и поделок из природного материала.

Рекомендации по организации работы:

В данной библиотеке педагог

подбирает книги экологической тематики

соответственно запланированной теме и

возрасту детей

предназначен для ознакомления

дошкольников с художественными

произведениями экологической

направленности,

для закрепления полученных знаний через дидактические игры,

для создания декоративных панно и поделок из природного

материала.

Точка № 4: «Экспериментариум»

Информация:

Предназначен для организаций совместной с педагогом и самостоятельной

деятельности, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы,

связи и зависимости в природной среде через опытно – экспериментальную и

поисковую деятельность.

Рекомендации по организации работы:

Организация гибкого вариативного пространства;

Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст

детей.

Оборудование для проведения опытов на улице: микроскоп, магниты,

емкости различной величины, и т. д., разнообразный материал,

относящийся к живой и неживой природе для проведения опытов

(песок, глина, камни, семена растений, шишки, кора деревьев…),

коллекции семян, камней, гербарий

Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет

работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она

служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и

предоставляет возможности для формирования познавательных интересов

Точки № 5: «В гостях у цветочницы Розочки»

Информация:

На территории нашего детского сада много клумб и цветников, дети

знакомятся с разнообразием цветов, трав. Сравнивают неяркие, скромные

луговые цветы с пышным цветением садовых.

Работа в цветниках позволяет, не покидая территории детского сада,

познакомить детей с родной природой, научиться бережно к ней относиться,

научиться ценить ее красоту и помогать ей. Формирует чувство близости к

природе и сопереживание всему живому. Воспитывает желание помогать и

заботиться о природе.

Рекомендации по организации работы:

• труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив,

рыхление, прополка;

• наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных

цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с

насекомыми;

• сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;

• беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование

и т. п.);

• проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;

• видеть красоту и неповторимость каждого цветка;

• формировать чувство близости к природе и сопереживание всему

живому, желание помогать и заботиться.

Точка № 6: «Мой край родной…»

Информация:

Предназначено для организаций совместной с педагогом деятельности,

направленное на воспитания любви и бережного отношения к природе родного

края.

Большинство видов берёз - деревья высотой 30-45 м, с обхватом ствола до

120—150 см, некоторые виды — кустарники от крупных до мелких, вплоть до

стелющихся, едва приподнимающихся над землёй.

В давние времена, когда еще не было бумаги, умельцы особым образом

выделывали верхний слой березовой коры — бересту, чтобы на ней можно было

писать. Древесина дерева и сегодня служит для изготовления мебели, листья и

почки используются в лекарственных целях, березовый сок не только вкусен, но

и полезен, а из гибких тонких веток получаются отличные веники для бани.

Зелена, а не луг, Стоит Аленка, платок зеленый

Бела, а не снег, Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)

Кудрява, а без волос (Береза)

Рекомендации по организации работы:

• рассматривание и наблюдение за деревом в разные времена года;

• использование луп для наблюдений;

• проведение исследований: измерение высоты, толщины дерева.

• сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений.

Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет

работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она

служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но предоставляет

возможности для формирования познавательных интересов, социально-

нравственных и эстетических чувств воспитанников

Приложение 3

Тема проекта: «Природе наш общий дом»

Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий.

По содержанию: ребенок и охрана природы.

Участники проекта: дети – педагоги – родители группы.

По количеству участников: коллективный

Возраст детей: младшая группа (с 3 до 4 лет).

Продолжительность проекта: долгосрочный

Сроки реализации: с августа 2020 года по май 2021 года

Актуальность проекта:

«Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни»

Д. Радович

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе

образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и

представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они

учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и

животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное,

чувствуют боль, как человек. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек,

живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все

его ценности и богатства. Наша задача, как педагогов в работе с детьми,

дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире

природы.

Природой можно любоваться, лечить душу, она заражает жаждой жизни,

надо не только уметь видеть, но и чувствовать ее. Остановитесь, посмотрите

вокруг, окунитесь в мир природы. Бурный рост численности населения,

развитие техники оказывают пагубное воздействие на природный мир. В

настоящее

время

один

из

основных

вопросов

человечества

охрана

окружающей среды. Наша Земля больна – а ее болезнь – это следствие

экологической безграмотности человека.

В наши дни необходимо, чтобы каждый понимал, что бережное

отношение к природе, это первоочередная задача общества. Экологическое

мышление должно стать нормой жизни каждого человека и сопровождать его

всю жизнь, начиная с дома, детского сада, школы. Успех охраны растительного

и животного мира во многом зависит от того, насколько мы, педагоги, сможем

привить

ребенку

гуманные

отношения

к

природе,

научить

нести

ответственность за жизнь живого существа, проявлять сочувствие, сострадание

и стремление оказать помощь.

