Формирование представлений об объектах окружающего мира и развитие речи у детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр
Автор: Сухова Ольга Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 134" Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородская область Наименование материала: статья Тема: Формирование представлений об объектах окружающего мира и развитие речи у детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр Раздел: дошкольное образование
Формирование первоначальных представлений об объектах
окружающего мира и развитие речи у детей раннего
возраста с помощью пальчиковых игр
Пальчиковые игры и упражнения- уникальное средство для развития
мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных
пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с
помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они
способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких
мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими
движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи
привлекают внимание малышей и легко запоминаются.
Дети второго года жизни хорошо воспринимают пальчиковые игры,
выполняемые одной рукой. Для самых маленьких важны спокойно- ласковое
настроение и осторожное, бережное прикосновение.
Пальчиковые игры очень разнообразны по своему содержанию и
делятся на следующие виды:
1.
Игры- манипуляции («Сорока- белобока», «Ладушки», «Пальчик-
мальчик, где ты был?»).
2.
Сюжетные пальчиковые игры («Птички», «Грибы»).
3.
Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев
рук («Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Молоточек»).
4.
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
5.
«Театр в руке» («Зайчик», «Кошка», «Курочка», «Мышка»).
Примеры пальчиковых игр, которые можно использовать в работе с
детьми раннего возраста:
Изображение предметов, животных, птиц
Человечек
Указательный и средний пальчики вытянуть и опустить вниз,
безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем.
Указательный и средний пальцы передвигать по поверхности стола,
имитируя движение ног. Упражнение выполняется сначала одной рукой,
затем- другой. После этого- двумя одновременно. Надо следить за тем,
чтобы указательный и средний пальцы при выполнении сильно не сгибались.
Маленькие ножки шагают по дорожке!
Топ-топ, топ-топ.
Шагают по дорожке.
Дом
Стук, стук, постук, Стучим кулачками друг о друга
Раздается где- то стук
Молоточки стучат, строят
Домик для зайчат.
Вот с такою крышей, Ладошки над головой
Вот с такими стенами. Ладошки около щечек
Вот с такими окнами, Ладошки перед лицом
Вот с такою дверью Одна ладошка перед лицом
И вот с таким замком. Сцепляем ручки
Труба
Дом стоит с большой трубой. Руки сжать в кулачки, оставляя круглые
В нем мы будем жить с тобой отверстия, внутри
Смотрит ввысь труба на крыше Ставим кулачок на кулачок, меняя
И дымит, как будто дышит положение рук несколько раз, -
Получается длинная «труба»
Очки
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют
колечко. Колечки поднести к глазам.
Флажок
Горит на солнышке флажок,
Как будто я его зажег.
А. Барто
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе,
большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Лодка
Лодочка плывет по речке, Обе ладони поставлены на ребро, большие
Оставляя на воде колечки. пальцы прижаты к ладоням
Воздушный шарик
Мы в воздушный шарик дуем, Кисти рук- у груди, локти разведены в
Мы бока его раздуем. стороны. Пальцы обеих рук сложены
в щепотку и соприкасаются
кончиками (спущенный воздушный
шарик). Дуть в «шарик», при этом
большие пальцы двигать к себе,
остальные- от себя (подушечки
одноименных пальцев не разъединять-
так постепенно кисти принимают форму
шара.
Вот каким большим он стал! Пальцы сложены в форме шара (подушечки
одноименных пальцев по- прежнему
соединены).
Бах!- вдруг лопнул круглый шар. Руки резко развести в стороны (лопнувший
шарик).
Зайка и ушки
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.
Пальчики в кулачок. Выставляем вверх средний и указательный пальцы. Ими
шевелим в стороны.
Литература:
1.
Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для
дошкольников.- СПб., 2013.
2.
Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры.- М., 2007.