Автор: Щербинина Ольга Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Школа №150" Приволжского района
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Статья и программа развития ИКТ-компетенций и технологии развития критического мышления.
Тема: Работа по программам развития ИКТ-компетенций и технологии развития критического мышления.
Раздел: среднее образование
Работа по программам развития ИКТ-компетенций и технологии
развития критического мышления.
О.И.Щербинина
Директор МБОУ «Школа №150»
Приволжского района города Казани
В минувшем учебном году мы продолжили работать в направлении
удовлетворения спроса семей Казани и пригорода на образовательные
услуги, соответствующие растущим ожиданиям и требованиям динамично
изменяющейся социально-экономической среды мегаполиса. Современное
образование - это динамично развивающаяся система, которая находится на
острие новых тенденций, технологий и подходов к обучению. Можно с
уверенностью говорить о том, что образовательная система нашего города
соответствует общему принципу формирования единого образовательного
пространства, которое не только вывело образование на новый уровень, но,
безусловно, помогло всем нам в сложнейшей ситуации достойно закончить
учебный год. Современная школа – это не только источник знаний, это
самостоятельный, солидный интегратор всех возможностей города, полезных
для ученика; умный советчик и помощник в определении жизненного пути.
Сегодняшний принцип работы нашей образовательной организации дал свои
положительные результаты.
В нашей школе учатся 888 учащихся. Работают 51 педагог. 26 педагогов
имеют квалификационную категорию, из них- 3 педагога имеют высшую
квалификационную категорию. В последний год увеличилось количество
молодых специалистов.
Администрация школы в своей работе учитывает запросы родителей
(законных представителей) учащихся на образовательные услуги.
Школа успешно решает несколько главных задач: осуществление
образовательного процесса, направленного на получение высоких
образовательных результатов, безопасное пребывание обучающегося в
образовательной организации, организацию качественного питания, создание
условий для реализации дополнительного образования детей, санитарные
условия, медицинское обслуживание, использование преимуществ
современных информационных технологий, необходимые современные
материально-технические условия образования, которые определяют ее
современный облик. В школе активно работают: педагогический совет,
методический совет, объединения учителей-предметников, временные
творческие группы, совет старшеклассников, профсоюзный комитет школы.
Выявив запросы родителей, интересы обучающихся и воспитанников,
проанализировав ресурсное обеспечение образовательного процесса, нами
сформулирована миссия: «Создание благоприятных условий
образовательной деятельности, обеспечивающих каждому школьнику
качественное образование в соответствии с федеральными стандартами,
развитие ценностных ориентаций, формирование ведущих компетенций,
успешную социализацию».
Основные направления деятельности МБОУ «Школа №150»:
- реализация федеральных государственных образовательных
стандартов на уровнях начального, основного, среднего общего образования,
- создание условий для раскрытия потенциала каждого обучающегося и
воспитанника, повышение качества образования;
- расширение содержания образования на основе реализации принципа
вариативности;
- повышение профессиональной компетентности педагогического
коллектива через систему повышения квалификации;
- социальная и психологическая адаптация детей мигрантов;
- социализация детей из семей, попавших в трудную жизненную
ситуацию;
- реализация единой концепции воспитательной работы образовательной
организации, введение в практику системы разнообразных форм и методов
взаимодействия с семьей и общественностью, вовлечение родителей в
образовательный процесс в роли заказчика, соисполнителя, эксперта;
- развитие различных форм общественного участия в управлении
образовательной организацией.
В нашей школе с многонациональным составом учащихся создается
особая образовательная среда, ибо в содержании образования наряду с
общеобразовательным компонентом имеется и национально-региональный
компонент. Не секрет, что дети из соседних государств, поступающие в
нашу школу на обучение, зачастую даже не знают русский язык, не говоря о
других учебных навыках. Бывает, что и родители таких учеников так же
испытывают трудности в общении. Учащиеся и их родители принадлежат к
разным религиозным конфессиям и культурам, таким образом, наша школа
выполняет одну из социальных функций: консолидирует учащихся и их
родителей вокруг системы духовных ценностей не только своего народа, но и
всего человечества.
Образовательная среда школы с многонациональным составом
учащихся - это комплекс условий для достижения целей национального
образования. Ребенку, родившемуся сегодня, предстоит жить в современной
ему культуре, а для этого его необходимо готовить с детства.
В нашей работе мы исходим из того, что специфические по своим
функциям воспитание и обучение взаимосвязаны и диалектически
взаимодействуют между собой.
