Напоминание

"СОтрудничество и СОтворчество с родителями-путь к решению задач воспитания успешной личности из опыта работы с родителями учащихся начальных классов


Автор: Хабибрахманова Лилия Ирековна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Гимназия №39"
Населённый пункт: Республика Башкортостан г.Уфа
Наименование материала: Методическая мастерская
Тема: "СОтрудничество и СОтворчество с родителями-путь к решению задач воспитания успешной личности из опыта работы с родителями учащихся начальных классов
Раздел: начальное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

«СОтрудничество и СОтворчество с родителями ‒ путь к решению задач

воспитания успешной личности (из опыта работы с родителями учащихся

начальных классов)» ‒ учитель Хабибрахманова Л.И.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Предлагаю Вам посмотреть инсценировку басни Крылова. (видео)

Итог этой басни нам всем хорошо знаком.

А что, если перевести ее в воспитательную плоскость современной

школы…

Кого мы можем, без тени сомнения, представить на месте этих

персонажей?

ОТВЕТЫ: учителя, ученика и родителя

Вы правы, коллеги! И это довольно серьезная проблема, с которой каждый

из нас сталкивается в последнее время, увы, в се чаще…

Давайте вместе попытаемся изменить ход этой истории, а точнее свой

взгляд на воспитание!

Ещё А.С.Макаренко говорил, что воспитывает всё: вещи, явления, но

прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и

педагоги».

Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где

закладываются основы будущей личности.

С момента, когда ребёнок приходит в школу, возникает «педагогический

треугольник» (учитель – ученик – родитель). И именно от того, как

складываются отношения между его вершинами, зависят достижения в

воспитании и развитии наших детей.

Думаю, никого не надо убеждать в том, что успех в решении возникающих

проблем возможен только тогда, когда едины не только цель, но и пути

движения к ней. А цель, как показывает практика, одна ‒ дети должны

получать удовольствие от общения, от результатов совместного творчества,

стремления быть признанными и успешными.

Возможно, участники названного «воспитательного треугольника» по-

разному понимают «успешность» и то, какими качествами должен обладать

успешный ученик?

Будем разбираться.

Слово «успешный» образовано от слова «УСПЕХ».

Предлагаю вам дать ему коллективное определение, используя

рефлексивную методику СИНКВЕЙН.

Безусловно, вы с ней знакомы. Это стихотворение из 5 строк:

1 строка – это заголовок, тема синквейна, имя существительное.

У нас это «УСПЕХ».

2 строка – это 2 прилагательных – признаки, которые помогут

определить данное понятие.

3 строка – это 3 глагола, слова-действия, тоже помогающие

определить смысл данного понятия.

4 строка – это фраза о данном термине, несущая определенный смысл.

5 строка – это вывод, одно слово – синоним данного понятия.

На СЛАДЕ – примеры синквейнов, которые помогут вам в работе.

Жизнь.

Дети.

Активная, бурная.

Прекрасные, озорные.

Воспитывает, развивает, учит.

Играют, шалят, радуют.

Дает возможность реализовать себя.

Цветы нашей жизни.

Искусство.

Радость.

1 этап. Составлять синквейн предлагаю в ролевых группах: от имени

родителей, учителей и учеников. Готовый текст представитель каждой

группы, для наглядности, записывает на листе.

Успех

Прочный, настоящий

Добиться, закрепить, усилить

К успеху стремится каждый!

Признание

По завершении работы проводим анализ: выделяем сходные выражения.

2 этап. Так какой же он, успешный ученик? Какими качествами для этого

он должен обладать?

Представьте, что у каждой группы 3 цветных листочка, упавших с нашего

импровизированного дерева успеха.

Запишите на них те качества (по одному на каждом), которые вы считаете

наиболее значимыми для характеристики «успешного ученика» с точки

зрения выполняемой вами роли: от имени родителей, учителей и учеников.

Следующий шаг – закрепите их на «дереве».

Обобщим. Итак, успешный ученик – это...

