Напоминание

Играем пальчиками и развиваем речь


Автор: Шляхтенко Любовь Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 21 "Гнёздышко"
Населённый пункт: г.Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: конспект
Тема: Играем пальчиками и развиваем речь
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 21 «Гнёздышко»

Конспект

«Играем пальчиками и развиваем речь»

Составитель:

Шляхтенко Л.В.

Воспитатель МБДОУ № 21

Г.Междуреченск

«Играем пальчиками и развиваем речь»

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее

воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый

вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает.

Эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия

еще не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга этот

рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует

хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и

интеллектуальное развитие малыша.

До сих пор недостаточно осмысленно взрослым значение игр «Ладушки», «Коза

рогатая» и др. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее,

оздоравливающее воздействие. Простые движения рук помогают убрать

напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь

ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению

артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется

проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой

зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из

пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать.

Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в тоже время

жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться.

Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица –

значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой

гимнастикой.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно

приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому

усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге,

стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают

умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи,

повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его

распределять.

4.Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими

стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и

усилится контроль за выполняемыми движениями.

5.Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые

положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми

упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу,

хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком

письма.

Все упражнения можно разделить на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук:

- развивают подражательную способность, достаточно простые и не требуют

тонких дифференцированных движений;

- учат напрягать и расслаблять мышцы;

- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

- учат переключаться с одного движения на другое.

«Солнце»

Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало.

Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть

II группа. Упражнения для пальцев условно статические:

- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и

требуют более точных движений.

«Человечек»

«Топ-топ-топ!» - топают ножки,

Мальчик ходит по дорожке.

Указательный и средний пальцы «ходят» по столу.

III группа. Упражнения для пальцев динамические:

- развивают точную координацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным.

«Посчитаем»

Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.

Раз- два- три- четыре-пять!

Будем пальчики считать – Крепкие, дружные,

Все такие нужные…

Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с

большого.

Пальчиковая гимнастика:

1.Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок

правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и

правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости

помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.

2.Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено

участие обеих рук), затем – другой рукой, после того – двумя одновременно.

3.Некоторые упражнения даны в нескольких вариантах. Первый – самый

легкий.

4.Сначала покажите ребёнку и объясните, как должно выполняться упражнение.

Постепенно надобность в объяснениях отпадает: Вы называете упражнение, а

малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен

воспроизвести.

Помните!

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.

Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

Помогите своему ребёнку развить тонкую моторику рук и быстрее научиться

правильно, красиво, говорить

.



В раздел образования