Напоминание

Актуальные вопросы развития системы дополнительного образования


Автор: Домнина Елена Викторовна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮСШ Багаевского района Ростовской области
Населённый пункт: ст. Багаевская
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Актуальные вопросы развития системы дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско – юношеская спортивная школа Багаевского района»

Секция

Секция

районного методического объединения

районного методического объединения

дополнительного образования

дополнительного образования

в рамках

в рамках

«Районной августовской

«Районной августовской

педагогической конференции»

педагогической конференции»

ДОКЛАД

Тема:

«

Актуальные вопросы развития

системы дополнительного

образования

».

».

Подготовил:

инструктор-методист

МБУ ДО ДЮСШ Багаевского района

Домнина Елена Викторовна

27.08.2021 г.

ст. Багаевская

Тема:

Актуальные вопросы развития системы дополнительного образования.

Система дополнительного образования направлена на определение

приоритетных

целей,

задач,

направлений

и

механизмов

развития

дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2030 года.

Важным социальным фактором развития дополнительного образования в

условиях жесточайшего экономического десятилетия явилось то, что

современное общество, в котором знания и здоровье становятся капиталом и

главным ресурсом экономики, формирует устойчивый и долговременный

запрос на личность активную и неординарную, яркую и свободную,

здоровую и самобытную, инициативную, интеллектуально и физически

развитую, творческую и высокопрофессиональную.

Дополнительное образование – образование круглогодично, «без

каникул»

могут

заниматься

все

дети

«обычные»

и

одаренные;

«проблемные» и «благополучные», с нарушением здоровья и здоровые.

Главное, чтобы было желание и интерес. При этом успехи ребенка

сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль,

темп, качество его работы не подвергаются критике и порицаниям.

В дополнительном образовании реализуется право ребенка на обучение в

индивидуальном темпе и объеме, на смену в ходе образовательного процесса

предмета деятельности и даже педагога, а в летний период организуются

профильные лагеря и экспедиции, самостоятельная исследовательская и

творческая деятельность.

Одно из главных предназначений дополнительного образования – это

овладение детьми социальным опытом на уровне решения значимых для них

проблем (выбор взглядов, позиции, ценностных ориентаций), собственных

познавательных возможностей и способностей, познавательных интересов,

выбор будущей профессиональной деятельности и среды общения, которая

привлекательна для учащихся.

Дополнительное образование, оберегая детей от бесцельной траты

свободного времени, сокращая пространство девиантного поведения, решая

не только проблему занятости детей и подростков, но и снижая их

напряженность

и

агрессивность,

представляет

собой

реальную

силу,

способную занять детей социально полезным делом.

Дополнительное образование, являясь одним из определяющих факторов

развития их склонностей, способностей и интересов, их социального и

профессионального самоопределения, дает растущему человеку возможность

проявить и реализовать себя, пережить ситуацию собственную самооценку и

свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Это особенно важно

для детей, неуверенных в себе, страдающих комплексами и испытывающих

трудности в общении.

Учреждениям дополнительного образования, в том числе детско-юношеским

спортивным

школам, принадлежит

значительная роль в

решении

образовательных, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач.

Дополнительное образование детей через ДЮСШ — составная (вариативная)

часть общего образования, существенно мотивированное образование,

позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в

познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться

профессионально и личностно.

Государственно-общественный

заказ

на

усиление

воспитательной

составляющей в образовании обуславливает новые векторы развития

потенциала

дополнительного

образования

детей

в

целеполагании

и

реализации

задач

воспитания

через

содержание

дополнительных

общеобразовательных программ по всем направленностям.

ДЮСШ выступает как социально-педагогическая система воспитания.