Цель проекта:

развивать экологическую культуру детей на основе

эмоциональных переживаний, практических действий, углублять экологические

знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство

ответственности за все живое на Земле.

Задачи проекта:

1.

Формировать представления детей о необходимости бережного отношения

к окружающей природе, растениям, животным, водоемам.

2.

Формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями

живой и неживой природы.

3.

Формировать умение замечать птиц в ближайшем окружении, вызвать

интерес к их поведению.

4.

Расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах

ухода за ними; расширять представления детей о лесе и его обитателях.

5.

Развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение

к миру природы.

6.

Формировать умение детей отражать полученные знания в рассказах и

продуктивных видах деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

1.

Становление

готовности

детей

самостоятельно

решать

задачи

экологического значения в разных ситуациях; сформировать мыслительно

-поисковую деятельность детей.

2.

Развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении

экспериментировать, анализировать, делать выводы.

3.

Формирование осознанно правильного отношения к объектам и явлениям

природы, экологического мышления.

4.

Развитие

у

детей

навыков

экспериментирования

и

исследования,

систематизирование знаний детей в опытах.

5.

Воспитание

у

дошкольников

бережного

отношения

к

природе,

любознательности и эмоциональной отзывчивости у детей.

6.

Экологическое

просвещение

родителей

даст

большой

плюс

в

экологическом

воспитании

детей

детского

сада.

У

родителей

сформируется желание быть активным соучастником ребенка в его

деятельности и творчестве.

Продукты реализации проекта:

1.

Работа с детьми

Разработка и реализация проектных карт по теме «Природа - наш общий

дом».

Оформление выставок детских работ.

Экологическое

развлечение

«Путешествие

по

волшебным

уголкам

природы».

2.

Работа с родителями

Проведение консультаций: «Экологическое воспитание детей в семье»,

«Мой дом земля», «Как сделать цветочный коллаж вместе с ребенком».

Памятка для родителей «Береги природу».

Анкетирование родителей по теме: «Отношение родителей к проблеме

экологического воспитания», «Экологическое образование в семье».

3.

Совместная работа детей и родителей

Оформление стенда «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».

Изготовление поделок из бросового материала «Сохраним природу

вместе» на тему «Зимние фантазии».

Оформление фотовыставки «О красоте родного края».

Изготовление книжек малышек «Любимые петомци».

Изготовление кормушек для птиц.

Изготовление поделок «Семь чудес света Башкирии».

Работа с коллективом:

Участие во Всероссийском конкурсе на лучший стенд (уголок) «Эколята -

Дошколята» дошкольных образовательных организациях.

Научно – методическое обеспечение проекта.

1.

От

рождения

до

школы.

Инновационная

программа

дошкольного

образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, Э.М. Доровеевой. – 6-е

изд доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2020.

2.

Соломенникова

О.

А.

Занятия

по

формированию

элементарных

экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты

занятий. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.

3.

Горькова

Л.Г.

Сценарии

занятий

по

экологическому

воспитанию

дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова,

А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005.

4.

Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через

сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. -

М.: Амрита-Русь, 2008.

5.

Луконина Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н.

Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002.

6.

Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. -

М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006.

7.

Статьи из журналов

8.

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная

технология

экологического

образования

дошкольников

//

Дошкольная

педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

9.

Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников //

Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

10.

Николаева

С.

Н.

Парциальная

программа

«Юный эколог»

Издательство «Мозаика-синтез», 2017

11. Николаева С. Н. «Приобщение дошкольников к природе в детском саду и

дома» Издательство: «Мозаика-Синтез», 2013

Этапы реализации проекта

Этапы, сроки

Название

Содержание

I этап

(с 1 по 15 августа

2020 года)

Поисковый

(подготовительный)

Разработка проекта

«Природа – наш общий

дом»

Изучение

литературы по теме

Подбор материала

для развития творчества

детей

II этап

(с 15 по 31 августа

2020 года)

Аналитический

Сбор, анализ и

систематизация

информации по теме

проекта.

Формулировка

проблемы, цели проекта;

определение продукта

проекта; составление

плана деятельности.

Составление плана

реализации проекта.

III этап

(сентябрь 2020

года - апрель 2021

года)

Практический (основной)

Организация исследования

в рамках проекта,

организация ООД и

совместной деятельности

детей; привлечение

родителей к реализации

проекта.