(человек, умеющий ладить с окружающими; человек, реализовавший свои

способности, умеющий ставить цели и добиваться успеха в решении

поставленных задачах).

Анализирую полученный результат, находя общие характеристики и

закрепляю их на листы с синквеннами каждой группы.

Как учитель и классный руководитель, за годы своей практики (а это уже

…. лет) я тоже вывела свою формулу успеха:

1.

Ученик должен получать удовольствие от пребывания в школе и от

поддержки семьи.

2.

Когда дети удовлетворены – они счастливы.

3.

Когда они счастливы – они достигают желаемого.

4.

Достигнув желаемого – они успешны.

5.

Партнёрские отношения «ученик-учитель-родитель» = успешный

ученик.

За годы работы у меня постепенно сложилась определенная система

работы с родителями, позволяющая мне выстроить позитивные

партнерские отношения и направить все векторы воспитательного

взаимодействия в единое русло.

Формы работы я, как и многие, разделяю на индивидуальные и

групповые.

o

Индивидуальные консультации, беседы, посещение на дому (при

необходимости).

Остановлюсь на групповых, которые, на мой взгляд, работают

наиболее эффективно. Они представлены на СЛАЙДЕ.

o

Родительские собрания

o

Заседания родительского комитета

o

Совместные классные часы, праздники

o

Выезды на экскурсии

o

Участие с детьми в творческих конкурсах

o

Проектная деятельность

o

Участие вместе с детьми в акциях: «Время добрых дел», «Бессмертный

полк» и др.

Как вы знаете, знакомство с родителями будущих первоклассников

происходит часто еще на этапе предшкольной подготовки (в нашей Школе

«Малышок»), и первом собрании, где родители знакомятся с

нормативными документами, действующими в гимназии.

Затем я составляю план воспитательной работы на год, в который

включаю различные мероприятия с участием родителей.

При подготовке к родительским собраниям я придерживаюсь 5-ти

основных правил:

o

родителям нужна поддержка, помощь, добрый совет;

o

разговаривай с родителями спокойным тоном, не старайся назидать и

поучать, т.к. это вызывает раздражение и негативную реакцию со

стороны родителей;

o

умей терпеливо слушать родителей, давай возможность высказаться по

всем наболевшим вопросам;

o

готовясь к встрече с родителями ученика, помни, что любой родитель

хочет услышать о своем ребенке, в первую очередь, хорошее, дающее

шанс на будущее;

o

каждая встреча с родителями должна заканчиваться конструктивными

рекомендациями, как для родителя, так и для ученика.

Проработав в школе много лет и наблюдая за детьми и родителями, я

пришла к выводу, что им интересны нетрадиционные формы работы:

совместные праздники, поездки, экскурсии. И таких мероприятий у нас

довольно много.

Они по-настоящему сближают детей и родителей, классный коллектив

становится единым целым, большой семьёй, которая сплачивается и

интересно живёт только в том случае, если правильно организована

совместная деятельность педагога, детей и родителей.

Хочу представить вам алгоритм действий, по которому выстраиваю

свои взаимоотношения с детьми и их родителями и более подробно

рассказать о том, как именно проводятся в нашем классе мероприятия.

В 1 классе я готовлю и провожу праздники сама и роль родителей,

которых обязательно приглашаю, ‒ благодарные зрители.

Со 2 класса я делю детей на «звездочки» и родители автоматически

тоже делятся на эти «звёздочки» ‒ всего 5 групп. На первом собрании

предлагаю родителям на выбор 5 мероприятий, которые планируется

провести

в

классе.

Каждая

родительская

«звездочка»

выбирает

мероприятие по душе и затем начинает готовиться: планирует как пройдет,

придумывает сценарий. Я, в свою очередь, исполняю роль координатора-

консультанта, давая родителям рекомендации и направляя их.

Далее работа по заданию для «звездочек» с учителями-родителями.

Обобщение по результатам работы.

Возвращаясь к басне, можно сделать вывод, что сдвинуть воз воспитания

мы можем лишь совместными усилиями: учителей, родителей, детей.

Давайте же это сделаем!



В раздел образования