Автор: Бондаренко Оксана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №4
Населённый пункт: г.Славянск-на-Кубани
Наименование материала: Проект " Деньги -это хорошо"
Тема: Проект " Деньги -это хорошо"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4
Исследовательско – творческий проект
в подготовительной к школе группе № 4
«
Деньги – это хорошо
»
Разработала и провела воспитатель
Бондаренко О.П.
2021 г.
Проект «Деньги – это хорошо»
Актуальность проекта
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не
учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и
пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования
финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно
планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него
появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что
денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать
деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность,
обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность,
взаимопомощь
и
пр.
А
также
ориентация
дошкольников
в экономическом
пространстве современного
мира
на
материале
в
соответствии
с
возрастными
возможностями.
Таким
образом,
актуальность проекта
в
том,
чтобы
за
счет
использования
информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической
деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Идея проекта:
формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного
возраста.
Участники проекта: воспитанники подготовительных к школе групп, воспитатели,
родители.
Срок реализации: 10 дней (2 недели)
Тип проекта: краткосрочный
Вид проекта: Информационно-познавательный
Цель проекта:
познакомить воспитанников подготовительных групп с основами
финансовой грамотности на доступном уровне с помощью игры.
Задачи:
1. привлечение внимания детей к вопросам финансовой грамотности с помощью игр «
Семья, Банк, Магазин» ;
2. вовлечение детей, родителей, подготовительной группы в работу проекта;
3. информирование родителей о важности финансового образования детей ;
4. формирование у родителей интереса к обучению своих детей основам финансовой
грамотности ;
5. укрепление семейных связей;
6.расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета.
Ожидаемые результаты: благодаря использованным материалам, дети планируют и
совершают покупку в «Супермаркете» самостоятельно. Таким образом, дети осваивают
базовые принципы использования финансов на личном опыте. Успешное вовлечение
родителей и их активное участие в проекте.
План организации деятельности детей в рамках проекта:
1. этап - подготовительный:
- Комикс о Рублике. Знакомство детей с историей о рублике. Изучение справочной,
методической, энциклопедической литературы;
- Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
2. этап - основной:
-Книжка-раскраска для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с пословицами
и поговорками, работа с картинками - раскрасками ;
- Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и
реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад, "Азбука Тётушки Совы"»
- Беседа с родителями «В чем нам деньги помогают».
3. этап -заключительный:
3. Итогом является выставка копилок и создание мини-книжки про деньги.
Заключение
До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным
и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился
участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневалась, сможет ли
воспитаннник
выполнить
предложенные
задания,
в
том
числе
и
в
режиме
самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались
напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-
детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за
консультацией к взрослым. Убеждена в необходимости продолжения трудной, но
полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире
финансовых отношений.
Ресурсное обеспечение
реальные деньги: бумажные, железные, старинные;
ноутбук;
экран;
проектор;
мультфильмы: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и
реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад», "Азбука тётушки
Совы".
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендации для родителей
1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками
к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества
товаров.
2. Возьмите ребенка в банк.
Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с
собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно
заработать деньги, не снимая их с банковского счета.
3. Поговорите с детьми о вложении денег.
Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы.
Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего
школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что
ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию
этого «семейного мероприятия».
Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное –
дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты,
позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.
4. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих
денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить
ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери
завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые
операции».
5. Научите детей зарабатывать деньги.
Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того,
чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут
разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.
6. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать
деньги.
Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению
мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или
машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно
работать и копить деньги.
7. Покажите ребенку как пользоваться кредитной карточкой.
Обязательно познакомьте с кредитной карточкой.
Прежде чем дать в руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что
такое кредит и как надо с ним обращаться.
8. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что
каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы
(неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый).
Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги
на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.
9. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять,
почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.
Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они
становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное
удовольствие и удовлетворение.
Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для
обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.
10. Будьте для ребенка примером.
На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к
деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить
средства.
Русские пословицы и поговорки о деньгах
Без копейки рубля нет.
Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.
Горе — деньги, а вдвое — без денег.
Горе — деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
Гроша нет за душой.
Денег ни гроша, да слава хороша.
Денежка без ног, а весь свет обойдет.
Деньги счет любят.
Деньги — что пух: только дунь на них — и нет.
Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому — и тысячи мало.
Не горюй о деньгах: не они нас наживали, а мы их.
Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
Отплатил той же монетою.
Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
Трудовая денежка всегда крепка.
Уговор дороже денег.
КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
«Магазин»
(подготовительная группа)
ЦЕЛЬ:
Продолжать учить детей распределять роли, действовать со взятой на себя ролью.
Воспитывать
дружеские
взаимоотношения,
между
играющими,
взаимно-вежливое
обращение продавцов и покупателей. Развивать творчество. Умение продолжать игру.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА: Дети уже играли в овощной магазин, кондитерскую,
проводились беседы о работе продавца, кассира, о том, какие магазины есть у нас в
городе, что видели в магазинах.
ОБОРУДОВАНИЕ: Столы расставлены в виде прилавков, кошельки и деньги сделанные
из бумаги.
1 отдел - «овощной», 2 - «кондитерский» - конфеты, сделанные детьми, 3 отдел -
«Одежда» - вырезанные из бумаги куклы и одежда для них, 4 отдел - «Книги».
ПОДГОТОВКА ВОСПИТАТЕЛЯ: подготовила материал, необходимый для игры,
продумала оборудование, написала конспект, изучила «Программу воспитания и обучения
в д/саду».
ХОД ИГРЫ:
- Ребята, вспомните, какую игру МЫ с вами играли недавно, скажи Оля.
- Да, в игру «Магазин».
- Вы хотите поиграть еще в эту игру? Тогда давайте немного вспомним об этой игре.
Скажите: каким должны быть продавцы и кассиры, работающие в магазинах.
Да. Они должны быть честными, вежливыми.
- Дети, как вы думаете, кто у нас может быть продавцом?
Оля, Таня. Почему вы решили, что они справятся со своей ролью.
Скажи, Маша, почему? (они честные, вежливые).
- А кто у вас будет кассиром; кассиром будет Саша, Вова, расскажи нам как нужно себя
вести в магазине покупатели? Если покупатель хочет что-нибудь купить, он становиться в
очередь, должен благодарить за покупку, а куда надо платить деньги - в кассу.
- Ребята, посмотрите, какие отделы есть в магазине? Это овощи, игрушки, кондитерские
и т.д.
- Дети, только ли покупатели должны быть вежливыми. Скажи, Гриша. (Внимательными,
вежливыми).
- Ребята, вот книга отзывов, в ней отмечается работа продавцов, как вы отмечали в
прошлый раз, Катя. Значит, если понравиться работа продавцов; ставьте «+», если не
понравиться работа продавцов « - ». А сейчас продавцы и кассиры займите свои места. А
остальные дети - покупатели.
Напоминаю детям, что в магазине нельзя громко разговаривать, нужно становиться в
очередь, дождаться своей очереди. Если кто-то из детей не захочет играть в эту игру,
предложить им мозаику, шашки, бумагу и карандаши. На себя беру роль покупателя,
через свою роль, показываю, как надо обращать к продавцу, к кассиру, захожу в магазин.
Здравствуйте, скажите, кто последний? Сколько стоят эти книги. Выберите пожалуйста
чек на руб.
Спасибо, детям, которые приходят во время игры, предлагаю поиграть с вами в роли
покупателя. Миша, что ты купил, кому ты хочешь подарить эти конфеты.
Спрашиваю, для чего дети покупали ту или иную вещь.
Света, купи себе книги и прочти «дочке». Перед началом утренней гимнастики советую
продавцам закрыть магазин на перерыв. Продавец вешает табличку «Перерыв».
Ребята вечером после перерыва вы продолжите игру.
Давайте теперь поговорим.
Кто из продавцов вам понравился больше всего, кто лучше справился со своими
обязанностями. Скажи, Катя.
А почему тебе понравилась Оля?
Да, она была очень внимательным продавцом, молодец.
Каким у нас был кассир? Скажи Женя. Хорошо.
Многие дети были вежливыми, соблюдали очередь. Молодцы. А сейчас, давайте все
уберем.
Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр»
Возрастная группа: подготовительная
Цель: учить детей в ходе игры рационально использовать денежные средства при
приобретении товара.
Задачи:
-совершенствовать умение распределять между собой роли покупателей и продавцов;
-закреплять количественный счёт;
-закреплять правила поведения в общественных местах;
-воспитывать бережное отношение к вещам.
Кол-во участников: вся группа
Словарная работа: шопинг
Дополнительный материал: одежда для продажи, головные уборы, телефоны, наушники,
планшет,
машинки-каталки,
игрушки,
муляжи
продуктов
питания,
фильмоскоп,
«ювелирные изделия», спец. одежда для работников торгового центра, муляжи «лекарств»
для аптеки, атрибуты и предметы-заместители для «Кафе».
