Напоминание

Применение игровых развивающих технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития на занятиях по обучению грамоте с логопедом.


Автор: Ушенина Людмила Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с №12
Населённый пункт: г. Невьянск, Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: Применение игровых развивающих технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития на занятиях по обучению грамоте с логопедом.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Применение игровых развивающих технологий в работе с детьми с тя-

желыми нарушениями речи и задержкой психического развития на занятиях

по обучению грамоте с логопедом.

Л.А.Ушенина, учитель — логопед МДОУ д/с к/в №12 «Белочка», г. Невьянск

…развивающее и традиционное

обучение являются альтернативными.

но не конкурирующими системами…

Вопрос выбора той или иной из них –

это по существу вопрос выбора той

или иной цели образования.

В.В. РЕПКИН

Наш детский сад МБДОУ комбинированного вида №12 «Белочка» посещают

дети с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.

Для дошкольников с ЗПР характерна слабая эмоциональная устойчи-

вость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, низкая мотиви-

рованность к деятельности.

Проблема мотивации – вообще одна из центральных в логопедической рабо-

те.

Использование в коррекционной работе разнообразных развивающих, игро-

вых методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей

с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффек-

тивность логопедической работы в целом.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность об-

разования влияет не только содержание предлагаемого материала, но и фор-

ма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка к ма-

териалу.

Многолетний опыт работы в качестве учителя-логопеда ДОУ позволил мне

на практике убедиться, что использование в процессе коррекции речи только

традиционных логопедических технологий недостаточно эффективно. Я на-

чала отбирать и апробировать разнообразные методы и приемы, которые бы

оптимизировали педагогический процесс, повышали мотивацию и интерес

детей к занятиям, а, следовательно, и эффективность коррекционного обуче-

ния.

Использование развивающей технологии Воскобовича, адаптированной

в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, дает возможность обогатить знания

и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверст-

никами и взрослыми, побуждает их к активному взаимодействию в системе

социальных отношений. Систематическое и последовательное использование

специально подобранного дидактического материала на занятиях (речевой,

картинный, мнемотаблицы, символы, схемы, графические планы, использо-

вание компьютерных игр) способствует развитию внимания, памяти, словес-

но — логического мышления, развитию общей, мелкой и артикуляционной

моторики и развитию речи в целом.

Применение развивающей технологии В.В.Воскобовича - это эффективный

способ вовлечения ребенка в игровую и речевую деятельность, где он – ак-

тивный участник, способный рассуждать, обобщать, анализировать, делать

самостоятельные выводы.

При построении конспекта я определяю, на каком уровне ребенок будет

усваивать предлагаемый материал:

на уровне взаимодействия в процессе совместных с логопедом

действий;

на уровне взаимодействия с помощью частично совместных с ло-

гопедом действий;

на уровне применения знаний по образцу;

на уровне речевой инструкции;

на уровне самостоятельной работы.

Тема: «Звук и буква Х »

Цели: познакомить детей со звуком и буквой Х.

Задачи:

Образовательные: учить давать характеристику звуку по его артикуляцион-

ным и акустическим данным. Учить выделять звук Х в словах. Учить сливать

согласный и гласный звуки, составлять слоги.

Развивающие: развивать слуховое внимание и фонематический слух, умение

слова делить на слоги. Упражнять в звуковом анализе слова кот. Развивать

графо моторный навык, пропедевтика дисграфии.

Воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества на занятии, самостоя-

тельность и инициативность.

Оборудование:

картинки (ОСЛИК, КОТ, ОСЫ, ПАЛЬТО); материал для

звукового анализа и синтеза, звуковые логотомы, демонстрационная буква Х,

игровизоры и маркеры по количеству детей, плоскостные изображения ге-

роев Фифа, конструктор букв Тико, буквы на магнитах для слова КОТ, кон-

верты с материалом для звукового анализа слов.