Актуальность нашей деятельности определяется и тем, что учебно-
воспитательный процесс в обычной школе организуется чаще всего на
основе
какой-нибудь
одной
национальной
культуры,
недостаточно
учитываются специфика и особенности культур разных национальностей. В
школе с многонациональным составом учащихся учитываются традиции
каждого народа, образовательный процесс направлен на формирование
этноориентированной личности, способной к творческому саморазвитию в
поликультурном обществе.
Такой подход способствует созданию образовательной системы, при
которой учащиеся усваивают родную культуру и язык, и в то же время
содержание образования выводит личность в российское и мировое
культурное пространство. Следовательно, целью образовательной системы
является
получение
полноценного
общего
среднего
образования
по
федеральным
стандартам
и
приобщение
детей
разных
этносов
к
национальной культуре, языку, истории, традициям. Изучение культуры
сопредельных
народов
должно
способствовать
формированию
у
детей чувства
собственного
достоинства,
культуры
межнациональных
отношений.
Следующим основным аспектом деятельности нашей школы, является
социально-педагогическая адаптация детей из семей, попавших в трудную
жизненную ситуацию. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации –
это дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети –
жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов; дети из семей
беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных
условиях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонением в
поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в
результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть
данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Основными
направлениями деятельности нашего коллектива в данном аспекте являются:
- выявление и индивидуальная профилактическая работа с семьями и
детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и в социально-
опасном положении;
- определение и предоставление конкретных видов и форм социально
реабилитационных услуг семьям и детям;
-индивидуальный подход, оказание адресной помощи каждой семье;
- организация и проведение работы по профилактике социальных
девиаций среди семей с детьми. Школа старается организовать не только
социально-педагогическую адаптацию, но так - же работает в досуговом и
бытовом направлении. Основная масса учащихся относящихся к данной
категории задействована во внеурочной деятельности посредством
посещения кружков различной направленности, посещают консультации и
занятия школьного психолога и занимаются в сенсорной комнате.
В 2020-2021 учебном году педагогический коллектив столкнулся с
проблемой, выявленной Институтом развития образования РТ при
проведении мониторинга по изучению компетенций педагогов школ. На
основании данной аналитики было выявлено недостаточное развитие ИКТ-
компетенций и компетенций связанных с развитием критического мышления
у самих педагогов.
В связи с данными обстоятельствами администрацией школы была
разработана дорожная карта по скорейшей интеграции западающих
компетенций в образовательный процесс. В дорожную карту включены не
только различные теоретические семинары и лекции, но и практические
семинары-практикумы и тренинги. Созданная инициативная группа из
педагогов, показавших наилучшие результаты по развитию компетенций,
провела ряд мероприятий, направленные на обучение остального
педагогического состава, согласно дорожной карте. Педагоги с большим
интересом посещали занятия и семинары, давали открытые уроки, делились
полученными навыками и впечатлениями. Обучение проходило в
творческой, дружеской обстановке, что способствовало еще большему
сплочению коллектива. По результатам проведенных мероприятий была
проведена внутренняя аналитическая работа, показавшая, что большая часть
педагогического коллектива повысила ИКТ-компетенции и открыла для себя
новое в технологии развития критического мышления.
Благодаря данной программе действий педагогический коллектив вышел
на
новый
профессиональный
уровень,
что,
несомненно
будет
способствовать улучшению качества образования в нашей школе.
«Рассмотрено» на
заседании
педагогического совета
протокол № __
от ___________
«Утверждено»
Директор МБОУ «Школа №150»
_________________О.И.Щербинина
Введено в действие приказом
№____от «___»_____20_____
Программа развития
ИКТ– компетенций педагогов
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №150»
Приволжского района города Казани
Разработчики программы: Закирова Д.А.- заместитель директора по УР
Пагель Т.В.- заместитель директора по УР
Спрожецкая Н.В.- учитель искусства
Оглавление
Пояснительная записка.
............................................................................................................................ 3
Цель и задачи программы
......................................................................................................................... 3
Ожидаемые результаты
............................................................................................................................. 4
Содержание программы.
........................................................................................................................... 4
Основные этапы программы повышения ИКТ-компетенций:
...........................................................4
1 блок. Диагностика проблем и успехов в перспективе освоения . Постановка задач.
Планирование путей решения.
......................................................................................................... 4
2 блок. Организация мероприятий.
.................................................................................................. 4
Направление изучения инноваций.
.......................................................................................................... 5
1 блок. Диагностика проблем и успехов в перспективе освоения. Постановка задач.
Планирование путей решения.
............................................................................................................. 5
2 блок. Организация мероприятий по изучению.
