Автор: Наталья Сергеевна Козликина
Должность: мк доу д/с №25 "снегурочка"
Учебное заведение: МК ДОУ д/с №25 "Снегурочка"
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирский район
Наименование материала: статья
Тема: "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями, может
помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Д. Родари.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения,
развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной
педагогики: развитие всесторонней личности ребенка.
Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны
быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и
гармоничном развитии ребёнка.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в
различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими
нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области
дошкольной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П.,
Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему развития речи
детей дошкольного возраста можно решать через использование метода
сказкотерапии,
потому
как
именно
дошкольный
возраст
является
сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что
родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят
частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в
ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза,
который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут
его взгляды на жизнь.
Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда,
общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного
развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая
исключает нравоучительность и включает игровое общение.
При
использовании
сказкотерапии
создаётся
коммуникативная
направленность
каждого
слова
и
высказывания
ребёнка,
происходит
совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой
стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности,
развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь
зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях
создаётся
благоприятная
психологическая
атмосфера,
обогащение
эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к
народному творчеству.
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется
формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о
предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок
начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело,
строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Сказка - это такая
знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую
действительность.