Напоминание

"История одного народа "


Автор: Рыжова Ирина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №26"
Населённый пункт: п.Назия
Наименование материала: Проект
Тема: "История одного народа "
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26»

Проект

«История одного народа»

Разработала:

воспитатель высшей квалификационной категории

Рыжова Ирина Петровна

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним тайга по нраву, другим – степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один черкеску носит, другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.

Один кумыс готовит, другой готовит мёд.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у нас у всех одна.

В. Степанова

Проект

разработан

для

детей

старшего

дошкольного

возраста.

Представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога

с детьми в рамках работы кружка «Народная Культура» и клуба выходного

дня. Проект направлен на развитие познавательного интереса, формирование

толерантности, гражданских и патриотических чувств дошкольников через

обращение к

историческому прошлому нашего государства, бережного

отношения к традициям народов, проживающих на территории России.

Все мероприятия апробированы и внедрены в практику ДОУ. Проект

адресован

широкому

кругу

читателей:

педагогам

дополнительного

образования, воспитателям дошкольных групп, а также всем, кто решает

задачи

нравственно–патриотического

воспитания

детей

дошкольного

возраста.

Актуальность проекта обусловлена

потерей ориентиров в воспитании

современного человека: юное поколение не помнит и не знает культуры

своего народа; всё чаще в поведении подростков наблюдается проявление

равнодушия, безнравственности. В связи с распространением в современной

жизни различных форм агрессии актуальной становится задача воспитания

толерантной,

духовно-нравственной

личности.

С

другой

стороны,

в

российском обществе отмечается рост национального самосознания, интерес

к сохранению и развитию национальной культуры, языка, возрождения

народных традиций. Наша родина Россия - самое большое государство мира.

В России проживают представители более 160 национальностей, которые

говорят более чем на 100 языках.

Чтобы понять истинное богатство России, нужно знать во многом

загадочную историю и уникальную культуру народов, проживающих здесь

тысячи лет. Каждый народ, издавна живущий на нашей земле, даёт

прекрасный, но ещё до конца непонятый нами опыт — как жить, работать и

радоваться в согласии с природой, со своими древними традициями и в

дружбе с самыми разными народами. Одним из таких народов является

коренной, малочисленный

народ Сето,

проживающий на

территории

Псковской области, с которым дети знакомятся в ходе реализации проекта

«История одного народа».

На мой взгляд, данный проект отвечает

современным тенденциям и требованиям, приобщает дошкольников к

народной культуре через ознакомление с одним из коренных народов нашей

страны, а также способствует формированию основ духовно-нравственной

личности.

Паспорт проекта

Тема:

«История одного народа»

Участники проекта: дети подготовительной группы, посещающие кружок

«Народная Культура», воспитатели, родители воспитанников.

Направление проекта: воспитание нравственно-патриотических чувств.

Предмет проекта:

быт и культура, традиции народа Сето .

Тип проекта:

По методу: информационно - творческий;

По количеству участников: подгрупповой ;

По продолжительности

:

краткосрочный .

Цель проекта:

Приобщение

старших

дошкольников

к

народной

культуре.

Развитие

познавательного интереса к истории своей страны.

Задачи:

1.Знакомить с коренным, малочисленным народом Сету, проживающим на

территории Псковской области (быт, культура, традиции).

2.Развивать навыки продуктивной деятельности (умение составлять узор для

пояса, носков, рукавиц; украшений по образцу из разнообразных материалов)

3.Обогощать словарный запас за счет слов: малочисленный народ, коренной

народ, переселенцы, перепись, губерния, кушак, посталы, сыльг, линик.

4.Формировать основы толерантности.

5.Воспитать уважительное отношение к традициям, обычаям коренных

народов, проживающих на территории России.

Предполагаемый результат:

1.Дети

познакомятся

с

коренным,

малочисленным

народом

Сету,

проживающим на территории Псковской области (быт, культура, традиции).