Спортивные образовательные учреждения, деятельность которых направлена

на развитие массового спорта, на спортивно-оздоровительном этапе и этапе

базового уровня обучающихся перед собой задачу: по привлечению

максимального числа детей и подростков к систематическим занятиям

спортом, которые направлены на развитие личности, утверждению здорового

образа жизни, воспитанию физических, морально-этических и волевых

качеств. Деятельность Детско-юношеских спортивных школ приобретает на

современном этапе развития отечественного образования свое особое

значение. Являясь дополнительным, именно спортивное образование тем не

менее становится часто в жизни человека основным.

Приоритетные цели ДЮСШ:

1.

Позитивное

развитие

школы,

ориентированное

на

удовлетворение

физкультурно-оздоровительных

и

спортивных

потребностей

детей

и

подростков.

2. Формирование у детей потребности в физическом совершенствовании,

привлекательности здорового образа жизни.

3. Вовлечение наибольшего числа детей в регулярные занятия физической

культурой и спортом.

ДЮСШ организовывает целостный педагогический процесс, где главными

лицами являются обучающиеся, тренеры-преподаватели, администрация,

совместная деятельность которых направлена на сотрудничество с общей

социально - педагогической системой района. Она решается благодаря

организации учебно-тренировочного процесса на базе общеобразовательных

школ района, детских садов и на базе ДЮСШ.

В учреждениях дополнительного образования детей ребенок получает

возможность

заниматься

в

малых

(по

сравнению

с

другими

государственными образовательными учреждениями) группах. Это создает

Благоприятные возможности для его социализации, индивидуальной работы

педагога с каждым воспитанником, а также для реализации творческого,

спортивно-оздоровительного подхода.

Воспитательная работа

– обязательный аспект деятельности

современного образовательного учреждения. Сущность воспитательной

работы в ДЮСШ состоит в создании условий для полноценного развития

личности

обучающихся

путем

обогащения

воспитательной

среды

целенаправленно организуемыми событиями.

Своеобразие

дополнительного

образования

состоит

в

органическом

сочетании досуга (каникулярный отдых, развлечения, эстафеты, спортивные

праздники) с образовательной деятельностью, и весьма значимой продолжает

оставаться воспитательная (культурно – досуговая) деятельность.

Основными традициями воспитания в ДЮСШ является следующие:

- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются

ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция

воспитательных усилий педагогов;

- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для

воспитания других совместных дел педагогов и обучающихся является

учебно-тренировочная

группа

(мини-коллектив)

где

планируются,

проводятся и анализируются результаты обучения и воспитания;

- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления

ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного

наблюдателя до организатора);

- тренеры-преподаватели школы ориентированы на формирование групп в

рамках отделений по видам спорта: бокс, кикбоксинг, каратэ, плавания,

эстетической гимнастики, н/теннис, волейбол, футбол, на установление в

них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

- ключевой фигурой воспитания в школе является тренер-преподаватель,

реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,

организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Развитие

системы

дополнительного

образования

детей в едином

образовательном пространстве рассматривается как одно из приоритетных

направлений образовательной политики нашего государства

.

В образовательном процессе используются разнообразные педагогические, в

том числе здоровьесберегающие технологии, основной целью которых

является воспитание физически и нравственно здоровой личности.

Для достижения этой цели в нашей спортивной школе разработана система

организационных, воспитательных, физкультурных, спортивно-массовых

мероприятий, в которых принимают участие все участники образовательного

пространства школы:

Традиционные мероприятия.

«Рождественский турнир «Отцы и дети», Недели Воинской Славы, ЗОЖ.

Месячники

гражданско-патриотической

работы,

соревнования

ко

дню

Победы,

освобождению

Багаевского

района

от

немецко-фашистских

захватчиков, соревнования, турниры, встречи с выдающимися спортсменами,

воспитанниками школы.

Основные механизмы развития дополнительного образования детей.

