Автор: Шаклеина Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - детский сад № 13
Населённый пункт: город Новороссийск, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дорогами памяти"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 13
Муниципального образования город Новороссийск
Проектная деятельность
с детьми старшего дошкольного
возраста
«Дорогами памяти»
Воспитатель:
Шаклеина Е. В.
2018 год
Актуальность проекта:
Главный
путь
решения
задач
по
формированию
элементарных
математических представлений у дошкольников – всемерное укрепление
связи обучения с жизнью, с практикой. А эта связь осуществляется через
содержание задач, которые несут информацию о труде, о профессиях, о
спорте, об истории, об экономике и других областях жизни.
Ориентируясь
на
современное
развитие
подрастающего
поколения
детей
совершенно
очевидно,
что
для
творческого
взаимодействия,
вовлечения
детей
в
краеведческую
работу,
осознания
ими
значимости
историко-культурного
наследия
народа
важен
поиск
интересных
и
действенных форм сотрудничества.
Познавательный
интерес,
основанный
на
потребности
в
знании,
является качеством личности, составляющим тот важнейший мотив учения,
который лежит в основе положительного отношения детей к приобретению
новых знаний. Большие возможности для развития интереса дошкольников к
историческому прошлому дает математика, которая пронизывает все стороны
жизни
человека.
Математика
-
это
мощный
фактор
интеллектуального
развития
ребенка,
формирования
его
познавательных
и
творческих
способностей.
Актуальность проекта:
Необходимость
создания
данного
проекта
направлено
на
более
углубленное
усвоение
знаний
и
умений,
применение
знаний
в
данной
ситуации, в повседневной жизни. Для этого создаются специальные условия,
подключаются
родители.
Важно
привить
детям
любовь
к
математике.
Показать
ее
значимость вокруг нас.
Ее
важное участие во
всех
видах
деятельности. Проводя занятия по другим видам деятельности доказать
детям,
что
и
здесь
необходимы
знания
по
математике.
В
наше
время
математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных
профессий. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии
интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики
являются
не
только
знания,
но
и
определенный
стиль
мышления.
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного
образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит
логике.
Тип проекта:
информационно-практико-ориентированные проект
Предметно-содержательная область:
проект
межпредметный
(задействованы
несколько
разделов
программы:
ФЭМП, познавательное развитие, развитие речи, конструирование из бумаги,
ознакомление
с
художественной
литературой,
физкультурно-досуговая
деятельность). Включена работа с родителями.
Участники проекта:
дети, педагоги, родители.
Продолжительность проекта:
Краткосрочный (1 неделя)
Цель: погружение дошкольников в историческое прошлое Родины через
всестороннее развитие личности ребенка (математика, речевое развитие,
физкультурно-досуговая деятельность)
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
1.
Формировать
у
дошкольников
элементарные
представления
о
геометрических
фигурах
и
телах;
цифрах
от
0-10;
разнообразных
линиях.
2.
Закрепить
математические
понятия
через
складывания
листа
в
определенной последовательности (оригами).
3.
Упражнять
детей
в
ориентировке
на
листе
бумаги
(умение
ориентироваться
на
карте,
листе
бумаги),
отражая
в
речи
пространственное расположение предметов.
4.
Учить
читать
простейшую
графическую
информацию
на
карте
и
самостоятельно передвигаться в пространстве согласно условным
обозначениям.
5.
Учить
конструировать
геометрическую
фигуру
(треугольник)
по
словесному описанию
6.
Закреплять умение анализировать форму предмета и его частей.
Закреплять умение складывать бумагу в разных направлениях.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
1.
Расширять знания детей о Великой Отечественной войне.
2.
Воспитывать уважение к ветеранам, к памяти павших бойцов.
3.
Воспитывать патриотические чувства, любовь к родине и гордость за
Отечество, ветеранами Великой Отечественной войны.
Образовательная область «Речевое развитие»:
1.
Совершенствовать
умение
высказывать
предположения
и
делать
простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
2.
Формировать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками.
3.
Воспитывать чуткость к поэтическому слову.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие »:
1.
Совершенствовать умение создавать сюжетные изображения, красиво
располагая их на листе бумаги.
2.
Закреплять умение складывать бумагу в разных направлениях.
3.
Закреплить приемы вырезания из бумаги, сложенной гармошкой.
4.
Воспитывать аккуратность при работе с клеем.
5.
Закрепить правила техники безопасности при работе с ножницами.
6.
Формировать умение замечать и исправлять недостатки в своей работе.
Образовательная область «Физическое развитие»:
1.
Развивать у дошкольников интерес и желание заниматься физической
культурой и спортом, повышать уровень двигательных умений и
навыков;
2.
Воспитывать у детей целеустремленность, волевые качества в
условиях соревнования.
3.
