Автор: Арсенина Мария Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ТОГБОУ "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения"
Населённый пункт: город Тамбов, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Раздел: среднее профессиональное
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с
умственной отсталостью.
Особенности восприятия и ощущений детей с интеллектуальными
нарушениями подробно исследовались советскими психологами (И.М.
Соловьев,
К.И.
Вересотская,
М.М.
Нудельман,
Е.М.
Кудрявцева).
Замедленность скорости восприятия сочетается у детей с лёгкой умственной
отсталостью со значительным сужением объема воспринимаемого материала.
Эта слабость наблюдения объясняется особенностями движения взгляда. То,
что нормальные дети видят сразу, олигофрены - последовательно, пишет
И.М.Соловьев. Плохие зрительные и слуховые представления, ограниченный
опыт в игре, плохое знание предметных действий и, прежде всего, плохое
речевое развитие лишают ребенка той необходимой основы, на которой
должно базироваться мышление. Ограниченность восприятия не позволяет
умственно отсталому ребенку перейти в новую область в необычной
ситуации. [2]
Незрелость личности данной категории детей, в основном из-за
особенностей развития его потребностей и интеллекта, проявляется в ряде
особенностей его эмоциональной сферы. Для таких детей характерна
недоразвитость эмоционально-волевой сферы. Эмоции однообразны, мало
дифференцированы,
нюансы
переживания
либо
очень
скудны,
либо
отсутствуют.
Эмоциональные
реакции
в
основном
наблюдаются
при
столкновении со стимулами, действующими непосредственно на человека.
Психика инертна, интерес к окружающей среде недостаточен. У умственно
отсталых детей нет инициативы и самостоятельности. В то же время они не
способны подавить аффекты. Обычны сильные эмоциональные реакции по
второстепенным причинам.
Актуальность и важность проблемы языковых нарушений и их
коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется прежде
всего познавательной функцией языка, тесной взаимосвязью процессов
языкового развития и познавательной деятельности ребенка.
При объяснении причин медленного языкового образования у детей с
умственными недостатками следует прежде всего исходить из общего
недоразвития всей психики, характерного для них, что приводит к
упомянутым выше значительным изменениям и задержке в умственном
развитии.
Один из основоположников русской логопедии М.Е. Хвацев впервые
разделил все причины речевых нарушений на внешние и внутренние, выявил
органические
(анатомо-физиологические,
морфологические),
функциональные
(психогенные),
социально-психологические
и
нервно-
психические причины. [3]
К органическим причинам относили недоразвитие и поражение
головного мозга в пренатальной фазе, при рождении или после рождения, а
также различные органические нарушения периферических органов речи.
Функциональные причины объяснил Хвацев с точки зрения учения
И.П. Павлова о нарушениях во взаимосвязи процессов возбуждения и
торможения в центральной нервной системе.
Он считал умственную отсталость, нарушение памяти и другие
психические расстройства психоневрологическими причинами.
Важная роль М. Хвацев также объяснил социальные и психологические
причины, понимая под ними различные неблагоприятные воздействия
окружающей среды.
Речевые расстройства у детей с ограниченными интеллектуальными
возможностями
широко
распространены,
характеризуются
сложностью
патогенеза и симптомов. Речевые дефекты у таких детей могут быть связаны
с недоразвитием познавательной деятельности, могут быть связаны с
другими факторами (потеря слуха, нарушение моторики речи, аномалии
строения артикуляционного аппарата и др.).
При этом нарушении речи голос либо совсем отсутствует, либо
происходят различные изменения и нарушения в силе, тембре голоса.
Данные изменения обусловлены функциональными или органическими
поражениями голосообразующего аппарата.
У этих детей снижена регулирующая функция речи, которая обычно
очень рано начинает играть важную роль в поведении ребенка. В процессе
овладения навыками и способностями отсталые дети больше полагаются на
наглядный материал, чем на словесные инструкции. Эти особенности
являются основными причинами недоразвития речи у детей с лёгкой
умтвенной отсталостью (В.Г. Петрова, В.И. Любовский, С. Борель-Мезонный
и др.).
У детей слуховой и кинестетический контроль правильности речевых
движений неточен и не сформирован. Развитие моторики речи у детей с
умственной
отсталостью
происходит
медленно,
недифференцированно;
координация дыхательных, звуковых и артикуляционных движений в
речевом процессе затруднена.
Так же у детей с
умственного отсталостью заметно снижается
потребность в речевом общении, что приводит к ограничению вербальных
контактов и негативно сказывается на процессе овладения речью.
Когнитивное развитие и развитие речи тесно связаны, но нет прямой
зависимости между степенью интеллектуального упадка и уровнем речевого
развития. У большинства умственно отсталых детей уровень речевого
недоразвития намного ниже, чем позволяет их умственное развитие. [2]
Речь детей с ограниченными интеллектуальными возможностями часто
бывает однообразной, не очень выразительной, лишена сложных и тонких
эмоциональных нюансов, в одних случаях она задерживается, в других -
ускоряется.
У детей с синдромом Дауна( с легкой умственной отсталостью)
скорость речи невысокая, иногда наблюдается певческая речь. Часто у таких
детей наблюдаются нарушения ритма речи органического генеза, нарушения
голоса.
Формирование связной речи у данной категории детей происходит
медленнее и характеризуется качественными характеристиками. Дети много
времени уделяют вопросам-ответам и ситуативной речи.
Чтобы
делать
убедительные
утверждения,
они
нуждаются
в
постоянных предложениях со стороны взрослых в форме систематической
помощи в форме вопросов или просьб. Контекстная форма языка особенно
трудна для детей. Неадекватно сформированный диалогический язык из-за
плохой концентрации на собеседнике. В процессе корректирующих действий
ведется работа по обогащению словарного запаса, уточнению значения слов,
развитию семантики слова, обучению лексической последовательности и
семантическим полям. Предикативная лексика (глаголы и прилагательные)
требует особого внимания. Важное направление воздействия логопеда-
усвоение детьми обобщенных слов, местоимений, чисел, наречий.
Нарушение аналитической и синтетической деятельности проявляется
у детей с задержкой умственного развития при анализе морфологического
строения слов и предложений, звукового строения слов. Неопределенность
представлений о звуко-слоговой структуре слова приводит к большому
количеству
пропусков,
перестановок
и
замен
букв.
Расплывчатые
представления о морфологической структуре слова при письме вызывают
множество аграмматизмов, искажений приставок, суффиксов, окончаний,
особенно при самостоятельном письме. Нарушение анализа структуры
предложения заключается в пропуске слов, их сплошном написании,
раздельном написании слова.
Маленькие дети с ограниченными интеллектуальными возможностями
нуждаются в постоянной психологической поддержке и корректирующей
помощи
со
стороны
учителя
в
процессе
обучения
и
воспитания.
Логопедическая работа имеет свою специфику, которая вытекает из
особенностей
повышенной
нервной
активности,
психологических
особенностей детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, а
также характера симптомов, механизмов и структуры дефекта речи у этих
детей.
Для ребенка с интеллектуальными нарушениями развития, требующего
специальной подготовки от учителей и родственников, а так же они
нуждаются в их любви, терпении и выдержке.
Список использованных источников
1. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед.
вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской- М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика:
Учеб. для студ. высш. учеб, заведений -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2001. — 208 с.
3. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника:
Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология"- 3-
е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-192 с.