Автор: Рыжова Ирина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №26"
Населённый пункт: п.Назия
Наименование материала: Проект
Тема: "История одного народа "
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №26»
Проект
«История одного народа»
Разработала:
воспитатель высшей квалификационной категории
Рыжова Ирина Петровна
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой готовит мёд.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех одна.
В. Степанова
Проект
разработан
для
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога
с детьми в рамках работы кружка «Народная Культура» и клуба выходного
дня. Проект направлен на развитие познавательного интереса, формирование
толерантности, гражданских и патриотических чувств дошкольников через
обращение к
историческому прошлому нашего государства, бережного
отношения к традициям народов, проживающих на территории России.
Все мероприятия апробированы и внедрены в практику ДОУ. Проект
адресован
широкому
кругу
читателей:
педагогам
дополнительного
образования, воспитателям дошкольных групп, а также всем, кто решает
задачи
нравственно–патриотического
воспитания
детей
дошкольного
возраста.
Актуальность проекта обусловлена
потерей ориентиров в воспитании
современного человека: юное поколение не помнит и не знает культуры
своего народа; всё чаще в поведении подростков наблюдается проявление
равнодушия, безнравственности. В связи с распространением в современной
жизни различных форм агрессии актуальной становится задача воспитания
толерантной,
духовно-нравственной
личности.
С
другой
стороны,
в
российском обществе отмечается рост национального самосознания, интерес
к сохранению и развитию национальной культуры, языка, возрождения
народных традиций. Наша родина Россия - самое большое государство мира.
В России проживают представители более 160 национальностей, которые
говорят более чем на 100 языках.
Чтобы понять истинное богатство России, нужно знать во многом
загадочную историю и уникальную культуру народов, проживающих здесь
тысячи лет. Каждый народ, издавна живущий на нашей земле, даёт
прекрасный, но ещё до конца непонятый нами опыт — как жить, работать и
радоваться в согласии с природой, со своими древними традициями и в
дружбе с самыми разными народами. Одним из таких народов является
коренной, малочисленный
народ Сето,
проживающий на
территории
Псковской области, с которым дети знакомятся в ходе реализации проекта
«История одного народа».
На мой взгляд, данный проект отвечает
современным тенденциям и требованиям, приобщает дошкольников к
народной культуре через ознакомление с одним из коренных народов нашей
страны, а также способствует формированию основ духовно-нравственной
личности.
Паспорт проекта
Тема:
«История одного народа»
Участники проекта: дети подготовительной группы, посещающие кружок
«Народная Культура», воспитатели, родители воспитанников.
Направление проекта: воспитание нравственно-патриотических чувств.
Предмет проекта:
быт и культура, традиции народа Сето .
Тип проекта:
По методу: информационно - творческий;
По количеству участников: подгрупповой ;
По продолжительности
:
краткосрочный .
Цель проекта:
Приобщение
старших
дошкольников
к
народной
культуре.
Развитие
познавательного интереса к истории своей страны.
Задачи:
1.Знакомить с коренным, малочисленным народом Сету, проживающим на
территории Псковской области (быт, культура, традиции).
2.Развивать навыки продуктивной деятельности (умение составлять узор для
пояса, носков, рукавиц; украшений по образцу из разнообразных материалов)
3.Обогощать словарный запас за счет слов: малочисленный народ, коренной
народ, переселенцы, перепись, губерния, кушак, посталы, сыльг, линик.
4.Формировать основы толерантности.
5.Воспитать уважительное отношение к традициям, обычаям коренных
народов, проживающих на территории России.
Предполагаемый результат:
1.Дети
познакомятся
с
коренным,
малочисленным
народом
Сету,
проживающим на территории Псковской области (быт, культура, традиции).
2.У детей будут развиты навыки продуктивной деятельности (умение
составлять узор для пояса, носков, рукавиц; украшений по образцу из
разнообразных материалов)
3. Словарный запас пополнится словами по теме проекта.
