Автор: Хабибрахманова Лилия Ирековна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Гимназия №39"
Населённый пункт: Республика Башкортостан г.Уфа
Наименование материала: Методическая мастерская
Тема: "СОтрудничество и СОтворчество с родителями-путь к решению задач воспитания успешной личности из опыта работы с родителями учащихся начальных классов
Раздел: начальное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
«СОтрудничество и СОтворчество с родителями ‒ путь к решению задач
воспитания успешной личности (из опыта работы с родителями учащихся
начальных классов)» ‒ учитель Хабибрахманова Л.И.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Предлагаю Вам посмотреть инсценировку басни Крылова. (видео)
Итог этой басни нам всем хорошо знаком.
А что, если перевести ее в воспитательную плоскость современной
школы…
Кого мы можем, без тени сомнения, представить на месте этих
персонажей?
ОТВЕТЫ: учителя, ученика и родителя
Вы правы, коллеги! И это довольно серьезная проблема, с которой каждый
из нас сталкивается в последнее время, увы, в се чаще…
Давайте вместе попытаемся изменить ход этой истории, а точнее свой
взгляд на воспитание!
Ещё А.С.Макаренко говорил, что воспитывает всё: вещи, явления, но
прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и
педагоги».
Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где
закладываются основы будущей личности.
С момента, когда ребёнок приходит в школу, возникает «педагогический
треугольник» (учитель – ученик – родитель). И именно от того, как
складываются отношения между его вершинами, зависят достижения в
воспитании и развитии наших детей.
Думаю, никого не надо убеждать в том, что успех в решении возникающих
проблем возможен только тогда, когда едины не только цель, но и пути
движения к ней. А цель, как показывает практика, одна ‒ дети должны
получать удовольствие от общения, от результатов совместного творчества,
стремления быть признанными и успешными.
Возможно, участники названного «воспитательного треугольника» по-
разному понимают «успешность» и то, какими качествами должен обладать
успешный ученик?
Будем разбираться.
Слово «успешный» образовано от слова «УСПЕХ».
Предлагаю вам дать ему коллективное определение, используя
рефлексивную методику СИНКВЕЙН.
Безусловно, вы с ней знакомы. Это стихотворение из 5 строк:
1 строка – это заголовок, тема синквейна, имя существительное.
У нас это «УСПЕХ».
2 строка – это 2 прилагательных – признаки, которые помогут
определить данное понятие.
3 строка – это 3 глагола, слова-действия, тоже помогающие
определить смысл данного понятия.
4 строка – это фраза о данном термине, несущая определенный смысл.
5 строка – это вывод, одно слово – синоним данного понятия.
На СЛАДЕ – примеры синквейнов, которые помогут вам в работе.
Жизнь.
Дети.
Активная, бурная.
Прекрасные, озорные.
Воспитывает, развивает, учит.
Играют, шалят, радуют.
Дает возможность реализовать себя.
Цветы нашей жизни.
Искусство.
Радость.
1 этап. Составлять синквейн предлагаю в ролевых группах: от имени
родителей, учителей и учеников. Готовый текст представитель каждой
группы, для наглядности, записывает на листе.
Успех
Прочный, настоящий
Добиться, закрепить, усилить
К успеху стремится каждый!
Признание
По завершении работы проводим анализ: выделяем сходные выражения.
2 этап. Так какой же он, успешный ученик? Какими качествами для этого
он должен обладать?
Представьте, что у каждой группы 3 цветных листочка, упавших с нашего
импровизированного дерева успеха.
Запишите на них те качества (по одному на каждом), которые вы считаете
наиболее значимыми для характеристики «успешного ученика» с точки
зрения выполняемой вами роли: от имени родителей, учителей и учеников.
Следующий шаг – закрепите их на «дереве».
Обобщим. Итак, успешный ученик – это...
(человек, умеющий ладить с окружающими; человек, реализовавший свои
способности, умеющий ставить цели и добиваться успеха в решении
поставленных задачах).
