Авторы: Вильданова Оксана Александровна, Дуда Наталия Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Сказка"
Населённый пункт: г. Морозовск, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада"
Раздел: дошкольное образование
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям
детского сада
Цель проекта: Создание условий для успешной адаптации детей раннего
возраста к условиям ДОУ.
Разработали: Вильданова О.А.; Дуда Н.В.
Основные участники проекта:
дети;
родители;
воспитатели;
специалисты ДОУ.
Сроки реализации: август, сентябрь (долгосрочный)
Актуальность проекта: Период адаптации является очень важным
для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной
готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка,
особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и
другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в
детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не
позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского
сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную
проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий
для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма
актуальной.
Актуальность проблемы адаптации обусловлена:
повышением возрастного порога начала посещения ребенком
дошкольного учреждения (2-3 года);
организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях;
изменение в жизни ребенка социальных условий;
своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с
уровнем привязанности ребенка к матери;
индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психо-
логическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими,
психогенетическими.
Цель проекта: Создание условий для успешной адаптации детей раннего
возраста к условиям ДОУ.
Задачи:
Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и
психологический комфорт для облегчения периода адаптации к
условиям ДОУ.
Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.
Создание системы взаимодействия с родителями.
Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии
с возрастными особенностями детей раннего возраста.
Научить вводить детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая
роль педагога, активизировать желание искать пути разрешения
проблемной ситуации (вместе с педагогом).
Ожидаемые результаты: Предполагается, что за данный период будет
создана и реализована система мероприятий взаимодействия специалистов
ДОУ, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям
ДОУ, сокращение периода прохождения детьми острой и подострой
фаз адаптации, облегчение привыкания к новым условиям, снижению
заболеваемости детей. Обогащение родительского опыта приемами
взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:
предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
постепенное заполнение группы;
гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с
учетом индивидуальных особенностей детей;
информирование родителей об особенностях адаптации каждого
ребенка на основе наблюдений;
наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон,
физическое здоровье);
протекание адаптации.
В нашем группе была создана благоприятная среда, благодаря которой дети и
родители могут пройти мягкую адаптацию и привыкнуть к режиму и
требованиям детского сада.
Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и
воспитателей.
Формы работы с родителями:
1.
Консультирование — повышение психолого-педагогической
компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития
детей раннего возраста в период адаптации.
2.
Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного
возраста, рекомендуемых развивающих игр.
3.
Беседы.
Основные направления проекта:
1.
Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста
в период адаптации к детскому саду;
2.
Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
3.
Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;
4.
Способствовать формированию активной позиции родителей по
отношению к процессу адаптации детей; повышать
коммуникабельность между родителями.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
этап
Основной этап
(реализация проекта)
Заключительный
этап
(итог проекта)
- создание
методического
обеспечения;
- создание
естественной
стимулирующей
среды в соответствии
с ФГОС в группе;
- помещение
информации в
родительский уголок;
- анкетирование
родителей на тему:
«Сведения о ребенке»;
Памятка для
родителей
«Подготовка ребенка
- знакомство с семьей;
- ознакомление родителей с
системой работы ДОУ;
- информационная
деятельность:
- беседы с родителями.
- рекомендации
- родительское собрание:
«Быстрая адаптация»
- совместные праздники,
развлечения;
- работа с детьми.
- предоставление родителям
папки-передвижки с
практическими
рекомендациями;
информационных листов с
- наблюдение;
- определение уровня
адаптации детей;
- разработка
рекомендаций
для родителей по
соблюдению единых
требований к детям в
детском саду и дома;
- анкетирование
родителей по итогам
адаптации (реализации
проекта);
- Консультация «В
царстве упрямства и
капризов.
Кризис трех лет»;
к посещению детского
сада»
кратким материалом
"Адаптация. Что это?"
- памятка для родителей «В
первые дни пребывания в
детском саду»;
Игровая деятельность:
Настольно-печатные («кто что ест», «Эмоции», «Собери картинку»,
«Из какой сказки»)
Сюжетно-ролевые («Кухня», «Отведем дочку в садик»)
Адаптационные игры («Загляни ко мне в окошко», «Мы шли, шли, шли и
что-то нашли»)
Музыкальные игры («Отгадай, что звенит»)
Подвижные игры («Солнышко и дождик», «Мишка косолапый», «Догоню
тебя» и т.д.)
Хороводные игры («Пузырь», «Каравай», «Карусели»)
Пальчиковые игры («Этот пальчик», «Мы капусту рубим», «Замок», «Моя
семья»)
Словесные игры («У кого какая мама - домашние животные», «Что мы
делаем утром, днем и вечером в детском саду».)
Конструктивная деятельность: Разнообразные конструкторы
Задания («Давай построим башню», «Спрячем мышонка в домик», «Уложим
в кровать больную куклу», «Посадим птенчика на башню».)
Изодеятельность:
Рисование («Нарисуем для Тани мячик», «Украсим платье -
пальчиками», «Мостик для бычка».)
Лепка («Мячик для Тани», «Колобок», «Рябинка».)
Аппликация («Тарелочка с ягодами», «Клубочки».)
Художественная литература: Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои
игрушки»
Русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят».
Произведения К.Чуковского «Муха-цокотуха», Стихотворение
С.Михалкова «Щенок», Е.Благининой «Котенок».
Осеннее развлечение (Без родителей)
Новогодние развлечение (для детей и родителей)
Заключение:
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего
возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что
положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую,
познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую); отмечалась
положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли
интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что
положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.
В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла
без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла
детям успокоится, развить коммуникативные способности. Дети стали
общаться друг с другом.
Список литературы
1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ.
Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). –
М.: Линка-Пресс, 1999.
3. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста
от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое
общество России, 2004.
4. Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для
детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое
пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 80с.
5. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к
дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр»,
2012. – 72с.