4.Повысится познавательный интерес к изучению
истории и традиций
народов, проживающих на территории России.
Продукт проектной деятельности.
1.Кукла в традиционном костюме народа Сето.
2.Альбом «История народа Сето».
3.Альбом «Узоры».
4. Альбом «Украшения»
План мероприятий
1.Подготовительный этап:
Подбор методической и художественной литературы по теме проекта.
Подбор иллюстраций, фотографий, видео материалов по теме проекта.
Сбор и подготовка необходимого материала для совместной с детьми
продуктивной деятельности.
Создание презентации «История одного народа»
Проект реализовывался через интеграцию образовательных областей и
организацию различных совместных видов деятельности: продуктивной,
игровой.
2.Основной этап.
Познавательное развитие:
1.Проведение тематических встреч в рамках работы кружка «Народная
Культура» и клуба выходного дня. Беседы на тему: быт, культура, традиции
народа Сету.
2. Просмотр фильмов:
1.Редкие люди. Сето.
2 .Одежда.Сето..
3.Земля Сето .
4
.Просмотр презентации «История одного народа»
Речевое развитие.
1.
Чтение и обсуждение сказки «Айво и одноглазая щука».
2.
Дидактическая игра «Интересные слова». (приложение № 1)
3.
Чтение и обсуждение произведений фольклора на тему проекта.
Художественно-эстетическое развитие
1. Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала .
2. Творческое задание: составь и нарисуй узор для пояса (на основе
клеток).
3.Прослушивание народных песен.
4. Создание куклы в народном костюме Сету.
Социально-коммуникативное развитие
1.Ситуативный разговор «Цени и уважай традиции других»
Игровая деятельность:
1.Дидактические игры: «Составь узор», «Узнай элементы узора»
(приложение № 1), «Подбери по образцу», «Составь украшение»
(приложение № 1), «Дизайнер народной одежды» (приложение № 1)
Работа с родителями:
1.Заседание клуба выходного дня по тематике проекта.
2. Составление маршрута посещение выставки «Куклы народов
Ленинградской области »(КСЦ «Назия») родителями совместно с детьми .
3этап.
Заключительный.
Оценка эффективности реализации проекта.
Анализ достижения планируемых результатов.
Презентация куклы в народном костюме Сету.
Презентация проекта «История одного народа» на педагогическом
совете.
Результаты проектной деятельности.
На мой взгляд, в ходе реализации проекта дети проявили живой
интерес к затронутой теме, это выражалось: увлеченностью процессом
создания украшений, узоров; в часто задаваемых вопросах; желании
выполнить задания, поручения. Дети познакомились с коренным
малочисленным народом Сето традициями и обрядами, которые этот
народ бережно хранит на протяжении веков. Тематика проекта
настолько затронула детей, что они поделились новыми знаниями с
детьми, которые не посещают кружок «Народная культура» У детей и
педагогов возникло желание познакомиться с другими народами, и
было принято решение о продолжении проекта. Таким образом, можно
считать,
что
данный
проект
целесообразен
для
реализации
в
дошкольных учреждениях в рамках работы по приобщению к народной
культуре и нравственному воспитанию дошкольников.
Список использованной литературы:
1.
Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-
патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:.
«Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.
2.
Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России.
Обычаи.
Фольклор.
ДОУ
–
СПб.:
ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 32с., + цв. Ил.
3.
С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому
воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера ,
2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)
4.
Журналы «Куклы в народных костюмах». Выпуски №1 -100.
Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия
г.Москва.
Приложение№2
На выставке «Куклы народов Ленинградской области»
Игра «Маленький дизайнер»
Игра «Собери украшение»
Игра «Наряди куклу в народный костюм Сето»
Встречи клуба выходного дня.
«Узор для пояса»
«Кукла Сето»
«Смотрим фильм»
«Кукла Сето»