Ход занятия:

- Ребята, к нам сегодня в гости прилетел Ворон Метр. Он нас приглашает на

экскурсию по городу Мастеров. Давайте произнесем волшебные слова «Раз,

два, три – повернулись, в городе Мастеров очутились»

Ворон Метр предлагает познакомиться с жителями города, но сначала по-

играем в игру «Назови первый звук»

Д/и «Назови первый звук» (развитие слухового внимания)

(Педагог предлагает детям послушать ряд слов и назвать, какой одина-

ковый звук слышится в начале этих слов: хобот, холодильник, хвост, хо-

мяк, хлеб).

- Прослушайте слова и назовите первый звук (Х)

- вы справились с заданием ворона и нам пора познакомиться с котом Кот-

терфильдом и его мастерской знаний.

Характеристика звука [Х]. Знакомство с буквой Х. работа с игровизором

(развитие графомоторных навыков)

Сегодня ученый кот познакомит нас с новой буквой-хохотушкой – Х и

звуком Х и Хь.

Эту букву прозвали хохотушкой за её веселый характер. Посмотрите на бук-

ву Х и послушайте стихотворение, которое сочинил Коттерфильд.

У детишек есть подружка,

Х - смешная хохотушка.

на земле звучит как хохот

буквы этой звонкий Хохот.

изобразите букву Х, подняв руки кверху и расставив ноги в стороны.

- На что похожа буква?

Х(а) – на ножницы похожа,

Но в работе, а не лёжа.

Логопед: Буква Х обозначает 2 звука твердый звук Х и мягкий Хь. Давайте

вместе произнесем твердый звук Х.

(Дети отвечают на ряд вопросов: Какой это звук? (согласный). Почему? (язы-

чок создаёт преграду воздуху). Как обозначаем? (синим квадратиком). Как

можно проверить, звонкий он или глухой? (положите на горлышко ладонь,

произнесите звук х).

Коттерфильд приготовил для вас теремки с буквами, в них есть пустые окош-

ки, возьмите игровизоры, и маркером впишите в пустые окошки букву Х.

-Какую букву, мы поселили в теремки?

Чтение слогов (логотомы) со звуком х на коврографе (умение сливать зву-

ки, навыки слогового чтения)

Нам пора в мастерскую Читай - ка, где паук Юк пытается составить из

букв слоги и прочитать их

(ХА, ХО, ХУ, ХИ)

Физкультминутка. Деление слов со звуком Х на слоги.

(содружественное выполнение действий и проговаривание слов; умение де-

лить слова на слоги, определять их количество )

Логопед: Встанем в пары и поиграем с Юком в игру «Со словами мы играем,

по слогам их повторяем»

Дидактическая игра с коврографом «Подарки» (соглавание числительно-

го с прилагательным и именем существительным в роде, числе, падеже).

В мастерской Подарков нас ждет Фифа. Подойдите к коврографу, выберите

друг другу подарок (изображение на карточке), цифру и цвет. Проговари-

вайте предложения четко. (Я подарю Лере пять черных халатов, сухарей и

т.д)

Дидактическая игра «Составь слово» (умение производить звуковой ана-

лиз слов)

в Словотворческой мастерской работает Лопушок. Помогите ему пожалуй-

ста составить из букв слово. ( На доске – буквенный ряд: Х, М, О)

-Какое это слово? (дети составляют слово МОХ, производят звуковой анализ

слова)

- Вы справились с таким трудным заданием. Теперь мы с вами готовы вер-

нуться в детский сад. Произнесем заветные слова «Вокруг себя мы поверну-

лись, в детский сад скорей вернулись»

Рефлексия

- Вам понравилось занятие?

- Что больше всего понравилось?

- Что интересного узнали? С какой буквой и звуком познакомились?

- Что вызвало затруднение?

Путешествию конец.

Каждый просто молодец!

Приложение 1логотомы

У

А

О

И

Дети

учатся

сливать

прямые

и

обратные

слоги,

подставляя

к

гласной изучаемую со-

гласную букву (звон-

кую или глухую)



В раздел образования