Напоминание

Формирование навыков контроля и самоконтроля младших школьников на уроках литературного чтения


Авторы: Ординарцева Елена Сергеевна, Лена Сергеевна Ординарцева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГОУ "Забайкальский центр специального образования и развития "Открытый мир"
Населённый пункт: Чита
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование навыков контроля и самоконтроля младших школьников на уроках литературного чтения
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование навыков контроля и самоконтроля младших

школьников на уроках литературного чтения

Ординарцева Е.С.

Учитель начальных классов

Проблема

формирования

учебной

деятельности

процесс

многоплановый, сложный и идти может многообразными путями. Учебная

деятельность включает в себя следующие компоненты: мотивов учебной

деятельности,

целеполагание,

учебные

действия,

действий

контроля,

самоконтроля и оценки. Особое значение в учебной деятельности младших

школьников уделяется действиям контроля и самоконтроля, так как именно

они

характеризуют

учебную

деятельность

как

управляемый

самим

обучающимся произвольный процесс.

И именно сегодня устаревшее дидактическое правило «Учить детей

учиться» как никогда приобретает актуальность, так как школьная реформа

подняла процесс управления обучением на качественно новый уровень:

научить обучающегося самостоятельно управлять своей познавательной

деятельностью,

т.е.

научить

его

умению

планировать

предстоящую

деятельность, организовывать ее выполнение своими силами и в процессе

выполнения намеченного осуществлять контроль и самоконтроль. В связи с

этим процесс формирование навыков контроля и самоконтроля у младших

школьников требует специальной организации.

В младшем школьном возрасте формирование основных качеств

личности

и

психических

процессов

происходит

в

рамках

учебной

деятельности

как

деятельности

по

самоизменению ребёнка.

Поэтому

закономерно стремление учителя начальных классов к формированию

навыков

у

младших

школьников

способности

к

самостоятельной

организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной.

Младший школьник, становиться субъектом учебной деятельности,

занимает

в

ней

активную

творческую

позицию,

обнаруживает

свои

потенциально новые возможности. Результатом данного вида деятельности

становится изменение самого ученика, уровня его развития.

Важным компонентом учебной деятельности обучающегося является

действие контроля и самоконтроля, когда получаемые обучающимися

образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются им

самим по отношению к индивидуально формулируемым целям. В отличие от

контроля, осуществляемого учителем с целью проверки знаний и получения

представления о возможности дальнейшего изучения материала, действия

самоконтроля

должно

осуществляться

на

протяжении

формирования,

развития становления учебной деятельности.

Самоконтроль

явление

многогранное.

В

психолого-педагогической

литературе отражены различные подходы к определению этого понятия.

Авторы одних работ (О.В. Бабаян, Т.Н. Сафонова и др.) рассматривают

самоконтроль как личностное качество.

Будучи

качеством

личности

и

условием

проявления

её

самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является

составной частью, необходимым компонентом всех видов учебной и

трудовой

деятельности.

Он

необходим

не

только

при

выполнении

самостоятельной

работы,

но

и

при

выполнении

заданий

на

всех

предшествующих стадиях, начиная с пробных действий, совершаемых под

внешним управлением. Благодаря самоконтролю ребенок окончательно

овладевает определенным способом действия.

Большое

значение

имеет

самоконтроль

при

выполнении

самостоятельной

работы

на

уроке, т.к.

этапы

ее

проведения

могут

контролироваться только сами исполнителем. Любая самостоятельная работа

не может быть выполнена без самоконтроля. Обучающиеся должны

проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной

работы на уроках и дома.

Включенные в содержания самоконтроля контрольно-оценочная и

регулировочная функции относятся не только к процессу и результату

выполняемой работы, но и к ее планированию.

Таким образом,

навыки контроля позволяют определить уровень

знаний, достигнутых обучающимися за определенный период обучения.

Контроль

является

составной

частью

обучения,

его

осмыслением,

закреплением и применением на практике. Планомерное осуществление

контроля позволяет выявить успехи, пробелы и недостатки в освоении

материала, как у отдельных обучающихся, так и у всей группы в целом.

Контроль

имеет

важное

образовательное

и

развивающее

значение,

способствует расширению, углублению и совершенствованию знаний,

умений, навыков.

Наряду с контролем самоконтроль – это важнейший

учебный навык. В учебной деятельности самоконтроль определяется как

способ

учения,

представляющий

собой

определенные

действия

обучающихся, а именно: определение критериев оценки, эталонов; проверка

хода и результатов своей учебной деятельности. Начинать формировать

навыки контроля и самоконтроля целесообразно уже с первых дней обучения

детей в школе и проводить эту работу необходимо в различных видах

учебной деятельности и на различных этапах урока. Систематическая и

целенаправленная

работа

по

формированию

навыков

контроля

и

самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений

навыков,

предусмотренных

программой,

стимулирует

творческую

активность, и самостоятельность мышления во многом определяет как

осознанность усвоения программного материала, так и развитие способности

к саморегуляции.

