Напоминание

Формирование экологической культуры младших дошкольников посредством проектной деятельности


Автор: Удалова Алена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 20"
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование экологической культуры младших дошкольников посредством проектной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование

экологической

культуры

младших

дошкольников

посредством проектной деятельности

Здравствуйте, я хочу поделиться своим опытом работы с детьми. Моя статья

посвящена проектной деятельности.

Актуальность и необходимость экологического воспитания и обучения детей

дошкольного возраста несомненна.

Принятые нормативно – правовые акты в РФ в области экологического

воспитания, подразумевают под собой создание

системы непрерывного

экологического дошкольного образования.

Поскольку именно в этом

возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к

окружающему миру.

Работа по данной теме проводилась в рамках программы «От рождения до

школы».

Мной были проведены некоторые проекты, которые мы осуществили с

детьми. Тема тикаи содержание проектов разнообразна. В младшей группе

проекты короткие.

Работа по проекту «Осенний листопад» проводилась: на занятиях, в

упражнениях, играх (подвижных, пальчиковых, дидактических), при чтении

художественной литературы и рассматривании иллюстраций , при просмотре

презентаций. В группе были организованы выставки творчества детей и

родителей.

Проект помог заложить первые представления и ориентиры в мире природы.

Благодаря работе по проекту дети наблюдали, воспринимали происходящие

вокруг них сезонные явления–листопад, познакомились с качествами

природного материала, у детей активизировался словарь (цвет осенних

листьев), развивалось зрительное и слуховое внимание.

При просмотре презентации показала детям краски«золотой осени».

Раскрыли новое понятие«листопад».

При проведении проекта так же провели игру

«Оденем куклу на

прогулку»,уточнили название осеней одежды, т.к. листопад бывает осенью.

При проведении пальчиковой гимнастики развивали мелкую моторику рук,

укреплялись мышцы рук.

При проведении дыхательной гимнастики«Чей листок дальше улетел»

укреплялась дыхательная мускулатура, развивала длительный плавный

выдох.

Предлагала рассмотреть листочки, их цвет, затем предлагала долго, плавно

подуть на листоки посмотреть, как он полетит.

Так же устраивали соревнования «Чей листок улетит раньше», «Чей листок

улетит дальше».

Играя в дидактическую игру «Сложи листочек», ребят сформировали умения

складывать из частей целое, повторяли цвета.

Раскладывая листочки по цвету воспитанники повторяли принцип «Такой-не

такой».

Танцуя с осенними листочками, ребята передавали образ осени, ве

опадающих листьях деревьев.

В своих рисунках ребята передали красоту осени.

В работе

использовала как словесные и наглядные методы, таки

практические. Наблюдение во время прогулок, беседы по содержанию

стихотворений и рассказов; дидактические и подвижные игры. Разучили

стихотворения и песенки и танцы про осень.

Впечатления, которые получают дети от общения с природой , способствуют

формированию любви к природе, интереса к окружающему миру. В период

работы над проектом мы с детьми проводили очистку участка от опавших

листьев.

Реализация проекта «Овощи» осуществлялась в игровой форме с включением

детей в различные виды творческой и практической деятельности.В течение

работы над проектом дети знакомились с разнообразием овощей, узнавали и

называли овощи по их внешним признакам - форме, цвету, величине, их

пользе для организма.

Проектпомогзаложитьпредставленияобовощах.

В течение проекта малыши в игре обследовали разные овощи и учились их

различать по форме, цвету, размеру, по тактильным ощущениям.

В

дидактической игре «Чудесный мешочек» дети закрепляли форму, цвет и

название овощей.

Слушали стихи, сказки об овощах («Репка», «Пых») ит.д.

При выполнении аппликации сравнивали формы овощей с геометрическими

фигурами. Закрепляли понятие «цвет».

При проведение беседы повторили где растут овощи ,и когда их сажают,

когда собирают.

В подвижной игре дети закрепляли процесс развития и роста овощей.

В месте с детьми мы рассматривали картинки «Овощи».

Смотрели презентацию «Что и как растет», мультфильм «Приключения

огурчика. Проводили дидактические игры и упражнения: «Помоги зайчику

собрать урожай», «Подбери по размеру», «Найди пару», «Чего не стало»,

«Разрезные картинки», лепили морковку для зайчика. С большим интересом

малыши приняли участие в игре драматизации по стихотворению «Овощи»

Ю. Тувим.

