Напоминание

Организация коллетивной творческой деятельности в классном коллективе


Автор: Тарасова Евдокия Ильинична
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Майинский лицей" имени И.Г. Тимофеева
Населённый пункт: с. Майя, Мегино-Кангаласский р-н, Республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: Организация коллетивной творческой деятельности в классном коллективе
Раздел: среднее образование





Назад




Организация коллективной творческой деятельности в классном коллективе

Воспитание творческой личности, творческой индивидуальности – одна из важнейших

задач современной школы. Обществу нужны люди творческие, думающие, умеющие

воплотить свои замыслы в жизнь.

Как воспитывать таких людей? Есть два пути. Один – не мешать развиваться творческим

потенциям детей, дать свободу для проявления их креативности. Второй надо учить

творчеству, то есть создавать ситуации, где нужно действовать творчески. Оба пути не

исключают, а дополняют друг друга. Надо и условия для творческого развития создавать,

и побуждать к творчеству – не только индивидуальному, но и коллективному.

Методика коллективной творческой деятельности (КТД). Главные черты этой методики:

совместно-разделенная деятельность, коллективный и творческий характер, личная

ориентированность. Первый и главный признак этой методики – коллективность на всех

этапах деятельности детей: обсуждение идей и замыслов, планирование, подготовка,

организация, проведение, анализ результатов. Важным условием успешности всех видов

воспитывающей деятельности является ее творческий характер, то есть учащимся нужно

проявить максимум фантазии, смекалки, выдумки, воображения, оригинальных взглядов

на вещи.

Итак, какие же этапы нужно пройти для КТД? Первый этап - задумка, накопление идей,

выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником через

коллективное общение, «мозговой штурм». Второй этап – отбор идей к осуществлению,

определение цели и функции всех участников. Третий этап – распределение поручений

(по группам, индивидуальные задания). Следующий этап – проведение самого дела.

Пятый этап – подведение итогов.

Деятельность должна быть определенная, тот есть имеющая четко обозначенный объем,

содержание, сроки, время и место. Коллективных творческих дел в нашей практике было

предостаточно, но хочется остановиться на некоторых из них.

Пятый класс. Наш коллектив только формируется. По методике КТД прошли первые

кураторские часы, семейные праздники, посвященные знакомству. Это были и наши

первые походы «Золотая осень», «Первый снег», концерты, выпуски стенгазет. Ребята,

приехавшие из разных школ района, очень быстро подружились. Они были энергичные,

веселые, заводные и очень активные. И девиз мы выбрали себе мушкетерский «Один за

всех, и все за одного. Устроили литературный праздник по сказкам А. С Пушкина. На

уроках литературы познакомились с жизнью и творчеством сказочника, Прочитали

сказки,

сделали

иллюстрации.

И

решили

провести

внеклассное

мероприятие

инсценирование сказки. Все изъявили желание принять участие в инсценировке.

Приступили к этапу разработки, распределению ролей, придумыванию костюмов,

подобрали музыкальный фон, оформление. И никто не стоял в стороне! Затем наступил

этап

презентации

проекта

инсценирование

сказки.

Момент

торжественный,

волнительный... И самое главное, каждый переживал друг за друга. Ребята были очень

довольны, ведь они показали любимых литературных героев по-своему так, как они их

себе представляли. Последний этап – подведение итогов. И здесь важно, чтобы

позитивная оценка была предпочтительнее негативной.

В шестом классе устроили литературный праздник по сказкам А. Волкова. Придумали

маршрут путешествия, с любимыми героями попадали в различные ситуации, но в конце

поняли, что волшебной силой овладевает умный, смелый и верный дружбе человек.

Седьмой

класс.

Мы

чуть

чуть

повзрослели,

активно

используем

различные

мультимедийные презентации, созданные с помощью программы Power Point, которые

помогают структурировать материал, решают проблему аудиовизуального обеспечение

урока. Ребята подготовили презентацию «Лицейские годы А. С. Пушкина». Разделились

на творческие группы: первая собирала материал по лицейским друзьям поэта, вторая –

преподаватели лицея, третья – Царское село, четвертая группа объединила весь

собранный материал в один диск. Пришли к выводу, что так же, как и в пушкинском

лицее, в нашей школе есть особый дух братства, дух дружбы, сплоченности.

Восьмой класс. К юбилею Великой Победы всем классом начали сбор материалов о

наших родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне, и о тех,

чье детство прошло в годы войны. Устроили череду субботников ветеранам Великой

Отечественной войны. На трудовые десанты ребята ходили охотно. С радостью помогали

всем, кто нуждался в нашей помощи. Творческие группы собирали материалы о поэтах,

погибших на фронтах войны, чтецы учили стихотворение, певцы готовили песни,

студийцы – презентацию (материалы находили в книгах, в медиа – источниках). Другая

группа вместе с учителем составляла сценарий хода урока. Была проведена огромная

работа, прежде чем состоялся урок, который заставил всех участников проекта задуматься

о цене Победы, о смысле жизни на земле.

И еще запомнилось одно КТД этого года – Литературный календарь, посвященный

юбилею нашего любимого сказочника Г. Х. Андерсена. Идей было много, каждый

предлагал свою версию, но пришли к одному решению: календарь будет необычным. К

этому времени ребята уже освоили компьютерную программу Adobe

Photoshop.

Просканировав

книжные

иллюстрации,

каждый

поместил

свои

фотографии

к

литературным героям, таким образом, воплотив в себя в любимых андерсеновских героях.

Изюминкой этого календаря было то, что год начинался не как обычно с января, а с

сентября, с начала учебного года, и завершался июнем месяцем – окончанием уже

следующего учебного года, года, когда они будут сдавать первые государственные

экзамены... Но это будет в следующем учебном году, а пока, получив первое место в

конкурсе проектов «Эврика» дружный восьмой класс готовится к летнему отдыху.

Девятый класс. Мы повзрослели. Первая любовь. Первые стихи. И музыка... Так, наверно,

рождается песня. Отсняли первый клип на авторскую песню «Наар бииргэ». А в клипе

можно увидеть каждого члена нашего коллектива, включая кураторов. Для нас это был

сюрприз.

Десятый. Вспоминается проект «Великий Лев Толстой». Класс был поделен на группы:

библиографы; историки; группа, работающая по иллюстрациям к произведениям,

портретам; содержание романа; история создания. Были проведены исследовательские

работы, конспекты статей, использованы Интернет-ресурсы.

Выпускной одиннадцатый класс. Коллективный проект «Любовь великих». По желаниям

учащиеся выбрали великие пары от А. С. Пушкина и Н. Гончаровой до Марины

Цветаевой и Сергея Эфрона. Прочитали любимые стихотворения, провели исследование

жизни и творчества.

Можно творчески разнообразить любое педагогическое действие: распределиться

маленькими группами для выполнения задания, оформить класс к предстоящему занятию,

провести трудовой десант, сходить на экскурсию. Делать все с наслаждением, радостью,

ощущением необходимости для себя и других. Тогда и получается нескучно, весело – для

детей.



В раздел образования