IV этап

(май 2021 года)

Заключительный

Презентация проекта на

заседании педагогического

совета ДОО, и на

родительском собрании.

Проектная карта

«Наш веселый огород»

Сентябрь

Познавательное

развитие

Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем,

дождем (из окна), птицами (воробей, синицы, снегири,

голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за

трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы,

типичными для ранней осени. Наблюдение за ростом

растений на огороде детского сада, с детьми старшего

дошкольного возраста.

Экспериментальная

деятельность:

1.

Опыт «Путешествие внутрь грядки».

2.

ООД «Что растет на огороде».

3.

Развлечение «В огород мы пойдем».

Социально-

коммуникативное

развитие.

1.

Беседа: «Урожай бывает разными», «Все

начинается с семечка».

2.

Дидактические игры: «Вершки и корешки»,

«Чудесный мешочек», «Во саду ли в огороде».

3.

Словесные игры: «Что растёт на грядке», «В

огород мы пойдем».

Речевое развитие

1.

Чтение русской народной сказки «Репка».

Стихотворения С.В. Михалкова «Овощи».

2.

Чтение и разучивание потешек, пословиц,

поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и

фруктами.

3.

Отгадывание загадок про овощи и фрукты.

Художественно-

эстетическое

развитие.

1.

Рисование: «Урожай».

2.

Лепка «Что мы с грядки соберем?».

Физическое

развитие

1.

Подвижная игра «Огородник и воробей»,

эстафета «Соберем урожай в корзину».

2.

Игры на развитие координации слова с

движением: «Урожай», «Овощи», «Сеял дедушка

горох».

3.

Игры на развитие дыхания: «На грядке»,

«Разговоры овощей».

4.

Пальчиковые игры: «У Лариски две редиски»,

«Приглашаем в огород», «Капуста», «Дождик

песенку поёт», «Вот веселый огород, что здесь

только не растёт».

Работа с

родителями

Консультация

для

родителей

«Экологическое

воспитание детей в семье».

«Цветы и деревья»

Октябрь

Познавательное

развитие

Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем,

дождем (из окна), птицами (воробей, синицы, снегири,

голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за

трудом дворника. Наблюдение за явления природы.

Наблюдение за цветами и деревьями на территории

детского сада.

Экспериментальная

деятельность:

1.

Сравнение листьев березы и каштана.

2.

Экскурсия по территории детского сада.

3.

Опыт «Если долго не поливать цветы».

4.

ООД «Мы - деревья».

Социально-

коммуникативное

развитие.

1.

Беседы: «Цветы в легендах, стихах, загадках,

песнях», «Что необходимо цветам для жизни».

2.

Дидактические игры: «Угадай цветок по загадке, по

иллюстрации», «Собери цветок из геометрических

фигур», «Посади луговой и садовые цветки»,

«Назови лишний цветок», «Сложи цветок», «Найди

растение по описанию».

3.

Сюжетно-ролевые игры: «Цветочный магазин».

Речевое развитие

1.

Чтение сказок, рассказов, стихотворений о цветах

и деревьях, загадывание загадок.

2.

День поэзии «Красивый цветок» .

Художественно-

эстетическое

развитие.

1.

Рисование: «Осенний лес» (с использованием

сухих листьев).

2.

Лепка «Ромашки».

Физическое

развитие

1.

Подвижные игры: «Солнышко и дождик»,

«Хитрая лиса», «Бездомный заяц», эстафета

«Собери цветы».

2.

Игры на развитие координации слова с

движением: «Аленький цветочек»; «На лугу».

3.

Дидактические игры: «Какого растения не

стало», «Найди такой же цветок», «Найди по

описанию».

4.

Игры на развитие дыхания: «Сдуй одуванчик»

5.

Пальчиковые игры: «На лугу растут цветы»,

«Листья осенние тихо кружатся», «Березка».

Работа с

родителями

Консультация «Как сделать цветочный коллаж вместе

с ребенком».

«Природа - наш общий дом»

Ноябрь

Познавательное

развитие

Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем,

дождем (из окна), птицами (воробей, синицы, снегири,

голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за

трудом дворника. Наблюдение за явлениями природы,

типичными для поздней осени: иней, дождь, слякоть,

снег и т.д.

Экспериментальная

деятельность:

1.

Опыт «Воздух - невидимка».

2.

ООД «Беседа о волшебнице-воде».

3.

Презентации: «Природа Башкирии».

Социально-

коммуникативное

развитие.