................................................................................6
Перспективный план работы с педагогами
............................................................................................ 8
по повышению ИКТ-компетенций
........................................................................................................... 8
Пояснительная записка.
На сегодняшний день ни для кого не новость, что ИКТ- компетенции учителя в
образовательном учреждении должна быть на высоком уровне. Однако, на каком именно
высоком? В ряде случаев этот вопрос остаётся открытым. В особенности, на фоне
технического прогресса, а также того изобилия нового оборудования, которое существует
и поступает в образовательные учреждения. Обычно, в таких случаях, учителя «опускают
руки» в попытках гнаться за прогрессом и ограничивают себя основными компетенциями,
которые требует закон об образовании. И здесь их тоже, в чём-то, можно понять. Отсюда
и берут начало основные принципы данной программы. Первые, из которых направлены
не на обучение учителей инновациям «в лоб», а на предварительный анализ их
доступности для самих учителей. Создание психологически комфортных условий для
учителя в изучении инноваций. А это значит, в первую очередь, - диагностика ИКТ-
компетенций учителя, в том числе его психологический настрой на работу с инновациями.
Во вторую очередь- получение знаний о работе с инновациями на основе преемственности
опыта других своих коллег. Именно такое начало, по моему мнению, сложит
благоприятный психологический климат для учителя в освоении инноваций и, как
следствие, качественное обучение. Далее, уже следует организация тематических
семинаров на необходимые темы, которые помогут учителям более подробно разобраться
с той или иной темой изучаемого вопроса.
Цель и задачи программы
Цель программы: повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании
информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе.
Задачами программы:
1.
Выявление базового уровня ИКТ- компетенций педагогов.
2.
Разработка системы методической поддержки педагогам в области повышения их
информационной компетенции.
3.
Определение эффективности разработанной системы методических мероприятий.
Ожидаемые результаты
В процессе реализации данной программы планируется получить следующие ожидаемые
результаты:
- наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;
- овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов
средствами Microsoft Office;
- формирование положительной мотивации к использованию ИКТ;
- овладение методическими приемами использования ИКТ в образовательном процессе;
- овладение приемами организации дистанционного повышения квалификации и после
курсовой поддержки педагога;
- овладение педагогами приемами разработки стратегических планов творческого
обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;
Содержание программы.
Основные этапы программы повышения ИКТ- компетенций:
1 блок. Диагностика проблем и успехов в перспективе освоения. Постановка задач.
Планирование путей решения.
Данная деятельность осуществляется администрацией учреждения.
1.
Диагностика уровня ИКТ- компетенций учителя и его склонности к изучению
(анкетирование, личная беседа, посещение уроков).
2.
Формирование инициативной группы учителей (тьюторов) в освоении.
3.
Определение направлений работы каждого учителя группы.
4.
Определение роли, постановка задач, планирование работы группы, как
тьюторов, в процессе освоения в масштабе школы.
2 блок. Организация мероприятий по изучению.
Данная деятельность осуществляется группой школьных тьюторов.
1.
Определение учителей в предметных направлениях.
2.
Проведение мероприятий по преемственности опыта (открытые уроки,
внутренние семинары).
3.
Проведение плановых семинаров по изучению.
4.
Промежуточная диагностика успешности освоения учителями.
5.
Организация конкурсной деятельности среди учителей в освоении.
6.
Диагностика результатов работы повышения ИКТ- компетенций учителей.
Организация
всевозможных
конкурсов
отражает решение
поставленных
задач и
достижение поставленной цели.
Направление изучения.
1 блок. Диагностика проблем и успехов в перспективе освоения. Постановка задач.
Планирование путей решения.
1.
Диагностика уровня ИКТ- компетенций учителя и его склонности к изучению
(анкетирование, личная беседа, посещение уроков).
Данную деятельность проводит администрация учреждения. Ответственными за
работу в данном направлении разрабатывается анкетирование учителей с целью
выявления основных проблем в сфере ИКТ-компетенций.
Пусть в нашем случае перед администрацией будет поставлена задача в освоении:
1)
Интерактивной доски в начальной школе.
2)
Модульного оборудования в основной школе.
3)
Использования планшета в учебном процессе.
Вопросы анкет не должны быть перегружены сложными терминами и понятиями.
Эти вопросы должны отражать всего лишь базовые знания ИКТ, которые в
дальнейшем станут отправной точкой для обучения. Анкета должна отразить самый
минимум тех знаний, которые требуются для обучения ИКТ- компетенциям. К ним
можно отнести вопросы:
1.
Какой у Вас уровень подготовки ИКТ?
2.
