"Воспитание нравственно-этических понятий у детей".
Автор: Смолякова Светлана Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 13" Населённый пункт: г.Алексеевка Белгородской области Наименование материала: статья Тема: "Воспитание нравственно-этических понятий у детей". Раздел: дошкольное образование
Воспитание нравственно-этических понятий у дошкольников.
Все нравственное воспитание детей
сводиться к доброму примеру.
Живите хорошо и старайтесь жить
хорошо, и вы по мере вашего
успеха в хорошей жизни хорошо
воспитывайте детей.
Л. Н. Толстой.
Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых
лет жизни является важной педагогической задачей. Именно эти детские
годы- наилучшее время для формирования личности, для воспитания
моральных привычек, для развития чувств и отношений к окружающим
людям .Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или
безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка,
зависит прежде всего от родителей и окружающих его взрослых, от того
как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Нравственное воспитание-процесс двусторонний. С одной стороны,
он предполагает активное воздействие на детей и взрослых: родителей,
педагогов, с другой- активность воспитуемых, которая проявляется в их
поступках, чувствах и отношениях.
Нравственная направленность, которая придается детской
деятельности, создает предпосылки для успешного развития ценных
нравственных качеств: целеустремленности, дружеского отношения к
сверстникам, трудолюбия.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре,
традициям входят в понятие «патриотизм». Он проявляется в чувстве
гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды,
уважении к историческому прошлому своего народа, бережном
отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Чувство патриотизма, выражаемое прежде всего в привязанности к
родным местам, привычному укладу жизни, известно уже с древности.
Существует многообразие подходов к воспитанию патриотизма,
через любовь к родной природе и родному дому, чувство собственного
достоинства, сострадание, сочувствие, доброту, способность встать на точку
зрения другого и пережить чужую беду как свою, волю к свободе,
соборность, стремление к единению с другими людьми на основе любви
к другим.
Этапом в формировании у детей любви к Родине следует считать
накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве.
Ознакомление с важнейшими государственными символами- гербом и
флагом нашей страны входят в содержание патриотического воспитания
детей дошкольного возраста. Ознакомление детей с гербом и флагом
страны имеет большое значение не только для воспитания чувства
патриотизма, но и коллективизма, гуманистических ценностей, а также для
формирования социальных навыков поведения, общения. Кроме того у
детей развиваются познавательные интересы, повышается интерес к
творчеству.
К средствам патриотического воспитания относятся: устное
народное творчество, декоративно-прикладное искусство, музыка,
художественная литература, игра, самостоятельная детская деятельность.
При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях
интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать о том,
что им близко и интересно.
Работа с родителями в этом направлении также не менее важная.
Это объясняется тем, что эмоционально-положительная атмосфера в
семье создается ее членами, прежде всего родителями. Ведь Родина
начинается с семьи. Наша цель-сформировать у родителей сознание
необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей
нравственно- этических понятий в условиях семьи и тесной
взаимопомощи с дошкольным учреждением.
Для этого используются разнообразные формы взаимодействия с
семьями: привлечение родителей к сбору краеведческого и
познавательного материала для пополнения экспозиции группового мини-
музея русского быта; организация консультаций и индивидуальных бесед
по темам: «Создание эмоционально-положительного климата в семье»;
«Как провести выходной день», «Какой литературой пополнить
домашнюю библиотеку вашего ребенка»; оформление стендов,
фотовыставок, привлечение родителей к организации и проведению
досугов.
Особенно важен в нравственно-патриотическом воспитании детей
труд вместе с родителями- бытовой, в природе, по изготовлению игрушек
и разных поделок, труд направленный не только на благо семьи, но и
других людей: благоустройство двора, починка игрушек для детского сада,
изготовление пособий. Воспитатель может посоветовать родителям
вместе с детьми изготовить кормушки для птиц и кормить их зимой,
собирать семена осенью, сеять траву и сажать траву весной.
Таким образом, в целях осуществления нравственного воспитания в
детском саду должны быть созданы все условия для того, чтобы дети
могли доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку со
стороны взрослых. Только при этом у ребенка может быть создано
ощущение эмоционального благополучия и он охотно и непринужденно
сможет общаться со сверстниками, ожидая с радостью встречи с ними,
делиться со взрослыми своими радостями и огорчениями.
Список литературы
1.Нравственное воспитание в детском саду. Под редакцией В.Г. Нечаевой и Т
А. Марковой М., «Просвещение», 1975.-256с.
2.Пересыпкина А.В. Социализация дошкольников средствами духовно-
нравственной культуры: учебно-методическое пособие.-Белгород: ООО ,
2011-346с.
3.Нравственное воспитание в детском саду. Составители: Л.Ф. Островская,
Е.Д. Татищева. М., « Просвещение», 1961-104с.
4.Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №7, Москва
2008г.