Автор: Широкова Мария Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 61 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Роль наставничества в организации проектной деятельности как одно из направлений формирования функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ
Тема: Коррекционное образование
Раздел: начальное образование
Роль наставничества в организации проектной деятельности как одно из
направлений формирования функциональной грамотности обучающихся с
ОВЗ.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в
основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
развитие
критического
и
творческого
мышления, что способствует формированию функциональной грамотности.
Актуальность метода проектов в современной педагогике заключается в
необходимости
активизации
самостоятельной
умственной
и
предметно-
практической
деятельности
учащихся.
Формирование
самостоятельности
особенно важно для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Метод позволяет не просто запоминать и воспроизводить имеющиеся у
обучающихся знания, а актуализировать их, обобщать, структурировать и
осознанно применять на практике. Метод учебного проекта может успешно
применяться
и
в
коррекционном
классе,
учитывая
психофизические
особенности детей с ОВЗ. Его применение позволяет достичь высоких
результатов
коррекционной
работы,
повышает
мотивацию
к
учебно-
познавательной и речевой деятельности.
Понятно, что при организации проекта, о полной самостоятельности
детей можно говорить только тогда, когда речь идет о ребятах одаренных. Детям
же с ОВЗ необходим педагог — наставник. Роль учителя-наставника в
совместной с детьми проектной деятельности очень велика, а, иногда, и
первостепенна.
При этом педагогу, работающему в коррекционном классе
бывает сложно в ходе проектирования быть именно педагогом — наставником,
играть роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок,
особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Здесь
важно в ходе работы над проектом
только отвечать на возникающие у
школьников вопросы, а не делать все за него.
Так, на практике, мы сталкиваемся с рядом вопросов, которые необходимо
решать: как организовать процесс исследования, чтобы инициатива исходила от
самих учащихся с ОВЗ, как поддержать интерес детей к тому или иному
вопросу, каким образом организовать совместную деятельность педагога и
обучающихся в процессе работы над проектом.
Учитель-наставник должен по отношению к ученику выполнять роль
вдохновителя, консультанта, научного руководителя. Школьник, работающий
над проектом, должен понимать, что основная доля ответственности за качество
работы, сроки ее выполнения, лежат на нем. Авторитет учителя определяется
его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет
тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто
бросает вызов их сообразительности и изобретательности
Наставник независимо от области деятельности – это человек, который
передает свой опыт и знания другим людям. Ключевое значение имеет, то, что
наставник передает свой личный опытКроме передачи опыта, на
наставнике проектного обучения лежит ответственность по сопровождению
проекта
в
плане
исследования
и
обеспечения
реализации
проекта
с
методической, экспертной, материально- технической и прочих сторон.
Таким образом, наставник проектного обучения – это человек, имеющий
опыт
профессиональной
проектной
и
педагогической
деятельности,
передающий свой опыт участникам проекта, сопровождающий реализацию
проекта в целях развития участников проекта.
Конечно, на реализацию такой деятельности у педагога должно быть
достаточно времени. Невозможно впихнуть консультации в перемены между
уроками. Организовать наставничество в проектной деятельности детей с ОВЗ
можно за счет часов внеурочной деятельности, кружковой работы.
Возможны разные формы консультаций: консультации для коллективного
и
обобщенного
рассмотрения
проблемы,
индивидуальные,
различные
практикумы и т.д. Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и
помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс
применения имеющихся знаний.
В работе над проектом учитель-наставник:
помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
сам является источником;
координирует весь процесс;
поощряет учеников;
поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы
учеников над проектом.
Роли наставника в проектной деятельности:
1.
Специалист, помогающий
в постановке и достижении жизненных и
профессиональных целей;
2.
Опытный
советник,
деятельность
которого
направлена
на
полное
сопровождение проекта к поставленной цели, который обеспечивает
поддержку через советы и рекомендации, взгляд на проект «со стороны».
Наставник проектной работы с точки зрения процесса сопровождения
должен:
вести регулярные очные встречи с командой;
быть на связи с командой, и иметь возможность оказывать ей поддержку в
дистанционном режиме;
предоставлять
методические
материалы,
которые
могут
помочь
подопечному в реализации проекта;
вести наблюдение за развитием компетенций участников команды, общим
и индивидуальным эмоциональным фоном, давать обратную связь;
заполнять формы фиксации хода проекта, если таковые используются в
организации;
помогать готовиться к презентации и защите проекта и его отдельных
этапов.
Наставничество в работе над проектом в коррекционном классе имеет
свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его
реализации:
оно
должно
быть ориентировано
на психофизические возможности
учащихся;
деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль;
задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся,
но и в создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного
процесса для активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ.
Работа должна строится по принципу усложнения, поэтому в основу
учебной программы следует заложить следующие положения:
постепенное увеличение объема знаний и навыков;
выполнение проектов в различных областях, начиная с более знакомых
( школа, места отдыха, родной край и др.);
постепенное
усложнение
требований,
предъявляемых
к
решению
проблем.
Наставник должен помочь школьникам:
получить различные материалы, информацию, инструменты и т. д.
обсудить способы преодоления трудностей;
контролировать различные фазы рабочей процедуры;
научить кратко записывать результаты деятельности;
научить делать краткий анализ проекта.
Работая над реализацией метода проектов в коррекционном классе для
детей с ОВЗ, мною создано и реализовано ряд краткосрочных творческих
проектов. Вот, на мой взгляд самые интересные реализации проектов: «Азбука
для котят», «Наши лекари», «От буквы к слову», «Математика на кухне». Так же
работа
в
направлении
индивидуальных
проектов
осуществляемых
в
сотрудничестве с родителями, то же дала свои положительные результаты, двое
учеников класса стали участниками очного этапа городского конкурса
Интеллектуалы XXI века.
Литература:
1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе [Текст]/
Белобородов Н.В. - М.: Аркти, 2006. 56с.
2. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии //
Нач.школа. [Текст]/ Бритвина Л.Ю. – 2005. - №6. 16-20с.
3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе [Текст]/ Бычков
А.В. – М., 2000. 21с.
4. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной
технологии обучения // Директор школы [Текст]/ Гузеев В.В. – 1995. - №6. 15с.
5.
Джужук
И.И.
Метод
проектов
в
контексте
личностно-
ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию
[Текст]/ Джужук И.И. – Ростов н/Д.,2005. 43с.
6. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Нач.школа
[Текст]/ Землянская Е.Н. – 2005. - №9. 18с.
7. Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как
условие самоактуализации старшеклассника [Текст]/ Зенгин С.С. – Краснодар,
2001. 42с.
8. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного
метода в начальной школе // Нач.школа [Текст]/ Иванова Н.В. – 2004. - №2. 32с.
9. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной
деятельности. // Нар. образование [Текст]/ Новикова Т. – 2000. - №7. 27с.
10. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель [Текст]/
Пахомова Н.Ю. – 2000.,№4. 17с.
11. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения
компетенции школьника //Сельская школа [Текст]/ Постникова Е. – 2004. - №2.
21с.
12. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся
[Текст]/ Сергеев И.С. – М., 2005.
21.
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения.
//Завуч [Текст]/ Сиденко А.С. – 2003. - №6. 23с.