2.У детей будут развиты навыки продуктивной деятельности (умение

составлять узор для пояса, носков, рукавиц; украшений по образцу из

разнообразных материалов)

3. Словарный запас пополнится словами по теме проекта.

4.Повысится познавательный интерес к изучению

истории и традиций

народов, проживающих на территории России.

Продукт проектной деятельности.

1.Кукла в традиционном костюме народа Сето.

2.Альбом «История народа Сето».

3.Альбом «Узоры».

4. Альбом «Украшения»

План мероприятий

1.Подготовительный этап:

Подбор методической и художественной литературы по теме проекта.

Подбор иллюстраций, фотографий, видео материалов по теме проекта.

Сбор и подготовка необходимого материала для совместной с детьми

продуктивной деятельности.

Создание презентации «История одного народа»

Проект реализовывался через интеграцию образовательных областей и

организацию различных совместных видов деятельности: продуктивной,

игровой.

2.Основной этап.

Познавательное развитие:

1.Проведение тематических встреч в рамках работы кружка «Народная

Культура» и клуба выходного дня. Беседы на тему: быт, культура, традиции

народа Сету.

2. Просмотр фильмов:

1.Редкие люди. Сето.

2 .Одежда.Сето..

3.Земля Сето .

4

.Просмотр презентации «История одного народа»

Речевое развитие.

1.

Чтение и обсуждение сказки «Айво и одноглазая щука».

2.

Дидактическая игра «Интересные слова». (приложение № 1)

3.

Чтение и обсуждение произведений фольклора на тему проекта.

Художественно-эстетическое развитие

1. Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала .

2. Творческое задание: составь и нарисуй узор для пояса (на основе

клеток).

3.Прослушивание народных песен.

4. Создание куклы в народном костюме Сету.

Социально-коммуникативное развитие

1.Ситуативный разговор «Цени и уважай традиции других»

Игровая деятельность:

1.Дидактические игры: «Составь узор», «Узнай элементы узора»

(приложение № 1), «Подбери по образцу», «Составь украшение»

(приложение № 1), «Дизайнер народной одежды» (приложение № 1)

Работа с родителями:

1.Заседание клуба выходного дня по тематике проекта.

2. Составление маршрута посещение выставки «Куклы народов

Ленинградской области »(КСЦ «Назия») родителями совместно с детьми .

3этап.

Заключительный.

Оценка эффективности реализации проекта.

Анализ достижения планируемых результатов.

Презентация куклы в народном костюме Сету.

Презентация проекта «История одного народа» на педагогическом

совете.

Результаты проектной деятельности.

На мой взгляд, в ходе реализации проекта дети проявили живой

интерес к затронутой теме, это выражалось: увлеченностью процессом

создания украшений, узоров; в часто задаваемых вопросах; желании

выполнить задания, поручения. Дети познакомились с коренным

малочисленным народом Сето традициями и обрядами, которые этот

народ бережно хранит на протяжении веков. Тематика проекта

настолько затронула детей, что они поделились новыми знаниями с

детьми, которые не посещают кружок «Народная культура» У детей и

педагогов возникло желание познакомиться с другими народами, и

было принято решение о продолжении проекта. Таким образом, можно

считать,

что

данный

проект

целесообразен

для

реализации

в

дошкольных учреждениях в рамках работы по приобщению к народной

культуре и нравственному воспитанию дошкольников.

Список использованной литературы:

1.

Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-

патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:.

«Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.

2.

Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России.

Обычаи.

Фольклор.

ДОУ

СПб.:

ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 32с., + цв. Ил.

3.

С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому

воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера ,

2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)

4.

Журналы «Куклы в народных костюмах». Выпуски №1 -100.

Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия

г.Москва.

Приложение№2

На выставке «Куклы народов Ленинградской области»

Игра «Маленький дизайнер»

Игра «Собери украшение»

Игра «Наряди куклу в народный костюм Сето»

Встречи клуба выходного дня.

«Узор для пояса»

«Кукла Сето»

«Смотрим фильм»

«Кукла Сето»



В раздел образования