1.

Беседа: «Что такое природа», «Правила поведения в

природе».

2.

Дидактические игры: «Домашние животные»,

«Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных

и птиц», «Животные мира».

3.

Сюжетно-ролевые игры: «Собираемся в поход»,

«Птичий двор».

Речевое развитие

1. Чтение сказок, рассказов, стихотворений о природе.

2. Загадывание загадок о природе.

Художественно-

эстетическое

развитие.

1.

Рисование: «Дерево».

2.

Аппликация «Воробей».

Физическое

развитие

1.

Подвижные игры «Птички летают», «Хитрая

лиса», эстафета «Собери мусор».

2.

Игры на развитие координации слова с

движением: «На водопой»; «Зайка», «В путь»,

«Дикие животные».

3.

Игры на развитие дыхания: «Чей листок раньше

улетит?».

4.

Пальчиковые игры: «Осень», «Что делать после

дождя».

Работа с

родителями

Консультация для родителей «Мой дом земля».

«Лес и его обитатели»

Декабрь

Познавательное

развитие

Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем,

снежинками, первым снегом (белый, холодный, мокрый),

птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за

прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом

дворника. Наблюдение за явления природы, типичными

для ранней зимы.

Экспериментальная

деятельность

1. Сравнение веточек сосны и ели.

2. Опыт «Иней».

3. ООД «Как люди помогают лесным обитателям».

Социально-

коммуникативное

развитие

1. Беседа: «Лес и его обитатели», «Как животные к зиме

готовятся».

2. Дидактические игры: «Кто, что ест?», «В мире

животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?»,

«Чей домик?», «Большие и маленькие», «Животные

мира».

Речевое развитие

1. Рассматривание сюжетных картин: «Зимний лес», «Как

животные к зиме готовятся».

2. Чтение сказок, рассказов, стихотворений: «Лисичка-

сестричка и серый волк», В. Степанов «Животные наших

лесов», Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».

3. Загадывание загадок о диких животных.

Художественно-

эстетическое

развитие

1.

Рисование «Зайчик».

2.

Лепка: «Зайчик».

Физическое

развитие

1.

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Поймай

комара».

2.

Игры на развитие координации слова с движением:

«Зайка серенький сидит», «Зайка», «В путь», «Дикие

животные».

3.

Игры на развитие дыхания: «Ветер дует»,

«Снежок».

4.

Пальчиковые игры «Зима», «Медведь в берлоге»;

«Зайка».

Работа с

родителями

Изготовление поделок из бросового материала на тему:

«Зимняя фантазия».

«Зимующие птицы»

Январь

Познавательное

развитие

Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем,

метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом

(белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами

(воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как

одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за

явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег,

гололед, метель.

Экспериментальная

деятельность

1. Опыт «Как снег становится водой».

2. ООД «Станем юными защитниками природы».

3. Придумывание историй «Как я спас птичку».

Социально-

коммуникативное

развитие

1. Беседа: «Зимующие птицы», «Жизнь птиц зимой».

2. Дидактические игры: «Птицы нашего края», «Времена

года», «Кто, что ест?», «В мире птиц», «Что к чему и

почему?», «Кто, где живет?», «Чей домик?», «Большие и

маленькие».

3. Сюжетно-ролевые игры: «Зима в лесу», «Птички

зимой».

Речевое развитие

1.

Рассматривание сюжетных картин «В зимнем парке».

2.

Чтение сказок, рассказов, стихотворений: «Гуси-

лебеди», Успенский «Птицы», А. Яшина «Покормите

птиц зимой», В. Бианки «Лесной хор», чтение стиха А.

Яшина «Покормите птиц зимой».

3.

Загадывание загадок о птицах.

Художественно-

эстетическое

развитие

1.

Рисование: «Птичьи дома».

2.

Лепка «У птичьей кормушки».

Физическое

развитие

1. Подвижные игры: «Гуленьки», «Птички в гнездышке».

2. Игры на развитие координации слова с движением:

«Снегири».

3. Игры на развитие дыхания: «Ладошки», «Птички

полетели».

4. Пальчиковые игры: «Снегири», «Падал снег на порог».

Работа с

родителями

Изготовление кормушек для птиц.

«Домашние животные зимой»

Февраль

Познавательное

развитие

Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем,

метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом

(белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами

(воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как

одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за

явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег,

гололед, метель.

Экспериментальная

деятельность

1.

Опыт «Превращение снега».

2.

ООД « Дом под крышей голубой».

