Автор: Ушенина Людмила Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с №12
Населённый пункт: г. Невьянск, Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: Применение игровых развивающих технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития на занятиях по обучению грамоте с логопедом.
Раздел: дошкольное образование
Применение игровых развивающих технологий в работе с детьми с тя-
желыми нарушениями речи и задержкой психического развития на занятиях
по обучению грамоте с логопедом.
Л.А.Ушенина, учитель — логопед МДОУ д/с к/в №12 «Белочка», г. Невьянск
…развивающее и традиционное
обучение являются альтернативными.
но не конкурирующими системами…
Вопрос выбора той или иной из них –
это по существу вопрос выбора той
или иной цели образования.
В.В. РЕПКИН
Наш детский сад МБДОУ комбинированного вида №12 «Белочка» посещают
дети с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
Для дошкольников с ЗПР характерна слабая эмоциональная устойчи-
вость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, низкая мотиви-
рованность к деятельности.
Проблема мотивации – вообще одна из центральных в логопедической рабо-
те.
Использование в коррекционной работе разнообразных развивающих, игро-
вых методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей
с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффек-
тивность логопедической работы в целом.
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность об-
разования влияет не только содержание предлагаемого материала, но и фор-
ма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка к ма-
териалу.
Многолетний опыт работы в качестве учителя-логопеда ДОУ позволил мне
на практике убедиться, что использование в процессе коррекции речи только
традиционных логопедических технологий недостаточно эффективно. Я на-
чала отбирать и апробировать разнообразные методы и приемы, которые бы
оптимизировали педагогический процесс, повышали мотивацию и интерес
детей к занятиям, а, следовательно, и эффективность коррекционного обуче-
ния.
Использование развивающей технологии Воскобовича, адаптированной
в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, дает возможность обогатить знания
и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверст-
никами и взрослыми, побуждает их к активному взаимодействию в системе
социальных отношений. Систематическое и последовательное использование
специально подобранного дидактического материала на занятиях (речевой,
картинный, мнемотаблицы, символы, схемы, графические планы, использо-
вание компьютерных игр) способствует развитию внимания, памяти, словес-
но — логического мышления, развитию общей, мелкой и артикуляционной
моторики и развитию речи в целом.
Применение развивающей технологии В.В.Воскобовича - это эффективный
способ вовлечения ребенка в игровую и речевую деятельность, где он – ак-
тивный участник, способный рассуждать, обобщать, анализировать, делать
самостоятельные выводы.
При построении конспекта я определяю, на каком уровне ребенок будет
усваивать предлагаемый материал:
на уровне взаимодействия в процессе совместных с логопедом
действий;
на уровне взаимодействия с помощью частично совместных с ло-
гопедом действий;
на уровне применения знаний по образцу;
на уровне речевой инструкции;
на уровне самостоятельной работы.
Тема: «Звук и буква Х »
Цели: познакомить детей со звуком и буквой Х.
Задачи:
Образовательные: учить давать характеристику звуку по его артикуляцион-
ным и акустическим данным. Учить выделять звук Х в словах. Учить сливать
согласный и гласный звуки, составлять слоги.
Развивающие: развивать слуховое внимание и фонематический слух, умение
слова делить на слоги. Упражнять в звуковом анализе слова кот. Развивать
графо моторный навык, пропедевтика дисграфии.
Воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества на занятии, самостоя-
тельность и инициативность.
Оборудование:
картинки (ОСЛИК, КОТ, ОСЫ, ПАЛЬТО); материал для
звукового анализа и синтеза, звуковые логотомы, демонстрационная буква Х,
игровизоры и маркеры по количеству детей, плоскостные изображения ге-
роев Фифа, конструктор букв Тико, буквы на магнитах для слова КОТ, кон-
верты с материалом для звукового анализа слов.
