Напоминание

"Как образуется тень?"


Автор: Надежда Дмитриевна Свищёва
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №78"
Населённый пункт: г.Воронеж
Наименование материала: Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: "Как образуется тень?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшего

дошкольного возраста «Как образуется тень

Цель: Создать условия для формирования у детей представлений о тени и ее

свойствах.

Задачи:

Образовательные:

1. познакомить детей со свойствами тени через опытно – экспериментальную

деятельность;

2. создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей;

3. формировать у детей навык рисования предмета по начальным заготовкам;

4. формировать представления детей о теневом театре.

Развивающие:

1. развивать познавательную активность детей в процессе

экспериментирования и художественной деятельности;

2.развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность

анализировать;

3. развивать умение увидеть в тени предмет или его часть;

4. стимулировать воображение;

5. развивать умение владеть куклами теневого театра;

6. активизировать и обогащать словарь детей существительными,

прилагательными и глаголами по теме занятия;

7. развивать связную речь, умение рассуждать;

Воспитательные:

1. формировать навыки сотрудничества;

2. воспитывать дружеские отношения при детско-взрослом взаимодействии.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие,

художественно-эстетическое развитие.

Средства обучения и воспитания:

Фонарики, кусочек прозрачного тонкого пластика, деревянный брусок,

настольная лампа, ширма-экран для теневого театра (3 штуки, куклы

теневого театра, предметы для художественной деятельности (листы бумаги,

карандаши, цветные ручки, фломастеры, предметы для создания тени к

упражнению «Дорисуй предмет из тени!» (листья гербария, скомканные

листы бумаги и пр, магнитофон, аудиозапись «Энергичная музыка».

Планируемые результаты:

• Дети узнают ответ на вопрос «Как образуется тень?»;

• Дети расширят представления о свойствах тени;

• Дети проявят интерес к опытно – экспериментальной деятельности;

• У детей проявится интерес к театральной деятельности;

• У детей сформируются навыки сотрудничества, дружеского отношения при

детско-взрослом взаимодействии;

• У детей сформируются навыки рассуждения, делать выводы.

МОТИВАЦИОННО-ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку! (сидим на полу)

Ей бродить ничуть не лень,

Рядом с вами каждый день.

Стоит солнышку зайти,

Как ее вам не найти.

Дети отгадывают загадку.

(После ответа ….покажу картинку).Тень

Воспитатель: «Как появляется тень, что такое тень

Воспитатель задает вопрос детям, Что нужно, чтобы появилась тень?

(Дети высказывают свои предположения)

Поправите меня если я ошибусь, т .е для появления тени необходим

источник света (солнце) и предмет. И т д

Тень – что это такое? Это – темное пятно, образовалось благодаря попаданию

солнечных лучей на предмет и эти солнечные лучи не могут проникнуть

сквозь предмет, солнечные лучи останавливаются и за предметом

образуется тень (контур предмета).

Класс, здорово и правда сколько вы много знаете…..

Воспитатель: Я предлагаю нам с вами выяснить, какими свойствами

обладает тень. Вы согласны?

Дети отвечают.

Воспитатель: Повертелись, покружились, в юных исследователей

превратились!

ОСНОВНОЙ ЭТАП.

Опыт 1. «У всех ли предметов есть тень?»

Цель: Выяснить, все ли предметы имеют тень.

Ход: Тень от разных предметов (ведро, лопата, поезд с вагончиками,

формулируем вывод, включая в речь слова: одинаковая, такой же формы,

столько же предметов.

Вывод: Не дают тень прозрачные предметы, так как пропускают через себя

свет. Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее. Темные плотные предметы

дают темную тень, так как от них меньше отражаются лучи света.

Воспитатель: Молодцы! мне кажется самое время немного размяться!

Физкультминутка (Как идёшь?) После неё посмотреть на свои тени.

Воспитатель: А давайте сейчас посмотрим на наши тени. Какие они?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Отлично! Я чувствую прилив сил. А вы?

Воспитатель: Ребят я по секрету вам скажу что тень от предмета изменится

если источник света будет находится то дальше от предмета, то ближе к

нему. Я сейчас вам это покажу смотрите…..

Опыт 3. «Большие и маленькие тени».

Цель: определить, что чем ближе источник света к предмету, тем тень

меньше (вообщем , чем дальше — тем тень больше (длиннее).

Ход: взять любой предмет и встать с ним около стены, подсветить

фонариком. Мы увидим тень определенного размера, почти равную размеру

предмета. Затем один ребенок берет фонарик и отходит с ним на пару шагов

назад – тень становится больше (длиннее).

Ребята я нашла у нас в группе вот такой интересный предмет…кто скажет

мне что это??

Воспитатель: Давайте попробуем поиграть в такую игру: «Дорисуй предмет

из тени.(с копировальным стеклом. Картинка ) Воспитатель и дети смотрят,

что у кого получилось, делятся впечатлениями от проделанной работы.

Воспитатель: Ребята, во все времена тень помогала человеку. С помощью

неё он определял время года, время суток. А еще с помощью тени взрослые

придумывали интересные развлечения для детей. Давайте посмотрим на

экран? Что на нём изображено? (на экране появляются картинки с контурами

теней, теневой театр с помощью рук).

Ну а теперь и мы с вами ребята попробуем сделать тоже самое. (дети

пробуют показывать то что изображено на картинке).

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП.

Воспитатель: Ребята, как много интересного вокруг нас! Что мы сегодня с

вами узнали? Было ли сложно вам в чём то разобраться? Что то может вам

захотелось , после сегодняшнего занятия…Или что то не получилось??

Дети обобщают полученный на занятии материал.

Передают ком впечатлений…..в конце показывают рукой знак(смайлы…

палец вверх…..класс, палец вниз….плохо…..и т д)

Наше занятие закончилось...Спасибо за приятное занятие, мне очень

понравилось с вами работать» и я хочу вручить вам небольшие презентики

Дарю наклейки.



В раздел образования