Напоминание

Обучение химии студентов колледжа в педагогических условиях индивидуализации.


Автор: Скоробогатова Елена Гермогеновна
Должность: педагог
Учебное заведение: Октябрьский нефтяной колледж
Населённый пункт: Республика Башкортостан г.Октябрьский
Наименование материала: статья
Тема: Обучение химии студентов колледжа в педагогических условиях индивидуализации.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Обучение химии студентов колледжа в педагогических

условиях индивидуализации.

Появление образовательных стандартов обусловлено инновационными

преобразованиями Российской системы образования еще в начале 90 годов

при переходе от индустриального общества к информационному. За текущее

время стандарты претерпевают существенные изменения. Сегодня в основе

квалификации выпускника лежат технические и профессиональные знания,

которые,

в

связи

с

темпами

производственного

развития,

быстро

претерпевают изменения. Помимо ранее использованных знаний, умений и

навыков добавляются новые компоненты- требования к персональным

качествам,

такие

как:

личностные,

коммуникативные,

социальные,

информационные, образовательные. Основу новой структуры ценностей

составляет совокупность профессиональных полномочий, основанная на

приобретенных

навыках,

знаниях,

умениях

и

опыте,

обладание

универсальными способами деятельности, инвариантными для большинства

специальностей.

В

современном

обществе

все

больше

происходит

преобразование системы образования, переводя совместное очное обучение и

взаимо

обучение

в

дистанционное

индивидуальное

использование

социальных

и

образовательных

сетей

для

решения

подавляющего

большинства учебных задач.

Индивидуализация обучения, при подготовке технических специалистов

в учреждениях среднего профессионального образования, отражена в

контроле

качества

обучения.

Контроль

качества

обучения

является

неотделимой частью образовательного процесса и выступает в роли

педагогического условия. Контроль качества в виде срезов знаний позволяет

оценить средства, методы и механизмы обучения, а так же динамику

усвоения

нового

учебного

материала,

сформированность

общепрофессиональных компетенций и имеет уникальную возможность

корректировать процесс обучения студентов технического колледжа.

Мы можем говорить о том, что в современном образовании для

совершенствования педагогических условий, которые будут способствовать

качественному росту технического потенциала студентов

появляется

необходимость создания у студентов мотивации на успешный технический

поиск и активизировать их познавательную деятельность. Необходимо

выработать способность действовать на основе практического опыта, умения

и знаний при решении задач профессионального характера. Необходимо

научить студентов технического колледжа принимать эффективные решения

при осуществлении профессиональной инженерной деятельности. Познание

процесса формирования общепрофессиональных компетенций у студентов

технического

колледжа

является

установкой

на

совершенствование

педагогических условий.

Решение

этой

задачи

предполагает

разработку

и

реализацию

разноуровневых заданий оценивания успехов и творческих достижений.

Становление

системы

образования,

направленной

на

удовлетворение

образовательных потребностей обучающихся с учетом их индивидуальных

особенностей, где значимое место принадлежит не только процессу

обучения, но и контролю знаний студентов. При этом важно внедрение

новых, более прогрессивных технологий обучения и контроля знаний

студентов для формирования общепрофессиональных компетенций, что

положительно повлияет на эффективность учебного процесса.

Каждый обучающийся обладает индивидуальными свойствами памяти,

способностями к размышлению, имеет свой уровень темперамента и

усидчивости, свои собственные интересы и приоритеты. Это приводит к

тому, что не все студенты одинаково успешно усваивают материал,

овладевают знаниями и приобретают необходимые навыки. Поэтому, для

того, чтобы максимально раскрыть способности каждого обучающегося, в

процессе обучения необходимо применять индивидуальный подход.

Индивидуализация

обучения

предполагает

собой

дифференциацию

учебного

материала,

разработку

систем

заданий

различного

уровня

трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации

процесса обучения в конкретных учебных

подгруппах, учитывающей

индивидуальные особенности каждого учащегося.

В основу организации индивидуальной работы со студентами легли

тщательное

изучение

работы

каждого

обучающегося

на

основе

систематического и своевременного выявления уровня усвоения каждого

раздела программы.

При этом в процессе работы перед собой ставлю следующие задачи:

Создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в

работе при классно-урочной системе обучения.

Стимулирование

обучающихся

к

высказываниям,

использованию

различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить

неправильный ответ.

Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего

обучающемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного

содержания.

Оценка деятельности студента не только по конечному результату, но и

по процессу его достижения. Поощрение стремления студента находить свой

способ работы, анализировать способы работы других обучающихся в ходе

урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих

каждому

обучающемуся

проявлять

инициативу,

самостоятельность,

избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного

самовыражения студента.