Анализирую полученный результат, находя общие характеристики и
закрепляю их на листы с синквеннами каждой группы.
Как учитель и классный руководитель, за годы своей практики (а это уже
…. лет) я тоже вывела свою формулу успеха:
1.
Ученик должен получать удовольствие от пребывания в школе и от
поддержки семьи.
2.
Когда дети удовлетворены – они счастливы.
3.
Когда они счастливы – они достигают желаемого.
4.
Достигнув желаемого – они успешны.
5.
Партнёрские отношения «ученик-учитель-родитель» = успешный
ученик.
За годы работы у меня постепенно сложилась определенная система
работы с родителями, позволяющая мне выстроить позитивные
партнерские отношения и направить все векторы воспитательного
взаимодействия в единое русло.
Формы работы я, как и многие, разделяю на индивидуальные и
групповые.
o
Индивидуальные консультации, беседы, посещение на дому (при
необходимости).
Остановлюсь на групповых, которые, на мой взгляд, работают
наиболее эффективно. Они представлены на СЛАЙДЕ.
o
Родительские собрания
o
Заседания родительского комитета
o
Совместные классные часы, праздники
o
Выезды на экскурсии
o
Участие с детьми в творческих конкурсах
o
Проектная деятельность
o
Участие вместе с детьми в акциях: «Время добрых дел», «Бессмертный
полк» и др.
Как вы знаете, знакомство с родителями будущих первоклассников
происходит часто еще на этапе предшкольной подготовки (в нашей Школе
«Малышок»), и первом собрании, где родители знакомятся с
нормативными документами, действующими в гимназии.
Затем я составляю план воспитательной работы на год, в который
включаю различные мероприятия с участием родителей.
При подготовке к родительским собраниям я придерживаюсь 5-ти
основных правил:
o
родителям нужна поддержка, помощь, добрый совет;
o
разговаривай с родителями спокойным тоном, не старайся назидать и
поучать, т.к. это вызывает раздражение и негативную реакцию со
стороны родителей;
o
умей терпеливо слушать родителей, давай возможность высказаться по
всем наболевшим вопросам;
o
готовясь к встрече с родителями ученика, помни, что любой родитель
хочет услышать о своем ребенке, в первую очередь, хорошее, дающее
шанс на будущее;
o
каждая встреча с родителями должна заканчиваться конструктивными
рекомендациями, как для родителя, так и для ученика.
Проработав в школе много лет и наблюдая за детьми и родителями, я
пришла к выводу, что им интересны нетрадиционные формы работы:
совместные праздники, поездки, экскурсии. И таких мероприятий у нас
довольно много.
Они по-настоящему сближают детей и родителей, классный коллектив
становится единым целым, большой семьёй, которая сплачивается и
интересно живёт только в том случае, если правильно организована
совместная деятельность педагога, детей и родителей.
Хочу представить вам алгоритм действий, по которому выстраиваю
свои взаимоотношения с детьми и их родителями и более подробно
рассказать о том, как именно проводятся в нашем классе мероприятия.
В 1 классе я готовлю и провожу праздники сама и роль родителей,
которых обязательно приглашаю, ‒ благодарные зрители.
Со 2 класса я делю детей на «звездочки» и родители автоматически
тоже делятся на эти «звёздочки» ‒ всего 5 групп. На первом собрании
предлагаю родителям на выбор 5 мероприятий, которые планируется
провести
в
классе.
Каждая
родительская
«звездочка»
выбирает
мероприятие по душе и затем начинает готовиться: планирует как пройдет,
придумывает сценарий. Я, в свою очередь, исполняю роль координатора-
консультанта, давая родителям рекомендации и направляя их.
Далее работа по заданию для «звездочек» с учителями-родителями.
Обобщение по результатам работы.
Возвращаясь к басне, можно сделать вывод, что сдвинуть воз воспитания
мы можем лишь совместными усилиями: учителей, родителей, детей.
Давайте же это сделаем!