С введение нового федерального образовательного стандарта (ФГОС)

особое внимание уделяется самостоятельности обучающихся. Согласно

новым

стандартам,

выпускник

начальной

школы

должен

овладеть

познавательными,

регулятивными,

коммуникативными

и

личностными

универсальными

учебными

действиями.

В

их

числе

контроль

и

самоконтроль,

которые

являются

важными

навыками

позволяющими

контролировать собственные знания, умения, навыки, а так же эмоции, что

способствует успешному самообразованию.

Необходимость контроля и самоконтроля обусловлена практическими

целями обучения, которые предполагают формирование способности к

дальнейшему самообразованию.

Опишем проделанную работу– использовать читательский дневник

для формирования навыков контроля и самоконтроля младших школьников

на уроках литературного чтения.

Читательские дневники, представляют собой, по сути, отзыв о

прочитанном

произведении.

Дневники

заполнялись

обучающимися

систематически.

Удобнее всего было вести читательский дневник в виде отдельных

листов (на каждое произведение отводится 1 лист), которые помещаются в

файлах

в

папку-скоросшиватель.

Страницы

дневника

заполнялись

в

календарной

последовательности,

но

могли

быть

и

тематическими

(например, размещение по жанрам).

Пополнение читательского дневника происходило примерно раз в

неделю. Бланки выдавались обучающимся в начале знакомства с новым

произведением. В конце изучения темы читательский дневник с отзывом

использовался при подготовке устных ответов, для контроля понимания и

осмысления прочитанного, а также просто мог служить способом выражения

личного отношения обучающегося к авторской позиции.

Для формулировки отзыва предлагался план, который постепенно

усложнялся. План не был объемным. Заполнялся он каллиграфически

правильным

почерком,

с

минимумом

орфографических

ошибок.

На

оборотной стороне работы обучающиеся могли по желанию поместить

иллюстрацию.

Наибольшую сложность представляло выделение ребенком темы и

главной мысли произведения. На этапе формирования отзыва обучающимся

необходимо

было

помочь

с

этой

работой.

Нами

использовались

соответствующие вопросы при анализе текстов произведений, иногда

требовалась консультация учителя, некоторым детям нужна была прямая

подсказка.

Больше

всего

детям

нравилась

работа

по

осмыслению

языка

прочитанного

произведения.

Это

поиск

средств

художественной

выразительности, устаревших слов, толкование их значений; наблюдение за

особенностями речи персонажей; также тут давалась возможность задать

вопрос по тому или иному слову. Постоянно использовался толковый,

орфоэпический и другие словари, которые стояли в кабинете в свободном

доступе.

Большой интерес представляло мнение самого обучающегося, степень

его самостоятельности, и контроль и самооценка им самим выполнения

данной работы. Поэтому после оформления отзыва целесообразно было

заполнить таблицу самоанализа.

Работа

с

читательскими

дневниками

занятие,

требующее

обязательной предварительной подготовки. Однако потраченное время и

усилия стояли того. Наблюдая день за днем, можно заметить, что

рассуждения

обучающихся

становились

развернутыми

и

более

обоснованными, развивалась речь обучающихся; дети спрашивали о других

произведениях

понравившихся

авторов,

понимали,

какие

жанры

и

направления им больше всего интересны, самостоятельно начинали выбирать

себе литературу. Таким образом, происходило формирование читательского

интереса.

Представим план работы над основными типами произведений

(рассказ, сказка, стихотворение, басня).

Составление отзыва к рассказу:

1.

Автор.

2.

Название произведения.

3.

Жанр (сказка, рассказ, басня, стихотворение).

4.

Главные

герои (имя,

какие

поступки

совершают,

описание

характера).

5.

Основная мысль (чему учит данное произведение, что хотел

сказать читателю автор)

6.

Впечатление о произведении

(что больше всего понравилось,

заинтересовало)

Составление отзыва к сказке:

1.

Автор (если есть).

2.

Название произведения.

3.

Жанр (сказка – авторская или народная; о животных, волшебная,

бытовая).

4.

Главные

герои (имя,

какие

поступки

совершают,

описание

характера).

5.

Особенности языка (устаревшие слова, непонятные выражения).

6.

Основная мысль произведения (чему учит данное произведение,

что хотел сказать читателю автор).

7.

Подходящие по смыслу пословицы.

8.

Впечатление о произведении (чем понравилась сказка).

Составление отзыва к стихотворению:

1.

Автор.

2.

Название произведения.

3.

Жанр (сказка, рассказ, басня, стихотворение).

4.

Содержание (описание природы, времени года; явления; что

происходит).

5.

Средства

художественной

выразительности(олицетворения,

сравнения, красочные определения).

6.

Основная мысль (чему учит данное произведение, что хотел

сказать читателю автор).

7.

Впечатление о произведении(какое настроение вызывает, что

больше всего понравилось).

Составление отзыва к басне:

1.

Автор.

2.

Название произведения.

3.

Жанр (сказка, рассказ, басня, стихотворение).

4.

Главные действующие лица (что с ними происходит, чем все

закончилось).

5.

Какие недостатки людей высмеиваются?

6.

Основная мысль (чему учит данное произведение).

7.

Впечатление о произведении (какой вывод для себя можно

сделать).