Социально-

коммуникативное

развитие

1.

Беседа: «Домашние животные зимой».

2.

Дидактические игры: «Домашние животные»,

«Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных»,

«Что к чему и почему?», «Кто, где живет?», «Чей

домик?», «Веселый зоопарк», «Большие и маленькие»,

«Животные мира».

3.

Сюжетно-ролевые игры: «Котятки», «Зима в лесу».

Речевое развитие

1.

Рассматривание сюжетных картин: «Домашние

животные».

2.

Чтение сказки «Кот и лиса», стихотворения В.

Бианки «Лесной хор».

3.

Загадывание загадок о домашних животных.

Художественно-

эстетическое

развитие

1. Рисование: «Домашние животные».

2. Аппликация «Будка для собаки».

Физическое

развитие

1.

Подвижные игры: «Кот и мыши», «Лохматый пес».

2.

Игры на развитие координации слова с движением:

«Курочка - наседка», «Водят пчелы хоровод».

3.

Игры на развитие дыхания: «Кошка», «Хомячки».

4.

Пальчиковые игры: «Котята», «Собака».

Работа с

родителями

Изготовление книжки малышки «Любимый питомец».

«Весна - красна»

Март

Познавательное

развитие

Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, снегом,

сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби),

за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом

дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными

для ранней весны.

Экспериментальная

деятельность

1. Опыт «Встреча с ручейком», «Радуга».

2. Викторина «Лучший знаток деревьев».

3. ООД «Весна - красна».

Социально-

коммуникативное

развитие

1.

Беседа: Беседа «Значение воды в нашей жизни», «Вода

вокруг нас. Круговорот воды в природе».

2.

Дидактические игры: «Назови признаки весны»,

«Назови весеннее слова», «Времена года», «Какой?

Какая?».

3.

Сюжетно-ролевые игры: «Как зовут тебя деревце?».

Речевое развитие

1.

Чтение сказок, рассказов, стихотворений:

Г. Скребицкий «Счастливый жучок», А Толстой

«Сорока», Б. Заходер «Что случилось с водой»,

Н.А.Рыжова «Жила-была речка» , Н.А.Рыжова

«Волшебница вода», «Как люди обидели реку».

2.

Загадывание загадок о весне.

Художественно-

эстетическое

развитие

1.

Рисование: «Радуга».

2.

Конструирование из бумаги с элементами аппликации

«Подснежник».

Физическое

развитие

1.

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», эстафета

«Цветик - семицветик».

2.

Игры на развитие координации слова с движением:

«Капельки», «Веселись детвора».

3.

Игры на развитие дыхания: «Капельки», «Весна»

4.

Пальчиковые игры: «Прогулка», «Радуются

взрослые и дети».

Работа с

родителями

Коллективное создание альбома: «Закрывай покрепче

кран, чтоб не вытек океан».

«Животные, птицы и растения Башкирии»

Апрель

Познавательное

развитие

Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем,

таяньем снега, птицами, за прохожими (как одеты, за

деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям

природы, типичными для весны.

Экспериментальная

деятельность

1.

Опыты «Свойства воды».

2.

Викторина «Дикие животные нашего края».

3.

Развлечение «Путешествие по волшебным уголкам

природы».

Социально-

коммуникативное

развитие

1.

Беседа: «Природа родного края», «Птицы нашего

края».

2.

Дидактические игры: «Угадай, чей хвост?»,

«Назови признаки животных», «Кто, чем питается?»,

«Кто, где живет?», «Назови детеныша?», «В мире

животных», «Что к чему и почему», «Кто, где живет?»,

«Чей домик?», «Животные родного края».

3.

Сюжетно-ролевые игры: «Прогулка в лес».

Речевое развитие

1.

Чтение сказок, рассказов, стихотворений:

стихотворение Павловой «Зеленое платье планеты».

2.

Загадывание загадок о деревьях и растениях

Башкирии.

3.

Рассматривание иллюстраций «Красота родного края».

Художественно-

эстетическое

развитие

1.

Рисование: «Берегите животных».

2.

Аппликация с элементами конструирования из бумаги

«Цветущий луг».

Физическое

развитие

1.

Подвижные игры: «Волк во рву», «Охотники и звери».

2.

Игры на развитие координации слова с движением: «»,

«Водят пчелы хоровод».

3.

Игры на развитие дыхания: «Кошка», «Хомячки».

4.

Пальчиковые игры: «Насекомые», «Радуются

взрослые и дети».

Работа с

родителями

Оформление фотовыставки «О красоте родного края».



В раздел образования