В каком объеме Вы используете ИКТ при работе с вашими учениками в рамках
своего предмета?
3.
Используете ли Вы ЭОР и учебные среды по своему предмету?
4.
Есть ли у Вас компьютер?
5.
Сколько времени Вы имеете компьютер?
6.
Помогает ли Вам компьютер в работе?
7.
Перечислите известные Вам поисковые системы в сети Интернет.
8.
Имеете ли Вы свой электронный почтовый ящик? Если да – напишите его.
9.
Есть ли у Вас опыт работы с интерактивной доской?
10. Есть ли у Вас опыт работы с планшетным компьютером?
11. Как интенсивно вы используете ЭОР по предмету?
12. Как часто Вы используете результаты учебной работы учеников цифровой формы
в качестве подтверждения их успехов?
13. Как часто вы используете программные средства подготовки своих презентаций
для занятий?
Подобная анкета позволяет диагностировать основные ИКТ-компетенции учителя,
которые относятся к базовым: понятие компьютера, поиск информации в Интернет,
электронная почта.
Первыми мероприятиями по обучению необходимо провести те, которые позволят
для каждого учителя исправить отрицательные ответы анкеты на положительные.
2.
Формирование инициативной группы учителей в освоении ИКТ компетенций.
Инициативная группа выбирается из тех, у кого есть интерес в данном направлении.
Это самое главное. На первых этапах обучения эта группа в основном складывается
из членов команды по информатизации. Тех, для кого данное направление работы
определено основным. Однако далее, их будут дополнять и заменять другие учителя,
у которых в освоении ИКТ- компетенций имеются успехи. И это является самым
важным в ходе программы обучения – обучение через преемственность опыта.
3.
Определение направлений работы для каждого члена инициативной группы.
Для каждого направления обучения определяется свой член инициативной группы,
который станет тьютором в данном направлении.
4.
Определение роли, постановка задач, планирование работы группы, как тьюторов, в
процессе освоения ИКТ компетентности в масштабе учреждения.
Задача тьютора – обозначить объём своих знаний в данном направлении и
разработать (лично или совместно) план обучения учителей.
2 блок. Организация мероприятий по изучению ИКТ- компетенций.
Данная деятельность осуществляется группой школьных тьюторов.
1.
Определение учителей в предметных направлениях.
На данном этапе коллектив учителей разделяется по предметным принципам. Т.е.
происходит их разделение на учителей начальной, основной и старшей школы, а
также на предметные области.
2.
Проведение мероприятий по преемственности опыта (открытые уроки, внутренние
семинары).
Учителя-тьюторы проводят открытые уроки для учителей, демонстрируя свой опыт
и возможности оборудования.
3.
Проведение плановых семинаров по изучению ИКТ- компетенций.
На данном этапе определяется время для проведения обучающих семинаров внутри
учреждения. Явка на семинары должна быть обязательной. Пусть за счёт
методических дней. На семинарах работа может складываться из разных форм.
Например, при изучении работы интерактивной доски в начальной школе.
1 семинар. Демонстрация тьютором основных возможностей интерактивной доски.
В завершении – «домашнее задание» учителям-слушателям по данной теме.
2 семинар. Демонстрация тьютором основных возможностей интерактивной доски.
В завершении – «домашнее задание» учителям-слушателям по данной теме.
3 семинар. Знакомство с технологией вебинаров. Регистрация.
4 семинар. Участие в вебинаре. Рассмотрение его содержания.
5 семинар. Демонстрация решений каждого учителя-слушателя.
6
семинар.
Совместное
планирование
урока
каждого
учителя-слушателя
с
применением интерактивной доски.
7 семинар. Проведение открытых уроков для тьютора и учителей-слушателей по
разработанному совместно плану с использованием интерактивной доски.
8 семинар. Рефлексия по итогам обучения интерактивной доске и её использовании в
образовательном процессе.
Что касается использования модульного оборудования по предметам в основной
школе, то здесь всё сложено иначе. Здесь учителя сами изучают оборудование и
демонстрируют его другим. То, как они его сами изучали. Для таких случаев ряд
семинаров может быть сложен так.
1 семинар. Демонстрация оборудования.
2 семинар. Демонстрация презентации.
3 семинар. Открытый урок с использованием изученного оборудования.
Данная серия семинаров относится только к одному виду оборудования (одному
предмету). Для другого оборудования следует другая серия семинаров и т.д.
4.
Промежуточная диагностика успешности освоения учителями ИКТ- компетенций.
Диагностика здесь должна включать в себя все вопросы, рассматриваемые на
семинарах.
5.