Мною выделены следующие направления работы:

- индивидуализация домашних заданий, исходя из успеваемости, уровня

познавательной самостоятельности и активного интереса к обучению;

- специфичная

методика

урока:

в

целях

ликвидации

неуспеваемости класс

делится

на

три

относительно

стабильные

группы, часть

урока

работа

идет

фронтально,

остальная

же

самостоятельно,

причем

каждая

группа

получает

различные

задания

(обучение в сотрудничестве);

- индивидуализация учебных заданий для самостоятельной работы

обучающихся:

работа

проводится

по

индивидуальным

инструкциям,

которые составляются

в

трех

вариантах

(по

степени

трудности),

обучающиеся получают индивидуальные задания.

Использование

индивидуализированной

самостоятельной

работы

способствует повышению успеваемости. Сильным студентам нравятся

задания, которые требуют большего напряжения и дают дополнительную

информацию. Слабые студенты получают удовлетворение от успеха,

поскольку им приходится работать со значительно более доступным

материалом. Здесь широко используются метод проектов, информационные

технологии.

При использовании индивидуализации в процессе обучения химии

повышается эффективность обучения, если мотивировать процесс обучения,

оставлять обучающемуся возможность работать на том уровне, который для

него сегодня возможен, доступен. Индивидуализация помогает не только

найти пути обучения каждого студента, но и повышает эффективность

обучения вообще.

Хочется заметить, что индивидуализация никогда не бывает абсолютной,

так как в любых условиях, при использовании разных форм и методов

обучения нельзя учесть все индивидуальные особенности личностей,

поэтому во внимание принимаются лишь те отличия, которые оказываются

важными в процессе обучения. Учитываются индивидуальные особенности

не каждого отдельного обучающегося, а групп обучающихся, обладающих

сходными чертами.

Какие

же

индивидуальные

особенности

личности

студента

учитывала в первую очередь?

- уровень

умственного

развития студента. Уровень

умственного

развития обычно сочетается с некоторыми личными чертами, такими как

трудолюбие, отношение к учению, самостоятельность, инициативность. Все

эти особенности сказываются на учебных успехах. Однако индивидуальные

особенности отличаются непостоянством, изменчивостью, с возрастом

личности сильно изменяются в отношении этих особенностей.

- индивидуальные особенности. От которых может зависеть успех в

познавательной учебной деятельности: быстрота, темп, работоспособность,

сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, скорость

восприятия, запоминания. Эти особенности составляют динамическую

сторону психической жизни.

Задача преподавателя - не усложнять, а облегчать учебную деятельность

студентов,

знание

природных

особенностей

обучающихся

и

умение

учитывать

их

в

педагогической

деятельности

и

есть

основа

индивидуализации обучения.

Разные приемы и методы обучения оказывают неодинаковое воздействие,

как на состояние, так и на результат деятельности обучающихся с разными

особенностями. Учитывая эти особенности, к студентам с различной

нервной системой стараюсь применять специальные приемы и методы,

облегчающие их учебную деятельность.

Хочу остановиться на учете индивидуальных особенностей обучающихся

на этапе мотивации при обучении химии.

Учебная мотивация является

важнейшим среди прочих факторов, стимулирующих студента к учебной

деятельности. Она определяется как направленность обучающегося к

различным сторонам учебной деятельности. Отсюда вытекает необходимость

учета индивидуальных особенностей учащихся в сфере мотивации.

При

конструировании

этапа

мотивации,

учитываю

особенности

познавательных

интересов

учащихся,

определяю

их

характер

и

направленность. Направленность познавательного интереса характеризуется

тем, что он может проявляться либо к научно-теоретическим основам знаний,

либо к их практическому использованию.

От характера и направленности познавательных интересов студентов

зависит выбор содержания учебного материала. Если у обучающихся

проявляется интерес к химии, то на этапе мотивации предлагаю задачи чисто

химического содержания. Если у обучающегося познавательный интерес к

другим дисциплинам математического или гуманитарного циклов, то для

них в качестве мотивационных создаю ситуации, разрешение которых, во-

первых, требует знаний из интересующих их областей, а во-вторых, дает

способ решения новых видов задач из этих областей.

При наличии у студента широкого познавательного интереса, спектр

заданий, предлагаемых ему в качестве мотивационных, расширяется. Но

если интерес к химии отсутствует, то использую задания, привлекающие

как своим содержанием, так и необычностью способа решения, который

показывает преимущества химических методов над житейскими.

Также на уроках использую интересные обучающие опорные конспекты,

например,

раздел

“Органическая

химия”,

который

из-за

обширности

материала и малого количества времени изучается в обзорном виде. Чтобы

проявить интерес и желание учиться, при этом, не “спугнув” студента

сложностью материала, используется таблица “Органика в твоих руках”,

позволяет

объяснить

номенклатурные

названия

практически

всех

органических веществ в течение одного урока, что удобно при дальнейшем

изучении химических свойств этих классов. Обучающиеся очень быстро и

легко усваивают большой объём материала, сразу называют различные

вещества по формулам, и наоборот, составляют формулы по названию

веществ. В дальнейшем при заучивании наизусть названий по “пальцам”

возникает невольная ассоциация, позволяющая эффективно воспроизводить

необходимые приставки и общие формулы.

