Автор: Мелешкина Татьяна Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Начальная школа-детский сад №14"
Населённый пункт: г.Зарайск Московской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: НОД по развитию речи "Путешествие в сказку"
Раздел: дошкольное образование
Занятие по развитию речи в младшей группе
Тема «Путешествие в сказку»
Цель:
обогатить
речь
детей
в
процессе
знакомства
с
названной
сказкой,
используя
дидактические пальчиковые игры.
Задачи:
Воспитательные — формировать нравственные качества детей на примере данной сказки;
Развивающие — развивать логические операции посредством речевого общения (мышление,
воображение, умение делать обобщение и классифицировать предметы, умозаключение);
Образовательные — продолжать работу с детьми по обогащению, уточнению, расширению и
активизации словарного запаса языковыми средствами сказки.
Словарная работа: лубяная, коса.
Активизация словаря: употребление этих слов в речи.
Наглядный материал: сказка «Лиса и Заяц», иллюстрации к сказке, игрушки (лиса, заяц,
сердечки), предметные картинки, альбомные листы, краски.
Ход занятия
1.
Актуализация знаний. Психологический настрой
На полу лежит плюшевый Мишка с оторванной лапой. На магнитной доске изображения двух
девочек — «хорошая» и «плохая».
- Дети, как вы думаете, кто бы мог это сделать, пока нас не было? Мне мама, когда я была
маленькой, читала какое-то стихотворение про Мишку, которому оторвали лапу, а я никак не
могу его вспомнить. Кто мне подскажет?
Дети читают стихотворение А. Барто «Мишка».
- Давайте с вами поищем того, кто это сделал.
Дети указывают на неряшливую девочку.
- А почему вы думаете, что она это сделала?
Дети отвечают.
- А как вы думаете, какая их этих девочек пришьет Мишке лапу
Дети отвечают.
2. Введение в мир сказки. Знакомство с содержанием сказки «Лиса и Заяц», обр. В.Даля.
Предлагаю детям взять по одному «сердечку».
— А сейчас мы с вами познакомимся со сказкой «Лиса и Заяц».
- Как вы думаете, о ком эта сказка? А какими вы представляете героев сказки?
Чтение сказки. Концовка не зачитывается.
- Понравилась вам сказка? Ответы детей.
- Дети, а вы заметили, что к нам в гости пришли Зайка и Лисичка? Подарите «сердечки», которые
вы держите в руках, тому герою, который вам понравился.
Если кто-то из детей дарит сердечко Лисе, спросить, почему.
Беседа по прочитанному. Анализ произведения.
—
В какой избушке жила лиса?
—
А зайчик?
—
Как вы думаете, почему Зайчик поверил Лисе?
—
А вы бы поверили Лисе?
—
Почему?
—
А кто пытался помочь Зайчику?
—
А вам кто понравился?
—
Почему?
—
Кто из друзей Зайчика оказался настоящим другом?
—
Почему Петушок был настоящим другом?
—
Почему Собака и Медведь не спасли Зайчика?
—
А почему Петушок смог помочь Зайчику? Какой Петушок?
—
А чем пугал Петушок лису?
Работа по тексту.
—
А чем закончилась сказка, как вы думаете?
Дети высказывают различные мнения, рассуждают о том, что добро должно победить зло.
После этого зачитываю конец сказки.
4.
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика — стихотворение «Медвежонок».
Сказка и математика:
—
Сколько друзей Зайчика пытались ему помочь в одиночку?
—
А что могли бы сделать друзья для того, чтобы быстро выгнать Лису?
4.
Умственная зарядка. Классификация иллюстраций животных
—
Дети, кто-то положил сюда картинки. Давайте их посмотрим.
—
Подходят они к нашей сказке?
—
Кто на картинках нарисован? (Петух, заяц, собака, медведь, лиса, избушка.)
—
Давайте расселим животных по своим домам .(На картинках— лесная полянка и
сельский двор. Дети расселяют животных по местам их обитания.) '
—
А почему собака и петух домашние животные?
—
Кто из всех этих животных самый слабый?
—
А что мы должны делать, чтобы помочь Зайчику?
—
Дети, а какая картинка оказалась лишней? (Избушка.)
—
Почему?
—
А какая это избушка — ледяная или лубяная?
6.
«Пальчиковая» живопись (развитие рук)
—
Дети, а вот у нас есть краски и листы. Чем мы можем заняться?
—
А как же мы будем рисовать, ведь кисточек-то у нас нет? (Пальчиками.)
—
А мы это умеем делать?
—
Кого бы вы хотели нарисовать?
7.
Подведение итогов
—
Давайте Зайчику и гостям покажем рисунки.
—
Молодцы, дети! Руки у вас хоть и маленькие, но очень умелые.
Пальчиковая гимнастика:
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать,
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
—
Какую сказку мы сегодня прочитали?
—
В какой избушке жил Зайчик?
—
Расскажите, какой был Зайчик?
Дети рассказывают.
- Скажите, какое настроение у Зайчика? Почему?
-Как вы думаете, какое настроение у Лисы? Почему?
- А у вас какое настроение? Почему?