Основными механизмами развития дополнительного образования детей

являются:

-

формирование в средствах массовой информации нового имиджа

дополнительного

образования,

соответствующего

ценностному

статусу

дополнительного образования в современном информационном гражданском

обществе;

-

межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов,

в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного

типа, ведомственной принадлежности в рамках кластерных систем;

-

создание

интегрированных

(или

комплексных)

организаций социальной сферы;

-

партнерство

государства,

бизнеса,

институтов

гражданского

общества, семьи;

-

открытый

государственно-общественный

характер

управления

сферой дополнительного образования детей, реализуемый через механизмы

участия общественности, экспертного и профессионального сообщества в

принятии решений о поддержке тех или иных программ и проектов

дополнительного образования, в контроле качества реализации программ,

распределении бюджетных ресурсов;

-

создание

конкурентной

среды,

стимулирующей

обновление содержания и повышение качества услуг;

-

сочетание

в

управлении

качеством

услуг

дополнительного

образования детей элементов государственного контроля, независимой

оценки качества и саморегулирования;

-

персонифицированное финансирование, обеспечивающее поддержку

мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории

участников дополнительного образования путем закрепления за ними

определенного

объема

средств

(размер

персонифицированного обязательства)

и

их

передачи

организации

(индивидуальному предпринимателю),

реализующей

дополнительную

общеобразовательную

программу

после

выбора

этой

программы

потребителем;

-

единая система учета личных достижений детей в различных

дополнительных общеобразовательных программах (в рамках федеральных

государственных

образовательных

стандартов

общего

образования),

основывающаяся на едином открытом формате электронного портфолио и

его

представления

на

портале,

с

соблюдением

всех

требований

законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;

-

информационная открытость, обеспечение доступа граждан к полной

и

объективной

информации

о

качестве

дополнительных

общеобразовательных программ, организациях, образовательных результатах

и о результатах общественно-профессиональной экспертизы этих программ;

-

обеспечение

инновационного,

опережающего

характера

развития

системы дополнительного образования детей при использовании лучших

традиций отечественной сферы дополнительного образования и успешных

мировых практик;

-

поддержка образовательных программ, ориентированных на группы

детей, требующих особого внимания государства и общества (дети из группы

социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из

семей с низким социально-экономическим статусом);

-

развитие сферы дополнительного образования детей как составляющей

национальной системы поиска и поддержки талантов, как основной для

профессионального самоопределения, ориентации и мотивации подростков и

молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких

технологий и промышленного производства;

-

опора на инициативы детей и семьи, использование ресурсов семейных

сообществ,

позитивного

потенциала

подростковых

и молодежных

субкультурных сообществ.

Новое, современное дополнительное образование,

один из

актуальных

вопросов

системы

дополнительного

образования

разворачивающееся в нашей стране разными путями и обеспечиваемое

сейчас «Целевой моделью развития региональных систем дополнительного

образования детей», предлагает принципиально иные подходы:

Во-первых, ребенка не нужно куда-то «направлять» и «включать» – он

должен

сам

реконструировать

интересные

и

актуальные

сферы

деятельности, в которых именно он может добиться прорыва и принести

пользу как себе, так и другим людям.

Во-вторых, базовой формой уже не может быть кружок – ею должна стать

образовательная программа, предполагающая разнообразие деятельности,

конечный продукт и возможность его использования; требующая не

«чувства товарищеского локтя», а продуктивного сотрудничества.

В-третьих, такое дополнительное образование должно обеспечивать для

учеников пробу собственных сил в интересных для них сферах «здесь и

сейчас» – а значит, в полной мере и на полную мощность использовать те

уникальные возможности, которые есть в данной конкретной территории.

Таким образом, я считаю, эффективным путем повышения качества

физического

воспитания

является

опосредованное

формирование

физкультурно-спортивного стиля жизни подрастающего поколения через

построение и постоянное обогащение физкультурно-спортивной среды

образовательного

пространства,

обеспечивающей

всем

его

субъектам

условия и возможности для физкультурно-спортивного саморазвития и

самовыражения,

а

это

возможно

благодаря

консолидации

усилий

дополнительного образования.

Инструктор-методист МБУДО ДЮСШ Багаевского района

Е.В.Домнина



В раздел образования