Мотивационные задания включаю в содержание домашних заданий,

так как обобщение результатов, полученных учащимися при выполнении

индивидуальных мотивационных заданий дома и на уроке, позволяет, во-

первых, сформировать у всего класса в целом положительный мотив

изучения нового материала и, во-вторых, определяет круг возможных

приложений рассматриваемого материала.

При индивидуализации обучения возникают объективные предпосылки

для

выбора

самими

обучающимися

образовательных

траекторий,

которые наиболее

полно

отвечают

их

личностным

потребностям

и

устремлениям.

Ценность индивидуально-образовательной траектории обучающегося в

том, что она позволяет на основе оперативно регулируемой самооценки,

активного стремления к совершенствованию собственных знаний и умений,

пополнить знания при проектировании своей учебной деятельности с целью

отработки методов и техники самостоятельной работы в различных формах

учебно-познавательной деятельности. При этом очень важно, чтобы у

каждого обучающегося была сформулирована личностно-ориентированная

задача по проектированию индивидуально-образовательной траектории, что

способствует

повышению

личностного

образовательного

роста

обучающегося. Однако обучающиеся испытывают существенные трудности

в самостоятельном выборе своей образовательной траектории и далеко не

всегда ощущают себя ответственными за сделанный выбор и рост своих

результатов при его реализации.

Возможность индивидуальной траектории образования предполагает,

что при изучении темы он может, например, выбрать один из следующих

подходов:

базисное

или

логическое

познание,

углубленное

или

энциклопедическое изучение, выборочное или расширенное усвоение темы.

Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ

достигается

с

помощью

фиксированного

объема

фундаментальных

образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с

индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижения студентом

нормативного

образовательного

уровня.

Для

этого

обучающимся

предоставляются многообразные

учебные

задания,

чтобы

они

имели

возможность выбора. Каждый студент перерабатывает одну и ту же

информацию, но решает задачи собственным путем в зависимости от того,

какой стиль учения ему присущ.

Для того, чтобы успешно осуществлять индивидуализацию обучения

химии, применяю определенную систему тестовых упражнений, имеющих

целью проверить:

1) уровень обучаемости;

2) умение самостоятельно работать;

3) умение читать с пониманием и нужной скоростью учебный текст;

4) способность к сообразительности;

5) уровень

развития

того

или

иного

компонента

химического

мышления;

6) познавательные интересы и т.п.

Что нужно для того, чтобы реализовать модель индивидуального подхода

к обучению в колледже?

Во-первых,

необходимо

рассматривать

процесс

образования,

как

творческое развитие индивидуальности студента, раскрытие его талантов,

интересов и способностей, при котором обучение и воспитание гармонично

объединяются в единое целое.

Во-вторых, добиться взаимопонимания между администрацией колледжа

и преподавателями с одной стороны и студентами и их родителями с другой.

В-третьих, определить критерии эффективности обучения.

Система обучения с индивидуальным подходом к учащимся дает

возможность каждому ученику встать на путь самосовершенствования,

самопознания, развития своих способностей и талантов.

Поэтому,студент:

- получает навыки действовать осознанно и может правильно оценивать

свое поведение, оценить свои поступки и поведение, сравнить себя с другими

студентами;

- учится воспринимать себя и окружающих людей как цельную личность,

а не набор из различных черт характера; принимать себя и других в целом, а

не как совокупность хороших и плохих черт характера;

- вырабатывает терпение, усидчивость, трудолюбие, силу воли, учится

управлять собой;

- учится сдерживать свои негативные эмоции;

- получает необходимые жизненные навыки общения и работе в команде.

Все эти задачи решаются за счет того, что система индивидуального

подхода к обучению полностью соответствует личным особенностям

каждого обучающегося. Поэтому студент, попав в эти условия, начинает

культивировать в себе лучшие черты характера и старается исправить

недостатки, которые мешают на пути к успеху. В результате повышается

интерес

к

предмету,

между

преподавателем

и

обучающимися

устанавливаются

партнерские

отношения,

снижается

психологическое

напряжение обучающихся на уроках. Повышается качество знаний и

активность слабоуспевающих студентов. Адекватной стала самооценка

обучающихся, исчез страх перед проверкой знаний.

Список литературы:

1. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.:

"Педагогика", 1998.

2. Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое

средство эффективного обучения школьников. М., 2012.

3. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как

педагогическая проблема. Казань, 2017.

4. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблема дифференциации

обучения в средней школе. - М., 2016.

5. Орлов В.А. Дифференциация обучения и работа с одарёнными

школьниками // 2013, №2. .



В раздел образования