Напоминание

"Особенности развития графомоторных навыков у младших школьников с умственной отсталостью".


Автор: Галина Викторовна Юдина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ТОГБОУ "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения".
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности развития графомоторных навыков у младших школьников с умственной отсталостью".
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности развития графомоторных навыков

у младших школьников с умственной отсталостью.

Графомоторные навыки неразрывно связаны с функционированием всей

психики в целом и с различными психическими процессами в частности. Такие

ученые, как Г.Н. Рахмакова, Е.И. Скиотис, Р.Д. Тригер выделяют основные

трудности в формировании графомоторных навыков у обучающихся с

умственной отсталостью, такие как неумение писать буквы связно, на основе

двигательных элементов, по определенному алгоритму, а также невыполнение

алгоритма

трех

видов

соединения

букв

в

словах.

М.М. Кольцова отмечает, что у некоторых обучающихся с умственной

отсталостью трудности могут быть связаны с леворукостью и обусловлены тем,

что

обучающихся

ранее

пытались

переучивать.

Таким

обучающимся

необходимо выполнять задания той рукой, которой им легче работать . Т.М.

Головина утверждает, что характерным для обучающихся с умственной

отсталостью является нарушение мелкой моторики, что проявляется слабости

рук, недостаточной координированности и взаимозаменяемости.

По мнению Л.В. Занкова, обучающиеся с умственной отсталостью,

приступая

к

новому

заданию,

долго

не

могут

сосредоточиться

на

последовательности выполнении операций. Их движения неловки, хаотичны,

пальцы рук непослушны; правая рука, как правило, опережает действия левой,

что приводит к несогласованности движений.

По данным И.А Грошенкова, нарушение моторики у обучающихся с

умственной отсталостью при выполнении работы требует от них ловких

действий. Если вначале движения рук неточны, то в процессе, систематической

работы, рука приобретает уверенность и точность. Все это способствует

благоприятному развитию руки для письма, и соответственно к учебной

деятельности.

По мнению Т.А. Власовой, М.С. Певзнер данное нарушение связано с

неумением координировать работу обеих рук, сочетать их движения с

движениями корпуса, управлять сложными движениями. Обучающимся сложно

дается

дифференциация,

быстрота,

плавность

включения

в

движение,

переключение с одного движения на другое.

Как считает С.Д. Забрамная, при поступлении в специальное учебное

заведение у обучающихся с умственной отсталостью обнаруживают крайнюю

неумелость, их пальцы вялы, не удерживают мелких предметов, они не могут

осуществлять соотносящих, сопоставительных движений.

Проблемы

формирования

графомоторных

навыков

во

многом

объясняются тем, что им свойственны недостаточная целенаправленность

действий,

неумение

анализировать

и

соблюдать

последовательность

выполнения заданий на уроке. Без помощи учителя обучающиеся не могут себя

контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки. У процесса

письма

выделяют

такие

компоненты,

как

творческий,

графический

и

орфографический. Обучающиеся с умственной отсталостью на начальном

уровне образования овладевают только графическим компонентом процесса

письма.

В процессе изучения особенностей письма у обучающихся с умственной

отсталостью на начальном уровне образования выявлено, что недоразвитие

зрительного

анализатора

и

синтеза

у

обучающихся

данной

категории

обуславливает частоту смешения графически сходных букв.

Обучающиеся

с

умственной

отсталостью

проявляют

слабость

самоконтроля

во

время

письма,

для

них

характерно

несовершенство

зрительного

и

двигательного

контроля

движений.

Слабый

контроль

графической стороны письма обучающихся проявляется в следующем: формы

букв далеки от образца, буквы отставлены не равномерно, наклон нарушен,

буквы не выдерживают нужную высоту, не соблюдают расположение букв по

линии строки, то есть не держат линейность при письме. Особенно ярко

ошибки проявляются с появлением требований орфографического грамотного

письма –письмо под диктовку или списывание с доски.

Низкая способность к анализу и синтезу визуально поступающей

информации, сниженная дифференцированность зрительного восприятия и

анализа, неумением подчинить восприятие поставленной задаче, низкий

уровень

осмысления

наглядно

и

на

слух

воспринимаемого

материала

осложняют формирование навыков выделения деталей и признаков при

написании букв у обучающихся с умственной отсталостью на начальном уровне

образования.

Одним из следствий этого может быть забывание начертания редко

встречающихся букв, смешение их между собой (ч и ц; ф и щ) или смешение

близких по оптическим характеристикам букв, что затрудняет начальное

обучение

и

требует

оказания

коррекционной

помощи

обучающимся

с

умственной отсталостью .

Причиной дефектов восприятия при интеллектуальных нарушениях

является несформированность ориентировочной деятельности. Обучающиеся

не умеют целенаправленно рассматривать то, на что направлен их взгляд, и

вслушиваться в то, что звучит в данный момент.

У обучающихся с органическим поражением головного мозга нередко

наблюдается недостаточная координированность движений, особенно тонких

движений пальцев, а также наличие лишних движений, повышенная резкость,

неумение рационально распределять усилия, сложность в установлении нужной

амплитуды и временных параметров. Нарушения моторики проявляются у них

главным образом в недоразвитии тонко дифференцированных движений

пальцев рук. Двигательные нарушения обусловлены поражением высшего

уровня регуляции движений.

Обучающиеся с умственной отсталостью, по мнению В.А. Насоновой

проявляют слабость самоконтроля во время письма. Для них характерно

несовершенство зрительного и двигательного контроля за движениями. Слабый

контроль за графической стороной письма обучающихся проявляется в

следующем: формы букв далеки от образца, буквы отставлены друг от друга

неравномерно, наклон нарушается, буквы не выдерживают нужную высоту, не

соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат линейность

при письме и другие ошибки.

Обучающиеся, у которых имеется двигательная недостаточность с трудом

усваивают технику письма и грамотное письмо. Они имеют своеобразный

почерк (сильный нажим, неровные буквы). Некоторые из них с трудом

удерживают в руках ручку, тратят много времени на то, чтобы подготовиться к

работе. Двигательная недостаточность обучающихся особенно ярко выражена

при выполнении сложных движений, где требуется точное дозирование

мышечных усилий, перекрестная координация движений, пространственно-

временная организация моторного акта, словесная регуляция движений.

Трудности в овладении письмом возникают у обучающихся вследствие того, что

каждый из процессов, необходимых для написания слова, у них нарушен.

Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов

на составные части.

Из-за нарушения произношения трудно производить звуковой анализ и

синтез. Из-за нарушения моторной сферы наблюдаются ошибки в написании

букв, пространственной ориентировки на листе бумаги. Графически сходные

изображения

букв

создают

препятствие

для

запоминания

их

образов.

Обучающиеся с умственной отсталостью воспринимают объекты недостаточно

дифференцированно: не выделяют частей букв, не отмечают соотношения

между ними и их расположения.

Таким образом, формирование графомоторных навыков у обучающихся с

умственной отсталостью осуществляется со специфическими трудностями,

которые связаны с отклонениями психического и физического развития. Низкий

уровень познавательной активности, замедленность процесса переработки

информации,

несовершенство

межанализаторной

интеграции

и

ориентировочной деятельности, а также слабость самоконтроля затрудняют

овладение

графомоторными

навыками

обучающихся

с

умственной

отсталостью.

Список литературы

1.

Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер,

2001. 554 с.

2.

Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных)

образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2000. 200 с.

3.

Макадей Л.И. Особенности эмоциональной сферы младших школьников с

умственной отсталостью // Международный журнал прикладных и

фундаментальных исследований. 2010. № 9. С. 123-135.



В раздел образования