Организация
конкурсной
деятельности
среди
учителей
в
освоении
ИКТ-
компетенций.
Объявление конкурсной работы по использованию изучаемого оборудования.
Конкурсы проводятся по направлениям:
1)
Лучший открытый урок.
2)
Лучшее обучение коллеги.
3)
Лучшая презентация.
4)
Лучшая рабочая программа (разработанная с внедрением нового оборудования в
КТП).
6.
Диагностика результатов работы повышения ИКТ- компетенций учителей.
Содержит вопросы минувшего цикла, а так же плавно переходит в первую
аналитическую диагностику на очередной цикл обучения.
Перспективный план работы с педагогами
по повышению ИКТ- компетенций
№ п/
Тема
Цель
Месяц
п
1.
Анкетирование педагогов
Определить степень использования
ИКТ
Декабрь
2.
Семинар на тему:
«Основы работы
на профессиональном компьютере»
Приобщить педагогов к компьютерной
грамотности, дать первичные
практические навыки работы на
современном персональном
компьютере.
3.
Практическое занятие по теме:
«Работа в текстовом редакторе
Microsoft Word»
Овладение приемами создания Word-
документа.
4.
Практическое занятие по теме:
«Интерактивная доска»
Овладение приемами работы с
интерактивной доской.
5.
Семинар – практикум для педагогов на
тему: «Мультимедийные презентации
в образовательном процессе»
(1занятие – теоретическая часть)
Сформировать представление
педагогов о целесообразности
использования ИКТ в различных
видах образовательной деятельности.
Январь
6.
Семинар – практикум для педагогов на
тему: «Мультимедийные презентации
в образовательном процессе»
(2 занятие – практическая часть)
Овладение приемами создания
педагогически эффективных
презентаций в программе Microsoft
Power Point
7.
Консультация на тему:
«Что такое браузер»
Дать педагогам представление о
понятие «поисковая система», и как
осуществляется перемещение в
глобальной компьютерной сети
Интернет.
8.
Практическое занятие: «Создание
электронной почты в поисковой
системе Yandex, Google».
Дать представление педагогам о
значение электронной почты,
актуальности её использования и
этапах создания.
9.
Консультация на тему:
«Использование компьютерных
программ в образовательном процессе
с учениками»
Сформировать представление
педагогов о компьютерных
программах, видах компьютерных
программ и их использование в
образовательном процессе с детьми
10.
Мастер – класс для учителей по
использованию ИКТ.
Развивать умение педагогов
использовать ИКТ в работе,
индивидуальная работа, совместная
деятельность и т.д.
11.
Практическое занятие:
«Создание профессионального
сайта педагога»
Дать представление педагогов о
значение создания сайта педагога в
сети интернет, как одной из форм
трансляции опыта педагогов, этапы
создания.
12.
«Домашнее задание» подготовка и размещение материалов на личных сайтах
педагогов
Февраль
13.
Открытые занятия с применением ИКТ и интерактивных технологий для
учителей МБОУ «Школа №150»
14.
Конкурсы
15.
Итоговое анкетирование педагогов
Определить степень использования
ИКТ
16.
Семинар на тему: «Обобщения опыта
работы за год и планирование работы
на следующий учебный год»
Систематизация знаний и умений
педагогов и разработка плана работы
на будущий год.
«Рассмотрено» на
заседании
педагогического совета
протокол № __
от ___________
«Утверждено»
Директор МБОУ «Школа №150»
_________________О.И.Щербинина
Введено в действие приказом
№____от «___»_____20_____
Программа развития
критического мышления у педагогов
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №150»
Приволжского района города Казани
Разработчики программы: Закирова Д.А.- заместитель директора по УР
Пагель Т.В.- заместитель директора по УР
Спрожецкая Н.В.- учитель искусства
Оглавление
Пояснительная записка.......................................................................................3
Цель и задачи программы...................................................................................6
Ожидаемые результаты......................................................................................7
Содержание программы......................................................................................8
Основные этапы программы повышения критического мышления:.............8
1 блок. Теоретический........................................................................................8
2 блок. Практический..........................................................................................9
Направление изучения........................................................................................9
1 блок. Теоретический........................................................................................9
2 блок. Практический. Организация мероприятий по изучению
критического мышления.......................................................................................12
Перспективный план работы с педагогами...................................................13
по повышению знаний о критическом мышлении.........................................13
Пояснительная записка.
Мыслить критически - это, значит уметь анализировать информацию с
позиций логики, уметь выносить обоснованные суждения, решения и
применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным
ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление означает не
негативность суждений и критику, а разумное рассмотрение разнообразия
подходов, с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения.
