Напоминание

Формирование представлений об объектах окружающего мира и развитие речи у детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр


Автор: Сухова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 134"
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование представлений об объектах окружающего мира и развитие речи у детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр
Раздел: дошкольное образование





Назад





Формирование первоначальных представлений об объектах

окружающего мира и развитие речи у детей раннего

возраста с помощью пальчиковых игр
Пальчиковые игры и упражнения- уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Дети второго года жизни хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой. Для самых маленьких важны спокойно- ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение.
Пальчиковые игры очень разнообразны по своему содержанию и

делятся на следующие виды:

1.
Игры- манипуляции («Сорока- белобока», «Ладушки», «Пальчик- мальчик, где ты был?»).
2.
Сюжетные пальчиковые игры («Птички», «Грибы»).
3.
Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук («Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Молоточек»).
4.
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
5.
«Театр в руке» («Зайчик», «Кошка», «Курочка», «Мышка»).
Примеры пальчиковых игр, которые можно использовать в работе с

детьми раннего возраста:

Изображение предметов, животных, птиц

Человечек
Указательный и средний пальчики вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы передвигать по поверхности стола, имитируя движение ног. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем- другой. После этого- двумя одновременно. Надо следить за тем, чтобы указательный и средний пальцы при выполнении сильно не сгибались.
Маленькие ножки шагают по дорожке! Топ-топ, топ-топ. Шагают по дорожке.
Дом
Стук, стук, постук, Стучим кулачками друг о друга Раздается где- то стук Молоточки стучат, строят Домик для зайчат. Вот с такою крышей, Ладошки над головой Вот с такими стенами. Ладошки около щечек Вот с такими окнами, Ладошки перед лицом Вот с такою дверью Одна ладошка перед лицом И вот с таким замком. Сцепляем ручки
Труба
Дом стоит с большой трубой. Руки сжать в кулачки, оставляя круглые В нем мы будем жить с тобой отверстия, внутри Смотрит ввысь труба на крыше Ставим кулачок на кулачок, меняя И дымит, как будто дышит положение рук несколько раз, - Получается длинная «труба»
Очки
Бабушка очки надела И внучонка разглядела. Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
Флажок
Горит на солнышке флажок, Как будто я его зажег. А. Барто Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Лодка
Лодочка плывет по речке, Обе ладони поставлены на ребро, большие Оставляя на воде колечки. пальцы прижаты к ладоням
Воздушный шарик
Мы в воздушный шарик дуем,

Кисти рук- у груди, локти разведены в Мы бока его раздуем.

стороны. Пальцы обеих рук сложены в щепотку и соприкасаются кончиками (спущенный воздушный шарик). Дуть в «шарик», при этом большие пальцы двигать к себе, остальные- от себя (подушечки одноименных пальцев не разъединять- так постепенно кисти принимают форму шара. Вот каким большим он стал! Пальцы сложены в форме шара (подушечки одноименных пальцев по- прежнему соединены). Бах!- вдруг лопнул круглый шар. Руки резко развести в стороны (лопнувший шарик).
Зайка и ушки
Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет, Веселит своих зайчат. Пальчики в кулачок. Выставляем вверх средний и указательный пальцы. Ими шевелим в стороны. Литература: 1. Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников.- СПб., 2013. 2. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры.- М., 2007.


В раздел образования