Автор: Домнина Елена Викторовна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮСШ Багаевского района Ростовской области
Населённый пункт: ст. Багаевская
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Актуальные вопросы развития системы дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско – юношеская спортивная школа Багаевского района»
Секция
Секция
районного методического объединения
районного методического объединения
дополнительного образования
дополнительного образования
в рамках
в рамках
«Районной августовской
«Районной августовской
педагогической конференции»
педагогической конференции»
ДОКЛАД
Тема:
«
Актуальные вопросы развития
системы дополнительного
образования
».
».
Подготовил:
инструктор-методист
МБУ ДО ДЮСШ Багаевского района
Домнина Елена Викторовна
27.08.2021 г.
ст. Багаевская
Тема:
Актуальные вопросы развития системы дополнительного образования.
Система дополнительного образования направлена на определение
приоритетных
целей,
задач,
направлений
и
механизмов
развития
дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2030 года.
Важным социальным фактором развития дополнительного образования в
условиях жесточайшего экономического десятилетия явилось то, что
современное общество, в котором знания и здоровье становятся капиталом и
главным ресурсом экономики, формирует устойчивый и долговременный
запрос на личность активную и неординарную, яркую и свободную,
здоровую и самобытную, инициативную, интеллектуально и физически
развитую, творческую и высокопрофессиональную.
Дополнительное образование – образование круглогодично, «без
каникул»
могут
заниматься
все
дети
–
«обычные»
и
одаренные;
«проблемные» и «благополучные», с нарушением здоровья и здоровые.
Главное, чтобы было желание и интерес. При этом успехи ребенка
сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль,
темп, качество его работы не подвергаются критике и порицаниям.
В дополнительном образовании реализуется право ребенка на обучение в
индивидуальном темпе и объеме, на смену в ходе образовательного процесса
предмета деятельности и даже педагога, а в летний период организуются
профильные лагеря и экспедиции, самостоятельная исследовательская и
творческая деятельность.
Одно из главных предназначений дополнительного образования – это
овладение детьми социальным опытом на уровне решения значимых для них
проблем (выбор взглядов, позиции, ценностных ориентаций), собственных
познавательных возможностей и способностей, познавательных интересов,
выбор будущей профессиональной деятельности и среды общения, которая
привлекательна для учащихся.
Дополнительное образование, оберегая детей от бесцельной траты
свободного времени, сокращая пространство девиантного поведения, решая
не только проблему занятости детей и подростков, но и снижая их
напряженность
и
агрессивность,
представляет
собой
реальную
силу,
способную занять детей социально полезным делом.
Дополнительное образование, являясь одним из определяющих факторов
развития их склонностей, способностей и интересов, их социального и
профессионального самоопределения, дает растущему человеку возможность
проявить и реализовать себя, пережить ситуацию собственную самооценку и
свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Это особенно важно
для детей, неуверенных в себе, страдающих комплексами и испытывающих
трудности в общении.
Учреждениям дополнительного образования, в том числе детско-юношеским
спортивным
школам, принадлежит
значительная роль в
решении
образовательных, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач.
Дополнительное образование детей через ДЮСШ — составная (вариативная)
часть общего образования, существенно мотивированное образование,
позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в
познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться
профессионально и личностно.
Государственно-общественный
заказ
на
усиление
воспитательной
составляющей в образовании обуславливает новые векторы развития
потенциала
дополнительного
образования
детей
в
целеполагании
и
реализации
задач
воспитания
через
содержание
дополнительных
общеобразовательных программ по всем направленностям.
ДЮСШ выступает как социально-педагогическая система воспитания.
Спортивные образовательные учреждения, деятельность которых направлена
на развитие массового спорта, на спортивно-оздоровительном этапе и этапе
базового уровня обучающихся перед собой задачу: по привлечению
максимального числа детей и подростков к систематическим занятиям
спортом, которые направлены на развитие личности, утверждению здорового
образа жизни, воспитанию физических, морально-этических и волевых
качеств. Деятельность Детско-юношеских спортивных школ приобретает на
современном этапе развития отечественного образования свое особое
значение. Являясь дополнительным, именно спортивное образование тем не
менее становится часто в жизни человека основным.
Приоритетные цели ДЮСШ:
1.
Позитивное
развитие
школы,
ориентированное
на
удовлетворение
физкультурно-оздоровительных
и
спортивных
потребностей
детей
и
подростков.
2. Формирование у детей потребности в физическом совершенствовании,
привлекательности здорового образа жизни.
3. Вовлечение наибольшего числа детей в регулярные занятия физической
культурой и спортом.
ДЮСШ организовывает целостный педагогический процесс, где главными
лицами являются обучающиеся, тренеры-преподаватели, администрация,
совместная деятельность которых направлена на сотрудничество с общей
социально - педагогической системой района. Она решается благодаря
организации учебно-тренировочного процесса на базе общеобразовательных
школ района, детских садов и на базе ДЮСШ.
В учреждениях дополнительного образования детей ребенок получает
возможность
заниматься
в
малых
(по
сравнению
с
другими
государственными образовательными учреждениями) группах. Это создает
Благоприятные возможности для его социализации, индивидуальной работы
педагога с каждым воспитанником, а также для реализации творческого,
спортивно-оздоровительного подхода.
Воспитательная работа
– обязательный аспект деятельности
современного образовательного учреждения. Сущность воспитательной
работы в ДЮСШ состоит в создании условий для полноценного развития
личности
обучающихся
путем
обогащения
воспитательной
среды
целенаправленно организуемыми событиями.
Своеобразие
дополнительного
образования
состоит
в
органическом
сочетании досуга (каникулярный отдых, развлечения, эстафеты, спортивные
праздники) с образовательной деятельностью, и весьма значимой продолжает
оставаться воспитательная (культурно – досуговая) деятельность.
