Автор: Шляхтенко Любовь Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 21 "Гнёздышко"
Населённый пункт: г.Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: конспект
Тема: Играем пальчиками и развиваем речь
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 21 «Гнёздышко»
Конспект
«Играем пальчиками и развиваем речь»
Составитель:
Шляхтенко Л.В.
Воспитатель МБДОУ № 21
Г.Междуреченск
«Играем пальчиками и развиваем речь»
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее
воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый
вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает.
Эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия
еще не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга этот
рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует
хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и
интеллектуальное развитие малыша.
До сих пор недостаточно осмысленно взрослым значение игр «Ладушки», «Коза
рогатая» и др. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее,
оздоравливающее воздействие. Простые движения рук помогают убрать
напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.
Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь
ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению
артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется
проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой
зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.
Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из
пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать.
Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в тоже время
жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться.
Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица –
значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.
Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой
гимнастикой.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно
приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому
усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге,
стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают
умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи,
повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его
распределять.
4.Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими
стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и
усилится контроль за выполняемыми движениями.
5.Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые
положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми
упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу,
хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком
письма.
Все упражнения можно разделить на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук:
- развивают подражательную способность, достаточно простые и не требуют
тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
«Солнце»
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть
II группа. Упражнения для пальцев условно статические:
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и
требуют более точных движений.
«Человечек»
«Топ-топ-топ!» - топают ножки,
Мальчик ходит по дорожке.
Указательный и средний пальцы «ходят» по столу.
III группа. Упражнения для пальцев динамические:
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
«Посчитаем»
Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.
Раз- два- три- четыре-пять!
Будем пальчики считать – Крепкие, дружные,
Все такие нужные…
Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с
большого.
Пальчиковая гимнастика:
1.Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок
правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и
правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости
помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
2.Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено
участие обеих рук), затем – другой рукой, после того – двумя одновременно.
3.Некоторые упражнения даны в нескольких вариантах. Первый – самый
легкий.
4.Сначала покажите ребёнку и объясните, как должно выполняться упражнение.
Постепенно надобность в объяснениях отпадает: Вы называете упражнение, а
малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен
воспроизвести.
Помните!
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.
Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Помогите своему ребёнку развить тонкую моторику рук и быстрее научиться
правильно, красиво, говорить
.