Напоминание

"Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада"


Авторы: Вильданова Оксана Александровна, Дуда Наталия Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Сказка"
Населённый пункт: г. Морозовск, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям

детского сада

Цель проекта: Создание условий для успешной адаптации детей раннего

возраста к условиям ДОУ.

Разработали: Вильданова О.А.; Дуда Н.В.

Основные участники проекта:

дети;

родители;

воспитатели;

специалисты ДОУ.

Сроки реализации: август, сентябрь (долгосрочный)

Актуальность проекта: Период адаптации является очень важным

для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной

готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка,

особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и

другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в

детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не

позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского

сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную

проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий

для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма

актуальной.

Актуальность проблемы адаптации обусловлена:

повышением возрастного порога начала посещения ребенком

дошкольного учреждения (2-3 года);

организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях;

изменение в жизни ребенка социальных условий;

своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с

уровнем привязанности ребенка к матери;

индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психо-

логическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими,

психогенетическими.

Цель проекта: Создание условий для успешной адаптации детей раннего

возраста к условиям ДОУ.

Задачи:

Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и

психологический комфорт для облегчения периода адаптации к

условиям ДОУ.

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.

Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.

Создание системы взаимодействия с родителями.

Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии

с возрастными особенностями детей раннего возраста.

Научить вводить детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая

роль педагога, активизировать желание искать пути разрешения

проблемной ситуации (вместе с педагогом).

Ожидаемые результаты: Предполагается, что за данный период будет

создана и реализована система мероприятий взаимодействия специалистов

ДОУ, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям

ДОУ, сокращение периода прохождения детьми острой и подострой

фаз адаптации, облегчение привыкания к новым условиям, снижению

заболеваемости детей. Обогащение родительского опыта приемами

взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

постепенное заполнение группы;

гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с

учетом индивидуальных особенностей детей;

информирование родителей об особенностях адаптации каждого

ребенка на основе наблюдений;

наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон,

физическое здоровье);

протекание адаптации.

В нашем группе была создана благоприятная среда, благодаря которой дети и

родители могут пройти мягкую адаптацию и привыкнуть к режиму и

требованиям детского сада.

Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и

воспитателей.

Формы работы с родителями:

1.

Консультирование — повышение психолого-педагогической

компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития

детей раннего возраста в период адаптации.

2.

Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного

возраста, рекомендуемых развивающих игр.

3.

Беседы.

Основные направления проекта:

1.

Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста

в период адаптации к детскому саду;

2.

Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с

учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

3.

Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;

4.

Способствовать формированию активной позиции родителей по

отношению к процессу адаптации детей; повышать

коммуникабельность между родителями.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта:

Подготовительный

этап

Основной этап

(реализация проекта)

Заключительный

этап

(итог проекта)

- создание

методического

обеспечения;

- создание

естественной

стимулирующей

среды в соответствии

с ФГОС в группе;

- помещение

информации в

родительский уголок;

- анкетирование

родителей на тему:

«Сведения о ребенке»;

Памятка для

родителей

«Подготовка ребенка

- знакомство с семьей;

- ознакомление родителей с

системой работы ДОУ;

- информационная

деятельность:

- беседы с родителями.

- рекомендации

- родительское собрание:

«Быстрая адаптация»

- совместные праздники,

развлечения;

- работа с детьми.

- предоставление родителям

папки-передвижки с

практическими

рекомендациями;

информационных листов с

- наблюдение;

- определение уровня

адаптации детей;

- разработка

рекомендаций

для родителей по

соблюдению единых

требований к детям в

детском саду и дома;

- анкетирование

родителей по итогам

адаптации (реализации

проекта);

- Консультация «В

царстве упрямства и

капризов.

Кризис трех лет»;

к посещению детского

сада»

кратким материалом

"Адаптация. Что это?"

- памятка для родителей «В

первые дни пребывания в

детском саду»;

Игровая деятельность:

Настольно-печатные («кто что ест», «Эмоции», «Собери картинку»,

«Из какой сказки»)

Сюжетно-ролевые («Кухня», «Отведем дочку в садик»)

Адаптационные игры («Загляни ко мне в окошко», «Мы шли, шли, шли и

что-то нашли»)

Музыкальные игры («Отгадай, что звенит»)

Подвижные игры («Солнышко и дождик», «Мишка косолапый», «Догоню

тебя» и т.д.)

Хороводные игры («Пузырь», «Каравай», «Карусели»)

Пальчиковые игры («Этот пальчик», «Мы капусту рубим», «Замок», «Моя

семья»)

Словесные игры («У кого какая мама - домашние животные», «Что мы

делаем утром, днем и вечером в детском саду».)

Конструктивная деятельность: Разнообразные конструкторы

Задания («Давай построим башню», «Спрячем мышонка в домик», «Уложим

в кровать больную куклу», «Посадим птенчика на башню».)

Изодеятельность:

Рисование («Нарисуем для Тани мячик», «Украсим платье -

пальчиками», «Мостик для бычка».)

Лепка («Мячик для Тани», «Колобок», «Рябинка».)

Аппликация («Тарелочка с ягодами», «Клубочки».)

Художественная литература: Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои

игрушки»

Русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят».

Произведения К.Чуковского «Муха-цокотуха», Стихотворение

С.Михалкова «Щенок», Е.Благининой «Котенок».

Осеннее развлечение (Без родителей)

Новогодние развлечение (для детей и родителей)

Заключение:

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего

возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что

положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую,

познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую); отмечалась

положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли

интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что

положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.

В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла

без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла

детям успокоится, развить коммуникативные способности. Дети стали

общаться друг с другом.

Список литературы

1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ.

Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.

2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). –

М.: Линка-Пресс, 1999.

3. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста

от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое

общество России, 2004.

4. Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для

детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое

пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 80с.

5. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к

дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр»,

2012. – 72с.



В раздел образования