Автор: Лукашова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 91
Населённый пункт: воронежская область, г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Поговори со мною мама"
Раздел: дошкольное образование
Темп современной жизни так быстр, что очень часто взрослым, не хватает
времени на самое главное - общение с детьми. А дети нуждаются в нем
как в воздухе и пище, а когда этого общения не хватает, то они
начинают получать эту необходимую порцию близости с родителями
разными путями: истериками, плачем, агрессией, а некоторые замыкаются в
себе.
Вы думаете: - "Что с моим ребенком происходит? Я спрашиваю, а он
молчит и ничего не рассказывает". А как часто Вы сами рассказываете
своему ребенку о том, как прошел Ваш день?
Уважаемые взрослые, мы можем подать пример доверительных отношений,
рассказывая детям о том, как прошел наш день, что интересного мы узнали,
что увидели, что заставило нас немного погрустить. Безусловно, не
погружая детей в наши проблемы, мы можем подать пример того, как
можно делиться со значимыми людьми (а для детей это родители) своими
радостями и печалями.
Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед
телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика
ребенка формируется только в совместной деятельности со взрослыми.
Играйте, гуляйте с ребенком тогда, когда вы действительно настроены
общаться с ним. Время, проведенное с сыном или дочерью только по
родительскому долгу, приносит мало радости обоим. Иногда родителям
бывает трудно сообразить, о чем говорить с ребенком, чем заняться с ним.
Если вы уделите ему внимание искренне, то можете не волноваться, он сам
за вас решит эту проблему.
Разговор - самая привычная форма общения взрослых. Дети тоже любят
поболтать, но больше разговоров дети обожают дела. Вы собрались чем-то
заняться вместе с ребенком. Возможно несколько вариантов:
- вы предлагаете ребенку подключиться к выбранному вами занятию.
Участвуя в ваших делах, ребенок познает мир и занятия взрослых. Если вы
сумели найти общий язык с ребенком, согласовать действия, даже самая
трудная работа станет для него большим удовольствием. Самое главное - не
задавить ребенка своим авторитетом, опытом, "мудростью", оставить ему
место для инициативы, творчества, возможности ошибаться. Последнее
особенно важно, так как упрёки, если он что-то делает не так, как надо, сразу
отнимают у ребенка желание заниматься сообща с вами. Конечно, трудно
удержаться от наставничества. Однако вам незачем волноваться из-за
несовершенства своего ребенка. Во-первых, он растет и развивается, учится
на своих ошибках сам. Во-вторых, если он был бы безупречным, он не был
бы вашим ребенком.
- вы вместе с ребенком решаете, что делать, сообща придумываете
интересное занятие;
- вы подключаетесь к детской деятельности, например, принимаете роль
игрового партнера ребенка. Если первые два варианта достаточно часто
встречаются в семейной жизни, то о третьем этого не скажешь. Во всех
случаях, если ребенок получает удовольствие от совместного общения, он
чувствует, что вы его любите, и сам начинает испытывать к вам более теплые
чувства.
Главным принципом в отношениях с ребенком должен быть принцип -
безусловное принятие: любить его не за то, что он красивый, умный,
способный, отличник, помощник, а просто так, просто за то, что он есть!
Не стоит радоваться и придавать большое значение тому, что ваш ребенок
отлично говорит на иностранном языке в 4 года. Обратите внимание, говорит
ли он о чувствах. Умеет ли их выражать. В том числе злость и протест.
Абсолютно ничего не значит, как рано малыш начал ходить и говорить,
учить стихи, и кто про него что сказал. Проверьте, умеет ли он доверять, или
скрывает свои ошибки, пытается обмануть. Делится ли он значимыми
событиями, знакомит ли с друзьями, включает ли вам свою музыку.
Совсем не нужно радоваться, если дочь в 5 лет умеет сварить макароны,
подмести пол, убраться и ждать вас с работы. А сын учится на отлично и
боится вас расстроить. В 7 лет ребенок несет ответственность за закупку
продуктов в магазине. Это не хорошее воспитание. Это предательств себя,
чтобы угодить вам. Детство не может пройти быстро, оно остается навсегда.
И эти незаметные, удобные, развитые дети, став взрослыми обречены на
пожизненное одиночество.
Психологами доказано, что потребность в любви, в нужности другому, одна
из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение -
необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность
удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку , что он вам дорог, нужен,
важен, что он просто хороший. Подобные знаки безусловного принятия
ребенку нужны, как пища растущему организму. Они его питают
эмоционально, помогая психологически развиваться.
Деток нужно учить делиться своими мыслями-переживаниями. Например в
конце дня, опираясь на пять пальчиков руки, рассказать о своем дне,
каждому пальчику присвоить какое-то действие, например, чему научился,
кому помог, чему удивился... важно, чтоб вопросы были постоянными, чтобы
ребенок научился обращать внимание на эти моменты. Конечно, через время
вопросы можно менять. Методика простая, но очень хорошо работает!
Важно помнить, что дошкольное детство - это ЗОЛОТОЙ период, когда для
детей родители это пример, образец, так как в младшем школьном возрасте
значимым станет учитель, в подростковом - сверстники. Не упустите этот
период (дошкольное детство) для того, чтобы стать другом для Вашего
ребенка, стать тем, кому он сможет рассказать, что произошло с ним в
детском саду, что его тревожит.