Напоминание

Как сгладить конфликт воспитатель – родитель в детском саду.


Автор: Вохмина Надежда Федоровна
Должность: заведующий
Учебное заведение: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 104 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Как сгладить конфликт воспитатель – родитель в детском саду.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Как сгладить конфликт воспитатель – родитель в детском саду.

Мир

постоянно

информационно

усложняется.

Чтобы

сохранять

уровень

компетентности,

необходимо

все

время

чему-либо

учиться,

заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное

образование

становится

потребностью.

Современная

семья

все

чаще

нуждается

в

разнообразных

знаниях:

медицинских,

педагогических,

психологических, юридических. Деятельность педагогического коллектива

детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в

социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой

проблеме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению

жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель –

родитель», требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.

Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в

условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.

Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими

активными помощниками и единомышленниками.

Мы часто сетуем на то, что родителям безразличны наши усилия, что

они не хотят идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей. А

задумывались ли мы когда-нибудь о том, что, возможно, это мы не можем

расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских

садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.

Воспитатель

– это работник дошкольного учреждения, который не

только непосредственно отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей,

но и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с

программой детского сада.

Родитель – это «заказчик», который приводит своего ребенка в детский

сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а, зачастую, и единственного

ребенка) были созданы самые благоприятные условия. У родителя ребенок

один (два, три). У воспитателя – в среднем от 15 до 30. И это тоже нужно

учитывать, потому что количество персонального внимания на каждого

ребенка

обратно

пропорционально

количеству

детей.

И

он

также

заинтересован в том, чтобы обеспечить детям благоприятные условия, не

забывая про свои образовательно-воспитательные обязанности.

Поэтому

дошкольная

образовательная

организация,

несомненно,

является

пространством,

в

котором

не

исключено

возникновение

конфликтных ситуаций, которые возникают между родителями (законными

представителями) воспитанников и воспитателем. «Яблоком раздора»,

конечно же, является ребёнок и всё то, что с ним связано. Причин для

конфликта может быть множество: родитель не удовлетворён положением

ребёнка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией

воспитательно-образовательного процесса в целом и т. д.

Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Со стороны родителей это:

с ребенком мало занимаются в саду;

не создают должных условий для укрепления его здоровья;

не могут найти подход к ребенку;

используют

непедагогические

методы

в

отношении

ребенка

(моральные и физические наказания);

плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили

трусики, не переодели грязную футболку);

ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все

съедал;

ограничивают свободу ребенка;

часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не

устраивает воспитателей;

не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных

детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях,

ударили, поцарапали.

У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям:

неуважительно

относятся

к

персоналу

детского

сада,

могут

отчитать на повышенных тонах при ребенке;

забывают

оплатить

квитанции,

вовремя

внести

плату

за

дополнительные занятия;

забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;

приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без

элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня

садика);

поздно забирают детей;

плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не

уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно

найти подход);

предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются

к мелочам.

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».

Конфликт

является нормой общественной жизни. Вместе с тем,

психологи

подчёркивают

необходимость

создания

механизмов

психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций.

Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит

в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию

поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения

конфликта:

ЧЕТЫРЕ СОВЕТА ЧТО БЫ ПОГАСИТЬ КОНФЛИКТЫ

1.Относитесь к

конфликту как к

возможности.

Если настроить себя на

спокойную беседу, можно

ответить на атаку

приглашением к

открытому и честному

диалогу

.

В диалоге вы

совместно выявить

проблему и найдете

лучшее решение.

2.Начните слушать

родителя.

Попытка услышать

поможет перестать

обороняться и позволит

понять чувства и

проблемы оппонента. Это

позволит увидеть

возможные пути

преодоления разногласий.

3. Найдите истоки

конфликта.

Чтобы управлять

эмоциями, которых

разжигают

противостояние, нужно

понять их источник.

Контроль эмоций

возможен, только если

начать за ними наблюдать

и говорить о них.

4. Подойдите к решению

конфликта как к задаче.

Решайте задачу совместно

с оппонентом, так вы

перестанете приминать ее

слишком близко к сердцу

и сможете улучшить

внешнюю ситуацию и

уладить внутренние

противоречия.

Возникновение конфликта (появление противоречий).

Осознание данной ситуации как конфликтной

хотя бы одной

стороной.

Конфликтное поведение.

Исход конфликта.

Конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть

полезными например:

Получение социального опыта

Нормализация морального состояния

Получение новой информации

Помогает прояснить отношения

Стимулирует позитивные изменения

Самое

главное,

уметь

правильно

разрешать

их.

Поскольку

профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе

целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в

конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

Психологи предлагают 4 способа сгладить конфликтные ситуаций:

1 способ. Сочувствие.