Ход занятия:
- Ребята, к нам сегодня в гости прилетел Ворон Метр. Он нас приглашает на
экскурсию по городу Мастеров. Давайте произнесем волшебные слова «Раз,
два, три – повернулись, в городе Мастеров очутились»
Ворон Метр предлагает познакомиться с жителями города, но сначала по-
играем в игру «Назови первый звук»
Д/и «Назови первый звук» (развитие слухового внимания)
(Педагог предлагает детям послушать ряд слов и назвать, какой одина-
ковый звук слышится в начале этих слов: хобот, холодильник, хвост, хо-
мяк, хлеб).
- Прослушайте слова и назовите первый звук (Х)
- вы справились с заданием ворона и нам пора познакомиться с котом Кот-
терфильдом и его мастерской знаний.
Характеристика звука [Х]. Знакомство с буквой Х. работа с игровизором
(развитие графомоторных навыков)
Сегодня ученый кот познакомит нас с новой буквой-хохотушкой – Х и
звуком Х и Хь.
Эту букву прозвали хохотушкой за её веселый характер. Посмотрите на бук-
ву Х и послушайте стихотворение, которое сочинил Коттерфильд.
У детишек есть подружка,
Х - смешная хохотушка.
на земле звучит как хохот
буквы этой звонкий Хохот.
изобразите букву Х, подняв руки кверху и расставив ноги в стороны.
- На что похожа буква?
Х(а) – на ножницы похожа,
Но в работе, а не лёжа.
Логопед: Буква Х обозначает 2 звука твердый звук Х и мягкий Хь. Давайте
вместе произнесем твердый звук Х.
(Дети отвечают на ряд вопросов: Какой это звук? (согласный). Почему? (язы-
чок создаёт преграду воздуху). Как обозначаем? (синим квадратиком). Как
можно проверить, звонкий он или глухой? (положите на горлышко ладонь,
произнесите звук х).
Коттерфильд приготовил для вас теремки с буквами, в них есть пустые окош-
ки, возьмите игровизоры, и маркером впишите в пустые окошки букву Х.
-Какую букву, мы поселили в теремки?
Чтение слогов (логотомы) со звуком х на коврографе (умение сливать зву-
ки, навыки слогового чтения)
Нам пора в мастерскую Читай - ка, где паук Юк пытается составить из
букв слоги и прочитать их
(ХА, ХО, ХУ, ХИ)
Физкультминутка. Деление слов со звуком Х на слоги.
(содружественное выполнение действий и проговаривание слов; умение де-
лить слова на слоги, определять их количество )
Логопед: Встанем в пары и поиграем с Юком в игру «Со словами мы играем,
по слогам их повторяем»
Дидактическая игра с коврографом «Подарки» (соглавание числительно-
го с прилагательным и именем существительным в роде, числе, падеже).
В мастерской Подарков нас ждет Фифа. Подойдите к коврографу, выберите
друг другу подарок (изображение на карточке), цифру и цвет. Проговари-
вайте предложения четко. (Я подарю Лере пять черных халатов, сухарей и
т.д)
Дидактическая игра «Составь слово» (умение производить звуковой ана-
лиз слов)
в Словотворческой мастерской работает Лопушок. Помогите ему пожалуй-
ста составить из букв слово. ( На доске – буквенный ряд: Х, М, О)
-Какое это слово? (дети составляют слово МОХ, производят звуковой анализ
слова)
- Вы справились с таким трудным заданием. Теперь мы с вами готовы вер-
нуться в детский сад. Произнесем заветные слова «Вокруг себя мы поверну-
лись, в детский сад скорей вернулись»
Рефлексия
- Вам понравилось занятие?
- Что больше всего понравилось?
- Что интересного узнали? С какой буквой и звуком познакомились?
- Что вызвало затруднение?
Путешествию конец.
Каждый просто молодец!
Приложение 1логотомы
У
А
О
И
Дети
учатся
сливать
прямые
и
обратные
слоги,
подставляя
к
гласной изучаемую со-
гласную букву (звон-
кую или глухую)