Основными традициями воспитания в ДЮСШ является следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и обучающихся является
учебно-тренировочная
группа
(мини-коллектив)
где
планируются,
проводятся и анализируются результаты обучения и воспитания;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
- тренеры-преподаватели школы ориентированы на формирование групп в
рамках отделений по видам спорта: бокс, кикбоксинг, каратэ, плавания,
эстетической гимнастики, н/теннис, волейбол, футбол, на установление в
них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является тренер-преподаватель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Развитие
системы
дополнительного
образования
детей в едином
образовательном пространстве рассматривается как одно из приоритетных
направлений образовательной политики нашего государства
.
В образовательном процессе используются разнообразные педагогические, в
том числе здоровьесберегающие технологии, основной целью которых
является воспитание физически и нравственно здоровой личности.
Для достижения этой цели в нашей спортивной школе разработана система
организационных, воспитательных, физкультурных, спортивно-массовых
мероприятий, в которых принимают участие все участники образовательного
пространства школы:
Традиционные мероприятия.
«Рождественский турнир «Отцы и дети», Недели Воинской Славы, ЗОЖ.
Месячники
гражданско-патриотической
работы,
соревнования
ко
дню
Победы,
освобождению
Багаевского
района
от
немецко-фашистских
захватчиков, соревнования, турниры, встречи с выдающимися спортсменами,
воспитанниками школы.
Основные механизмы развития дополнительного образования детей.
Основными механизмами развития дополнительного образования детей
являются:
-
формирование в средствах массовой информации нового имиджа
дополнительного
образования,
соответствующего
ценностному
статусу
дополнительного образования в современном информационном гражданском
обществе;
-
межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов,
в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного
типа, ведомственной принадлежности в рамках кластерных систем;
-
создание
интегрированных
(или
комплексных)
организаций социальной сферы;
-
партнерство
государства,
бизнеса,
институтов
гражданского
общества, семьи;
-
открытый
государственно-общественный
характер
управления
сферой дополнительного образования детей, реализуемый через механизмы
участия общественности, экспертного и профессионального сообщества в
принятии решений о поддержке тех или иных программ и проектов
дополнительного образования, в контроле качества реализации программ,
распределении бюджетных ресурсов;
-
создание
конкурентной
среды,
стимулирующей
обновление содержания и повышение качества услуг;
-
сочетание
в
управлении
качеством
услуг
дополнительного
образования детей элементов государственного контроля, независимой
оценки качества и саморегулирования;
-
персонифицированное финансирование, обеспечивающее поддержку
мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории
участников дополнительного образования путем закрепления за ними
определенного
объема
средств
(размер
персонифицированного обязательства)
и
их
передачи
организации
(индивидуальному предпринимателю),
реализующей
дополнительную
общеобразовательную
программу
после
выбора
этой
программы
потребителем;
-
единая система учета личных достижений детей в различных
дополнительных общеобразовательных программах (в рамках федеральных
государственных
образовательных
стандартов
общего
образования),
основывающаяся на едином открытом формате электронного портфолио и
его
представления
на
портале,
с
соблюдением
всех
требований
законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
-
информационная открытость, обеспечение доступа граждан к полной
и
объективной
информации
о
качестве
дополнительных
общеобразовательных программ, организациях, образовательных результатах
и о результатах общественно-профессиональной экспертизы этих программ;
-
обеспечение
инновационного,
опережающего
характера
развития
системы дополнительного образования детей при использовании лучших
традиций отечественной сферы дополнительного образования и успешных
мировых практик;
-
поддержка образовательных программ, ориентированных на группы
детей, требующих особого внимания государства и общества (дети из группы
социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из
семей с низким социально-экономическим статусом);
-
развитие сферы дополнительного образования детей как составляющей
национальной системы поиска и поддержки талантов, как основной для
профессионального самоопределения, ориентации и мотивации подростков и
молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких
технологий и промышленного производства;
-
опора на инициативы детей и семьи, использование ресурсов семейных
сообществ,
позитивного
потенциала
подростковых
и молодежных
субкультурных сообществ.
Новое, современное дополнительное образование,
один из
актуальных
вопросов
системы
дополнительного
образования
разворачивающееся в нашей стране разными путями и обеспечиваемое
сейчас «Целевой моделью развития региональных систем дополнительного
образования детей», предлагает принципиально иные подходы:
Во-первых, ребенка не нужно куда-то «направлять» и «включать» – он
должен
сам
реконструировать
интересные
и
актуальные
сферы
деятельности, в которых именно он может добиться прорыва и принести
пользу как себе, так и другим людям.
Во-вторых, базовой формой уже не может быть кружок – ею должна стать
образовательная программа, предполагающая разнообразие деятельности,
конечный продукт и возможность его использования; требующая не
«чувства товарищеского локтя», а продуктивного сотрудничества.
В-третьих, такое дополнительное образование должно обеспечивать для
учеников пробу собственных сил в интересных для них сферах «здесь и
сейчас» – а значит, в полной мере и на полную мощность использовать те
уникальные возможности, которые есть в данной конкретной территории.
Таким образом, я считаю, эффективным путем повышения качества
физического
воспитания
является
опосредованное
формирование
физкультурно-спортивного стиля жизни подрастающего поколения через
построение и постоянное обогащение физкультурно-спортивной среды
образовательного
пространства,
обеспечивающей
всем
его
субъектам
условия и возможности для физкультурно-спортивного саморазвития и
самовыражения,
а
это
возможно
благодаря
консолидации
усилий
дополнительного образования.
Инструктор-методист МБУДО ДЮСШ Багаевского района
Е.В.Домнина