Перейдём к описанию методики реализации второго условия гипотезы

– использование для формирования навыков контроля и контроля младших

школьников на уроках литературного чтения портфолио достижений

младших школьников на уроках литературного чтения.

При работе с Портфолио «Я – читатель» решается ряд следующих

задач: формировать навыки контроля и самоконтроля; развивать все

универсальные учебные действия предоставлять возможность развития у

детей умений: самоуправления читательской деятельностью, целеполагания,

самостоятельного

планирования,

умений

систематизировать

и

анализировать

собственный

собранный

материал

и

опыт,

рефлексии

читательской деятельности и её результатов, самопрезентации.

Работа с Портфолио предоставила нам

возможность совместно с

родителями выстроить процесс развития читательской компетентности в

системе, способствовать возрождению семейных читательских традиций,

формированию контроля и самоконтроля у младших школьников.

Работа с Портфолио «Я – читатель» носила творческий характер и

создавала условия для проявления, и раскрытия каждым ребёнком своих

интересов, своих увлечений, своего «Я», проявлению самоконтроля.

Работа с Портфолио «Я - читатель!» планируется и организуется на

протяжении всех лет обучения ребенка в начальной школе, а затем и в

основной школе.

В

таблице

4

представлена

структура

Портфолио

читателя

и

содержание

работы

с

обучающимися.

На

первом

этапе

работы

организовалось

ознакомление

с

разделами

и

рубриками

Портфолио.

Требовалось много усилий для организации

разъяснительной работы с

обучающимися

и

их

родителями,

кропотливое

индивидуальное

сопровождение каждого ребенка. Когда дети осваиваивали способы работы с

Портфолио, доля их самостоятельной работы увеличивалась.

Портфолио «Я – читатель!» состояла из пяти уроков, отражающих

различные аспекты читательской деятельности обучающегося: занятие-игра

«Приключение Незнайки в Читальном городе», «О чём говорят книги»,

«Книга в нашей жизни», «Книжки – мои друзья», «Мои первые книжки»

Результативность

читательской

деятельности

автора

Портфолио

подтверждалась рецензиями, отзывами на творческие работы обучающегося,

авторами которых могли быть одноклассники, работники библиотек,

педагоги-предметники, педагоги системы дополнительного образования.

В конце учебного года вместе с родителями проводилась в классе (или

на параллели) Портфолио-конференция, в рамках которой обучающиеся

представляли свои читательские достижения. Готовясь к конференции,

обучающийся осуществляет самоанализ своей читательской деятельности и

её результатов.

Конференции необходимо было придать не столько

отчетный, сколько творческий характер: детям предлагалось творчески

подойти к участию в конференции, например, сочинить и прочесть отчёт в

стихотворной форме или спеть, проиграть в сценке и т.п.

Навыки контроля позволяют определить уровень знаний, достигнутых

обучающимися за определенный период обучения. Контроль является

составной частью обучения, его осмыслением, закреплением и применением

на практике. Планомерное осуществление контроля позволяет выявить

успехи, пробелы и недостатки в освоении материала, как у отдельных

обучающихся, так и у всей группы в целом. Контроль имеет важное

образовательное

и

развивающее

значение,

способствует

расширению,

углублению и совершенствованию знаний, умений, навыков.

Наряду с

контролем самоконтроль – это важнейший учебный навык. В учебной

деятельности

самоконтроль

определяется

как

способ

учения,

представляющий собой определенные действия обучающихся, а именно:

определение критериев оценки, эталонов; проверка хода и результатов своей

учебной

деятельности.

Начинать

формировать

навыки

контроля

и

самоконтроля целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и

проводить эту работу необходимо в различных видах учебной деятельности и

на различных этапах урока. Систематическая и целенаправленная работа по

формированию навыков контроля и самоконтроля оказывает положительное

влияние

на

усвоение

знаний,

умений

навыков,

предусмотренных

программой, стимулирует творческую активность, и самостоятельность

мышления во многом определяет как осознанность усвоения программного

материала, так и развитие способности к саморегуляции.

На уроках литературного чтения для формирования навыков контроля

и

самооценки

педагогами-практиками

рекомендуется

использовать

многообразие приёмов: сверка с написанным образцом и выполнение по

образцу,

взаимопроверка

с

товарищем

(взаимоконтроль),

работа

с

карточками, работа с планом и др.

На констатирующем этапе исследования обучающиеся показали

недостаточно высокий уровень сформированности навыков контроля и

самоконтроля. В целом у обучающихся преобладает средний и низкий

уровни сформированности навыков контроля и самоконтроля.

Для формирования навыков контроля и самоконтроля младших

школьников на уроках литературного чтения использовались читательские

дневники,

портфолио

достижений

младших

школьников

на

уроках

литературного чтения, взаимодействовали с родителями.

Процесс формирования навыков контроля и самоконтроля у младших

школьников

на

уроках

литературного

чтения

требует

достаточно

длительного

времени,

опираясь

на

когнитивный,

поведенческий

и

эмоциональный компоненты.

Таким образом, использование читательских дневников, портфолио

достижений

младших

школьников

на

уроках

литературного

чтения,

взаимодействие с родителями оказались эффективными.



В раздел образования