«Критическое» в этом контексте означает «аналитическое». Критическое
мышление это своего рода направленное мышление, поскольку оно нацелено
на получение желаемого результата.
Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление –
тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым
утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при
этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление –
необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за
собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути –
некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее имя,
чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в
нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы приведем
ниже.
Конструктивную основу «технологии критического мышления»
составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса.
На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся
знания и представления об изучаемой теме. Формируется личный интерес,
определяются цели рассмотрения той или иной темы.
На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило,
обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее
систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе
изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения
старой и новой информации. Происходит формирование собственной
позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже
можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся
закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные
представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.
В ходе работы, в рамках этой модели обучающиеся овладевают
различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать
собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и
представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств,
выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к
окружающим.
Функции трех фаз технологии развития критического мышления
Вызов
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией,
пробуждение интереса к теме)
Информационная (вызов «на поверхность» имеющих знании по теме)
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
Осмысление содержания
Информационная (получение новой информации по теме)
Систематизационная (классификация полученной информации по
категориям знания)
Рефлексия
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению
информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний,
выработка собственной позиции, оценка процесса)
Основные методические приемы развития критического мышления
1. Прием «Кластер»
2. Таблица
3. Учебно- мозговой штурм
4. Интеллектуальная разминка
5. Зигзаг, зигзаг -2
6. Прием «Инсерт»
7. Эссе
8. Приём «Корзина идей»
9. Приём «Составление синквейнов»
10. Метод контрольных вопросов
11. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»
12. Круги по воде
13. Ролевой проект
14. Да – нет
15. Приём «Чтение с остановками»
16. Приём « Взаимоопрос»
17. Приём «Перепутанные логические цепочки»
18. Приём « Перекрёстная дискуссия»
Цель и задачи программы
Основной целью формирования критического мышления педагогов
является расширение мыслительных компетенций для эффективного
решения научных и практических проблем обучения. При этом необходимо
учитывать следующие принципы построения технологии развития
критического мышления:
-
информационной насыщенности учебного и практического материала
для использования аргументов, доказательств или опровержений,
основанных на конкретных фактах, источниках, данных;
-
социальной обусловленности предмета осмысления. Ранее было
отмечено, что критическое - это мышление социальное, поэтому подбор
проблем, задач, тем для обсуждения следует осуществлять с учетом этого
особого свойства;
-
коммуникативности в процессе осмысления проблемы и ее
обсуждения с учетом того, что это мышление индивидуальное и
самостоятельное, но проявляется оно в спорах, дискуссиях, при обсуждениях
и публичных выступлениях, поэтому коммуникативные навыки участников в
осмыслении проблемы для формирования данного типа мышления играют
решающую роль в успехе;
-
мотивации и потребности в знании - основан на том, что отправным
пунктом мыслительной деятельности вообще и проявление критичности ума
в особенности, является рефлексия, которая возможна при условии, если
человек мотивирован на то, чтобы узнать, понять, осмыслить, установить
истину или получить положительный результат;
-
научности, достоверности и доступности информации - способности и
умения определить ценность информации, необходимой для формирования
критического мышления.
Задачами программы:
1.
Рассмотреть понятие задачи и их роль в обучении.
2.
Выявить различные подходы к определению понятий «критичность»
и «критическое мышление» на основе анализа психолого-педагогической
литературы.
3.
Рассмотреть методы определения уровня критичности мышления
учащихся.
4.
Раскрыть
различные
приемы
и
средства
формирования
критического
мышления
учащихся
общеобразовательной
школы
при
обучении математике.
5.
Выделить
методические
особенности
организации
обучения
математике учащихся с помощью задач на развитие критичности.
6. Раскрыть кейс-технологию как одну из форм организации обучения
математике по формированию критического мышления учащихся старших
классов общеобразовательной школы на примере темы «Отбор корней при
решении логарифмических уравнений».
7. Разработать методические материалы по теме «Логарифмическая
функция»,
способствующие
развитию
критичности
учащихся
общеобразовательной школы.
Ожидаемые результаты
В процессе реализации данной программы планируется получить
следующие ожидаемые результаты:
По окончанию реализации проекта ожидаемые результаты включают в
себя:
1. Повышение информативной грамотности в учебной деятельности.
2.
Применение
навыков
целенаправленной
и
последовательной
деятельности.
3. Применение технологии «вдумчивое чтение» и «рефлексивное письмо».
4. Новый стиль мышления, для которого характерны открытость, гибкость,
рефлексивность.