Предварительная
работа;
беседа
«Зачем
нужно
экономить
средства?»,
показ
мультимедийной презентации «Кто работает в торговом центре?», игра «Брейн-ринг» на
тему «Экономическая грамотность», инсценировка сказки «Муха-Цокотуха», сюжетно-
ролевая
игра
«Магазин»,
изготовление
памяток
детьми
«Бережливость
вещей»
(рисование).
Ход игры
Воспитатель: Ребята, а вы были когда-нибудь в торговом центре? Какие магазины,
развлечения там есть? (ответы детей)
Кто работает в магазине? (продавцы, кассиры)
В магазине сотовой связи? (продавцы-консультанты)
В аптеке? (фармацевт)
В кафе? (повара, официанты, бармены).
В детской игровой комнате? (сотрудники детской игровой комнаты).
Я вам сегодня предлагаю отправиться в торговый центр и взять на себя роли работников
торгового центра. (ребята распределяют роли и занимают рабочие места: магазин
«Продукты», «Одежда для всей семьи», «Головные уборы», «Золото», «Евросеть», аптека,
«Кафе», игровая комната). Остальные ребята будут покупателями. Можете разделиться на
семьи. На семью выдаю зарплату по 50 рублей. (номиналом 5руб: 2 руб: 1 руб: 10 руб).
Вам необходимо будет приобрести нужный вам товар, но при этом постараться не
истратить все деньги. В конце игры мы посчитаем, сколько денег потратила каждая семья.
Ну что, у нас сегодня шопинг. Шопинг- это время препровождения в виде посещения
магазинов, обычно в торговых центрах и комплексах, и покупки товаров — одежды,
обуви, аксессуаров, головных уборов, подарков, косметики и др.
Скажем вместе: «шопинг».
Ну а сейчас, продавцам желаю удачной продажи, а покупателям приятных покупок!
Далее игра по сюжету. После покупок, администратор (воспитатель) приглашает всех
участников в кинотеатр на просмотр сказки «Жадный бай». После просмотра сказки-
анализ произведения.
Итог. Подсчитываем оставшийся бюджет. Анализируем на что потрачены деньги. Нужно
ли было покупать данный товар? С каким новым красивым словом мы с вами
познакомились? (шопинг). Молодцы! Вам понравилась игра?
Деловая игра для дошкольников «Семейный бюджет» Цель игры – формирование у
дошкольников основ финансовой грамотности. Во время игры происходит знакомство с
понятиями «деньги», «планирование семейного бюджета», «разумные потребности»,
«экономия» и другими. Ход игры Дети делятся на группы -«семьи» из пяти — семи
человек, в которых распределяются роли папы, мамы, бабушки, дедушки, старших и
младших детей, домашних животных. Все персонажи получают игровые элементы
(костюмы, аксессуары), которые помогают определить роль участника. Даётся проблема:
распределить бюджет семьи так, чтобы хватило денег на все насущные потребности
каждого из её членов. Первый этап игры включает в себя определение общей суммы
семейного бюджета. Дети высказывают свои точки зрения сначала в группах, затем
обсуждают предполагаемую сумму бюджета все вместе. Участники деловой игры
определяют, откуда берутся в семейном бюджете деньги, как каждый из них может
поспособствовать экономии семейного бюджета. Каждый из участников предлагает свои
идеи с точки зрения своего персонажа. Воспитатель помогает группам, направляя их в
правильное русло решения проблемы, задавая наводящие вопросы. Для определения
покупок можно выдать детям карточки с разнообразными рисунками. Если дети
затрудняются или ошибаются, воспитатель напоминает, из чего может состоять бюджет
семьи, и помогает сосчитать средний бюджет, исходя из нормативов прожиточного
минимума, социальных пособий, средних зарплат и пенсий, принятых в нашей стране. На
втором этапе игры дети распределяют бюджет по потребностям каждого «члена семьи».
Третий этап – подведение итогов и обсуждение решений по распределению семейного
бюджета. В процессе озвучивания каждой группой решения игровой задачи воспитатель
может записывать все высказывания на специальной доске или листе ватмана, чтобы
затем озвучить итоги игры
Ожидаемый результат игры: дети знакомятся с основными финансовыми понятиями,
основами финансовой политики нашей страны; дети учатся правильному отношению к
деньгам, способам их зарабатывания, адекватному их использованию и определению
разумных границ своих потребностей; участники игры находят взаимосвязь между
экономическими и этическими категориями: труд, деньги, цена – с одной стороны, и
экономность, потребности, доброта, великодушие – с другой; в деловой игре у
дошкольников развивается эмпатия, так как они смотрят на решение проблемы семейного
бюджета с точки зрения разных членов семьи