Способствовать
оздоровлению,
закаливанию
и
обеспечению
всесторонней
физической
подготовке
детей,
формированию
потребности в ЗОЖ.
Содержание этапов проекта:
Проект,
включает
три
этапа
–
подготовительный,
исследовательский
и
заключительный (обобщающий).
Подготовительный этап.
Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте.
Через знакомство детей с Великой Отечественной войной закрепляли знания
детей
о
геометрических
фигурах
и
телах,
учили
их
давать
описание,
знакомили с цифрами и разнообразными линиями. Через исследовательскую
деятельность
находили
фигуры,
тела,
цифры
и
линии
в
предметах
ближайшего
окружения.
Через
развитие
речи
составляли
описательные
рассказы. Через ознакомление с художественной литературой знакомили с
произведениями, в которых встречаются определенные цифры П. Синявский
«9 мая», С. Пивоваров «Старый снимок», «На радио», Т. Лаврова «Праздник
Победы» и др. Через физическое воспитание закрепляли в подвижных играх
и играх - соревнованиях геометрические фигуры, тела, цифры и линии.
Прошло
закрепление
знаний
детей
через
разнообразную
игровую,
продуктивную деятельности. Вместе с родителями дети подбирали материал
для «Книги памяти».
Основной этап.
Совместно
с
родителями
делают
поделки
военной
тематики
с
использованием геометрических фигур, тел.
В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о
геометрических фигурах, телах, цифрах, разнообразных линия, мы широко
использовали
игру:
в
самостоятельной
деятельности
дети
играют
индивидуально или объединяются со сверстниками в разнообразных играх с
данными математическими понятиями.
План график проекта
Вид деятельности
Задачи
Методы и приемы
ФЭМП
Познакомить с
геометрическими фигурами,
телами, цифрами,
разнообразными линиями.
Продолжать знакомить детей с
планом, картой, учить
Совместная
организованная
деятельность.
Дидактические игры.
ориентироваться по карте,
плану.
Познавательное
развитие
Расширить знания детей;
умение находить заданные
предметы в окружающей
действительности, в
предметах ближайшего
окружения, в природе.
Наблюдения.
Отгадывание загадок.
Беседы.
Рассматривание картин
и иллюстраций о войне.
Речевое развитие
Учить описывать
геометрические фигуры и
тела, составлять рассказы и
сказки о фигурах, цифрах,
линиях.
Закрепить математические
понятия через знакомство с
художественными
произведениями; умение
замечать в текстах сказок
предметы заданных форм,
цифр, творческого
преобразования отдельных
художественных образов.
Развивать стремление к новым
встречам с героями,
вспоминать, прогнозировать,
досочинять происходящие с
ними события.
Чтение произведений о
войне, в которых
встречаются знакомые
цифры.
Составление
описательных рассказов
о фигурах, предметах
заданной формы.
Составление рассказов.
Физ. воспитание
Закрепить математические
понятия через подвижные
игры, игры-соревнования,
через использование
предметов определенных
форм.
Подвижные игры.
Игры-соревнования.
Использование
заданных предметов.
Спортивный праздник
«Зарница»
Художественно-
эстетическое
развитие
Развивать эмоционально-
целостное отношение к
предметам и образам;
творчество детей.
Формировать умение
создавать что-то новое,
интересное и необычное;
радоваться результатам своего
труда.
Закрепить математические
понятия через рисование
разных предметов, лепку,
Выставка репродукций
художников о войне
Рисунки на асфальте
«Цветущий май».
Конструирование
«Фронтовой
треугольник»
Поделки
Постройки из
конструктора
«Строитель», «Лего».
конструирование.
Игровая
деятельность
Через разнообразную игровую
деятельность закреплять
полученные знания;
формировать умение детей
играть в разные игры,
организовывать их.
Дидактические игры.
Подвижные игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Театральные игры.
Словесные игры.
Строительные игры.
Подготовка атрибутов.
Самостоятельная
деятельность
Развивать умение детей
самостоятельно
организовывать свою
деятельность в разных видах
деятельности, вовлекать в
свою деятельность
сверстников.
Разнообразные игры.
Исследовательская
деятельность.
Рисование рисунков.
Продуктивная
деятельность.
Работа с
родителями.
Познакомить родителей с
темой проекта, заинтересовать
их. Развернуть родителей к
своим детям, вызвать желание
с ними играть, проводить
больше времени, совместно
создавать что-то новое.
Посещение с
родителями памятных
мест города.
Стенд «Боевая летопись
Новороссийска».
Создание «Книги
памяти».
Изготовление поделок
для выставки «Никто не
забыт, ничто не забыто»
Заключительный, обобщающий этап.
В основе заключительного этапа лежит разнообразная самостоятельная
деятельность детей, продукты детской деятельности: поделки, коллажи,
фризы, альбомы, сказки.
Итог проекта:
Обобщение
результатов
работы.