5. Применение базовых качеств личности: критическое мышление,
коммуникативность,
креативность,
мобильность,
самостоятельность,
толерантность, ответственность за собственный выбор и результат своей
деятельности.
6.
Повышение
культуры
чтения,
включающей
в
себя
умение
ориентироваться
в
источниках
информации,
адекватно
понимать
прочитанное, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
7. Стимулирование самостоятельной поисковой деятельности.
Владение разнообразными стратегиями разрешения проблемных ситуаций
– одно из важных качеств человека, умеющего мыслить критически.
Образовательная технология развития критического мышления и предлагает
ряд учебных стратегий, позволяющих не только обучать посредством
решения проблем, но и обучаться разнообразным способам решения
жизненных затруднений.
Содержание программы.
Основные этапы программы повышения критического мышления:
1 блок. Теоретический.
Данная деятельность осуществляется администрацией учреждения.
5.
Диагностика уровня сформированности и развития критического
мышления учителя и его склонности к изучению (анкетирование, личная
беседа, посещение уроков).
6.
Формирование инициативной группы учителей (тьюторов) в освоении.
7.
Определение направлений работы каждого учителя группы.
8.
Определение роли, постановка задач, планирование работы группы,
как тьюторов, в процессе освоения в масштабе школы.
2 блок. Практический.
Данная деятельность осуществляется группой школьных тьюторов.
7.
Определение учителей в предметных направлениях.
8.
Проведение мероприятий по преемственности опыта (открытые уроки,
внутренние семинары).
9.
Проведение плановых семинаров по изучению.
10. Промежуточная диагностика успешности освоения учителями.
11. Организация конкурсной деятельности среди учителей в освоении.
12. Диагностика результатов работы по формированию и развитию
критического мышления учителей.
Организация всевозможных конкурсов отражает решение поставленных
задач и достижение поставленной цели.
Направление изучения.
1 блок. Теоретический.
5.
Диагностика уровня сформированности и развития критического
мышления учителя и его склонности к изучению (анкетирование, личная
беседа, посещение уроков).
Данную
деятельность
проводит
администрация
учреждения.
Ответственными
за
работу
в
данном
направлении
разрабатывается
анкетирование учителей с целью выявления основных пробелов в знаниях о
критическом мышлении..
Пусть в нашем случае перед администрацией будет поставлена задача в
освоении трех фаз базовой модели технологии развития критического
мышления.
1 этап «Вызов» (ликвидация чистого листа).
Учитель ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап «Осмысление» (реализация осмысления).
На
данной
стадии
учитель
под
руководством
администрации,
приглашенных гостей и своих коллег ответит на вопросы, которые сам
поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап «Рефлексия» (размышление).
Размышление и обобщение того, «что узнал» учитель на семинарах по
данной проблеме.
Вопросы анкет не должны быть перегружены сложными терминами и
понятиями. К ним можно отнести вопросы:
1.
Способ мышления, при котором человек ставит под сомнение
поступающую информацию, собственные убеждения, называется:
2.
Укажите, верно ли следующее утверждение:
Критическое мышление не является врожденной способностью, а
значит, его можно развивать.
3.
Что является характерным для критического мышления?
4.
Какая умственная деятельность не относится к критическому
мышлению?
5.
Выберите признаки критического мышления.
6.
Что означает аббревиатура РКМЧП?
7.
Для чего, по мнению Михаила Казиника, необходимо использовать
метод парадоксов?
8.
Клиповое мышление — это?
9.
Из каких этапов состоит урок в технологии РКМЧП?
10.
Какие
методы
можно
применять
на
уроке
для
развития
критического мышления?
Подобная анкета позволяет диагностировать,
что учителя знают про
критическое мышление.
Первыми мероприятиями по обучению необходимо провести те, которые
позволят для каждого учителя исправить отрицательные ответы анкеты на
положительные.
6.
Формирование инициативной группы учителей в освоении знаний о
критическом мышлении.
Инициативная группа выбирается из тех, у кого есть интерес в данном
направлении. Это самое главное. На первых этапах обучения эта группа в
основном складывается из тех, кому данное направление работы знакомо.
Однако далее, их будут дополнять, и заменять другие учителя, у которых в
освоении знаний о критическом мышлении имеются успехи. И это является
самым
важным
в
ходе
программы
обучения
–
обучение
через
преемственность опыта.
7.
Определение направлений работы для каждого члена инициативной
группы.
Для каждого направления обучения определяется свой член инициативной
группы, который станет тьютором в данном направлении.
8.