Отнеситесь к родителям с сочувствием. Гнев и раздражение неприятны

самому родителю, и наша задача помочь ему избавиться от этих негативных

эмоций. Для этого необходимо дать родителю возможность выговориться.

Выслушайте его. Не высказывайте никакие ответные претензии, пожелания,

возражения.

Побуждайте

родителя

говорить

дальше.

Используйте

уважительную и поддерживающую интонацию.

Почему работает

Сочувствие создает пространство диалога.

Ваше участие поможет собеседнику

высказаться. Это успокоит родителя. После

того как родитель успокоиться, вы сможете

наладить диалог и понять, что нужно

исправить для устранения конфликта

Фразы помощники

Я вас полностью понимаю. Говорите все, мне

важно это знать. Да, это очень серьезно. Я на

вашей стороне. Помогите мне вас понять.

Чем я могу помочь прямо сейчас?

2 способ. Психологическое айкидо.

Вам нужно соглашаться с оппонентом, амортизировать и не атаковать

самому. Продолжайте слова и действия родителя. Не ждите, чтобы вас

начали критиковать, начните критиковать себя сами. Сразу согласитесь с тем,

что говорит родитель. Можете использовать парафраз – повторение его же

слов или перефразирование максимально близко к тексту.

Почему работает

Согласие в конфликте обезоруживает спорщика.

Признание вами своих недостатков или

ошибочных действий даст ему почувствовать себя

победителем, снизить остроту претензий. Родитель

будет видеть в вас умного человека, признающего

его правоту, а это главное условие для

дальнейшего диалога.

Фразы помощники

Это моя ошибка. Это вина детского

сада. Вам есть из-за чего злиться.

Я

признаю, что допустил эту ошибку. Это

потому, что я… (назовите свой

недостаток).

3 способ. Тайм-аут.

Прием «Тайм-аут» можно использовать только один раз. Скажите

родителю, что вам нужно время для решения вопроса. Обязательно

аргументирует

необходимость

тайм-аута.

Чтобы

ваше

поведение

не

выглядело

бездействием,

выслушивайте,

предложите

выполнить

бюрократические процедуры, например, написать заявление. Если родитель

против тайм-аута, не настаивайте.

Почему работает

Тайм-аут позволяет не принимать решение

сгоряча. У вас появляется время продумать

стратегию решения проблемы.

Фразы помощники

Давайте сделаем перерыв и после него

поищем решение. Девайте на некоторое

время отложим обсуждения этого и

поговорим о… (чем-то, что имеет отношение

к ситуации, но не самое острое в ней)

4способ. Нейтрализация.

Успокоить

родителя

можно

с

помощью

нейролингвистического

программирования. Для этого нужно переключить его внимание на другой

канал

восприятии

зрительный,

слуховой

или

тактильный.

Нужно

совершить простое действие, на которое отвлечется спорщик. При этом не

прерывайте общение по делу, не пытайтесь сменить тему беседы.

Почему работает

Даже если человек захвачен эмоциями, у него

действует ориентировочный рефлексы: внимание

переключается на изменение, которое улавливают

органы чувств. Это не устраняет повод для

конфликта, но регулирует выраженность эмоций у

спорщика. После этого вам будет легче направить

разговор га поиск решений.

Фразы помощники

Уроните на пол карандаш. Включите

или выключите свет. Откройте окно.

Закашляйтесь. Смените громкость или

темп своей речи: сначала скажите что-

то громко и быстро (но не агрессивно),

затем сразу заметно тише и медленнее.

Конфликтные ситуации – неотъемлемая часть жизни любого человека,

и детский сад не становится исключением. Большинство людей не любят

конфликты и стараются избегать их, однако когда речь идет о детях, это не

всегда возможно. Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про

интриги,

скандалы

и

расследования.

Мамы

и

папы

шпионят

за

воспитателями, подслушивают, что происходит в группе, ищут любую

мелочь, чтобы придраться к педагогу, ведь их самый лучший ребенок

достоин только самого лучшего воспитателя. За царапину они, по крайней

мере, на словах, грозятся «порвать» или «встретить в темном переулке» эту

«воспиталку», «чужую тетку», которая никогда не полюбит ребенка. Но ведь

воспитатель в садике и не должен любить детей как родных. Для этого у

ребенка есть родители. Воспитатели выполняют свою работу, работу очень

сложную и, на мой взгляд, достойную большого уважения. И если родитель

настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит.

Детский сад – это не рай и не ад для ребенка, это такой же этап в его

жизни, как школа, институт, и от умения выстраивать правильно отношения

с людьми, работающими с нашими детьми, зависит во многом то, как будет

складываться их жизнь в детском саду.

В заключение, хочется пожелать коллегам всегда находить достойный

и действенный выход из конфликтов. При этом важно не забывать о том, что

родители – это полноправные участники образовательного процесса, с

которыми нужно стремиться выстраивать доверительные и гармоничные

отношения.



В раздел образования