Входе самостоятельной деятельности детям были предложены раскраски,

кубики

по

теме

«Овощи»,

иллюстрации,

натуральные

овощи

для

рассматривания, организованы сюжетно-ролевые игры «Овощной магазин»,

В

результате

проделанной

работы,

у

детей

повысился

интерес

к

познавательной и творческой деятельности; по высилась экологическая

компетентность.

Актуальность реализации проекта «Ёлочка» очевидна. По традиции в канун

Нового года мы хотим поставить себе в дом живую елочку. В рамках проекта

«Елочка» дети получили знания о том, почему елка является атрибутом

нового года. Выяснили, какой может быть елка в современном мире.

Формировалипредставленияодеревьях. Знакомилисьсрастительныммиром.

При проведении беседы мы узнали, какая елка может быть: живая,

искусственная. Узнали, где делают искусственные ели.

В дидактической игре «Наряди елку» дети закрепляли понятия «большой-

маленький», закрепляли умение группировать по цвету и величине.

С ребятами провели целевую прогулку «В гости к елочке» на участок

детского сада–с целью формирования у детей представления о живой елке,

способствовать

развитию

умения

называть

характерные

особенности

строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев

Провела

беседу «Друзьяелочки»,

прочиталистихи,

сказки,

рассказы,

училипесни, водилихороводы. Дидактические игры - «Собери елку», «Найди

самую высокую елку», «Сделаем бусы на елку». Беседа: «Маленькой елочке

хорошо в лесу!» формирование представлений о необходимости сохранения

елочки и способах ее замены.

Аппликация «Зимний лес» - воспитывать у детей интерес к жизни елочек,

понимания необходимости сохранения их целостностей

Нарисованиидети, коллективнорисовалиелочки.

На празднике дети пели песни, читали стихотворения, которые заучивали во

время проекта, и, конечно же, любовались ёлочкой в музыкальном зале и

была она не «живой», а искусственной.

Подводя

итоги

своей

работы,

можно

сделать

вывод:

я

добились

поставленной цели, воспитанники узнал и много нового и интересного о

зеленой красавице, об ее значении в природе и жизни человека.

Цель проекта «Покормите птиц зимой» - это привлечь внимание к пернатым

и забота о них.

Так же проект позволил познакомиться детям с понятиям перелетные и

зимующие птицы. Узнать птиц, которые зимуют в нашем городе.

Проводя беседу с детьми «Зимующие птицы» ребята узнали, какие птицы

остаются зимовать, а какие улетают на зимовку в теплые края.

Выполняя аппликацию «Скворечник» ребята с интересом выполняли свою

работу.

Дети с большим желанием откликнулись на призыв сделать кормушки. По

настоянию детей родители изготовили разные кормушки для птиц. Была

организована выставка, где все дети и родители, даже с соседних групп,

восхищались разнообразием столовых. Выходя на прогулку, дети каждый

день кормили птиц. К кормушкам прилетали и снегири, синички и воробьи

Главным результатом этой проектной деятельности стало отношение к

зимующим птицам: зимой о птицах надо заботиться подкармливать и делать

кормушки.

Дети знакомились с произведениями разных авторов, которые писали про

птиц, играли в подвижные игры.

В проекте «Лучок» совместно с детьми был посажен лук.

За которым дети с удовольствием ухаживали , а также употребляли его в еду.

С детьми была проведена беседа о полезных свойствах лука.

Ребята с удовольствием изобразили лук на своих рисунках.

Играли в дидактические игры «Вершки–корешки», «Разложи по порядку»,

«Во саду в огороде», «Повар», разрезные картинки «Овощи».

Посмотрели и обсудили мультфильм «Лунтик. Лук».

Провели подвижную игру «Кто быстрее соберет лук в корзину»и др.

В процессе реализации проекта:

1. Дети научились сажать лук и ухаживать за ним.

2. В процессе работы над проектом ребята рассматривали рост лука,

отметили, что он полезен для здоровья.

3.Дети познакомились с художественной литературой о луке :Е. Благинина

«Не мешайте мне трудиться», Н. Никитина «Что растет в огороде»; чтение

стихов, пословиц и отгадывание загадок о луке.

4. У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в

комнатных условиях.

5. Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и

результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания,

осознания собственных умений.

6. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на

вопрос, почему необходим лук.

В ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых

организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось

эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и

результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее

относиться

к

растительному

миру,

правильно

взаимодействовать

с

растениями по принципу «не навреди».

К участию в проектах также были привлечены и родители

Спасибо за внимание!



В раздел образования