Определение роли, постановка задач, планирование работы группы,
как тьюторов, в процессе освоения знаний о критическом мышлении в
масштабе учреждения.
Задача тьютора – обозначить объём своих знаний в данном направлении и
разработать (лично или совместно) план обучения учителей.
2 блок. Практический. Организация мероприятий по изучению
критического мышления.
Данная деятельность осуществляется группой школьных тьюторов.
7.
Определение учителей в предметных направлениях..
На данном этапе коллектив учителей разделяется по предметным
принципам. Т.е. происходит их разделение на учителей начальной, основной
и старшей школы, а также на предметные области.
8.
Проведение мероприятий по преемственности опыта (открытые уроки,
внутренние семинары).
Учителя-тьюторы проводят открытые уроки для учителей, демонстрируя
свой опыт и возможности оборудования.
9.
Проведение
плановых
семинаров
по
изучению
критического
мышления.
На данном этапе определяется время для проведения обучающих
семинаров внутри учреждения. Явка на семинары должна быть обязательной.
Пусть за счёт методических дней. На семинарах работа может складываться
из разных форм.
Промежуточная диагностика успешности освоения учителями знаний о
критическом мышлении.
Диагностика здесь должна включать в себя все вопросы, рассматриваемые
на семинарах.
10. Организация конкурсной деятельности среди учителей в освоении
знаний о критическом мышлении.
Объявление
конкурсной
работы
по
использованию
изучаемого
оборудования.
Конкурсы проводятся по направлениям:
5)
Лучший открытый урок.
6)
Лучшее обучение коллеги.
7)
Лучшие приемы.
8)
Лучшая презентация.
11. Диагностика результатов работы повышения знаний о критическом
мышлении учителей.
Содержит вопросы минувшего цикла, а так же плавно переходит в первую
аналитическую диагностику на очередной цикл обучения.
Перспективный план работы с педагогами
по повышению знаний о критическом мышлении
№
п/п
Тема
Цель
Месяц
17.
Анкетирование педагогов
Определить степень знаний о
критическом мышлении
Февраль
18.
Семинар на тему:
«Что такое критическое
мышление»
Сформировать умения
учителей применять технологию
развития критического
мышления в учебном процессе;
19.
Практическое занятие по
теме:
«Методические приемы,
формирующие критическое
мышление»
Формирование у членов
семинара следующие
компетенции: умение
осуществлять самоанализ
профессиональной деятельности;
умение определять критерии
эффективности занятия; умение
осуществлять учебное
сотрудничество и
профессиональную
коммуникацию для решения
практических задач учебной и
педагогической деятельности;
умение проектировать занятие.
20.
Практическое занятие по
теме:
«Первый этап- Вызов»
Изучают следующие приемы,
позволяющие
повысить
мотивацию
к
изучению
материала:
Таблица
«Знаю,
хочу
узнать, узнал»
Таблица
«Плюс-минус-
интересно»
Лестница успеха
Дерево целей
Графический организатор
«Рыбья кость»
Высказывания по кругу
Мозговой штурм
«Тонкие»
и
«толстые»
вопросы
Графический организатор
«Кластеры (гроздья)»
Ключевые слова
Высказывания «верю / не
верю»
«Шесть шляп мышления»
21.
Практическое занятие по
теме:
«Первый этап-
Осмысление»
Изучаются приемы:
Таблица
«Знаю,
хочу
узнать, узнал»
Таблица
«Плюс-минус-
интересно»
Концептуальная таблица
«Тонкие»
и
«толстые»
вопросы
Разбивка
текста
на
логические блоки
Чтение с остановками
Разметка текста
«Бортовой журнал»
Март
22.
Практическое занятие по
теме:
«Первый этап- Рефлексия»
Знакомство
с
приемом
«Солнечный
зайчик»,
установление
причинно-
следственных
связей
между
блоками информации, возврат к
ключевым
словам,
верным
и
неверным утверждениям, ответы
на
поставленные
вопросы,
организация
устных
и
письменных
круглых
столов,
"Фишбон", "Двухрядный стол",
Синквейн.
23.
«Домашнее задание» подготовка и размещение материалов на
личных сайтах педагогов
Апрель
24.
Открытые занятия с применением методик и приемов
развития критического мышления для учителей МБОУ «Школа
№150»
25.
Конкурсы
26.
Итоговое анкетирование
педагогов
Определить степень владения
приемами формирования и
развития критического
мышления
27.
Семинар на тему:
Систематизация знаний и
«Обобщения опыта работы за
год и планирование работы
на следующий учебный год»
умений педагогов и разработка
плана работы на будущий год.