Проект
позволит
детям
увидеть
взаимосвязь
математики
с
разными
сторонами
жизни,
расширить
математические представления о геометрических фигурах, телах, цифрах и
сформировать
умения
использовать
эти
знания
в
самостоятельной
деятельности.
Проектная
деятельность
будет
стимулировать
у
детей
развитие
логического
мышления,
воображения,
повысит
мотивацию
к
исследовательской
деятельности.
У
родителей
сформируется
стойкий
интерес к творчеству, совместно с детьми.
Познавательное развитие
«Фронтовой треугольник»
Ход.
Воспитатель, подойдя к окну: Ребята. Какой ветер сильный поднялся на
улице, он что-то принес на подоконник? (письмо - треугольник). Что это,
как вы думаете? (ответы детей) Почему у письма такая странная форма, где
же конверт? (ответы детей) Во время войны не было конвертов, и солдаты
так складывали письма, отправляя их своим близким. Как вы думаете, о чем
писали солдаты? А что же может быть в письме, которое пришло к нам?
(ответы детей) Давайте его прочитаем.
Девятое мая
Праздничный флаг в небеса поднимая,
Входит на площадь Девятое мая.
Город в парадную форму одет,
Даже у солнца торжественный цвет.
Этот святой, героический праздник
Поровну делят прадед и правнук.
Воинов хочет обнять вся страна,
С гордостью глядя на их ордена.
И марширует в шеренгах парада
Мужество Бреста и Сталинграда.
Ратная доблесть наших полков
Не потускнеет во веки веков!
Прадеды-деды, солдаты Победы,
В бронзе отлиты, в песнях воспеты!
Слава погибшим! Слава живым!
Всем полководцам и всем рядовым!
День над страной, по-весеннему ясный,
Майские марши звенят в вышине.
Скачет сквозь годы, по площади Красной,
Маршал Победы на белом коне.
(П. Синявский)
О каком празднике нам напоминает письмо? (ответы детей). Как мы
называем тех, кто прошел войну и остался жив? (ответы детей) Как мы с
вами можем выразить свою благодарность ветеранам? (ответы детей). Как
вы думаете, ветеранам приятно было бы получить такое письмо? А что бы вы
написали в письме? (ответы детей) А если человек не может писать, как
быть? (ответы детей).
Буквы – это символы, которыми мы пишем, рисунок или аппликация
тоже могут быть символичными, ведь они состоят из символов. Например:
- Какая птица символизирует мир?
- Что символизирует Вечный огонь?
- Что символизируют цветы, которые люди приносят к Вечному огню?
- Как вы думаете, что символизирует георгиевская лента?
Как же мы с вами можем написать письмо ветеранам? (предложения
детей)
С помощью этих символов можно сделать поздравление ветеранам, если
его
прочитать,
что
получится?
(ответы
детей).
Хорошо,
сделаем
мы
открытку, а как же ее оформить так, чтобы получился сюрприз и нельзя
было
сразу
догадаться
что
это?
(предложения
детей)
Как
же
сделать
«фронтовой треугольник»? (предложения детей)
Последовательность:
1.
Лист прямоугольной формы сгибаем по диагонали от верхнего
угла. (Вопросы к детям: Какой формы лист бумаги? Покажите
правый /левый/, верхний /нижний/ угол. Что такое диагональ? Как
согнуть
лист
по
диагонали?
Какая
геометрическая
фигура
получилась?)
2.
Не раскрывая лист, сгибаем по диагонали еще раз. (Вопросы к
детям:
Как
согнуть
лист
по
диагонали?
Какая
геометрическая
фигура получилась? Покажите правый /левый/, верхний /нижний/
угол. )
3.
Вершина пятиугольника смотрит вверх. Углы полоски загибаем к
середине, полоску - вверх. (Вопросы к детям: Какой формы лист
бумаги?
Покажите
вершину
пятиугольника,
правый
/левый/,
нижний угол. )
4.
Полоска заправляется внутрь треугольника.
Воспитатель: Что можно изобразить на открытке? (ответы детей) как мы
сделаем несколько одинаковых деталей? (ответы детей) Какие материалы
можно
использовать
для
выполнения
работы?
(ответы
детей)
Давайте
подготовим
все
необходимое
для
работы.
(Дети
готовят
необходимый
материал и инструменты для работы)
Самостоятельная работа детей – изготовление открытки, складывание
фронтового треугольника.
Рефлексия. Чему бы вы научили других ребят? Что больше всего вы хотели
бы рассказать своим друзьям? Какие чувства были у вас, когда вы делали
поздравительную открытку? Как вы думаете, что почувствует ветеран, когда
получит
такое
поздравление?
Как
это
можно
проверить?
Когда
вы
поздравите ветеранов мы обязательно соберемся, и каждый расскажет о том,
что
почувствовал
он
и
ветеран,
получивший
«фронтовой
треугольник».