"Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течении недели"
Автор: Шишова Татьяна Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Водоватовский д/сад №10" Населённый пункт: село Водоватово Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течении недели" Раздел: дошкольное образование
Проектирование работы воспитателя с детьми по проблеме ДО
по теме «Разработка системы непрерывных наблюдений за природными
объектами в течении недели»
IIIишова Татьяна Викторовна
Воспитатель
МБОДУ «Водоватовский детский сад №10»
Арзамаский район
с.Водоватово
2016 г.
Наблюдение за зимующими птицами.
Наблюдение 1. «За воробьями и воронами».
Цель : Продолжить знакомить детей с зимующими птицами( ворона, воробей)
закрепить их названия; учить замечать характерные особенности в их строении
и поведении: размер,
окраску, способ передвижения.
Способы:
Использование загадок:
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица.
Анализ загадок.
Использование художественного слова воспитателем.
Рассматривание и сравнение внешнего вида ( размер, окраска оперенья,
особенности передвижения).
Проведение подвижных и дидактических игр: П/и «Воробушки»,
Д\и «Что это за птица».
Средства : птицы: вороны, воробьи; иллюстрации птиц.
Вывод:
Воробьи маленькие, серенькие или серо-коричневые, летают стайкой; ворона
крупная, серо-черная, летает одна.
Наблюдение 2. «За синицей и сорокой».
Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах, учить замечать
характерные особенности строения птиц: разный цвет оперенья на различных
участках тела.
Способы:
Использование художественного слова, воспитателем и детьми.
Рассматривание внешнего вида с выделением характерных особенностей.
Описание птиц.
Словесная игра «Придумай словечко» (сорока-белобока, длиннохвостая,
стрекотуха, красавица, модница и т.д.)
Обсуждение примет, пословиц и поговорок.
« Мала птичка, да коготок остер»
« Сорока лезет под крышу – будет метель».
Проведение подвижной игры « Зимующие и перелетные птицы».
Средства: птицы: сорока, ворона, атрибуты для игры. Стих. А Барто «Синица»,
«Сорока».
Вывод:
Синицы - шустрые, небольшие ловкие, смелые с ярким разноцветным
опереньем.
Сорока - большая белая птица, но хвост, голова и крылья - черные.
У сороки много прозвищ, так как , перелетая с места на место, она громко
стрекочет.
Наблюдение 3. «Какие звуки издают птицы?»
Цель: Учить детей различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье
воробья, стрекотанье сороки). Воспитывать интерес к самостоятельному
наблюдению.
Способы:
Прослушивания голосов птиц в грамзаписи.
Игра «Найди птиц по голосу».
Самостоятельное наблюдение (по какому поводу кричат птицы).
Подражание их голосам.
Игра «Кто как кричит».
Разучивание стихотворения.
Средства: магнитофон, иллюстрации птиц, птицы, стих. В. Приходько
«Воробей».
Вывод:
Каждая птица «разговаривает» по-своему.
Воробьи громко чирикают, когда находят корм, и созывают своих собратьев.
Сороки стрекочут, когда перелетают с места на место.
Вороны кричат, если видят опасность.
Птицы молчат, когда наблюдают, сидя на ветках.
Наблюдение 4 «Птичьи следы на снегу»
Цель: Развивать у детей интерес и наблюдательность, умение определять птиц
по их следам и способу передвижения.
Способы:
Использование художественного слова детьми о своей птичке.
Сравнение и описание птиц.
Как ворону отличить от воробья? Синицу от сороки?
Какие следы они оставляют на снегу?
Кто кивает головой при каждом шаге?
Кто не шагает, а скачет?
Поисковое задание. Рассмотреть следы на снегу и определить, чьи они?
Логическое задание. Почему возле кормушек много следов?
Средства: птицы, свежевыпавший снег.
Вывод:
Птицы оставляют следы на свежевыпавшем снегу. Они похожи на «
крестики». Размер следов зависит от размера птицы. По следам можно
читать события- «цепочка» оборвалась , значит птица взлетела. «Крестиков»
много и они в беспорядке – значит, несколько птиц кормились на этом
месте.
Наблюдение 5 . Наблюдение за птицами в разных погодных условиях.
Цель: Формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и
изменениями в неживой природе; воспитывать дружелюбные и заботливые
отношения к птицам.
Способы:
Обсуждение примет, пословиц, поговорок (с подтверждением их на
практике)
Птицы спустились и садятся на землю – будет оттепель,
птица хохлится – к непогоде.
Самостоятельное наблюдение (разный температурный режим влияет на
поведение птиц).
Составление описательного рассказа об одной из птиц.
Фотографирование птиц и последующее рассматривание фотографий.
Трудовая деятельность: расчистка кормушек.
Средства: птицы, фотоаппарат, кормушки, лопатки.
Вывод:
При сильных морозах птицы нахохливаются, распушают перья, чтобы
согреться. Они приближаются ближе к человеку, надеясь на помощь.
В солнечную, теплую погоду птицы оживляются, их много.
Наблюдение 6. « Поведение птиц на кормушке».
Цель: Уточнить название птиц, которые питаются в кормушке и летают
вблизи участка; учить замечать особенности в их поведении. Воспитывать
бережное отношение к птицам и желание им помочь.
Способы:
Беседа.
Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?
Назовите зимующих птиц ? С какими трудностями они
встречаются?
Где могут добыть себе корм ? Как им помочь?
Кого чем накормить?
Поисковое – трудовое задание (насыпать семечки, зерно, хлебные
крошки, развесить сало) Определить кто что любит, как ведут себя
во время питания.
Словесная игра «Кто к нам прилетел на кормушку»
Психологическая ситуация: «Если бы вы были птичкой, то чтобы вы
сказали детям, которые вас каждый день подкармливают?»
Чтение стихов о птицах.
Проведение дид - игры «Птицы на кормушке».
Трудовая деятельность: изготовление кормушек из шишек.
Средства: птицы, кормушка, корм, шишки.
Вывод: Птицы ведут себя по разному, воробьи предпочитают хлебные
крошки, семечки. Питаются стайкой.
Вороны всеядные, они очень осторожные ведут свое наблюдение с
забора, дерева. И прежде чем спуститься к кормушке, они обязательно
проведут «разведку» и лишь потом спустятся к корму.
Синицы предпочитают сало. Сорока выбирает косточки.
Птицам зимой трудно добыть корм, поэтому люди должны
подкармливать и заботиться о них.