Напоминание

"Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течении недели"


Автор: Шишова Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Водоватовский д/сад №10"
Населённый пункт: село Водоватово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течении недели"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проектирование работы воспитателя с детьми по проблеме ДО по теме «Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течении недели» IIIишова Татьяна Викторовна Воспитатель МБОДУ «Водоватовский детский сад №10» Арзамаский район с.Водоватово 2016 г.
Наблюдение за зимующими птицами.


Наблюдение 1. «За воробьями и воронами».

Цель
: Продолжить знакомить детей с зимующими птицами( ворона, воробей) закрепить их названия; учить замечать характерные особенности в их строении и поведении: размер, окраску, способ передвижения.
Способы:
 Использование загадок: В серой шубке перовой И в морозы он герой, Скачет, на лету резвится, Не орел, а все же птица.  Анализ загадок.  Использование художественного слова воспитателем.  Рассматривание и сравнение внешнего вида ( размер, окраска оперенья, особенности передвижения).  Проведение подвижных и дидактических игр: П/и «Воробушки», Д\и «Что это за птица».
Средства
: птицы: вороны, воробьи; иллюстрации птиц.
Вывод:
Воробьи маленькие, серенькие или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна.

Наблюдение 2. «За синицей и сорокой».

Цель:
Закрепить знания детей о зимующих птицах, учить замечать характерные особенности строения птиц: разный цвет оперенья на различных участках тела.
Способы:
 Использование художественного слова, воспитателем и детьми.  Рассматривание внешнего вида с выделением характерных особенностей.  Описание птиц.  Словесная игра «Придумай словечко» (сорока-белобока, длиннохвостая, стрекотуха, красавица, модница и т.д.)  Обсуждение примет, пословиц и поговорок. « Мала птичка, да коготок остер» « Сорока лезет под крышу – будет метель».  Проведение подвижной игры « Зимующие и перелетные птицы».
Средства:
птицы: сорока, ворона, атрибуты для игры. Стих. А Барто «Синица», «Сорока».
Вывод:
Синицы - шустрые, небольшие ловкие, смелые с ярким разноцветным опереньем. Сорока - большая белая птица, но хвост, голова и крылья - черные. У сороки много прозвищ, так как , перелетая с места на место, она громко стрекочет.



Наблюдение 3. «Какие звуки издают птицы?»

Цель:
Учить детей различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробья, стрекотанье сороки). Воспитывать интерес к самостоятельному наблюдению.
Способы:
 Прослушивания голосов птиц в грамзаписи.  Игра «Найди птиц по голосу».  Самостоятельное наблюдение (по какому поводу кричат птицы).  Подражание их голосам.  Игра «Кто как кричит».  Разучивание стихотворения.
Средства:
магнитофон, иллюстрации птиц, птицы, стих. В. Приходько «Воробей».
Вывод:
Каждая птица «разговаривает» по-своему. Воробьи громко чирикают, когда находят корм, и созывают своих собратьев. Сороки стрекочут, когда перелетают с места на место. Вороны кричат, если видят опасность. Птицы молчат, когда наблюдают, сидя на ветках.

Наблюдение 4 «Птичьи следы на снегу»

Цель:
Развивать у детей интерес и наблюдательность, умение определять птиц по их следам и способу передвижения.
Способы:
 Использование художественного слова детьми о своей птичке.  Сравнение и описание птиц. Как ворону отличить от воробья? Синицу от сороки? Какие следы они оставляют на снегу? Кто кивает головой при каждом шаге? Кто не шагает, а скачет?  Поисковое задание. Рассмотреть следы на снегу и определить, чьи они?  Логическое задание. Почему возле кормушек много следов?
Средства:
птицы, свежевыпавший снег.
Вывод:
Птицы оставляют следы на свежевыпавшем снегу. Они похожи на « крестики». Размер следов зависит от размера птицы. По следам можно читать события- «цепочка» оборвалась , значит птица взлетела. «Крестиков» много и они в беспорядке – значит, несколько птиц кормились на этом месте.

Наблюдение 5
.
Наблюдение за птицами в разных погодных условиях.

Цель:
Формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе; воспитывать дружелюбные и заботливые отношения к птицам.


Способы:
 Обсуждение примет, пословиц, поговорок (с подтверждением их на практике) Птицы спустились и садятся на землю – будет оттепель, птица хохлится – к непогоде.  Самостоятельное наблюдение (разный температурный режим влияет на поведение птиц).  Составление описательного рассказа об одной из птиц.  Фотографирование птиц и последующее рассматривание фотографий.  Трудовая деятельность: расчистка кормушек.
Средства:
птицы, фотоаппарат, кормушки, лопатки.
Вывод:
При сильных морозах птицы нахохливаются, распушают перья, чтобы согреться. Они приближаются ближе к человеку, надеясь на помощь. В солнечную, теплую погоду птицы оживляются, их много.

Наблюдение 6. « Поведение птиц на кормушке».

Цель:
Уточнить название птиц, которые питаются в кормушке и летают вблизи участка; учить замечать особенности в их поведении. Воспитывать бережное отношение к птицам и желание им помочь.
Способы:
 Беседа. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? Назовите зимующих птиц ? С какими трудностями они встречаются? Где могут добыть себе корм ? Как им помочь? Кого чем накормить?  Поисковое – трудовое задание (насыпать семечки, зерно, хлебные крошки, развесить сало) Определить кто что любит, как ведут себя во время питания.  Словесная игра «Кто к нам прилетел на кормушку»  Психологическая ситуация: «Если бы вы были птичкой, то чтобы вы сказали детям, которые вас каждый день подкармливают?»  Чтение стихов о птицах.  Проведение дид - игры «Птицы на кормушке».  Трудовая деятельность: изготовление кормушек из шишек.
Средства:
птицы, кормушка, корм, шишки.
Вывод:
Птицы ведут себя по разному, воробьи предпочитают хлебные крошки, семечки. Питаются стайкой. Вороны всеядные, они очень осторожные ведут свое наблюдение с забора, дерева. И прежде чем спуститься к кормушке, они обязательно проведут «разведку» и лишь потом спустятся к корму. Синицы предпочитают сало. Сорока выбирает косточки. Птицам зимой трудно добыть корм, поэтому люди должны подкармливать и заботиться о них.


В раздел образования